Методическое пособие: часть 1. «Странники, очарованные Псковом»

«Странники, очарованные Псковом»: 
живописцам К. И. Горбатову и В. Ф. Стожарову посвящается

графикаСегодня ни для кого не секрет, что Псковщина – край вдохновенный! Скольких удивительных, талантливых людей взрастила наша благословенная земля, и сколько принимала гостей в свои объятия, вдохновляя и удивляя их сердца, воображение, разум: музыканты, поэты, писатели, архитекторы, художники… Имен и творений не счесть!

Предлагаем Вашему вниманию первую часть коллекции краеведческих материалов, посвященных художникам, уроженцам или гостям  Псковской земли, которые, вдохновившись ее красотой, величием и самобытностью, явили миру прекрасные творения.

Данный материал сформирован как методический сценарий в помощь педагогам, руководителям детского и юношеского чтения, преподавателям мировой художественной культуры для проведения уроков и массовых мероприятий краеведческого направления. Наглядным материалом, воссоздающим красоту Псковщины в видении каждого из художников, служит сопровождающая текст презентация.

* * * * *

«Рисовать могут все, а писать сердцем – единицы…», - сказал однажды народный художник СССР Александр Шилов. И оказался прав: написать картину, быть может, не так и сложно, важно - получить признание своего зрителя, удивить, покорить его сердце, тем самым сделать окружающий мир краше, ярче и добрее. Представляемые Вашему вниманию имена и работы художников – этот как раз тот случай, когда они не только «пишут сердцем», но и увлекают, трогают, цепляют наш взгляд и наши сердца.

Константин Иванович Горбатов (1876-1945)

Konstantin GorbatovРусский художник, странник и путешественник – по натуре, мастер городского, архитектурного пейзажа – по таланту. Его жизнь насыщена контрастами, как и его живопись: родился в Ставрополе Самарской губернии, затем были разные города и страны - Новгород, Ростов, Волга… Италия, Германия… Но, несмотря на судьбу странника, К. И. Горбатов всегда оставался русским художником, определяя для себя искусство как праздник.

Школу живописца К. И. Горбатов стал проходить в начале 1890-х годов в Самаре у местного художника Ф. Е. Бурова, затем он переехал в Ригу, где учился в школе рисования и живописи Блюма. В 1903 году художник отправился в Петербург, и здесь приобрел основательное академическое образование (сначала учился в Училище рисования Штиглица, позднее в Императорской Академии художеств сначала на архитектурном, затем на живописном отделении).

Был в биографии Константина Горбатова и Псков, которому он посвятил свыше 30 работ и который безгранично любил. «Рыбный базар в Пскове» (1908), «Старый двор. Псков» (1909), «Первый снег в Пскове» (1914) – картины «псковского периода», где мы видим основные черты живописи художника - широкие мазки, яркие краски, светлую тональность, воссоздающие псковскую землю яркой, радостной и обаятельной.

Горбатов К.И. Псков

В 1910 г. за картину «Рыбный базар на Пскове-реке» Константин Горбатов был награжден второй премией на Весенней выставке Императорской Академии художеств, а в дальнейшем его картины выставлялись на академических выставках, выставках Общества русских акварелистов, Московского общества любителей художеств, Товарищества независимых художников (передвижников).

Портрет Горбатова К.И. Бродский И., 1913Он был известен всему миру:  так после выставки русской живописи в Кельне в 1929 году, организовывавший ее  И. Э. Грабарь писал о Горбатове: «Академист, лет 55, работающий «русские пейзажи», — исключительно с церквами, пропастью церквей... Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать». А русский искусствовед Э.Ф. Голлербах отмечал большую симпатию, с которой встречали картины К. Горбатова в Германии. В Мюнхене даже выходили цветные открытки с репродукциями картин художника.

В чем же секрет этого художника? Почему он столь любим публикой? Наверное, ответ кроется в атмосфере его живописи. Например, Псков: город предстает на картинах художника солнечным, радостным, народным, истинно православным городом, где храмы, купола, колокольни становятся главным звеном каждого полотна. В этом отношении художник очень точно уловил суть и атмосферу Пскова – города церквей, храмов, соборов.

Взгляните на одну из самых известных картин художника «Старый Псков» (1913), где  изображен центр города - Кремль или Кром, расположенный у слияния рек Великой и Псковы. Здесь избирались посадники, призывались князья, сюда спешили псковичи по зову вечевого колокола. В центре Крома расположен Свято-Троицкий кафедральный собор - древнейший храм в Пскове.

Константин Иванович Горбатов. Старый Псков, 1913 г.

«На картине Константина Горбатова величественная архитектура псковского Крома возвышается как средневековая декорация. Сиреневые стены Троицкого и Благовещенского соборов тают на фоне облачного неба, окрашенного зашедшим зимним солнцем в палевые тона. С высот своих куполов взирают они на жизнь псковичан, которая разворачивается у их подножия. Запряженная в сани лошадка медленно продвигается по заснеженной кривой улице, по сторонам которой возвышаются жилые дома. Высокими сугробами завален деревянный дом с палисадником, огороженным зеленым забором. Каменное двухэтажное здание примыкает к рынку, стройные ряды которого практически полностью засыпаны снегом. Возле него деловито суетятся псковские жители. Их яркие одежды красочными всплесками оживляют окутанный предвечерним сумраком пейзаж и вносят цветные акценты в сиренево-серебристый колорит картины.

Горбатов изображает древний город в органичной связи с его людьми. Образ старого русского города, где жизнь кипит у подножия древних стен, - эта тема была особенно близка и дорога мастеру. Пейзаж художника, тесно связанный с жанром, и в то же время осмысленный в соответствии с требованиями нового искусства и переданный современным пластическим языком, продолжает и развивает традиции русского реалистического пейзажа»

(Колобухова И. А.)

Картины Константина Горбатова – это «окно в сказку», настоящую, русскую, былинную. Однако эта «сказка» в Советской России оказалась невостребованной, и его праздничные пейзажи в одночасье стали старомодными. Художник принял решение уехать в Европу, и в 1922 г. покинул Родину, отправился сначала в Италию, затем – Германию, где в последствие и умер 24 мая 1945 г.

Но даже заграницей его сердце скучало по Родине, и он продолжал по памяти писать русские города. Именно тогда была написана картина «Потонувший город», которая стала символом потерянной Родины: одинокая фигура смотрит на полусказочный город, усеянный куполами, и овеянный синей дымкой сердечной печали…

Незадолго до смерти художник составил письмо-завещание, где было сказано: «Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт должным». Последняя воля художника была исполнена, и в настоящее время его картины хранятся в Московском областном художественном музее в Новом Иерусалиме. И несколько работ в Псковской картинной галерее – «Лесное озеро» (1908), «Пейзаж. Старые дома» (1910), этюд «Псков. Кремль» (1916).

В заключение вспомним слова самого художника: «Только люди, любящие искусство, ценят жизнь, только им доступна тайна бытия»… Поистине так: человек, касаясь прекрасного, делается лучше и чище. А, значит, и мир вокруг преображается.


Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973)

Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973)Еще одним странником, в судьбе которого был Псков, является известный русский художник-живописец Владимир Фёдорович Стожаров. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), член-корреспондент Академии художеств СССР (1973), художник получил блестящее образование  в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова у Д. К. Мочальского, Г.К. Савицкого, В.В. Почиталова (1945-1951).

По окончании института  молодой художник много путешествует по средней полосе России и по Сибири, плавает на пароходах по Енисею,   путешествует по городам и селам северных русских областей. Создает потрясающие городские пейзажи («Туруханск», «Ростов Ярославский», «В Кострому»);  натюрморты («Хлеб», «У самовара», «Лён», «Натюрморт с подковой»); деревенские пейзажи («Село Андрейково. Покров», «Село Большая Пысса», «Деревня Сёрдла»); тематические картины («Приезд на слёт колхозников-передовиков», «Встреча первого парохода»).  Становится известным: своей темой, палитрой, собственным свежим взглядом на отображаемую действительность.

Яркость цвета, потрясающая техника живописи, насыщенные образы, и способность мыслить пространственными планами – все это живопись Владимира Стожарова. Именно он сумел в живописи прочувствовать историческую перспективу и народную традицию.

 «Владимир Федорович Стожаров – один из выдающихся живописцев XX века. Имя мастера связано в истории искусства с большой темой, посвященной Русскому Северу, которую он решал глубоко индивидуально, по-стожаровски мощно, свежо, выразительно. Созданные им образы далеких северных селений, наполненные неповторимым эмоциональным звучанием, стали символом Отечества…»

(Зверьков Е.И., Вице-президент Российской академии художеств,
народный художник СССР)

Псков в судьбе художника появился в 1960-е годы, куда он приехал в творческую командировку. Город пленил его сердце, он уловил витающее здесь дыхание русской старины и народной жизни. Свои впечатления выразил на холсте, передав прелесть исконно-псковских земель, нетленную красоту местных памятников архитектуры, созданных усилиями и талантом прекрасных мастеров, а также атмосферу далёкого прошлого Руси, витающую здесь.

Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973)

«Псков. В Кремле» (1967), «Псков. Кремль» (1968), «Псков. Звонница» (1969), «Псков. Кремль. Плоская башня» (1969), «Псков. Покровская церковь и Покровская башня» (1969), «Псков. Кремль» (1970), «Псков. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря» (1970), «Псков. Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья (XV-XVII век)» (1970), «Псков. Солодёжня (XVII век)» (1971), «Село Малы» (1969) – работы «псковского» периода, выполнены художником в широкой живописной манере письма.

Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973)

 «Он кладет краску плотным, густым слоем, сильно нагружая холст. Неровная, шероховатая поверхность его полотен как бы созвучна грубоватой прелести предметов, на них изображенных; широта письма соответствует той полнокровности, с которой Стожаров видит и выражает мир своих образов. Цвет его картин замешан густо и сочно. Он любит золотистые, темно-коричневые, красные полыхающие тона, с которыми контрастируют удары холодного цвета - зеленого или синего; любимая его гамма - это гамма теплых тонов, близких цвету свежей древесины стен рубленого крестьянского дома.

(Л. Бубнова)

Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973)

К сожалению, художник прожил недолгую жизнь: 22 ноября 1973 года  в Москве в расцвете творческих сил, когда ему не исполнилось ещё и 48 лет, он покинул земной мир. Но остался в памяти народной как талантливый и самобытный художник, в живописи – как неповторимое явление советского и русского искусства.  45 лет, как нет художника на белом свете, а его картины все волнуют, зажигают наши сердца.

*****

Константин Горбатов и Владимир Стожаров – два имени, две судьбы, два гения. Псков стал городом их живописной судьбы: даровал новые идеи образы и смыслы, наполнил творчество свежим воздухом – старины, былинности и православной мудрости. В результате сегодня мы можем наслаждаться картинами, где узнаваемы до боли знакомые улочки, храмы, дома… Где живет история Пскова и его неповторимая атмосфера.

Презентация >> >> 

Смотреть в развернутом виде >> >> 

Начало. Часть 2 >> >> Часть 3.

Голубева А.

Сего Дня

4 октября 1581 года

4 октября 1581 года

Борьба подрывников. В подземной войне, которую вели с двух сторон польские войска и псковичи, с...

4 октября 1786 года

4 октября 1786 года

По указу императрицы Екатерины II в Пскове открыто главное народное училище - старейшее учебное заве...

Выставки

Объекты культурного наследия Пскова, включенные в список ЮНЕСКО: обзор памятников и книг

Объекты культурного наследия Пскова, включенные в список ЮНЕСКО: обзор памятников и книг

16 ноября 1945 года была создана Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки...

Псковские факты

Псковская земля в картинах Николая Рериха

Псковская земля в картинах Николая Рериха

Рерих Николай Константинович (27 сентября [9 октября] 1874 года, Санкт-Петербург — 13 декабря 1...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru