Всероссийский день семьи, любви и верности

ромашка

Всероссийский день семьи, любви и верности отмечается 8 июля – в День памяти святых Петра и Февронии. Эти святые стали покровителями брака и семьи, а их жизнь считается образцом христианского супружества.

О духовном подвиге этих супругов рассказывается в одном из любимых  произведений читателей прошлого – "Повести о Петре и Февронии Муромских", автор которого - псковский священник, выдающийся русский писатель и богослов Ермолай, в иночестве Еразм, сам себя он называл "Прегрешный".

Петр и Феврония

В 40-е гг. XVI в. Ермолай жил в Пскове, позднее он уехал в Москву, был протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. Петр и Феврония были канонизированы на соборе 1547 г. В это время под руководством митрополита Макария работал большой круг церковных писателей по созданию жизнеописаний русских святых. И Макарий, видимо, привлек к этой работе и Ермолая-Еразма [4, 6]. Он обратился прежде всего к устным преданиям, так как письменных почти не было, и его произведение очень отличается от житий, и не имеет ничего общего с их стилем - «Повесть о Петре и Февронии» больше похоже на сказку. Некоторые отмечают сходство со средневековым романом о Тристане и Изольде.

«Повесть о Петре и Февронии» объединяет два фольклорных сюжета: один о змее-соблазнителе и другой – о мудрой деве. Ермолай-Еразм рассказывает историю любви между князем и крестьянкой. По словам Р. П. Дмитриевой, "сочувствие автора героине, восхищение ее умом и благородством в трудной борьбе против всесильных бояр и вельмож, не желающих примириться с ее крестьянским происхождением, определили поэтическую настроенность произведения в целом"[4].

Как писал Д. С. Лихачев: "Очарование «Повести» — в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц [11].

***

миниатюра

Расцвет творчества Ермолая-Еразма приходится на московский период, и хоть прямого отношения к Пскову его произведения не имеют, но все же псковское прошлое хорошо чувствуется. О Пскове в жизни и творчестве Ермолая-Еразма рассказывается в работе В. И. Охотниковой [12]. Так, сюжет о мудрой крестьянке имеет сходство с псковскими легендами о княгине Ольге, в частности напоминает ее знакомство с князем Игорем.

Петр и Феврония"В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с вожделением. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, забыв о своей жене, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям"[1, 4].

Подобная история встречается и в Житии княгини Ольги, и в устных рассказах, один из которых приводит литератор, собиратель русского фольклора П. Якушкин в своих "Путевых письмах из Новгородской и Псковской губерний" (1860), правда, князь назван не Игорем, а Всеволодом [20].

В связи со Псковом обратим внимание еще на один момент. Феврония противопоставлена тем женщинам, которых изобразил Ермолай-Еразм в картинах "хмельного пития": "А жена эта уже сидит от хмеля как в обмороке, трезвая твердость пропадает, и приходит ей охота к сатанинской игре, так же притом и муж ее распустился и за другими женщинами в мечтах пустился, и взгляды туда и сюда устремляются, и каждый муж чужой жене питье подносит с поцелуем, и тут случается прикосновенье руками и сплетение речей потаенных и дьявольские связи. Ведь женщина испытывает стыд, прежде чем однажды не вкусит, когда же вкусит, больше уже не знает стыда и, привыкнув к этому, становится блудницей. Всякой блуднице впервые дьявольское искушение случается на пьяных сборищах" [2, 4]. В. И. Охотникова предполагает [12], что описание подобных картин Ермолай-Еразм сделано на основе псковских впечатлений, так как, говоря о повсеместном распространении пьянства, первым из городов он называет Псков: "Мы же тут видим, что в городе по названию Псков и во всех городах русских - корчмы. А пьяницы в корчмах без блудниц никогда не бывают. Если же не будут уничтожены корчмы, а это есть, как известно, пьянство, распутство холостых, прелюбодеяния женатых, отвечать за это будут те, кто обогащается на этом" [2, 4].

ФевронияГероиня повести совсем иная, Д. С. Лихачев сравнивал Февронию с тихими ангелами Рублева: «Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. 8 июляЕе животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана. <…> Она «мудрая дева» сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость — не только свойство ее ума, но в такой же мере — ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа» [11].

***

памятник

Ермолай-Еразм интересен и тем, что до нас дошли два сборника, написанных рукой самого автора - это большая удача и редкость. Сейчас мы имеем довольно полное представление о его творчестве. Среди его трудов: «Благохотящим царем правительница и землемерие», в которой содержится проект податных реформ и переустройства поземельного обеспечения военной службы; «Книга о троице» и «Зрячая пасхалия» свидетельствуют о его образованности и большой начитанности в церковно-богословской литературе; а «Повесть о рязанском епископе Василии» и «Повесть о Петре и Февронии» можно отнести к произведениям художественной прозы.


В произведениях Ермолая-Еразма звучат мысли о значении ума и человеческого достоинства, о свободе воли и умении творить, прежде всего свою жизнь [4, 6, 21]. А «Повесть о Петре и Февронии» - один из шедевров древнерусской литературы, и имя ее автора стоит в ряду самых видных писателей русского средневековья.

С 2008 г. отмечается праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. Символом праздника является ромашка. Во многих городах России установлены памятники Петру и Февронии.

ромашка

Литература

1. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских / подгот. текста и комментарии Р. П. Дмитриевой, перевод А. А. Алексеева и Л. А. Дмитриева // Библиотека литературы Древней Руси / РАН, Ин-т рус. Лит. (Пушк. дом) ; под ред. Д. С. Лихачева и др. – Санкт-Петербург, 2000. – Т. 9: Конец XV-первая половина XVI в.

Рец.: Антопольский Н. - Новый мир. – 1980. - N 4. - С. 269—270.

2. Ермолай-Еразм. Правительница [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old-ru.ru/07-45.html.

3. Повесть о Петре и Февронии / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) ; отв. ред. А. М. Панченко; исслед. Р. П. Дмитриевой. - Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1979. - 338 с. - Имен. указ.: с. 334-337.

4. Сочинения Ермолая-Еразма / подгот. текста и комментарии Р. П. Дмитриевой, перевод А. А. Алексеева и Л. А. Дмитриева // Библиотека литературы Древней Руси / РАН, Ин-т рус. Лит. (Пушк. дом) ; под ред. Д. С. Лихачева и др. – Санкт-Петербург, 2000. – Т. 9: Конец XV-первая половина XVI в.

Тексты: Повесть о Петре и Февронии Муромских; Повесть о рязанском Епископе Василии: о городе Муроме и о Епископии его, как перешла она в Рязань; Правительница: наставление в землемерии царям, если им угодно.

***

5. Буслаев, Ф. И. Песни древней Эдды о Зигурде и муромская легенда / Ф. И. Буслаев // Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. - Т. 1. - С. 269—300.

6. Дмитриева, Р. П. Ермолай-Еразм / Р. П. Дмитриева // Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л. : Наука, 1987. – Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1: А-К.

7. Дмитриева, Р. П. Особая редакция Повести о Петре и Февронии / Р. П. Дмитриева // Рукописное наследие Древней Руси: по материалам Пушкинского Дома. - Л., 1972. - С. 192—209.

8. Зимин, А. А. Ермолай-Еразм и Повесть о Петре и Февронии / А. А. Зимин // Труды отдела древнерусской литературы. - М.; Л., 1958. - Т. 14. - С. 229-233.

9. Клибанов, А. И. Повесть о Петре и Февронии как памятник русской общественной мысли / А. И. Клибанов // Исторические записки. - М., 1959. - Т. 65. - С. 303-315.

10. Клибанов, А. И. Сборник сочинений Ермолая-Еразма / А. И. Клибанов // Труды отдела древнерусской литературы. - М. ; Л. – 1960. - Т. 16. - С. 178-207.

11. Лихачев, Д. С. Великое наследие : классические произведения литературы Древней Руси / Д. С. Лихачев. - [2-е изд., доп]. - М. : Современник, 1980. - 412 с. : ил. - (Библиотека "Любителям российской словесности").

