Русский художник, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и зачинателей русской национальной школы живописи.
Родился 17 (29) мая 1835 года в Санкт-Петербурге в семье живописца Ивана Мартиновича Морозова, выходца из крепостных.
С 1851 года был приходящим учеником в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи профессора Алексея Тарасовича Маркова. Александр Морозов был необеспеченным, но перспективным учеником и в 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Отдых на сенокосе». Кроме этой награды за время обучения был награжден еще тремя малыми и одной большой серебряной медалями.
Отдых на сенокосе, 1861
В 1863 году стал участником «бунта четырнадцати» когда лучшие выпускники Академии, возглавляемые Иваном Николаевичем Крамским, отказались писать картину на заданный отвлеченный сюжет и от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии художеств. Молодые художники просили о возможности свободного выбора темы, отстаивая новый взгляд на живопись. Позднее все они стали яркими представителями национальной школы реалистической живописи. Протест поставил его участников в тяжёлое материальное положение. Крамской предложил объединиться в Санкт-Петербургскую артель художников – своеобразную коммуну для заработка и помощи друг другу.
Александр Иванович окончил академический курс в 1863 с званием классного художника 2 степени. Академия признавала несомненный талант вышедших из неё художников и продолжала сотрудничество с некоторыми из них, предоставляя возможности для участия в выставках и заработка.
Лето 1863 года художник провел в Пскове, где гостил у дальних родственников жены и использовал время для работы.
Самой известной картиной, за которую Александр Иванович Морозов в 1864 году получает звание академика стало полотно «Выход из церкви, в провинции». Позднее ее стали называть «Выход из церкви в Пскове».
Выход из церкви в Пскове, 1863 год
Художник писал картину с натуры. Ему удалось запечатлеть типичную сцену жизни русского провинциального города, придав ей и социальный и обобщенный смысл постижения русского общества.
На картине изображена псковская церковь Варлаама Хутынского на Званице (современный адрес улица Леона Поземского, 53). Можно рассмотреть и узнать характерные черты всех сословий жителей района Запсковье – барыни и купчихи, купцы, крестьяне, нищие. Илья Ефимович Репин отзывался о картине: «Сколько солнца во всей картине! Как это ново и оригинально по пропорциям!».
Работа Морозова была приобретена у автора Павлом Михайловичем Третьяковым и с 1867 года находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
На последующих академических выставках были замечены другие его жанровые работы. Третьяков купил еще одну: «Сельская бесплатная школа». Бытовой сюжет был подсмотрен художником на Псковской земле, когда его жена с подругой пробовали свои силы в роли педагогов для крестьянских детей.
Сельская бесплатная школа, 1864
Отражением обычной народной жизни стали его полотна «Стогование сена», «После пожара», «За чаепитием», «Хлопоты хозяйки, «Перед свадьбой», «Тройка», «Странница». Кисти Александра Морозова принадлежит одна из первых индустриальных картин в русской живописи, запечатлевшая труд рабочих «На Омутнинском заводе».
Работы Александра Ивановича были социальными, но не были обличительными. Художник искал гармонию в соединении человека и природы, - им создана серия выразительных русских пейзажей. Художественные критики конца XIX века определили его как «запоздалого венециановца», отмечая реализм и лиричность кисти автора.
Материальное положение художника было настолько сложным, что он вынужден был постоянно искать заработок. Морозов преподавал рисование в Училище правоведения и в школе Общества поощрения художеств, давал частные уроки, писал портреты на заказ даже с фотографий. Среди заказных работ были иконы и акварели для интерьеров. В начале 70-х годов XIX века Александр Иванович становится членом петербуржского общества акварелистов. Пробовал творческие силы в гравюре и миниатюре. В своих поездках по России художник посещал Псков, Поволжье, Вятскую губернию, выполнял заказы для церквей Петрозаводска и Полоцка, работал в частных усадьбах под Санкт-Петербургом.
Времени и возможностей для серьезной живописи оставалось немного. Современники говорили, что художник «ушел в тень». Отмечали так же его скромность и непубличность. На академических выставках иногда появлялись его портретные работы, публика встречала их доброжелательно, но успех ранних жанровых картин они повторить не могли.
Умер Александр Иванович Морозов в Петербурге 11 декабря 1904 года.
Его художественное наследие невелико, но отличается высоким мастерством и занимает свое место в истории русской живописи. Работы Морозова находятся в крупных отечественных музеях - Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и в региональных коллекциях.