Радлов Николай Эрнестович

radlov n e600(22 марта 1889 г. – 29 декабря 1942 г.)

Одно из ярких имен XX века, даровавших известность Холомкам, имению князя А. Г. Гагарина, - талантливый русский художник-график, карикатурист и искусствовед, Николай Эрнестович Радлов. Его имя хорошо знакомо тем, кто так или иначе общался с историей русского изобразительного искусства первой половины XX века. 

Он известен, прежде всего, как мастер карикатуры, дружеского шаржа и книжной графики. В этих ипостасях художественного творчества Николай Эрнестович глубоко индивидуален, щедро талантлив и необыкновенно «продуктивен». Он заслуженно считается «олицетворением карикатуриста умного и проницательного, с большой долей грустного скепсиса».

Радлов был теоретиком графического искусства, однако графика привлекала его не только как искусствоведа. Еще учась на историко-филологическом отделении Петербургского университета , юноша начал посещать Академию Художеств, где занимался у Д. Н. Кардовского, превосходного рисовальщика. Вскоре, по примеру своих друзей по Академии А. Е. Яковлева и Н. В. Ремизова, Радлов увлекся сатирической графикой. В 1913 г. он стал постоянным сотрудником журнала "Новый Сатирикон". В полной мере талант Радлова - карикатуриста, иллюстратора, художника детской книги - раскрылся в послереволюционные годы. Кроме того, он занимался живописью, работал маслом и акварелью, создавал пейзажи, натюрморты, портреты. 

Как и многие другие «колонисты», остановившиеся в Холомках, Радлов не оставил воспоминаний, освещающих короткий, но яркий и в чем-то незабываемый период его жизни в Порховском уезде Псковской губернии. Однако пребывание художника в Холомках и Бельском устье принесло свои творческие плоды. В очерке «Холомки» Николай Корнеевич Чуковский вспоминал: «Н.Э. Радлов решил преобразить внутренность новосильцевского дома и принялся расписывать его голые стены огромными фресками. Мы с жадным вниманием следили за его работой, быстро продвигавшейся вперед — каждый день появлялась новая фреска. На этих уморительно смешных фресках изображены были мы сами — и Нельдихен в крылатке, и изысканный Лозинский, и Добужинский, и мой отец, и стремительный Лева Лунц, и Гагарин, и Замятин, и маленький Ходасевич с челкой на лбу, в пенсне, с брезгливой улыбкой на крохотном личике».

Его дочь, Лидия Николаевна Радлова, хорошо помнила его монументальные шаржированные портреты, равно как запомнились ей и яблоки из знаменито го новосильцевского сада. В ее архиве хранился альбом с карандашными зарисовками Николая Эрнестовича, условно именуемый «холомковским». Подобное определение альбома не лишено оснований: среди беглых портретных набросков без труда узнаются В.Ф.Ходасевич, К.И.Чуковский, Лида Радлова, М.Сломинский, В.Милашевский, М.Добужинский… . 

Сатирический рисунок, карикатура были любимыми жанрами Николая Эрнестовича. Опыт работы в "Новом Сатириконе" не прошел бесследно, в 1920-30-х гг. художник создал свои самые веселые графические серии. Близко знакомый со многими представителями художественного Ленинграда, Радлов запечатлел их в своих дружеских шаржах - это Д. Д. Шостакович, В. Э. Мейерхольд, М. С. Шагинян, К И. Чуковский, А. Н. Толстой и др. Юмористические портреты ленинградских писателей составили сборник «Воображаемые портреты». Их отличают острота и неизменное дружелюбие. Долгие годы Радлов был одним из авторов популярного журнала «Крокодил». 

В содружестве с писателем М. М. Зощенко художник выпустил две забавные книги: «Веселые проекты» (1928) и «Счастливые идеи» (1931), в которых смешные рисунки сопровождались остроумными пояснениями.

Мастерское владение рисунком, наблюдательность и фантазия - эти качества сделали Радлова превосходным иллюстратором литературных произведений. Одной из первых его работ в книге стало создание шрифта для обложки поэмы «Двенадцать» А. А. Блока (с иллюстрациями Ю. П. Анненкова). В дальнейшем художник иллюстрировал детские книжки К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова; произведения О. Д. Форш, В. Я. Шишкова; зарубежных авторов - У. Шекспира, О. де Бальзака, А. Франса. Своеобразный графический стиль Радлова отчетливо проявился в его иллюстрациях к сборнику М. М. Зощенко «Личная жизнь», к сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик» и т. д. 

Несомненно, Порхову повезло: такое известное имя и такая интересная история... Кто знает, быть может, именно заповедный Порховский край и оставил в сердце художника след необычайной красоты и вдохновения, которые были с ним на протяжении всей оставшейся жизни...

Литература: 

  1. Галицкий В.М. Семья художника Н.Э. Радлова в Порховской колонии художников и литераторов – Краеведческие чтения, материалы научной конференции Порхов – Холомки 1999-2000, Псков 2001
  2. «Культура Псковского края: история и современность» Колония на Холмах и ее роль в развитии культуры Порховского края». Режим доступа: https://refdb.ru/look/1466944.html 
  3. «РАДЛОВ Николай Эрнестович». Режим доступа: http://www.artonline.ru/encyclopedia
  4. Чуковский Н. Литературные воспоминания – М., Советский писатель, 1989

Материал для сайта подготовила: Голубева А.

Дата публикации: Сентябрь 2017 г.

P.S.

chykovskyi dobuzhinskyiКарикатура Н. Радлова. 

«Наша работа в основанной нами колонии изображена в карикатуре Николая Эрнестовича Радлова, – писал в своем рукописном альманахе «Чукоккала» Корней Чуковский. – Я выступаю здесь в роли изнуренного пахаря, а Мстислав Валерианович Добужинский – в роли бодрого сеятеля».

Сего Дня

11 сентября 1440 года

11 сентября 1440 года

В Псков из Воронача доставили икону Николая Чудотворца. Накануне икона явила знамение вороночанам: в...

11 сентября 1473 года

11 сентября 1473 года

Иван III заявил о готовности поддержать Псков.  Псковский гонец привез из Москвы официальное ув...

11 сентября 1580 года

11 сентября 1580 года

Неудавшиеся переговоры. Польский король Стефан Баторий, стоявший лагерем под Великими Луками, принял...

Выставки

Пушкин в Михайловском: к очередной годовщине приезда поэта в ссылку

Пушкин в Михайловском: к очередной годовщине приезда поэта в ссылку

Отдел краеведческой литературы представляет виртуальную выставку, подготовленную в 2019 году к 195-л...

Псковские факты

Генерал 1812 года Пётр Витгенштейн: «Чести моей не отдам никому»

Генерал 1812 года Пётр Витгенштейн: «Чести моей не отдам никому»

Главный герой «Псковской пятницы» - знаменитый генерал Отечественной войны 1812 года Петр Христианов...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru