Главная набережная Пскова

naberejnay verechaginНабережные города - это не просто береговые линии. Они имели практическое применение, поскольку река Великая была и дополнительным препятствием при вражеских нападениях на город, по ней перемещались лодки рыбаков и торговцев, являлись важнейшей частью облика города.

В древности река протекала близко от стен и о видах и прогулках задумывались мало, но менялась жизнь и способы хозяйствования и берега превращались в рукотворные набережные, отражая эти изменения.

На берег как городское пространство обратили внимание только в начале XIX века. Заботу о приспособлении и благоустройстве набережных проявил тогдашний губернатор Валериан Николаевич Муравьев, через два года после вступления в должность.

В 1858 по его распоряжению начались работы по отделке берега с целью устройства набережной и пристани для судов у Власьевской часовни. Они продлились пять лет, может быть потому что средств из казны выделялось очень немного, в основном это были средства жертвователей по подписке.

В качестве рабочей силы были привлечены заключенные арестантской роты. Необходимо было выровнять берег для чего делались насыпи или сносились бугры, тогда приходилось ломать камень, из которого они состояли. Инженерное решение предусматривало террасированное укрепление берегов и защиту от паводков оснований крепостных стен.

Первое неофициальное название набережной, которая начиналась у стен Кремля – Арестантская.

В 1859 году был завершен участок от Кремля до улицы Плоской (современная Профсоюзная).  Появился причал для малых судов и удобные проходы и проезды к реке, пригодные для телег и экипажей.

Строительство набережной производилось в две очереди: первый участок от Власьевских ворот до Плоской улицы был сооружен и открыт в 1859 году. Этому участку набережной было присвоено наименование Александровский, в честь посещения Пскова императором Александром II в ноябре того же года.

Вторая очередь от Плоской улицы до Покровской башни благоустраивалась до 1862 года и результат так понравился горожанам, что неоднократно звучали предложения назвать хотя бы часть набережной по имени ее создателя  губернатора  - Муравьевской.

На этом работы не закончились, а продолжались до 1867 года. В этот период на набережной укрепляли стены и башни. Задача реставрации не ставилась, но работы должны были остановить разрушение. По этой причине был введен запрет на строительство близ крепостных стен Окольного города.

Горожане приветствовали появившиеся террасы и прогулочные дорожки, берег Великой занял существенное место в досуге псковичей. На набережной прогуливались парочками и семьями, устраивали пикники, концерты и праздники, катались на лодках.

Некоторые работы по продлению прогулочной зоны вдоль реки были продолжены и при следующем губернаторе – Иване Константиновиче Палене.

В 1911 году был построен, наконец, стационарный мост через Великую с ажурными арками и башенками, который стал украшением панорамы города.

В 1928 году на набережной, «врезавшись» в древнюю крепостную стену началась строительство тепловой электростанции. ТЭЦ-18 и трамвайное депо образовали производственный комплекс на берегу реки. В Великую Отечественную войну депо было разрушено.

Послевоенный город нуждался в экстренных усилиях архитекторов и строителей, поэтому на набережную внимание было обращено только в начале 50-х годов XX века.

Не все предложенные проекты, предусматривающие формирование «зеленого кольца» города с включением бульваров и набережной, были осуществлены, но берег постепенно восстанавливался и благоустраивался.

  • nabereznayia00 vereschagin
  • nabereznayia01
  • nabereznayia02
  • nabereznayia03
  • nabereznayia04
  • nabereznayia05
  • nabereznayia06
  • nabereznayia07
  • nabereznayia08
  • nabereznayia09a
  • nabereznayia09b
  • nabereznayia09
  • nabereznayia10
  • nabereznayia11
  • nabereznayia09c

Еще одна «врезка» в панораму появилась в 60-е годы XX века: на месте снесенной части крепостной стены появилась гребная база.

Набережная оставалась излюбленным местом прогулок, купаний и отдыха. Здесь проводились лодочные спортивные соревнования, водные праздники, регаты. В годовщины освобождения  от фашистов псковичи с берега наблюдали реконструкцию форсирования реки Великой войсками советской армии, позднее – праздничные салюты.

Пространство обрастало лотками с мороженым и напитками, деревянными павильончиками. Самое известное заведение находилось рядом со спуском с улицы Урицкого (современная Георгиевская). Здесь набережную украшал деревянный круглый павильон с конусовидной крышей, где можно было отведать пиво и лимонады местного производства, которое находилось недалеко   - между набережной и улицей Советской. Павильон с классическим названием «Пиво. Воды» был окрашен в голубой цвет, поэтому псковичи запомнили его неформальное название «Голубой Дунай».

В 80-е годы XX века были произведены текущие работы по приведению набережной в порядок, а вот уже в 90-е на прибрежные территории обращалось мало внимания.

 В 2011 – 2012 годах городу был представлен проект реконструкции набережной, часть которого была в основном осуществлена к 2015 году. На набережной появились смысловые зоны: «Аллея дружбы», «Мир детства», «Псков водный», «Семья», «Гармония», «История».

 Источники:

Памятная книжка Псковской Губернии на 1859 год : адрес-календарь лиц, служащих в губернии / [издание Псковского Губернского Статистического комитета]. - Псков : Типография губернского правления, 1859. - [133] с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - pam 1859.djvu; pam 1859_soder.djvu; CD-2. - Читать полный текст >>>

Псковские губернские ведомости. 1873, № 38 (29 сент.) : Часть неофициальная - Псков, 1873. - 2 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - Читать полный текст >>>

Псковские губернские ведомости. 1873, № 39 (6 окт.) : Часть неофициальная - Псков, 1873. - 2 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - Читать полный текст >>>

Медников М. М. Псков XVIII – XIX вв. : (губернский период) / Медников М. М. // Вечерний Псков. - 1997. - № 12. - 16 сент. - С. 3. - Продолжение. Начало в № 3. - [Мосты. Электроснабжение]. - Читать полный текст >>>

Медников М. М. Из истории псковских мостов / Медников М. М. // Псков. - 2003. - № 18. - С. 147-158. - Мост через р. Пскову, Великорецкий плавучий мост, Рижский ж.-д. мост, Ольгинский мост. - Библиогр.: с. 149. - Читать полный текст >>>

Ольгинский мост. - Читать полный текст >>>

Блеск и нищета набережной реки Великой: экскурс в историю >>>

 

Проект «Псковские пятницы. Старые дома»

« »

Сего Дня

15 декабря 1477 года

15 декабря 1477 года

Псковичи с Шуйским идут на Новгород. Псковская рать под руководством князя Василия Васильевича Шуйск...

15 декабря 1884 года

15 декабря 1884 года

Рисовально-технические классы в Пскове. В Пскове открылись рисовально-технические классы, занят...

15 декабря 1905 года

15 декабря 1905 года

Псковский губернатор А. В. Адлерберг предписал всем уездным исправникам арестовывать революционных а...

Псковские факты

Декабристы - псковичи: после Сенатской площади

Декабристы - псковичи: после Сенатской площади

Напоминаем, одна из «Псковских пятниц» представляет ролик «Декабристы –псковичи: после Сенатской пло...

Выставки

Объекты культурного наследия Пскова, включенные в список ЮНЕСКО: обзор памятников и книг

Объекты культурного наследия Пскова, включенные в список ЮНЕСКО: обзор памятников и книг

Псков неоднократно подавал заявку на включение в список Всемирного наследия. Для жителей пригранично...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.pskovlib.ru