Евреинов Николай Николаевич

evreinov foto03Евреинов Николай Николаевич (13 февраля 1879 г., Москва - 7 сентября 1953 г., Париж) режиссер, драматург, критик и теоретик театра, музыкант, художник.

Родился в семье Валентины Петровны и Николая Васильевича Евреиновых. Мать происходила из обрусевшего французского рода. От нее унаследовал Николай Евреинов любовь к музыке и страсть к театру. Отец - видный инженер и чиновник министерства путей сообщения. Семья часто переезжала, чему причиной была служба отца. С 1889 по 1894 г. Евреиновы жили в Пскове. Николай Васильевич был назначен главным контролером Псковско-Рижской железной дороги. Николай 3 года учился в Псковской гимназии. В 13 лет сбежал с артистами бродячего цирка, который расположился под Псковом и выступал в роли клоуна под псевдонимом «Бокларо». Осенью 1892 г. поступил в Петербургское Императорское училище правоведения. В училище он играл в любительском театральном кружке, для которого писал пьесы. В 1893 г. приезжает на каникулы домой в Псков и участвует в благотворительном любительском спектакле под псевдонимом "Горкин". Псков дал много для приобщения его к театральной жизни. В 1894 г. Евреиновы переезжают в Москву.

Окончив училище правоведения, Н.Н. Евреинов поступил на службу в министерство путей сообщения и одновременно вольнослушателем в Петербургскую консерваторию в класс композиции Н. Римского-Корсакова. В 1907 г. выступил одним из инициаторов создания Старинного театра, ставившем перед собой задачу реконструкции театральных систем прошлого. В 1908 г. был приглашен режиссером в театр В. Комиссаржевской. Весной 1909 г. вместе с Ф. Комиссаржевским организовал «Веселый театр для пожилых детей», где впервые была поставлена его арлекинада «Веселая Смерть". В 1910 г. ушел из министерства путей сообщения и целиком отдался занятию искусством. Необычайный успех в жанре театральной миниатюры и пародии привел к приглашению главным режиссером в театр «Кривое Зеркало» (1910), где он проработал вплоть до революции. За эти годы Евреинов осуществил постановку около 100 миниатюр и пьес. Некоторые из этих пьес увидели во время гастролей театра в 1910 г. жители Пскова.

Евреинов был одной из ключевых фигур русского художественного авангарда: дружил с футуристами (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В.Хлебников). Его рисовали И. Репин, М. Добужинский, Ю.Анненков, С.Сорин и др.

Одновременно с практической деятельностью Н. Н. Евреинов занимался теоретическими исследованиями. В 1913 г. вышли книги "Театр как таковой", в которой формулируется понятие «театрализация жизни» как «инстинкта вечного преобразования», действующего и за пределами театра и во многом определяющего мышление и быт человека, и "Pro scena sua" (сборник театральных публикаций предыдущих лет). В 1914–1915 гг. вышли второй и третий тома его драматических произведений, в 1915 г.- "Театр для себя". Создатель оригинальной драматургической теории, Евреинов разработал также принцип «монодрамы», в которой отношение персонажа к окружающему миру должно стать точкой зрения каждого из публики: зритель должен настолько вжиться в душевный мир действующего лица пьесы, что он как бы превращается в этого персонажа. Теории Евреинова и дискуссии вокруг них во многом обогатили практику нового театра XX века.

Осенью 1917 уехал на юг, выступал с лекциями в Киеве, Сухуми, Тифлисе. В 1920 г., вернувшись в Петроград, Н. Н. Евреинов стал активным участником театральной и культурной жизни, вошел в редколлегии ряда периодических изданий, выступал с лекциями о театре. Такая активность помогла Евреинову вновь заявить о себе. Осенью 1920 г. возглавил постановку одного из наиболее масштабных массовых празднеств революции - «Взятие Зимнего дворца». Настоящий успех принесла ему пьеса «Самое главное», премьера которой состоялась в Петроградском театре политической сатиры «Вольная комедия» в 1921г. Далекая от агитационных целей, эта пьеса стала лучшим драматическим произведением Н.Н. Евреинова и самым успешным и популярным спектаклем театра, что в итоге ей и навредило. Она осуждалась советскими критиками за аполитичность, попытку «дополнить социализм», за «эстетство» и «фашистские тенденции», а затем просто за то, что своим успехом повредила идейной линии театра – революционной сатире. Впоследствии пьеса была переведена на 18 языков и шла в 26 странах. Сотрудничая с большевиками, Евреинов стремился к сохранению полной творческой независимости, что в итоге поставило перед ним вопрос о том, насколько возможно продолжать работу в Советском Союзе. В январе 1925г. он вместе с женой навсегда покинул Россию. По пути в Ригу они провели день в Пскове.

С января 1927г. Н.Н. Евреинов постоянно проживал в Париже, где продолжал плодотворно работать как драматург, режиссер, сценарист. В 1937г. завершил работу над фундаментальным эстетическим трактатом «Откровение искусства». Период немецкой оккупации 1939—1944 годов семья Евреиновых пережила в Париже. После войны Николай Николаевич отошел от режиссуры, сосредотачиваясь на писательской деятельности. В 1945 г. выступал с циклом передач на французском радио о выдающихся деятелях русской культуры, с которыми ему приходилось общаться : М. Горьком, К. Станиславском, Н. Римском-Корсакове, В. Маяковском, А. Таирове, М. Зощенко и др. В 1953 г. вышел «Памятник мимолетному» — своеобразный исчерпывающий реестр театральных начинаний русской эмиграции во Франции между двумя мировыми войнами. И, наконец, в 1953 г., уже на пороге смерти, он выпустил «труд жизни» — «Историю русского театра с древнейших времен до 1917 года».

Похоронен в Париже на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

 

ЛИТЕРАТУРА :

Безелянский, Юрий Николаевич.
 99 имен Серебряного века : [энциклопедия]. - Москва : Эксмо, 2007. - 637, [1] с. : ил., портр.; 21. - Библиогр.: с. 635.

Власова, Раиса Ивановна. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века : из наследия петербургских мастеров. - Л.: Художник РСФСР, 1984.

Иванов, В. Бегущие в никуда[Текст] / В. Иванов ; В. Иванов // Современная драматургия. - 2011. - N 3. - С. 210. - Библиогр. в сносках.
О пьесе "Граждане второго сорта" Николая Николаевича Евреинова, посвященной жизни русских эмигрантов в Париже во время Второй мировой войны.

Литературное зарубежье России : энцикл. справ. / Рос. акад. наук ; Ин-т науч. информ. по обществ. наукам [и др.] ; под общ. ред. Е.П. Челышева, А.Я. Дегтярева [и др.]. - М. : Парад, 2006 (Рыбинск : Рыбинский Дом печати). - 677, [1] с. ; 23 см. - (Энциклопедия российской эмиграции / ред. совет: председатель Ю.С. Осипов). - Прил.: с. 602-676. - Библиогр.: с. 627-647.

Псковская земля. История в лицах. "Сии бо люди крылати..." : [очерки о великих людях русского Порубежья / ред.-сост. Т. В. Вересова]. - Москва : Северный паломник, 2007.

Цирпонс, Инга Александровна. Актеры, роли, зрители : Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997.

 

Дополнительно в ЭБ:



Сего Дня

29 марта 1407 года

29 марта 1407 года

Псковичи одним днем построили церковь Святого Афанасия, которую тогда же и освятили. Псковичи выгнал...

29 марта 1836 года

29 марта 1836 года

Умерла Надежда Осиповна Пушкина (17 марта ст. ст.). Мать Александра Сергеевича Пушкина, ур...

29 марта 1899 года

29 марта 1899 года

Псковская городская дума рассмотрела ходатайство ломовых извозчиков о предоставлении им стоянки побл...

Выставки

Псковщина сражается

Псковщина сражается

Газеты и листовки Ленинградского партизанского края в фонде Псковской областной универсальной научно...

Псковские факты

Блуждающий поезд

Блуждающий поезд

Материал был подготовлен к 100 – летию отречения от престола Николая II. Ролик рассказывающий о собы...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru