Добужинский Мстислав Валерианович

Художник

(14 августа 1875 г. - 20 ноября 1957 г.)

Не в романе это было,
Не во сне я видел это, —
Наяву все это было
На балконе в полдень летом 
Было это так недавно,
Но как сон теперь я помню —
Как в луче полудня ярком
Вышла ты из-за колонны. 
Вся пронизанная светом
Точно Вера из «Где тонко
Там и рвется» с розой бледной
Ты стояла на балконе… 
Мы об этом говорили
И смеялись. Как нарочно,
Как в тургеневском романе,
Небо все в барашках белых
За колоннами сияло
А вдали лежали пашни
И Шелонь в лучах играла
И высокие колонны 
Были очень театральны
Только грустны за рекою
Там где вырублена роща,
Сиротливые деревья,
Пней березовых кладбище
И осколки штукатурки
Под ногами на балконе
Что в рассеянности милой
Ты раскидывала стэком
Говорили о погибших
Днях недавнего былого
Безнадежно невозвратных
Как и счастие мое...

Добужинский Мстислав ВалериановичМало кто знает, что это стихотворение было написано на Порховской земле... В августе 1921 года... И его автор —  знаменитый художник Мстислав Валерианович Добужинский, жизнь которого — одно насыщенное путешествие. Его судьба сложилась так, что ему с самого раннего детства довелось много путешествовать, и если представить «географию» странствий художника, то она охватывает большую часть земного шара: он родился в Новгороде, детство и юность провел в Петербурге, жил в Кишиневе, затем в Вильно, где закончил гимназию, учился в Петербургском университете на юридическом факультете, занимался в студиях Антона Ашбе и Шимона Холлоши в Мюнхене, затем обосновался в Петербурге. Побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Голландии, Дании, Англии, Германии. 

Есть в биографии художника и псковская страница: В 1920 году Добужинский участвовал в создании колонии художников и литераторов в Холомках, в имении князя А. Г. Гагарина Порховского уезда Псковской губернии.

14 февраля 1921 года Корней Иванович Чуковский сделал запись в своем дневнике: «Завтра я еду вместе с Добужинским в Псковскую губернию, в имение Дома искусств, Холомки, спасать свою семью и себя от голода, который надвигается все злее…». Эта поездка состоялась и носила организационно-хозяйственный характер. Нужно было добыть лошадь для поездок в Порхов, договориться насчет сада, огорода и сена. Эти два человека, благодаря своей энергичности и распорядительности, сыграли важнейшую роль в организации «колонии». 

«Добужинский и Корней Чуковский, - вспоминал художник В. А. Милашевский, - были нашими председателями. Перед властями они оба числились заместителями Горького. Бумажка за подписью Горького показывалась в исполкоме города Порхова… и они отпускали нам пайки – крупу, муку и махорку». Их отношения не были простыми. Добужинский спасал художников с той же энергией, с которой Чуковский – литераторов; и в Доме искусств, и в Холомках между ними шло своеобразное соперничество: каждый выражал интересы своих друзей, коллег, каждый приглашал сначала в ДИСК, потом в Холомки «своих», ссылаясь на то, что плоды мучительных трудов и организаторских усилий достаются всякий раз «чужим». 

Тем не менее, несмотря на соперничество, к концу весны 1921 года основные работы по подготовке имения к приему петроградцев были закончены, и начался приезд писателей и художников, продолжавшийся и летом. 

О жизни в Холомках рассказывают карандашные рисунки Добужинского, в том числе – «В иконописной мастерской. Холомки», на котором изображены график В.А. Милашевский, С.А. Гагарина, дочь княгини М.Д. Гагариной и художник Б.П. Попов. Кроме того, в Холомках Добужинский читал лекции, играл в театральных постановках, писал стихи, рисовал и работал акварелью. Воспоминания об этом периоде его жизни легли в основу иллюстраций к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 

Пребывание художника в Холомках явилось очень плодотворным в творческом плане. Так появились «Зимний пейзаж в Холомках», «Холомки осенью», «Чайная», «Домик», «Ряды» и многое другое, в том числе портреты и зарисовки, на которых можно увидеть известных обитателей Холомков. 

В 1921 году дудожник вновь посетил Порхов и написал акварели «Порхов. Река» и «Порхов. Крепость».  Кроме Порхова, побывал в Вельском Устье. Летом 1921 года Добужинский с семьей снова в Холомках. Он написал портреты Г. С. Верейского, С. А. Гагариной (бывшую хозяйкую Холомков), групповой портрет В. А. Милашевского, Б. Е. Поповой, Гагариной.

В декабре того же года посетил Псков. Результатом стали рисунки и литографии, в том числе с изображением рыбного рынка.

В 1922 году Добужинский еще раз побывал в Пскове. Тогда появились акварели с видами различных уголков города. К тому же году относится акварель с изображеним станции Дно.

Писатель Николай Корнеевич Чуковский, рассказывая о жизни в Холомках, писал: «Холомки были открытием художника Добужинского». Они явились значительным источником разнообразного его творчества, в том числе и литературного: 

… И вот я в роще. О, Верейский, 
И ты, Кустодиев! Зачем не в Холомках вы? 
Зачем не видите осенней рощи сей, 
Ее запечатлеть никто другой не сможет! 
И я не мог. И описать смогу ли? 
(Ст. «Холомки»)

Добужинский М.В.Эскиз-вариант титульного листа к сказке Х.К. Андерсена «Свинопас». 1917. ГРМИзвестно, что Добужинский дебютировал в живописи как график — рисунками в книгах и журналах («Мир искусства», «Аполлон»), городскими пейзажами. В последствии художник оформил несколько десятков книг. Среди них книги современников художника — Федора Сологуба, А. Ремизова, Вяч. Иванова, Г. Чулкова, С. Ауслендера и многих других, а также русских и зарубежных классиков — Г.-Х. Андерсена, Н. Лескова, Ф. Достоевского, А. Пушкина. Сотрудничал со многими журналами и издательствами («Сатирикон», «Адская почта», «Жупел», «Золотое руно», «Шиповник», «Сириус» и др.). Именно графические работы принесли ему славу.

Добужинский М.В. В ротах. Зима в городе. 1904. Бумага, акв, гр.кар. белила 20,8 х 17,9. Государственный Русский музейКроме графики, в его творческом наследии мы находим рисунки, гравюры, живописные произведения, театрально-декорационные работы. Коллекция Русского музея обладает значительным собранием произведений мастера. В последнее время работы Добужинского участвовали в выставках Русского музея и опубликованы в каталогах, в том числе: «Символизм в России», «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан», «Неоклассицизм в России», «Дягилев и его эпоха», «Два века русской литографии», «Издания Общины святой Евгении», «Дягилев. Начало».

Художника всегда отличала необычайная жажда творчества, стремление к настоящему, чистому искусству, осознание его роли как возможности что-то сказать, донести до зрителя, а не только как услаждение своих собственных авторских амбиций. Поэтому и показательны слова Добужинского в его «Воспоминаниях»: «У меня рождалось неудержимое желание выразить то, что меня волновало». 

Писатель Владимир Набоков, знавший художника с детства и считавший его своим учителем, писал: «…Знаменитый Добужинский… учил меня находить соотношения между тонкими ветвями голого дерева, извлекая из этих соотношений важный, драгоценный узор, и… не только вспоминался мне в зрелые годы с благодарностью, когда приходилось детально рисовать, окунувшись в микроскоп, какую-нибудь еще никем не виданную структуру в органах бабочки, - но внушил мне кое-какие правила равновесия и взаимной гармонии, быть может, пригодившиеся мне и в литературном моём сочинительстве». 

«Взаимная гармония» во всем — один из принципов М. В. Добужинского, несомненно, повлиявших на создание колонии для художественной интеллигенции в Холомках. Ведь стремление сохранить культуру являлось одной из первостепенных задач художника, с которой он, безусловно, справился...

Литература:

  1. Псковский биографический словарь. - Псков: ПГПИ, 2002, 530 с.
  2. Добужинский Мстислав Валерианович. Азбука «Мира искусства» / Добужинский Мстислав Валерианович - М. : Наше наследие, 1998. - 94, [2] с.: ил . 
  3. Добужинский Мстислав Валерианович. Письма / Добужинский Мстислав Валерианович - СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. - 444 с.: ил.
  4. «О жизни художника» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://virtualrm.spb.ru/ru/resources/galleries/dobuji..
  5. «Серебряного века силуэт»: Мстислав Валерианович Добужинский // Электронный ресурс. Режим доступа: http://silverage.ru/dobuzh/
  6. Мстислав Добужинский // Электронный ресурс. Режим доступа: http://culture.pskov.ru/ru/persons/object/68

Материал для сайта подготовила: Голубева А.

 

Сего Дня

19 октября 1615 года

19 октября 1615 года

Шведский король Густав Адольф повел свои войска на общий приступ Пскова. В критический момент пскови...

19 октября 1893 года

19 октября 1893 года

Новый епископ Псковский. В Псков приехал новый епископ Антонин. Организовал издание на Псковщин...

19 октября 1893 года

19 октября 1893 года

Чайная против пьянства. В этот же день в Пскове на Торговой площади открылась недорогая чайная. Чайн...

Псковские факты

Архитектор Петр Семенович Бутенко

Архитектор Петр Семенович Бутенко

17 октября 2019 года исполняется 102 года со дня рождения заслуженного архитектора Российской Ф...

Выставки

Выставка книг и статей Натана Феликсовича Левина

Выставка книг и статей Натана Феликсовича Левина

27 октября 2019 года исполняется 91 год со дня рождения Натана Феликсовича Левина – краеве...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.pskovlib.ru