Левин Н. Ф., псковский краевед
Шумков А. А., главный редактор
издательства «Старая Басманная», г. Москва
На третьих архивных чтениях 2009 года в докладе о псковских дворянах Клингенбергах отмечалось, что эту фамилию носил и инспектор классов Псковского кадетского корпуса. Его родословная ранее не составлялась, хотя некоторые представители этого рода довольно известны.
К сожалению, трёхтомная энциклопедия «Немцы России» и многотомные дореволюционные издания не содержат общего очерка о роде Клингенбергов. В отсутствии конкретных сведений об их лифляндских дворянских корнях, приходится начинать сразу с биографии генерала от инфантерии Карла-Фридриха (по-русски Карла Фёдоровича) Клингенберга, родившегося в Нарве 20 сентября 1772 года. Пять лет он обучался в Шляхетском сухопутном корпусе (реорганизованном в артиллерийский и инженерный, а затем во Второй кадетский корпус) и в 1788 году был оставлен в нём воспитателем. Через десять лет его перевели помощником гофмейстера в Пажеский корпус. Здесь он в 1807 году стал гофмейстером (заведующим канцелярией), а в 1816 году получил звание полковника и орден св. Георгия 4 степени.
С 1822 года К. Ф. был комендантом родной Нарвы и в 1826 году удостоился звания генерал-майора Но 11 февраля 1828 года его вернули к привычной службе в военно-учебных заведениях, назначив директором Павловского, а с 1829 года ещё и Александровского сиротского кадетских корпусов. Впрочем, в 1834 году от второй должности Клингенберга освободили, но 20 апреля 1835 года на него возложили обязанности главного директора всех кадетских корпусов Империи. За ним до конца жизни оставалось и руководство Павловским корпусом.
50-летний юбилей службы К. Ф. в офицерских должностях, 12 октября 1838 года, был отмечен награждением орденом Белого Орла, назначением пенсии в размере получаемого полного годового содержания 11833 рублей и мемориальной доской в зале Второго кадетского корпуса, а 60-летие – бриллиантовым перстнем с портретом императора Николая I –го. Он умер 19 ноября 1849 года и похоронен на столичном Смоленском лютеранском кладбище. Во втором томе известного дореволюционного «Петербургского некрополя» напечатана посвящённая ему надгробная стихотворная эпитафия в 10 строк. Портрет К. Ф. имеется в новейшем двухтомном энциклопедическом словаре «Генералитет Российской империи», вышедшем в 2009 году.
Значительных служебных высот достигли и некоторые его потомки. Кроме дочери Александры (1819-1864), в замужестве Яфимович, у К. Ф. был сын Михаил Карлович. Он родился 9 сентября 1821 года, окончил в 1840 году Царскосельский лицей с чином титулярного советника (9-го класса по Табели о рангах), 18 лет прослужил в Хозяйственном департаменте МВД, став в 1853 году действительным статским советником и в 1855 году – камергером Высочайшего двора. С 8 февраля1858 года М. К. состоял Рязанским и с 5 сентября 1859 года – Вятским губернатором, но 11 января 1863 года уволился по болезни и на 7 месяцев уехал за границу для лечения. На службу его пригласили с 19 апреля 1864 года в Комиссию для подачи прошений на Высочайшее имя, в 1868 году пожаловали чин тайного советника. Он неоднократно замещал статс-секретаря у принятия прошений и умер на службе 3 декабря 1873 года, прожив лишь 52 года – на четверть века меньше своего отца. Рядом с ним его и похоронили.
Там же покоится и жена Михаила Карловича – Елизавета Николаевна (1829-1898), которая пользовалась широкой известностью в столице. Её отец Николай Николаевич Пущин был полковником гвардейского Литовского полка, в 1834-1847 годах командовал Дворянским полком, в 1836 года получил звание генерал-майора и в 1848 году генерал-лейтенанта, а мать Анна Антоновна – начальницей Патриотического института. Подобно матери, Елизавета Николаевна 22 года состояла начальницей Елизаветинского института, приняв этот пост в 1876 году от сестры, в замужестве княгини Голицыной. Елизавете Клингенберг посвящены многие страницы Исторического очерка этого института, вышедшего в 1903 году к его столетию.
Старший из шести детей М. К. и Е. Н. – Николай Михайлович Клингенберг родился 3 февраля 1853 года. Как и отец, он дослужился до чина тайного советника (3-го по Табели о рангах), был пять лет (в 1896-1901 годах, через 33 года после отца) Вятским губернатором, восемь с половиной месяцев (октябрь 1901 – июнь 1902 года) Московским градоначальником и три с половиной года Могилёвским губернатором. В революционный 1905 год на него в Могилёве было совершено два покушения. 18 августа под его экипаж бросили бомбу, но она, к счастью, не взорвалась. А 29 октября эсерка Лидия Езерская в кабинете губернатора двумя выстрелами тяжело ранила Клингенберга в живот и в руку. И всё-таки тогда он выжил, в 1913 году был назначен присутствующим в Сенате, умер 2 мая 1917 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невского кладбища. (Это поколение Клингенбергов стало по матери православным).
О втором ребёнке (дочери Елизавете Михайловне) известна лишь дата рождения: 26 августа 1854 года. Вторая дочь – Анна Михайловна – родилась 15 июля 1856 года и окончила в столице Коломенскую гимназию. 30 апреля 1889 года в Андреевском соборе на Васильевском острове она венчалась с лютеранином, штабс-капитаном Вольдемаром (Владимиром Александровичем) Шильдером – уроженцем Невельского уезда. Об известных представителях этой семьи не раз рассказывалось в псковской краеведческой литературе, а поколенная роспись рода Шильдеров опубликована А. А. Шумковым во второй тетради «Дворянского календаря» (СПб.,
В 1873 года имя Владимира Шильдера, как отличнейшего выпускника, было внесено на мраморную доску Пажеского корпуса. 12 лет он служил в лейб-гвардии Семёновском полку, участвовал в русско-турецкой войне, был награждён в 1878 году орденами св. Анны 4 степени с надписью «За храбрость» и св. Станислава 3 степени с мечами и бантом, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. Затем 11 лет, с 1885 по 1896 год, В. А. был адъютантом генерал-фельдцейхмейстера, великого князя Михаила Николаевича. При этом два года он занимался воспитанием великокняжеского сына Алексея, а 14 мая 1896 года ему присвоили звание полковника. Полученный им педагогический опыт был использован, и четыре учебных года, с августа 1896-го, Шильдер служил инспектором-воспитателем Императорского Александровского (бывшего Царскосельского) лицея. После этого его вернули в распоряжение генерал-фельдцейхмейстера, причём одновременно в 1901 году он обучал другого великого князя Ивана Константиновича.
В апреле 1902 года по настоянию главного начальника военно-учебных заведений великого князя Константина Константиновича (более известного современной читающей публике как поэт «К. Р.») в отставку был отправлен престарелый директор Псковского кадетского корпуса генерал-лейтенант Иван Андреевич Боголюбов. Он прослужил здесь 10 лет и, по свидетельству книги «Обаяние мундира», своей строгостью и суровостью заслужил прозвище «Бурбон» (1). Вместо него был назначен полковник В. А. Шильдер, объявивший о вступлении в должность приказом по корпусу от 25 мая 1902 года (2). Менее чем через год, 6 апреля 1903 года, ему было присвоено звание генерал- майора. Новый директор своим справедливым и сердечным отношением быстро заслужил уважение педагогов, любовь кадетов и высокую оценку столичного начальства. Яркое подтверждение тому содержат ранее не публиковавшиеся архивные документы времени неожиданного перевода Шильдера после четырёхлетней благополучной службы в Пскове.
