19 августа - Преображение Господне
Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь - выдающийся памятник православной средневековой культуры Пскова и один из символов древнего и современного города. Постройка монастырей на Руси всегда имела значительное основание для их возведения именно на месте сем. В данном случае монастырь должен был служить крепостью и, одновременно, стремился стать центром монашеской жизни древнего города, исповедуя Христианство. На протяжении 8-ми веков, она являлась для горожан не только пристанищем для страждущих, но и образцом благочестия.
Собор Спаса-Преображения Мирожского монастыря знаменит фресками XII века
В презентации использованы фотографии Ивана Чистякова, фотографа.
Спасо-Мирожский монастырь.
Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь - выдающийся памятник православной средневековой культуры Пскова и один из символов древнего и современного города. Постройка монастырей на Руси всегда имела значительное основание для их возведения именно на месте сем. В данном случае монастырь должен был служить крепостью и, одновременно, стремился стать центром монашеской жизни древнего города, исповедуя Христианство. На протяжении 8-ми веков, она являлась для горожан не только пристанищем для страждущих, но и образцом благочестия.
фото 1882 года
Летописи сообщают, что святитель и епископ Новгородский Нифонт «повелел заложить каменный храм во имя Спаса Преображения в Мирожском монастыре» Самым ранним по происхождению источником является Новгородская Первая летопись старшего извода, представленная единственным Синодальным списком XIII- XVI вв.
В этом списке под
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. 1899 год. Фото О. Парли
Эта древняя иноческая обитель была первой в древнем городе и воздвигнута была в живописнейшем уголке Пскова-града, на полуострове при впадении реки Мирожи в Великую. Временем её основания принято считать 1156 год. Первый настоятель Мирожского монастыря, преподобный Авраамий, скончался в 1158 году, и мощи его почивают под спудом Спасо-Преображенского собора.
По своему устройству обитель стала преемницей Византии в становлении православного зодчества и монументальной живописи. Фрески Спасо-Преображенского собора, хотя и дошли до наших дней в сильно измененном виде, но все же несут образец православной живописи XII века.
Нам известны их иконографические изводы: «Преображение Спаса нашего Иисуса Христа», «Тайная Вечеря», «Оплакивание», «Суд Пилата», «Сретение», «Неверие Фомы» и др.
Стефаниевская церковь,
В летописи значится, что в 1404 году игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана. Позднее она была перестроена в стиле московского зодчества. Этот храм очень напоминает Пантелеимоновскую церковь во Бору (ныне Промежицы). Ныне в ней ведутся богослужения 3 дня в неделю и в праздничные дни.
После 72-х летнего перерыва в обители возобновилась монашеская жизнь. Благодаря поддержке и усилиям управляющего с 1993 по 2018 год Псковской Епархией Митрополита Евсевия, в 1994 году, монастырь был открыт не только для туристов, но и для православных прихожан и многочисленных паломников. Первыми насельниками возобновленной обители стали иноки и монахи Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. *Когда-то игумен Псково-Печерской обители, св. преподобномученник Корнилий, был насельником Спасо-Преображенского Мирожского монастыря.
В настоящее время братия и трудники обители живут по уставу строгой монашеской жизни. Их немного, около 7-10 человек. При монастыре в 90-е годы ХХ века была открыта школа русской иконописи. Сейчас в иконописных мастерских ведут реставрацию икон, исполняют иконописные заказы, совершенствуясь в этом высокодуховном творчестве и возрождая древние секреты иконописи. Здесь царит дух созидания - молитва, терпение и труд.
В монастыре действует и свой маленький свечной завод, отливающий свечи по старинной технологии XVII-XVIII веков. Не забывает братия и о благотворительном социальном служении: еженедельно в монастыре кормят паломников и малоимущих. Для паломников св. обители проводятся экскурсии в иконописные мастерские, с обязательным посещением древнего (еще под 1546 годом) Стефановского храма.
ОЦЕНКА НАСЛЕДИЯ
Главной святыней Мирожского Спасо-Преображенского монастыря в настоящее время является икона Богородицы «Мирожская», относящаяся к типу Знаменных икон. Это список с чудотворной иконы, которая храниться в Псковском музее-заповеднике. По церковному преданию икона Богоматери «Мирожская» явилась в 1198 году в Спасском Мирожском монастыре в основном одноименном храме обители. Но датировка иконы известна более поздняя: она относится к XVII столетию.
Заслуживают внимания фотографии ныне измененных временем или утраченных фрагментов архитектуры Мирожского монастыря, которые пришлось заимствовать в фотоархиве Института Истории Материальной культуры РАН г. Санкт-Петербурга, т.к. изображение Мирожского монастыря в конце XIX в.- нач.XX , имеющееся в Псковском музее-заповеднике, сохранилось только на открытках... На сегодняшний день без этих фотографий сюжетный ряд ансамбля Мирожского монастыря был бы ущербным.
Хочется надеяться, что Псковская Сокровищница русской архитектуры и монументальной живописи вновь возродится в своем прежнем облике.
Библиографический список литературы - ссылка
Материал подготовила Татьяна Лединина,
ведущий библиограф отдела краеведческой литературы
(1865-1935гг.)
Родился в Тверской губернии, селе Константиновка Бежецкого уезда. Окончил сельскую начальную школу. В 1886 году переехал в Петербург. Служил в Новочеркасском полку до 1890 года. В 1890 году поступил работать сторожем в Императорскую Археологическую комиссию, где под руководством члена Археологической комиссии В.Г. Дружинина обучался фотографии. С 1894 года состоял фотографом ИАК до её ликвидации.
Фотограф Императорской Археологической комиссии с 1896 по 1918 гг. и Государственной Академии истории материальной культуры с 1919 по 1935 гг. После реорганизации в Российскую Археологическую комиссию в 1918 году продолжил работу фотографом.
Оставил большое собрание диапозитивных и негативных материалов, приобретенное ГАИМК.
Сопровождал сотрудников учреждений в экспедициях для фотофиксации памятников архитектуры.
В 1899 году фотографировал фрески Мирожского Спасо-Преображенского собора.
С архитектором П.П. Покрышкиным приезжал в Псков в 1912 г. Работал также для Русского Археологического общества в период с 1900 по 1903 гг. Одновременно производил фотосъемку для Эрмитажа, Русского музея, Академии наук и Академии художеств. Негативы на стекле и диапозитивы исполнялись им по заказам для разных лиц, преимущественно для членов ИАК.
Умер Иван Федорович Чистяков в Ленинграде в