Травин Глеб Леонтьевич

«Через тернии к звездам»:
к 92-летию окончания путешествия Глеба Травина

Глеб Травин92 года назад закончилось путешествие Глеба Травина, общая протяженность которого составила 85 000 километров, а длительность – три года - с 1928 по 1931 гг. «Псковиана» представляет обзор об истории этого удивительного путешествия и его последующей судьбе в мировом страноведении.  

– Да, я Травин.

Чисто выбритое, с крупными чертами загорелое лицо. Среднего роста, но, судя по широкой груди, очень сильный человек, выжидательно смотрел на меня.

То, что это именно тот Травин, о котором шла речь в самолете, было уже ясно: в глубине комнаты, на стене, я успел заметить большой фотографический портрет - голову с гривой густых волос, перехваченных не то лентой, не то блестящим обручем. Фотография вмонтирована в кусок карты Северного Ледовитого океана. К рамке прибита костяная пластинка с той же надписью, что приведена вначале: «турист-путешественник…» и т. д.

(Из книги Александра  Харитановского «Человек с железным оленем»)

карта-схема

«Per aspera ad astra» – нам хорошо знакомо это выражение, дословный перевод которого можно озвучить как «к звездам, преодолевая трудности на пути», иначе - «через тернии к звездам». Эти слова в полной мере раскрывают идею одного из самых необычных путешествий – на велосипеде вдоль границ Советского Союза (включая и арктическое побережье страны),  которое совершил молодой электрик и пскович Глеб Леонтьевич Травин (28 апреля 1902 – 19 октября 1979). Преодолевая трудности, он упорно шел к своей цели полной авантюризма и смелости. Огромного мужества, выдержки, силы воли и целеустремленности потребовало это путешествие. Но имя этого героя сегодня вспоминают, к сожалению, нечасто.

«Велосипед и Заполярье!… Изящный лаковый параллелограмм дутых трубочек, тонкие никелированные струны спиц - и ни одного километра дорог?!… Кто он, этот Глеб Травин, выбравший столь странный способ передвижения по Крайнему Северу? Да было ли такое на самом деле?»

(Из книги Александра  Харитановского «Человек с железным оленем»)

Безусловно, было. Вот только подробности и настоящие свидетельства этого путешествия сегодня практически не известны миру. Существует  книга Харитановского, которая описывает его путешествие, есть обстоятельный очерк Вивиана Итина, несколько заметок и статьей разной степени давности.

Вивиан Итин Выход к морю

Вивиан Итин

«Известно, что Вивиан Итин был первым из авторов, написавшим о Травине, но он был впоследствии репрессирован. После этого родственники Травина уничтожили весь архив путешествия, опасаясь любых связей с осужденным писателем. Фотографии, дневник - все исчезло, не оставив ни малейшего шанса на новые подробности»

(Источник цитаты)

О судьбе самого  Глеба Леонтьевича Травина известно также немного:  по происхождению – пскович,  родился 28 апреля 1902 года в селе Касьево Псковского уезда. В 1913 году семья переехала в Псков. Затем -  служба в Красной Армии, откуда он попал на Камчатку. И довольно авантюрным способом - воспользовавшись правом бесплатного проезда на родину, в качестве родного города он назвал не Псков, а Петропавловск-на-Камчатке.

Всю свою жизнь Глеб Травин мечтал о путешествии, а после встречи с голландским велосипедистом, объехавшим Европу, он был полностью поглощен мечтой о таком же опыте,  в результате чего начал пятилетнюю подготовку к путешествию вдоль границ Советского Союза. 

Александр  Харитановский «Человек с железным оленем»«Каждый свободный час теперь уходил на тренировки, на изучение автомотора, электротехники, слесарного дела. Последнее делалось по двум причинам: во-первых, чтобы не застрять где-либо в пути из-за неисправности велосипеда и, во-вторых, решало в какой-то степени вопрос о средствах. Глебу подвернулась книжица "Без гроша в кармане", в которой давалась подробная консультация, как вести себя путешественнику, если у него сложилась ситуация, обозначенная в заголовке. Оказывается, нужно владеть несколькими ходовыми специальностями, Они - верное средство для случайных заработков. Спорт смен знал, что общество охотников не в состоянии выделить ему необходимую для кругосветного путешествия сумму, поэтому совет книги не оставил без внимания.

Занялся он еще изучением модного тогда эсперанто - универсального международного языка. Язык удобный: алфавит латинский, но букв меньше. Запас слов нужен небольшой, что-то около тысячи корней. Узнать эсперантиста просто - носит зеленую пятиконечную звездочку с надписью "эсперанто". Увидишь такую эмблему у кого-либо на груди в любой стране - подходи и разговаривай.

К его ежедневным поездкам в любую погоду в городе быстро привыкли, и они не вызывали особого внимания. Разве что у машинистов паровозов… Глубокой осенью Глеб перенес тренировки на шоссе, проложенное параллельно железнодорожному полотну. Машинисты, заметив велосипедиста в трусах и в майке, мчавшегося под дождем, а то и под снегом наперегонки с поездом, выражали изумление продолжительными гудками…»

(Из книги Александра  Харитановского «Человек с железным оленем»)

В поездку пскович отправился 10 октября 1928 года. Выехал из Владивостока, добрался до Хабаровска и повернул на запад - вдоль Транссибирской магистрали к Байкалу. От Новосибирска - на юг, в пустыни и горы - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. 

Глеб Травин

На его пути встречались и малые, и большие трудности: безводная пустыня, горное ущелье, полное змей, нашествие  саранчи, но они не шли ни в какое сравнение с тем, что ожидало его на Севере. В ноябре 1929 года Глеб Травин добрался до Мурманска. Здесь начинался отрезок пути около 40 тысяч километров вдоль побережья Северного Ледовитого океана, большую часть по его гладкой замерзшей поверхности.

карта-схема

Потерь и угрожающих жизни случаев было немало. Одним из самых страшных потрясений этого участка пути стала ампутация больших пальцев на ногах. Однажды Травин проснулся после ночлега в районе острова Долгий и обнаружил, что его сапоги и новый меховой комбинезон вмерзли в лед - спал он, как обычно, зарывшись в сугроб, ночью из трещины выступила морская вода, пропитала шерсть и застыла. При помощи ножа он с трудом выбрался, но его вещи были безнадежно испорчены.

«Почти сутки велосипедист без остановки мчался в поисках жилья. Когда, наконец, Травин ввалился в ненецкий чум, ноги были сильно обморожены. Опасаясь гангрены, он решил, что потемневшие и распухшие большие пальцы лучше ампутировать, и тут же отрезал их ножом. Глядя на это, ненцы решили, что перед ними не человек, а дух. Так по окрестностям распространилась весть - едет по тундре сам черт на железном олене. Сам питается древесным углем, а оленю и вовсе не нужна пища»

(Источник цитаты).

Современному человеку сложно  представить подробности таких испытаний, которым Глеб Травин подвергал себя сам. И самое главное – зачем? Наверное, ответ кроется в специфике эпохи – полной авантюризма и  романтизма. Вспомним роман В. А. Каверина «Два капитана», в некоторых местах автор описывает это же время,  30-е гг. А ведь на приключенческом девизе героев романа «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» выросло не одно поколение людей,  достойно отвечавшим всевозможным вызовам времени.  Так и путешествие Травина, по достоинству не оцененное его современниками, говорит нам о том, что всегда нужно смело смотреть жизни в лицо, идти навстречу любым трудностям. 