13 августа 1906 года в Петергофе террористы убили командира Семёновского полка генерал-майора Георгия Мина. Император Николай II, как шеф полка, в виде особого благоволения велел узнать у офицеров, кого бы они хотели себе в командиры. И те назвали Шильдера, которого помнили по давней службе в полку. Соответствующий Высочайший приказ последовал 22 августа. Уезжая из Пскова 17 сентября, Шильдер издал необычный трогательный прощальный приказ. Несмотря на длинноты, его следует воспроизвести полностью, поскольку в нём ярко проявились его педагогические взгляды:
«Тяжело, невыразимо тяжело расставаться с дорогими Псковичами, к которым я за четыре года крепко привязался.
Прежде всего мне бы хотелось выразить всем дорогим моим бывшим сослуживцам глубокую благодарность за самоотверженную службу и за добрые, прямые, откровенные отношения ко мне, которые никогда не изгладятся из моей памяти.
Результаты честной, дружной работы всего личного состава корпуса не раз удостаивались исключительных похвал нашего Августейшего отца-начальника, и не мне поучать сильный учебно-воспитательный персонал корпуса, как нужно учить и воспитывать молодёжь. Твёрдо установившиеся в корпусе педагогические приёмы, основанные на разумном применении к делу любви, строгости и справедливости, вырабатывают из кадет желанных во всех училищах юнкеров, не перестающих никогда любить свой родной корпус.
Я могу себе только позволить заповедать всем дорогим моим бывшим сослуживцам свято хранить и соблюдать славные традиции Псковского корпуса, продолжать дружно работать и дружно между собою жить. Сила в единении, сила в любви.
Вам, славные мои Псковичи, кадеты, сердечный, прощальный привет от бывшего вашего директора, который хотя и был строг и наказывал вас, но вы без сомнения чувствовали и ясно сознавали, что это делалось по необходимости, и что в сущности директор вас крепко любил, горько всею душою скорбел о ваших неудачах и заблуждениях, искренне радовался вашим успехам, торжествовал при исправлении плохих и прилагал все свои силы к тому, чтобы воспитать вас честными, полезными и верными слугами Царя и России.
Я убеждён, что каждому из вас хочется сделаться таким, и доказывать мне вам нечего, что для этого необходимо много знать, а следовательно многому учиться; для того же, чтобы вам, будущим офицерам, уметь впоследствии заставлять других повиноваться, необходимо сначала самим выучиться беспрекословно подчиняться.
Повинуйтесь и верьте прежде всего вашим воспитателям, они стоят к вам ближе всех в корпусе, и я вам ручаюсь за их самое сердечное желание быть каждому из вас полезными.
Дай вам Бог всем успешно, а большинству с отличиями окончить корпус, и прощу никогда не забывать, что в будущим вы встретите во мне надёжного за вас ходатая, готового всегда с радостью быть вам полезными.
Честные, скромные труженики, вольнонаёмные служители и нижние воинские чины, сердечное всем вам спасибо за добросовестную и усердную вашу службу и прекрасное поведение.
Прощайте, дорогие Псковичи!
Никогда не забуду четырёх лет, счастливо прожитого с Вами в настоящее недоброе время. Еще раз всех от души благодарю. Да хранит во века Господь Бог славный корпус.
Заведующий корпусом Генерал-майор Шильдер».(3)
Через день великий князь Константин Константинович, регулярно посещавший Псковский кадетский корпус, в приказе по военно-учебным заведения от 19 сентября 1906 года, сообщая о назначении Шильдера командиром лейб-гвардии Семёновского полка, высоко оценил его заслуги: «Четырёхлетняя совместна работа с уважаемым Владимиром Александровичем дала мне возможность оценить в нём высокие качества, проявившиеся в образцовом управлении вверенным ему Псковским кадетским корпусом.
Всегда необыкновенно заботливый, сердечный, благородный, приветливый, высоко справедливый и беспристрастный, он отличался особенным умением быстро снискивать к себе доверие, привязанность и уважение как служащих, так и воспитанников. Ныне в лице его вверенное мне ведомство теряет во всех отношениях выдающегося начальника учебного заведения и человека.
С искренним сожалением расставаясь с Владимиром Александровичем, призванным Высочайшею волею на трудный и особенно ответственный, по переживаемому времени, пост командира гвардейского полка, я уверен, что и на новом служебном поприще он не менее успешно поведёт порученное ему дело и ещё раз докажет свою беззаветную преданность долгу службы.
Искренне прошу уважаемого Владимира Александровича принять мою глубокую сердечную признательность и благодарность за его высоко полезный труд, затраченный на пользу ведомства и от всей души желаю ему полного успеха и счастья в его новой службе.
Подписал: Главный начальник, генерал-адъютант Константин».
Эти слова великого князя были объявлены по Псковскому кадетскому корпусу приказом от 2 октября 1906 года (4). Одновременно извещалось, что 22 сентября император приказал зачислить бывшего директора генерал-майора Шильдера в списки корпуса. Такого в истории Псковского корпуса ещё не бывало. С тех пор в ежемесячных списках офицеров и классных чиновников корпуса первой строкой, выше фактического директора, приводились сведения о Шильдере.
Желая оставить память о себе и почтить бывшего директора, депутация от Псковского кадетского корпуса в конце января 1907 года ездила к Шильдеру и поднесла ему адрес и роскошный альбом с фотографиями сослуживцев (5).
(Во избежание недоразумений и сомнений, приходится указать, что в упомянутой книге «Обаяние мундира» несколько раз повторялось ошибочное утверждение, что Шильдер якобы покинул Псков в 1905 году. К тому же отметим, что в 1906 году, интересуясь местной историей и не предвидя будущего отъезда отсюда, он вступил в Псковское археологическое общество (6).
К сожалению, пожелание «К. Р.» успехов на новом поприще не оправдалось. Шильдер явно отвык от армейской службы (7) и его поспешили вернуть к привычной педагогической деятельности в привилегированных учебных заведениях. Три года (с июля 1907-го по сентябрь 1910 года) он был директором Пажеского корпуса и ещё семь лет – директором Александровского лицея. 6 декабря 1910 года ему присвоили звание генерал-лейтенанта, а при увольнении в отставку 21 сентября 1917 года новые власти произвели в генералы от инфантерии с правом ношения мундира и с пенсией в размере оклада.
Впрочем, новый мундир носить пришлось недолго и пенсию при советской власти ему не платили. А в ночь на 15 февраля 1925 года Шильдера арестовали вместе с единственным сыном Михаилом по известному «делу лицеистов». Он умер во время следствия, а по приговору от 22 июня 1925 года участниками контрреволюционной монархической организации признали ещё несколько его родственников. Жену Анну Михайловну арестовали через 10 дней после мужа. На допросах она отказалась называть посещавших сына, опасаясь их ареста. Коллегия ОГПУ Лен. ВО приговорила её за пособничество в контрреволюционной деятельности и шпионаже к расстрелу, который через семь дней заменили заключением в лагерь на 5 лет. (8) Она отбывала его в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), постоянно находясь в лагерном лазарете. Через два года её освободили, разрешив переехать в Свердловск к сосланной племяннице Елизавете Николаевне Клингенберг. Оттуда, из больницы Верхне-Исетского завода, она попросила Е. П. Пешкову (жену Максима Горького) узнать о судьбе сына Михаила. И получила сообщение, что приговор о его расстреле приведён в исполнение (9).
Брат Анны Михайловны – Михаил Михайлович Клингенберг – родился 3 мая 1861 года и во многом повторил служебную карьеру её мужа. После окончания в 1881 году 5-ой Петербургской гимназии он получил военное образование в специальных классах Пажеского корпуса по 1 разряду и 12 августа 1883 года был выпущен прапорщиком в тот же гвардейский Семёновский полк, где в то время В. А. Шильдер служил поручиком. Так что вероятно именно Михаил способствовал знакомству и отнюдь не раннему браку (в 33 года) своей сестры Анны. Михаил тоже учился в Академии Генерального штаба и 7 лет (в 1893-1900 годах) был офицером-воспитателем Николаевского кадетского корпуса, получив там в 1897 году звание подполковника. Затем 5 лет и 8 месяцев он командовал батальоном 145-го Новочеркасского императора Александра III полка, участвовал в русско-японской войне 1904-1905 года, был ранен и награждён золотым оружием с надписью «За храбрость», а 2 марта 1906 года за боевые отличия ему присвоили звание полковника.
В апреле 1906 года освободилось место инспектора классов Псковского кадетского корпуса, и Высочайшим приказом от 13 мая его получил полковник Клингенберг. С 18 мая он приступил к исполнению своих новых обязанностей. Как второе лицо в корпусе, он замещал директора при его отсутствии. Впрочем, совместная служба с зятем Шильдером длилась лишь 4 месяца. А Клингенберг продолжал служить в Пскове. О его переводе в столицу директор Псковского кадетского корпуса генерал-майор Родионов сообщил приказом от 14 сентября 1910 года:
«Высочайшим приказом от 8 сентября инспектор классов корпуса полковник Клингенберг назначен исправляющим должность генерала для поручений при Главном управлении военно-учебных заведений и сегодня отправляется к новому месту службы. В течение 4-хлетней службы в корпусе полковник Клингенберг много потрудился над поднятием учебной части в заведении; трудолюбивый, знающий своё дело и даровитый, он принёс корпусу много пользы, и своими нравственными качествами и большим тактом заслужил любовь и уважение сослуживцев. Расставаясь ныне с глубоко уважаемым Михаилом Михайловичем, считаю приятным долгом поблагодарить его от лица службы за отличную и полезную для корпуса службу, а от себя лично и от всех сослуживцев сердечно пожелать ему в будущем многих лет здоровья и счастья». (10)
Почти сразу, 6 декабря, ему пожаловали звание генерал-майора, а 15 сентября следующего года назначили директором Петровского кадетского корпуса в Полтаве. Гражданская война привела 57-летнего генерала в украинскую армию гетмана Скоропадского, затем в Добровольческую армию Юга России. Он эвакуировался из Крыма, затем жил в Болгарии и умер в Княжеве (район г. Софии) 23 апреля 1939 года.
Младший из братьев Анны и Михаила Клингенберга – Александр Михайлович – родился 8 июля 1865 года, окончил юридический факультет Петербургского университета и служил в ведомстве МВД, в том числе прокурором ряда окружных судов. Последние три года жизни, с 1 июля 1906-го до 30 июня 1909 года, он состоял Екатеринославским губернатором, 17 мая 1908 года подвергся покушению террористки и в следующем году скончался. Уже после смерти А. М. «Летопись Екатеринославской учёной архивной комиссии» напечатала в 1910 году его очерк «Из летописи местной жизни». Сведения о нём и о его деде Карле Фёдоровиче приведены во втором томе энциклопедии «Немцы России».
К сожалению, столь же трагична судьба многих других, и не только дворянских семей России.
1. А.А.Михайлов. Обаяние мундира. Псков, 1904, с.122
2. ГАПО. Ф.6. Оп.1. Д.141. Л.80
3. Там же. Д.151. Л.175
4. Там же. Л.199
5. Газета «Псковитянин» от 28 янв.
6. Труды ПАО за
7. Об этом подробно повествуется в книге Ю.В.Макарова «Моя служба в Старой Гвардии. 1905-1917». Буэнос-Айрес, 1960
8. Архив СПб. управления ФСБ, № 21488. Д.5
9. ГАРФ. Ф.8409. Д.233. Л.51-53
10. ГАПО. Ф.:. Оп.1. Д.161. Л.108
Источник: Левин, Н. Ф. В. А. Шильдер и М. М. Клингенберг - директор и инспектор классов Псковского кадетского корпуса / Н. Ф. Левин, А. А. Шумков // Материалы четвертых псковских архивных чтений, 16-17 нояб.