См.: Лихачев, Д. С. Повесть о Петре и Февронии Муромских.

12. Охотникова, В. И. "...Праведно управлять державой своей" : Псков в жизни и творчестве писателя-гуманиста 16 в. Ермолая-Еразма / В. И. Охотникова // Псковская правда. - 2003. - 19 февр. - С. 8 ; Псковский край в литературе. – Псков, 2003. – С. 32-40.

13. Ржига, В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма / В. Ф. Ржига // Летопись занятий археографической комиссии. - Л., 1926. - Вып. 33. - С. 103-200.

14. Ржига, В. Ф. «Повесть о Петре и Февронии» в русской литературе конца XVIII в. / В. Ф. Ржига // Труды отдела древнерусской литературы. - М.; Л. – 1957. - Т. 13. - С. 431-436.

15. Росовецкий, С. К. К изучению фольклорных источников «Повести о Петре и Февронии» / С. К. Росовецкий // Вопросы русской литературы. - Львов, 1973. - Вып. 1 (21). - С. 83—87.

16. Росовецкий, С. К. «Повесть о Петре и Февронии» в литературном процессе XVII в. / С. К. Росовецкий // Вопросы русской литературы. - Львов, 1974. - Вып. 1 (23). С. 49—54. 

17. Руди, Т. Р. Из богословского наследия Ермолая-Еразма: "Малая трилогия" / Т. Р. Руди // Псков, русские земли и Восточная Европа в XV-XVII вв.: к 500-летию вхождения Пскова в состав единого русского государства : сборник трудов международной научной конференции, 19-21 мая 2011 г. / ПГПУ им. С. М. Кирова ; Европейский ун-т в СПб. ; редкол.: В. И. Охотникова (отв. ред.). - Псков, 2011. - С. 274-292. - Библиогр. в примеч.

18. Скрипиль, М. О. Повесть о Петре и Февронии муромских в ее отношении к русской сказке / М. О. Скрипиль // Труды отдела древнерусской литературы. - М.; Л., 1949. - Т. 7. - С. 131-167.

19. Шляпкин, И. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного / И. Шляпкин // С. Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911. – С. 545—568.

20. Якушкин, П. Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний. - Изд. Д. Е. Кожанчиков. - СПб. : Тип. Торгового Дома, 1860. – 205 с.

***

21. Ужанков, А. Повесть о житии святых Петра и Февронии Муромских : проект ACADEMIA [Электронный ресурс] // Государственный интернет-канал «Россия», 2001-2013. – Режим доступа: http://tvkultura.ru.

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония – святые покровители русской семьи. "Повесть о житии святых Петра и Февронии Муромских", написанную Ермолаем – Еразмом в XVI веке называют повестью о любви. Почему же это слово ни разу не упоминается в повести? Что же это за таинственная любовь, которая исцеляет человека? И почему благоверные князь Петр и княгиня Феврония стали святыми покровителями русской семьи? Об этом и пойдет речь в лекции доктора филологических наук.

 

мультфильм

22. Сказание о Петре и Февронии : мультфильм / реж. Н. Михайлова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=Q1wE9h31xPg.

 

Материал подготовила зав.сектором отдела краеведческой литературы Елена Сторокожева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сего Дня

21 августа 1580 года

21 августа 1580 года

Польские войска Стефана Батория заняли Велиж.

21 августа 1696 года

21 августа 1696 года

«По обещанию псковских стрельцов полонинскаго приказу слободчика Гаврилы Иванова сына Пахомова ста с...

Псковские факты

Печорский край. Не прервется связь времен

Печорский край. Не прервется связь времен

В электронной библиотеке «Псковиана» можно найти шесть сборников материалов «Не прервется связь врем...

Выставки

Пушкин в Михайловском: к 195-летию со дня приезда поэта в ссылку

Пушкин в Михайловском: к 195-летию со дня приезда поэта в ссылку

Отдел краеведческой литературы представляет виртуальную выставку, посвященную 195-летию со дня приез...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.pskovlib.ru