«Путешествие Травина надо считать, как оно и было на самом деле, комбинированным. Велосипед был основным средством передвижения, но двигался Глеб Леонтьевич и на оленях, и на собаках, и дрейфовал с велосипедом на льдине, и шел пешком, опираясь на руль своего «оленя», и даже полз, когда обмороженные ноги отказывались ему повиноваться. Все это так, но дело не только в этом. Героизм Травина состоит в том, что он добровольно подверг себя невыносимым, по нашим понятиям, испытаниям, ни на минуту не сомневаясь в своей победе над стихией. Он родился, чтобы доказать человеку, что его возможности далеко не исчерпаны. И он доказал, прославив человека вообще. Именно это и надо ставить в заслугу Травину»

(В. Крючкин)

Действительно, за время путешествия  Глеб Леонтьевич пользовался и другими видами транспорта, но «несложный подсчет показывает, что в общей протяженности маршрута «инородным» транспортом преодолено всего лишь восемь процентов пути».

«Пароходом пять раз, - коротко отвечает Глеб Леонтьевич. - Плыл от Камчатки до Владивостока (2.600 км.), затем переправился через Каспийское (340 км) и Азовское (220 км) моря. Пароходом же пересек Карское море (900 км) и, наконец, из бухты Провидения плыл до Петропавловска (2.100 км). Было несколько эпизодических поездок на оленях, общая протяженность которых составила пару сотен километров. Собачья упряжка, взятая уже на последнем участке, перед Чукоткой, явилась чисто грузовым транспортом и, в лучшем случае, везла велосипед. На нарте лежал запас пищи, если таковая имелась, одежда, нартовый чум, оружие и боеприпасы. На выходе в Новосибирское море упряжка сократилась наполовину: пять собак погибли».

(Из книги Александра  Харитановского «Человек с железным оленем»)

Путешествие Травина завершилось благополучно и не сломило его волю. В июле 1931 года он добрался до мыса Дежнева - крайней точки северо-восточной части России – и сразу же принялся отправлять телеграммы с просьбой о разрешении заграничного путешествия по западному побережью обеих Америк, Африке,  Сахаре и Аравии,   Индии  Китаю, чтобы через Тибет и Монголию вернуться в Россию. Ему пришел отказ и в  августе на китобойном пароходе Травин вернулся на Камчатку.

Глеб Травин

Вернувшись на Камчатку, Глеб Леонтьевич продолжил жить обычной жизнью, работал монтером на электростанции, тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов, продолжал заниматься спортом сам и вовлекал в спорт молодежь. В годы Великой Отечественной войны работал преподавателем военного дела на Камчатке.  В 1962 году он вернулся в Псков. 

Глеб Травин у своего велосипеда в псковском музее

Глеб Травин у своего велосипеда в псковском музее

По многочисленным источникам известно, что Глеб Травин умер в забвении, 19 октября 1979 года.

Сегодня память о путешественнике возрождается. Написаны книги, вышли аудио и граммофонные записи и кинофильмы, клубы туристов носят его имя, в том числе и за рубежом.

Первым рассказал о Глебе Травине в 1935 году сибирский писатель, поэт и общественный деятель Вивиан Итин. Его очерк «Земля стала своей»  был опубликован в литературном журнале «Сибирские огни» и вошел во второе издание его книги «Выход к морю».

Затем была документальная повесть «Человек с железным оленем» (1965) камчатского корреспондента  Александра Харитановского, благодаря которой имя путешественника прогремело на всю страну и стало символом туристического спорта.

По советской земле

Научно-популярный и страноведческий журнал «Вокруг света» рзместил две публикации – рассказ  Травина от первого лица «Без скидок на время» (1975) и статью режиссера Владлена Крючкина «Еще раз о «человеке с железным оленем»» (1984).

В 1981 году на киностудии «Центрнаучфильм» В. Крючкин снял документальный очерк о Травине. В Псковском Музее-заповеднике хранятся велосипед, винчестер, паспорт-регистратор и другие вещи путешественника.

Весьма неоднозначным является еще одно литературное произведение о Травине, под названием «Никчемный герой». Его автор - Викторин Попов  - советский писатель. Летом 1930 г. Попов находился в районе Карского моря, сотрудничал с архангельской газетой «Правда Севера», собирал материал для книги «Юшар». В последствии сюда и вошел рассказ «Никчемный герой», где излагается история пребывания Глеба Травина в селении Хабарово, недалеко от о.Вайгач.

Попов В. Попов Викторин. Никчемный герой

Основная мысль этого рассказа – «пока страна выполняла пятилетку в три года, Травин «геройствовал»:

«Турист Травин и пекарь Зайцев. Один - экзотический, другой неприметный, будничный. Кокетливый лакированный ремешок на пушистых волосах, яркозеленая атласная повязка на рукаве: «Турист вокруг света Глеб Леонтьевич Травин», запас визитных и фотографических карточек, бешеный «героизм», рекорд выносливости. У Зайцева - продранный пиджачок и мир в тяжелой зимовке, у печи; одна забота: сухари, сухари, сухари. Над мучным ларем самописный лозунг: «Даешь пятилетку в четыре года!»

Травин привык к роли бездельника - «героя». Зайцев в труде над сухарями видит свою пятилетку. Нашей стране в период напряженной стройки милее и дороже ржаные сухари Антонов Ивановичей».

Глеб ТравинТогда подвиг Травина в большинстве своем был не понят и не принят общественностью. К счастью, сегодня мы смотрим на эту историю иначе, и понимаем, что его полярный переход стал не только романтически-авантюрным вызовом стихии, но и настоящим спортивным подвигом, повторить который в силу совершенно иной атмосферы нашей эпохи, не рискнет никто. А вот еще раз вспомнить о путешественнике и рассказать миру о его подвиге все же стоит, ведь это наша история и наша гордость.

Литература:

  1. Харитановский Александр Александрович. Человек с железным оленем : повесть о забытом подвиге : [путешествие Г. Л. Травина на велосипеде вдоль границ СССР в 1928-1931 гг.] / Харитоновский Александр Александрович - Москва : Мысль, 1965. - 221, [1] с., [8] л. ил. 
  2. Викторин Попов. Никчемный герой// Юшар - ОГИЗ - Молодая гвардия: Москва, 1932.
  3. В. Крючкин. Еще раз о «человеке с железным оленем»// Литрес. Электронная библиотека // Вокруг Света: Журнал - №09, 1984 г. - [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/В/vokrug-sveta/zhurnal-vokrug-sveta-09-za-1984-god/15 (Дата обращения: 06.10.2018)
  4. Глеб Травин: 85 000 км на велосипеде вдоль границ Советского Союза// me – [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/heros/heroes-furfur/167559-travin (Дата обращения: 06.10.2018)

Материал подготовила Голубева А., специалист пресс-службы библиотеки

Сего Дня

11 сентября 1440 года

11 сентября 1440 года

В Псков из Воронача доставили икону Николая Чудотворца. Накануне икона явила знамение вороночанам: в...

11 сентября 1473 года

11 сентября 1473 года

Иван III заявил о готовности поддержать Псков.  Псковский гонец привез из Москвы официальное ув...

11 сентября 1580 года

11 сентября 1580 года

Неудавшиеся переговоры. Польский король Стефан Баторий, стоявший лагерем под Великими Луками, принял...

Выставки

Пушкин в Михайловском: к очередной годовщине приезда поэта в ссылку

Пушкин в Михайловском: к очередной годовщине приезда поэта в ссылку

Отдел краеведческой литературы представляет виртуальную выставку, подготовленную в 2019 году к 195-л...

Псковские факты

Генерал 1812 года Пётр Витгенштейн: «Чести моей не отдам никому»

Генерал 1812 года Пётр Витгенштейн: «Чести моей не отдам никому»

Главный герой «Псковской пятницы» - знаменитый генерал Отечественной войны 1812 года Петр Христианов...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru