Преподобномученик Корнилий Печерский

korniliy raka(1501- 20 февраля 1570) 
Игумен Печерский с 1529-1570 
День Памяти: 20 февраля / 05 марта - в день мученической кончины и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых 

О Преподобномученике Корнилии - самом выдающемся игумене в истории Псково-Печерской обители известно не только в Псковском крае, но во всем мире. Он был подлинным основателем монастыря и первым настоятелем его как монастыря деятельного. Он известен также как просветитель и писатель: именно он составил летопись Печерской обители, написал «Повесть о начале и основании Печерского монастыря». Его кипучая деятельность во имя любви к ближнему простиралась далеко за пределы обители: он распространял христианство среди язычников, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся.

Его послушничество (с 1529 г. по 1570 г.) пришлось на годы Ливонской войны (1558-1583 гг.) — суровой и грозной поры для всего Русского государства. Именно при игумене Корнилии монастырь превратился в мощную и неприступную крепость, став надежным форпостом Пскова на западном рубеже; под стенами монастыря были посрамлены ратники Стефана Батория и Лисовского, Густава Адольфа и Наполеона. А в 1565 г. были возведены те самые каменные стены и башни, которые сегодня поражают красотой и величием.

Деревянный храм 40 мучеников он перенес за монастырь, а на его месте построил каменный храм Благовещения. Расширил и украсил монастырь и главный его храм — Успенскую церковь. Распространил и прокопал далее монастырские пещеры. В Пскове, на Печерском подворье возведен каменный храм в честь Богоматери Одигитрии. Монастырская братия при Корнилии увеличилась с пятнадцати до двухсот человек.

Житие Преподобномученика Корнилия повествует, что родился он в 1501 году, в боярской семье. О родителях преподобного Корнилия известно мало. Звали их Стефан и Мария. Жили они в Пскове и были знатными людьми.

Богом избранного отрока с ранних лет влекла к себе духовная жизнь, и мать его ведала об этом. Она научила преподобного Корнилия тайной молитве, а для того, чтобы дать своему сыну образование, родители поместили его в Мирожский монастырь. Чистым пламенем горело христианское просвещение в обителях, далеко освещая окружающие потемки, возбуждая и поддерживая в русских людях лучшие чувства - любовь до самопожертвования к ближним н Родине, ревность к Православию и к торжеству его над враждебными ему темными силами - и побуждая к нравственному самоусовершенствованию в духе Евангельского учения. И не случайно рукописи, составленные иноками, до сего времени, в подлинниках или в списках, служат одним из главных источников отечественной истории. В Мирожском монастыре отрок Корнилий подвизался под началом старца, совершал подвиги молитвы и труда: свечи клал, дрова рубил, обучался грамоте и писанию икон «...Корнилий в монастыре научился гусиным пером выводить буквы, трогать рукопись золотом или киноварью» (Зуров Л. Отчина. 1928. С. 12).

Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин, человек просвещенный и благочестивый, друг семьи святого Корнилия, собрался ехать в затерянную среди лесов маленькую Печерскую обитель и взял с собою юного Корнилия. Красота природы, тихая монастырская служба в пещерной церкви преисполнили сердце юноши духовной радости и благоговением. Никогда и нигде еще он так горячо не молился. Эта поездка оказала большое воздействие на его последующую жизнь. 

Вскоре он навсегда ушел из родительского дома и принял постриг в Псково-Печерском монастыре. Здесь Корнилий поселился в убогой келье, спал на досках, покрытых сермягой, вел строгую жизнь. Все свое время он посвящал полезному труду и молитве. Уже в возрасте 28 лет преподобный Корнилий оказался достойным такого избрания, уже тогда ему было по плечу бремя большой ответственности перед Богом и людьми - Корнилий был избран игуменом Псково-Печерского монастыря и был им в течение более сорока лет - с 1530 по 1571 годы. 

Вставая с восходом солнца, преподобный Корнилий сам правил службу, и отдавал все силы трудам, воодушевлял братию к выполнению устава, строгому посту, молитве, напоминая о подвиге первых христиан.

Он строго осуществлял монашеское общежитие, сильной рукой защищал монастырь от величайшего зла русской монастырской жизни того времени - так называемых «вкладчиков», т.е. мирян, приносивших богатые пожертвования в пользу обители, затем поселявшихся в ней с принятием монашеских обетов или отказом от их исполнения. Бывали случаи, что лица, внесшие богатый вклад в монастырь и принявшие монашество, считали для себя необязательным выполнение монашеских правил. На свои вклады они смотрели, как на нечто такое, что давало им право жить в обители, не подчиняясь строгому монастырскому уставу. Блаженный Корнилий жил упованием на Господа и никогда не помышлял о том, чтобы увеличивать благосостояние обители снисходительным отношением к подобного рода вкладчикам с целью привлечения наибольшего числа их. Преподобный Корнилий ревностно боролся против привилегий богатых вкладчиков, ибо, нарушая правила монастырской жизни, они могли внести им примером соблазн и разложение в жизнь иноков и посещающих обитель богомольцев. Блаженный Корнилий был безпристрастно строг к ним, увещевая их кротостью, и, в случае нужды, подвергал наказанию. А если такой, уклоняющийся от истинного пути вкладчик не исправлялся, то он удалял его из обители, не считаясь ни с высоким положением вкладчика до принятия иночества, ни с величиной внесенного вклада. 

«Преподобный Корнилий принадлежал, как Феодосии Киево-Печерский, к людям, которые одарены огромной энергией не только тела, но и духа. Их жизнь поэтому может служить образцом деятельной любви к Богу и человеку. Такие люди не могут оставаться только созерцательными и вести исключительно аскетическую жизнь вдали от мира, в пустынях и лесах. Они ищут прежде всего возможности помочь людям, в частности распространить христианскую веру. Они хотят быть воинами Христовыми, они тот же идеал монаха, о котором мечтал Максим Грек, который говорит: истинный монах тог, кто исполняет заповеди Христовы и прежде всего заботится о спасении своих ближних» (В. Синайский. Псково-Печерский монастырь. Рига, 1929, с. 12). 

С начала игуменства преподобного Корнилия усиливается проповедь христианства среди жившей вокруг монастыря чуди, современных нам сэтув. Игумен Корнилий распространил Православие среди эстов и сэтув, заботился о просвещении и благоустройстве их жизни, наделял их землей и защищал от врагов. Стараясь помочь всем обездоленным, блаженный Корнилий хлопотал в Москве о закреплении за монастырем свободных земель и заселял эту землю бедняками.

Другим делом усердия преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове, на Усохе, подворья для монастыря с каменной церковью в честь Божией Матери «Одигитрии». При нем был устроен дом для служащих в новом храме и для приходящих из монастыря в город по каким-либо делам. Печерское подворье было основано для принятия святых икон из Псково-Печерского монастыря, приносимых с крестным ходом в город. Игумен Корнилий первоначально установил в нем и повседневное служение монастырской братии. Построив в Пскове Печерское подворье и церковь, преподобный Корнилий как бы перенес в Псков часть Псково-Печерского монастыря и установил тем самым некоторую нравственную связь между Псковом и монастырем, что служило жителям Пскова и приезжавшим туда ежедневным напоминанием о деятельности Печерской обители. 

Несмотря на свою занятость после своего назначения игуменом, преподобный Корнилий находил время и для литературной работы. В 1531 году в окончательной редакции вышел его труд под названием «Повесть о начале Печерского монастыря...», он завел большой монастырский «Синодик» для поминовения усопших братин, а также усопших благотворителей обители, что свидетельствует о понимании им долга признательности за все, сделанное для обители. Он начал вести «Кормовую книгу» с 1558 года, составил «Описание чудес Печерской иконы Богоматери». 

Следует отметить, что в период своего правления монастырем преподобный Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую (а также столярную, кузнечную, керамическую и другие хозяйственные мастерские), задачей которой являлось распространение икон среди новообращенных - жителей этого края. 

Мученическая смерть

За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников. 

20 февраля 1570 г. Корнилий принял мученическую смерть от руки царя Ивана Грозного, возвращашегося с Ливонского похода. Тогда Преподобный встретил его с крестом у ворот Псково-Печесркой обители. 

Легенда повествует: «По дороге в Псков московский царь Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий с почетом встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно, он всегда боялся измены и закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим: «Предпослал его царь земной царю небесному», как гласит надгробная надпись игумена. Кровь текла по наклонной дороге от Святых врат монастыря. Тотчас нахлынуло раскаяние и на руках царь понес бездыханное тело Корнилия к Успенскому собору. Из раны стекала кровь и тонкой красной нитью оставалась на камнях дорожки. И до сих пор дорога от Никольских ворот до Успенского собора, которой шел Иван Грозный с телом Корнилия на руках, называется «кровавым путем».

Бытует и другая развязка печального события. Якобы убиенный старец не упал после взмаха острой царской сабли, а, подняв свою отрубленную голову на руки, держал ее перед собой. Царь, увидев такое, отшатнулся прочь, а Корнилий шел за ним, держа в руках свою голову. Только когда полный ужаса царь начал молиться Богу, Корнилий спокойно умер. 

Есть и другая версия причины царского гнева. Она основывается на приписываемой Корнилию и братии монастыря поддержке опального князя Андрея Курбского, одно имя которого приводило Ивана IV в неистовство. Так или иначе, но, подъехав к монастырю и увидев печорскую твердыню, разгневанный царь заподозрил, что здесь, на самом рубеже государства, за крепостными стенами, может скрываться измена. 

Некоторые историки считают, что местом казни игумена Корнилия, Петра Заболотного и других приближенных к настоятелю монастыря людей, был Псков, где стоял с войском Иван Грозный. 

Вот что записано о мученической кончине преподобного игумена Корнилия в летописи XVII века, составленной иеродиаконом Питиримом и являющейся первоисточником наших сведений: «Сей достоблаженный игумен Корнилий I на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего». 

В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры (Устрялов И. Сказания кн. Курбского, изд. II. — СПб., 1842; «Синодик», с. 422; Описание... с. 53), написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа «Кровавым путем». 

Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика. Он оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников.

Тело игумена Корнилия было положено тогда в стене «Богом зданной пещеры», вместе с его предшественниками, где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году Маркеллом, митрополитом Псковским и Изборским, со священным собором, мощи преподобного Корнилия, «аки сокровище драгоценное», были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене. В 1872 году, декабря 17 дня, при настоятеле монастыря епископе Псковском и Порховском Павле честные мощи с прежним гробом были переложены в новоустроенную медно-посеребренную раку, а в 1892 году, в третий раз, были переложены во вновь устроенную более благолепную медно-посеребренную раку, тщанием тогдашнего настоятеля архимандрита Иннокентия. 

Достоверно, что с имени Корнилия начинается знаменитый царский «синодик опальных». Этот список казнённых составлен по указанию Ивана IV для поминовения, пострадавших от его руки. 

Сегодня в Обители можно увидеть памятник Святому мученику Корнилию и поклониться гробнице с его мощами, которая установлена в древнем пещерном храме Успения Пресвятой Богородицы. И помнить, что Святой обязательно поможет, но воздастся нам за помощь по вере нашей. 

Псково-Печерская обитель — торжество жизни и Божией Благодати 

Безусловно, каждый, хоть однажды посетивший Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, согласится, что это место олицетворяет собой торжество жизни и Божией Благодати. Обитель меняет к лучшему жизнь каждого человека, ступившего на эту священную землю. И каждый, побывавший здесь, уносит в своем сердце незримые частицы благодати, которые непременно принесут дивные плоды. 

Милостию Божией монастырь никогда не закрывался, и даже в годы страшного для страны атеизма здесь не прекращались богослужения. В годы жесточайших советских гонений XX-го века он оставался единственной мужской обителью на территории СССР, не закрытой большевиками. Благодаря этому монастырь не только сохранил древние иноческие традиции, но и вобрал в себя цвет русского старчества. 

Старцы - это именно те люди, которые на деле, жизнью исполнили заповеди Христовы, познали волю Божью, и за это они получили удивительные дары прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. Один их совет был способен изменить человеческую жизнь. К ним шли в надежде на чудо. И чудо происходило… 

Во 2-й половине XX-го века в нем подвизались ныне прославленный в лике святых иеросхимонах Симеон (Желнин), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Алипий (Воронов), схиархимандрит Агапий (Агапов), схиигумен Савва (Остапенко), валаамские старцы и множество других подвижников благочестия. 

В монастыре три почитаемые святыни - чудотворные иконы Божией Матери - Успения в житии, которая выносится крестным ходом каждый год в престольный праздник, Умиления и Одигитрии Псково-Печорских. В летописях сохранились свидетельства, что от чудотворных икон бывали исцеления и прибегающим к ним людям латинской веры. Образ Успения хранится в пещерном Успенском храме, а Умиления и Одигитрии - в Михайловском соборе. 

В настоящее время в монастыре более 10-ти храмов, три из которых - пещерные.

Богом зданные пещеры 

Пещеры Псково-Печерского монастыря - это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Еще это и уникальный историко-художественный памятник - некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова. 

Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера», и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовни. 

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер - 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере. 

А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли. 

Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись - неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое». 

Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом. 

Обитель Святая – Печеры,
Предмет моей сладкой мечты,
Где храмы, пещеры и горы, -
Все дивной святой красоты!

Кресты в небе золотом блещут,
А главы, как стражи, стоят;
И чья здесь душа не трепещет?
И чьи здесь сердца не горят?

Стоишь ты, как остров средь моря,
И светишь, как в бурю маяк:
Звезда ты в небесном просторе,
Ты – радость, надежда моя!

Пред Матерью Чудной, Небесной,
В молитве Корнилий Святой
Всем просит нам жизни безгрешной,
Нам просит душевный покой.

Как мать, нас встречаешь, родная,
Как друг, провожаешь домой,
Невзгоды с тобой забываем,
Душой воскресаем с тобой!

Красуйся ж, Обитель Святая,
Под солнцем вечернего дня:
Пусть вера в нас вечно живая
Тобою спасет и меня!

Автор строк - Схиигумен Савва, (Остапенко Николай Михайлович) 

«...В Святой Псково-Печерской обители есть поговорка: «Лето в обители - время для паломников и туристов, осень - золотая пора для художников и поэтов, зима - для философов и ученых, в ранняя весна - дни Великого Поста - для монахов...». История обители будет длиться вечно! Ибо Псково- Печерский монастырь - это нечто иное, как истинная Жемчужина Псковской земли, Врата Небесные, открывающие миллионам людей путь в вечность и дарующие правильные «столбы-указатели» на пути к Богу.

***В написании данной статьи использованы выдержки из статьи Архимандрита Алипия (Воронова), указанной в списке литературы.

Литература: 

  1. Псковская энциклопедия, 903-2003 / под ред. А.И. Лобачева. - Псков : Псковская энциклопедия, 2003. - 912 с. - Указ.: с. 855-903. - Библиогр.: с. 904-910 . 
  2. Таскаев Андрей. Путеводитель "Псковские святыни" / Таскаев Андрей , Несмелов Игорь Александрович / авт.: свящ. Андрей Тоскаев [т. е. Таскаев] ; фото, компьютер. дизайн: Несмелов Игорь Александрович. - Издание 2-е, дополненное . - Псков : [б. и.], 2009. - [99] с. 
  3. Псково-Печерский монастырь : общ. ист. очерк / сост. В. Синайский. - [Изд. 2-е, испр. и доп.] . - Псков, 1998. - 127 с. 
  4. Псково-Печерский патерик : жизнеописания святых Псково-Печерских - Печоры : Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2008. - 70, [2] с. 
  5. Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь : рекомендательный список книг и статей : [буклет] / МУК "Печор. центр. район. б-ка", Отд. информ. технологий ; [сост.: В. Н. Писукова]. - [Печоры : б. и.], 2009. 
  6. Псковские сокровища / Виноградов Андрей Алексеевич; Куренков Алексей : [все, что нужно увидеть всем туристам и паломникам! : легендарная столица русской старины Псков и его знаменитые пригороды Изборск, Печоры, Пушкиногорье : впервые! все монастыри Псковской Епархии / фото: Андрей Виноградов ; текст: Алексей Куренков]. - Псков : [Студия Куренков & Виноградов], 2012. - 95 с. 
  7. Степанов Юрий Владимирович. Легенды и предания Псковщины / Степанов Юрий Владимирович / Юрий Степанов ; [худож. оформление Сергей Володин]. - [Изд. 2-е перераб. и доп.] . - Псков : Утро. Псков, 2012. - 93, [1] с 
  8. Тихон. Врата небесные : история Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря : [в сокращении] / Тихон / архим. Тихон (Секретарев). - Издание 5-е . - [Печоры : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь], 2013. - 106, [1] с 
  9. Книги о монастыре в электронной библиотеке // Псковиана - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pskoviana.ru/istoriya/istoriya-pskovskoj-oblas.. (Дата обращения: 28.02.2018) 
  10. Архимандрит Алпий (Воронов). ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК КОРНИЛИЙ, ИГУМЕН ПЕЧЕРСКИЙ (извлечено из "Журнала Московской Патриархии". 1970, №№2,3) // Псковиана- [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pskoviana.ru/images/sportson/docs/prepodobnyi-.. (Дата обращения: 28.02.2018) 
  11. Преподобномученик Корнилий// Псковиана- [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://pskoviana.ru/istoriya/persony/213-religioznye-..(Дата обращения: 28.02.2018)

Голубева А. 28.02.2018

Сего Дня

18 октября 1517 года

18 октября 1517 года

Опочка отражает литовские войска. Литовские войска Константина Острожского штурмовали крепость Опочк...

18 октября 1539 года

18 октября 1539 года

Погорело все Полонище в Пскове, в том числе 12 церквей. В церкви Анастасии римлянки на Кузнецкой ули...

18 октября 1581 года

18 октября 1581 года

Посланник папы Римского прибыл под Псков для участия в русско-польских переговорах о мире. В по...

18 октября 1655 года

18 октября 1655 года

Крупный пожар в Опочке, от которого выгорел практически весь город. Как доносил царю Алексею Михайло...

18 октября 1912 года

18 октября 1912 года

Новая лечебница в Пскове. В Пскове освящено здание лечебницы общины Красного Креста на углу Фор...

Выставки

Рерих Николай Константинович

Рерих Николай Константинович

(27 сентября (9 октября) 1874 г., Санкт-Петербург - 13 декабря 1947 г., Наггар, Химачал-Прадеш, Инди...

Псковские факты

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru