Елисеев Константин Степанович

eliseev600(1890–1968)

Художник, декоратор, график, работавший во многих областях изобразительного искусства: карикатура, книжная графика, иллюстрация, плакат, театр, кино, цирк. Член Союза художников СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Константин Елисеев родился в 13 марта 1890 года в Санкт-Петербурге.

С 1909 года учился в Рисовальной школе обществе поощрения художеств (позднее ВХУТЕМАС -  Высшие художественно-технические мастерские).  Среди педагогов были профессор Василий Васильевич Беляев, Николай Константинович Рерих, Иван Яковлевич Билибин, Фёдор Фёдорович Бухгольц, Иван Николаевич Павлов. Влияние Билибина и Рериха оказали наибольшее влияние на его творчество.

Молодой художник окунулся в атмосферу богемы нового русского искусства первых лет советской власти, увлекся театром. Елисеев пробовал свои силы как актер и художник-оформитель в петроградских театрах «Литейный» и «Троицкий».

С 1910 года публиковал свои карикатуры в газетах и журналах - шаржи на известных актёров и деятелей искусства той поры.

К началу 1919 года по инициативе комиссара театров и зрелищ Союза коммун Северной области, в состав которого входила и Псковская губерния, Марии Фёдоровны Андреевой было принято решение об объединении театральных сил и создании нового рабочего театра в Великих Луках.  В город был направлен творческий десант в составе которого был Константин Елисеев. Художник-декоратор, актёр и сценограф приехал с женой и с сыном и пробыл в городе около года. Жена иногда подрабатывала переписчицей ролей.

Имеющиеся в городе театральные и самодеятельные коллективы объединились под крышей единого городского драматического театра. Март 1919 года считается открытием Великолукского театра. Первый спектакль по пьесе Максима Горького «На дне» Елисеев оформлял в содружестве с молодым инженером и будущей величиной мирового кинематографа Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Совместная работа стала началом долгой творческой дружбы и многих совместных работ.

В своих письмах к матери Эйзенштейн характеризовал Константина Елисеева «очень знающий и дельный художник», «в отношении хозяйства тоже весьма многому научусь у Елисеева – он очень практичен и «оборотист», «Здесь, в Луках, есть гарнизонный клуб …при нем секция (человек 35) –  театральная … Я же нашел для нее лекторов: и кого!  – В. П. Лачинова (переводчик Gordon Craig’а, друг Евреинова и актер (старичок), игравший в «Привале комедиантов» и долгое время с Мейерхольдом – просто клад!) и художника Елисеева (которого давно знаю и люблю по работам в Троицком и Литейном театрах). Первый будет читать режиссерскую и актерскую технику, историю театра, костюма и грим, второй помогать первому при практической работе и самостоятельно руководить классом и читать лекции по театрально-декоративной живописи (кроме того, при Художественной секции, где я состою в инициативной группе, будет руководить классом графики – он ученик Билибина!, – орнаментальной композиции и эскиза)…»

В книге Ростислава Юренева «Эйзенштейн в воспоминаниях современников» вышедшей в 1974 году есть глава воспоминаний Константина Елисеева «Юность художника», где он пишет: «У меня сохранился рисунок, подаренный мне в 1920 году Сергеем Михайловичем. На нем сбоку имеется надпись: «Дорогому маэстро, в знак того, что я никогда не позабуду того, что им для меня сделано. Душевное спасибо. Не забуду никогда. Минск. 25/IX-20. С. Эйзенштейн». Я тоже никогда не забуду наших встреч».

Эйзенштейн и Елисеев вместе работали в Смоленское, Минске и позднее в Москве. В Минск из Великих Лук семья Елисеевых уехала в июне 1920 года.

Некоторое время Константин Степанович занимался оформлением спектаклей в Первом белорусском драматическом театре, был знаком и дружен с видными деятелями белорусской культуры. Критики оценивали его декорации как классические, но художник часто использовал и авангардные приемы «холстов и света».

После переезда в Москву, карикатуры, шаржи и плакаты на политические и бытовые темы Константина Елисеева регулярно печатались в московских журналах и газетах.  Наибольшую известность он приобрел как художник – карикатурист. До конца жизни его злободневные рисунки публиковались в газетах и журналах. Среди них были: «Бегемот», «Безбожник», «Гудок», «Заноза», «Крокодил», «Красный перец», «Прожектор», «Рабочая газета», «Рабочая Москва».

eliseev art

«Вампиры в "Ампире"». Карикатура для журнала «Красный перец». 1922 год

Художник создал несколько замечательных портретов современников - людей искусства. Елисеев запечатлел черты Анны Ахматовой, Федора Шаляпина, Бернарда Шоу, Якуба Коласа, Владимира Маяковского и Янки Купалы.

eliseev axmatova

Портрет Анны Ахматовой. 1928 год

Елисеев работал как плакатист и книжный иллюстратор. Именно его работы содержат немногочисленные прижизненные издания Михаила Зощенко. Кроме того, он рисовал эскизы костюмов и грима для героев театра, цирка и кино, читал публичные лекции, вёл работу с молодыми художниками, был руководителем студии карикатуристов при журнале «Крокодил». Константин Степанович любил и понимал природу русской земли: писал рассказы о жизни птиц и растений, разводил пчел и выращивал вязы из семян, случайно подобранных на проселке с земли.

В декабре 1938 года Сергей Эйзенштейн и Константин Елисеев еще раз посетили Великие Луки и в Смоленск во время работы над фильмом «Александр Невский». Значительная часть действия фильма разворачивается в Великом Новгороде и Пскове, но Эйзенштейн намеренно не стал воссоздавать знакомый облик, избрав обобщенный, символический силуэт древнерусского города.

Елисеев был художником фильма по костюмам, гриму и реквизиту. Воплощая эпический режиссёрский замысел, он создал стилизованные костюмы с точными деталями. Костюм псковской красавицы-воина Ольги воспроизводит одеяние с иконы княгини Ольги, князь Александр напоминает фигуры святых воинов на росписях православных храмов, грим магистра адресует к преувеличенной мимике ликов готических соборов.eliseev monaxi

Монахи. Эскиз костюмов к кинофильму «Александр Невский». 1938 год.

Другая значительная и ответственная для того времени работа – фильм «Ленин в 1918 году» режиссера Михаила Ромма, снятого в 1939 году.

Во время Великой Отечественной войны Елисеев был эвакуирован в Тюмень, где продолжал работать: рисовал карикатуры для журнала «Фронтовой юмор», занимался выпуском Агит-окон Отдела пропаганды и агитации при Тюменском горкоме. Выполнил ряд патриотических антигитлеровских плакатов. Их них наиболее известны: ««Зимняя кампания» немцев провалилась! Красная Армия нанесла немецким оккупантам сокрушительные удары. Надежда немцев на «весеннюю кампанию» обречена на провал. Порукой тому – могучее единство советского народа!»

За заслуги в области советской художественной сатиры Константин Степанович Елисеев в 1945 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

После войны, возвратился в Москву, где жил на Большой Грузинской улице и возобновил свои разнообразные художественные занятия: книжная графика, карикатура, оформительские работы, педагогическая деятельность. В последние годы жизни работал сценографом представлений Московского цирка, сотрудничал с Ленинградским театром эстрады и миниатюр под руководством Аркадия Райкина.

eliseev kniga

Автограф К.С. Елисеева

Работы художника Елисеева экспонировались на зарубежных и всесоюзных выставках, персональные выставки проходили в Москве, Минске и Ярославле.

Умер Константин Степанович Елисеев 10 июля 1968 года и похоронен на Химкинском кладбище.

Наследие художника хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, в Российской Академии художеств, Государственной Третьяковской галерее, региональных музеях и в частных российских и зарубежных коллекциях.

Сего Дня

18 октября 1517 года

18 октября 1517 года

Опочка отражает литовские войска. Литовские войска Константина Острожского штурмовали крепость Опочк...

18 октября 1539 года

18 октября 1539 года

Погорело все Полонище в Пскове, в том числе 12 церквей. В церкви Анастасии римлянки на Кузнецкой ули...

18 октября 1581 года

18 октября 1581 года

Посланник папы Римского прибыл под Псков для участия в русско-польских переговорах о мире. В по...

18 октября 1655 года

18 октября 1655 года

Крупный пожар в Опочке, от которого выгорел практически весь город. Как доносил царю Алексею Михайло...

18 октября 1912 года

18 октября 1912 года

Новая лечебница в Пскове. В Пскове освящено здание лечебницы общины Красного Креста на углу Фор...

Выставки

Рерих Николай Константинович

Рерих Николай Константинович

(27 сентября (9 октября) 1874 г., Санкт-Петербург - 13 декабря 1947 г., Наггар, Химачал-Прадеш, Инди...

Псковские факты

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru