Савина Мария Гавриловна

savina60028 апреля (11 мая н.ст.) 1909 года Савина на сцене Народного дома имени Пушкина в роли Татьяны Репиной в одноименной пьесе Александра Сергеевича Суворина.

(1854 – 1915)

Русская драматическая актриса родилась 11 апреля (30 марта ст. ст.) 1854 года в городе Каменец-Подольск в семье провинциальных актеров. На сцене впервые оказалась в возрасте семи лет, в пятнадцать уже была профессиональной актрисой.

Долгие годы ее имя было связано со сценой Александринского театра, где она получила признание и славу. За удивительное мастерство, покорявшее публику многих российских городов, Савину называли «петербургской Сарой Бернар», но путь к этой вершине был очень трудным.

Молодость Марии Савиной прошла в семейных неурядицах и бесконечной работе. К девятнадцати годам она сыграла множество ролей -  провинция стала серьезнейшей школой для молодой актрисы.

Провинциальные театры сменяли друг друга – Минск, Харьков, Калуга, Орел, Одесса, Смоленск, Бобруйск, Саратов, Казань.  В своих мемуарах «Горести и скитания» Савина рассказывает об этом периоде без романтического флера. Стремясь быть правдивой и объективной в своем рассказе, Мария Гавриловна не идеализирует ни себя, ни своих товарищей, создавая картины повседневной жизни актеров, рисуя их отношения между собой. Савина с глубокой горечью вспоминает быт провинциального театра. В актерской среде распространены гражданские браки, измены. Ссоры, скандалы, сцены ревности становятся неотъемлемой частью бытовой жизни актеров.  Мария Гавриловна почти не видит в этой жизни светлых моментов, кроме выступлений, сцены, работы. 

В воспоминаниях она рассказывает о встречах, которые оказали огромное влияние на ее судьбу. В Нижнем Новгороде ее партнером на сцене был так же ставший потом знаменитым Владимир Николаевич Давыдов. Он позднее писал о ней: «Скромная, тихая, но с лукавыми глазенками, со звонким мелодическим голосом, вся изящная, хрупкая – она была очаровательна в оперетке и комедии… Тогда уже можно было угадать, что из Савиной со временем выработается хорошая актриса. Она имела характер, любила сцену до самозабвения и умела работать, не надеясь на вдохновение». Такой увидел ее на сцене известный театральный антрепренер Петр Медведев, который искал молодых талантливых актеров по всей России и взял к себе в труппу.

После огромного успеха в Саратове в 1874 году Мария Гавриловна Савина приехала в Петербург, где дебютировала на сцене Александринского театра, в котором проработала до конца своих дней. Она сразу же покорила столицу, завоевав любовь публики, и добилась первенства на императорской сцене.

Именно на здесь Савина создала незабываемую галерею женских образов. Она играла в пьесах Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова, Островского и множество ролей в пьесах текущего репертуара.

С возрастом сменилось амплуа: инженю – роли неопытных и наивных девушек, сменили романтические и драматические героини - женственные, изящные и очень русские. Савина привнесла на сцену знание жизни и ощущение времени, свой собственный опыт, а потому ее работы были проникнуты правдой жизни. 

Многие знаменитые современники Марии Гавриловны, с которыми она встречалась, переписывалась, дружила, работала, ценили в ней, помимо таланта, живой и острый ум, зоркую наблюдательность, не лишенную иронии и насмешки, бьющую через край жизненную энергию, чарующую женственность.

Долгая нежная дружба связывала ее с писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым, она гостила у него в Спасском-Лутовинове. Среди ее поклонников, ставший другом и помощником, был знаменитый юрист Анатолий Федорович Кони, сохранилась их переписка. К почитателям «подлинной русской актрисы» относил себя Федор Михайлович Достоевский.

В 1899 году на сцене восходила новая звезда – Комиссаржевская и не вступая в конкуренцию Савина отправилась на гастроли в Прагу и Берлин с небольшой труппой и репертуаром из пяти пьес, возбудившую там интерес к русскому сценическому искусству. В том же году она получила звание «Заслуженной артистки императорских театров».

Мария Гавриловна участвовала в столичной светской жизни, занималась благотворительностью и общественной деятельностью. С ее участием было создано Российское театральное общество, которое она со временем возглавила, став председателем совета. А в 1896 году Савина основала в Санкт-Петербурге «Убежище для престарелых сценических деятелей» («Дом ветеранов сцены»), получившее впоследствии ее имя. Умерла Мария Гавриловна 21 сентября 1915 года в Санкт-Петербурге. Проститься с любимой актрисой пришел весь Петербург.

savina

Фото: художник Константин Егорович Маковский. Портрет актрисы Савиной

Несколько раз Мария Гавриловна Савина с гастролями посещала Псков.

В 1901 году она выступала в зале Семейного кружка (дом Викенгейзера). Псковичи не увидели ее в прославленных ролях. Она играла в небольших легких пьесах, специально подготовленных для гастрольных поездок «Идеальная жена» и «Женская чепуха». Игра столичной актрисы впечатлила псковичей. «Публика, как следовало ожидать, переполнила театр (Зал семейного кружка) и горячо приветствовала талантливую артистку, не скупясь на вызовы и аплодисменты. Преподнесла М.Г.  букет цветов и провожала ее аплодисментами до кареты».

Еще одну встречу псковичи ожидали в 1907 году, билеты были раскуплены, но спектакль был отменен из-за болезни артистки.

28 апреля 1909 года Савина на сцене Народного дома имени Пушкина в роли Татьяны Репиной в одноименной пьесе Александра Сергеевича Суворина. Актрисе было уже 55 лет и эта роль давно укрепилась в ее репертуаре и была одной из любимых: «Лучше играть старое, чем новую ерунду», - считала актриса.

Сохранились впечатления одного из зрителей, который писал после этого спектакля «Мне казалось, что Савина плакала над собой, своим талантом, волею судьбы и безжалостным временем обреченным на старческое увядание.. Плакала над тем, что время ее проходит и былой славы уже не будет… И было жутко и больно.. Больно от мысли, что время одинаково безжалостно ко всем, и его ледяного дыхания не избежат и те, кои, как маяк, светят во мраке ночи и своим ярким дарованием скрашивают нашу монотонную, скучную жизнь».

В следующий приезд, в 1911 году - псковичи увидели совсем другую Савину в короткой пьесе «Пациентка». Действие длилось около пятнадцати минут, но зритель хохотал с первой реплики и все громче и веселее. Ее провинциальная дама говорила с южным акцентом, а серьезность с которой ее героиня проявляла в беседе с врачом к глупейшим мелочам и деталям превращала нелепые реплики в философский фарс.

Источники:

Бойцова Я. В. Образ провинциального актера в мемуарах М. Г. Савиной «Горести и скитания» // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/archive/26/2866/ (дата обращения: 01.04.2019).

Цирпонс Инга Александровна. Актеры, роли, зрители : Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / Цирпонс Инга Александровна / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997. - 129 с., [8] л. ил. - Читать полный текст >>>

Сего Дня

2 декабря 1907 года

2 декабря 1907 года

Арест экспроприаторов. Полиция арестовала в Пскове группу латышских боевиков, засевшую в одном из до...

2 декабря 1914 года

2 декабря 1914 года

Передвижники в Пскове. В Пскове в зале Дворянского собрания открылась художественная выставка,...

Выставки

Памятники  Великой Отечественной войне на территории Псковской области

Памятники Великой Отечественной войне на территории Псковской области

76 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны.  Во имя сохранения и передачи памят...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru