«Королю русской балалайки» посвящается!

Трояновский Б.С.15 апреля 2018 года в истории псковской культуры — знаменательная дата: исполняется 135 лет со дня рождения Бориса Сергеевича Трояновского (15 апреля 1883, с. Ругодево, Новоржевский у., Псковская губ. – 12 июня 1951, Ленинград), выдающегося исполнителя, виртуоза-балалаечника.

Б. С. Трояновскому, называемому восхищенными зрителями всего мира не иначе как «королем балалайки», «балалаечным Кубеликом», в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика, либо «русским Паганини», принадлежит заслуга в утверждении профессионального престижа балалайки, признании ее инструментом широких возможностей. Кроме того, он талантливо делал обработки не только народных песен, но и классических произведений, которые входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг публики.

«В лице Бориса Сергеевича Трояновского мы имеем одного из непревзойденных мастеров искусства игры на балалайке. Этот инструмент, обладающий, по существу, весьма ограниченными возможностями как в отношении технических средств, так и, в особенности, в отношении  экспрессии, в руках насоящего виртуоза преображается: сложные музыкальные произведения, не только сольного инструментального репертуара, но и оркестровые, оказываются исполнимыми в транскрипциях для балалайки с сопровождением фортепиано...» (композитор М. Штейнберг).

Трояновский Б.Родился будущий виртуоз в сельце Ругодево, что в 17 верстах от Новоржева, 15 апреля 1883 года. Там же, в деревенской глуши, у крестьян он и услышал впервые игру на балалайке, очень увлекся ею, стал учиться играть. «В деревенской глуши, в 75 верстах от железной дороги, - писал в автобиографии Борис Сергеевич, - я впервые услышал у крестьян игру на балалайке, очень увлекся ею, стал учиться играть, перенимая у деревенских учителей их манеру игры, приемы, штрихи и песни <...> Я понял и впитал в себя дух народа, национальный стиль и характер исполнения деревенских песен и наигрышей, научился передавать их без всякого искажения, с сохранением этнографической красоты».

Так, в детские годы начался его путь, путь к славе:  сначала он выступал в кругу знакомых, а затем в открытых концертах. Первое публичное его выступление состоялось в городе Старая Русса. Затем, после  окончания реального училища в Великих Луках, музыкант переехал в Петербург, где вскоре познакомился с «отцом балалайки» Василием Васильевичем Андреевым, пригласившим молодого музыканта солистом в созданный им Великорусский оркестр.

На протяжении семи лет Борис Трояновский являлся солистом оркестра,  давая концерты в разных городах России и за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 г. Б. С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского, и произвел настоящий фурор. Через год Б.С. Трояновский вновь посетил Англию, где познакомился с выдающейся французской актрисой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре.

Трояновский и Толстой

Не менее знаменательной стала встреча Трояновского в июне 1909 г. с великим писателем Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне. Лев Николаевич очень тепло отозвался о музыкальной игре Б. С. Трояновского. «Я, буквально, слышал нежный женский голос,- говорил Л.Н. Толстой. - Когда слушаешь балалайку издали, получается полная иллюзия пения». В благодарность автор «Войны и мира» подарил балалаечнику свою фотографию и подписал: «Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытно-талантливой игрой». Позже Л. Н. Толстой сказал: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!».

Трояновский Б.С.

В 1911 году Борис Трояновский ушел из оркестра и начал самостоятельную концертную деятельность. С особым искусством музыкант исполнял русские народные песни и наигрыши, блестяще используя народные приемы игры на балалайке и тем самым решительно расширяя комплекс технических приемов балалаечной игры.

В 1912 г. он совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра А. М. Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет. «Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского». «Талантливый артист – безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки... поразительные по нежности звуки». «Сказать, что г. Трояновский – выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте – недостаточно. Это какой-то волшебник».

Одной из вершин сольной карьеры Бориса Сергеевича явилось приглашение выступить во дворце румынской королевы. За этот концерт Трояновский был награжден Орденом «Румынской короны». Были и другие вершины — блестящее участие в концерте в поддержку экспедиции русского полярного исследователя лейтенанта Г. Я. Седова на Северный полюс. Концерт состоялся В Петербурге в зале городской Думы 17 апреля 1913 г.

В 1914-1915 гг. за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Б. С. Трояновскому одновременно с такими выдающимися русскими артистами как Ф. Шаляпин, Л. Собинов и Л. Ауэр, было присвоено звание «Солиста Его Императорского Величества».

В годы Первой мировой войны он много выступал на фронте перед русскими солдатами. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Трояновский принял сразу и в первые же месяцы был включен в артистические  бригады по обслуживанию красноармейских частей и госпиталей, а по окончании гражданской войны – периферийных городов России.

В двадцатые годы им была основана в городе Боровичи Новгородской области фабрика щипковых музыкальных народных инструментов. Ежегодно она выпускала до шестидесяти тысяч прекрасных домбр и балалаек. По инициативе Трояновского проводились многочисленные смотры и конкурсы исполнителей на народных инструментах. Именно ему принадлежит заслуга создания Первого Московского русского народного ансамбля, впоследствии выросшего в Государственный академический русский народный оркестр имени Осипова.

фабрика народных инструментов

«Трояновский является не только первоклассным исполнителем, но и убежденным общественником – пропагандистом балалайки и именно среди рабочих и крестьян. Он объезжает различные местности СССР и дает концерты в рабочих клубах и деревнях, инструктируя попутно местных любителей», - писала газета «Правда».

В годы Великой Отечественной войны Трояновский жил в Ленинграде. В тяжелейших условиях блокады он не прерывал исполнительской деятельности, выступая на заводах и фабриках, в воинских частях.

Национальная заслуга музыканта  состояла не только в том, что он создал собственный репертуар для балалайки и был прекрасным исполнителем. Не менее важен его талант как создателя замечательных обработок народных песен и переложений музыкальной классики: скрипичных произведений зарубежных композиторов – Дюрана, Монти, Венявского, Шуберта, Шумана, Бетховена и в особенности клавесинных пьес старинных мастеров – Боккерини, Госсека, Метюля характер музыки которых близок к балалайке. С огромным мастерством он сделал переложения «Пляски смерти» К.Сен-Санса, «Испанское каприччио» Н.А.Римского-Корсакова и др. Все они занимали в репертуаре музыканта равное место с обработками народных песен, пьесами В. Андреева и переложениями сочинений русских композиторов.

Концертная работа виртуоза-балалаечника продолжалась почти до самой его смерти в 1951 году. Похоронен Борис Сергеевич Трояновский в Ленинграде на литературных мостках Волкова кладбища.

С тех пор прошли десятки лет, а память о музыканте живет: ежегодно на Псковской земле проходит фестиваль народной музыки, посвященный памяти Бориса Сергеевича Трояновского. В нем принимают участие музыканты Псковской области (ансамбли народных инструментов учащихся и преподавателей ДМШ и школ искусств), Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Белоруссии. Приезжают такие известные коллективы, как Государственный Академический Русский оркестр им. В. В. Андреева, которому доступно все разнообразие музыки – от народной песни до шедевров мировой классики, ансамбль «Казачий круг», прославленный своими красочными плясками и песнями, полными казачьей удали, квартет русских народных инструментов «Гобелен», а также необычный и уникальный в современной культуре «Терем-квартет», представляющий своим слушателям новый взгляд на мировую музыкальную классику.

Трояновский Б.С.

И балалайка, с ее древней историей, продолжает жить, всегда будет молодой и задорной, потому что она воплощает несгибаемый характер русского народа, ее хрустальный перезвон будит русские души от крепкого сна и забвения!

Литература:

  1. Трояновский Б.С. Избранные обработки и переложения [Ноты]: для балалайки с фп. / сост. Н. Бекназаров. – М. : Советский композитор, 1961. – 122 с.
  2. Трояновский Б.С. Русские народные песни [Ноты]: в обраб. для балалайки с фп. / общ. ред. А. Илюхин. – Л. : Музгиз, 1953. – 84 с.
  3. Репертуар балалаечника: русские народные песни в обработке для балалайки с фортепиано Б. Трояновского [Ноты]. Вып. 2. – М. : Музыка, 1966.- 41 с.
  4. Андреев В.В. Вальсы [Ноты]: для балалайки и фп. / В. Андреев. – М. : Музгиз, 1959. – 131 с.
  5. Сидоров С. Русский Паганини» доказал всему миру, что и на балалайке можно творить чудеса // Псковская губерния -  № 15 (185) от 21 апреля-28 апреля 2004 - // [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://gubernia.pskovregion.org/number_185/10.php (Дата обращения: 24.03.18)

Голубева А.

Сего Дня

18 октября 1517 года

18 октября 1517 года

Опочка отражает литовские войска. Литовские войска Константина Острожского штурмовали крепость Опочк...

18 октября 1539 года

18 октября 1539 года

Погорело все Полонище в Пскове, в том числе 12 церквей. В церкви Анастасии римлянки на Кузнецкой ули...

18 октября 1581 года

18 октября 1581 года

Посланник папы Римского прибыл под Псков для участия в русско-польских переговорах о мире. В по...

18 октября 1655 года

18 октября 1655 года

Крупный пожар в Опочке, от которого выгорел практически весь город. Как доносил царю Алексею Михайло...

18 октября 1912 года

18 октября 1912 года

Новая лечебница в Пскове. В Пскове освящено здание лечебницы общины Красного Креста на углу Фор...

Выставки

Рерих Николай Константинович

Рерих Николай Константинович

(27 сентября (9 октября) 1874 г., Санкт-Петербург - 13 декабря 1947 г., Наггар, Химачал-Прадеш, Инди...

Псковские факты

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru