Проблемы исследования подчинения (1963, Йельский униврситет, США ) / Стэнли Милгрэм

МилгремС. Милгрэм отмечал, что подчинение выполняет в обществе многие полезные функции: оказывает облагораживающее и воспитательное воздействие и пр. Но события в Германии указывали на серьезную человеческую проблему: последствия деструктивного повиновения, и они заслуживали особого интенсивного исследования. Если сформулировать вопрос максимально широко: как ведет себя человек, когда представитель законной власти велит ему совершить действия, направленные против третьего индивида?

Процедура исследования. Человек приходит в лабораторию, и в контексте обучающего эксперимента ему велят воздействовать на другого человека электрошоком все возрастающей силы. (Этот другой человек – актер, на самом деле не испытывающий никакого воздействия). Экспериментатор велит испытуемому продолжать повышать силу тока, доводя ее даже до уровня «опасно: сильнейший удар».

Эксперимент

Цель эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, насколько продвинется неинформированный испытуемый, пока он не откажется подчиняться указаниям экспериментатора. Переломный момент – это акт неподчинения.

После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут), эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».

Результаты показали

1) не подчиниться власти экспериментатора для многих людей труднее, чем обычно предполагают. Значительное число испытуемых доходят до верхней шкалы генератора электрошока;

2) данная ситуация является весьма конфликтной: испытуемые нервничают, потеют, случаются припадки нервного смеха.

С одной стороны, испытуемые хотят помогать экспериментатору, а с другой, они не хотят подвергать ученика болевому воздействию электрошока. Отражением этого конфликта являются невротические реакции испытуемых.

Предполагалось, что человек, пришедший в лабораторию, является активным, способным выбирать взрослым человеком, который может принять адресованные ему предписания или отвергнуть их. Выяснилось, что нормальный человек в определенных условиях перестает воспринимать себя в качестве ответственного звена в каузальной цепи, ведущей к действиям против человека.

Поскольку мысль о воздействии на человека электрошоком отвратительна, то многие, кто был знаком с планом исследования, предполагали, что «люди не будут этого делать». После того, как результаты стали известны, эта установка выражалась так: «если они это сделают, то не смогут себе этого простить». В действительности же многие испытуемые подчиняются до самого конца без каких-либо признаков вредных последствий.

Этот эксперимент, и, по мнению автора, и, по мнению испытуемых, являлся потенциально ценным переживанием, поскольку он заставлял людей осознать существование проблемы бездумного подчинения авторитетам.

Автор исследования С. Милгрэм:

«Если из исследования можно извлечь какую-либо мораль, то она заключается в том, что каждый человек должен нести ответственность за свои собственные действия».

Испытуемые:

«Эксперимент укрепил мою веру в то, что человек должен избегать причинения вреда другому человеку, даже ценой неподчинения властям»;

«Для меня эксперимент показал… до какой степени необходимо, чтобы каждый индивид имел или открыл для себя твердую основу, на которой он может принимать решения, какими бы незначительными они не казались. Я думаю, что люди должны глубже осмыслить себя и свои отношения с миром и другими людьми. Если этот эксперимент служит встряской, которая выводит людей из состояния самоуспокоения, то он достиг своих целей».

***

Бениш, Г.   Что делает из людей преступников? / Г. Бениш, Р. Лейк, К. Вигрефе // ГЕО / GEO. - 2009. - N 5. - С. 110-124. - фото.

Майерс, Д.   Социальная психология : пер. с англ. - СПб. : Питер, 1999. - 684 с. : ил. - (Мастера психологии). - Глоссарий: с. 673-682.

«Повиновение» эксперимент С. Милгрема [видео]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=NhZdy1i_7mw

Пайнс, Э.   Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. - 4-е междунар. изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2000. - 522 с. : ил. - (Практикум по психологии). - Библиогр. в конце гл.

Некоторые мысли по этике научных исследований: после прочтения статьи Милграма «Исследование поведения подчинения» / Д. Баумринд. – С. 38-46 ; Проблемы исследования подчинения: ответ Баумринд / С. Милграм. – С. 46-56.

Эксперимент Милгрэма [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

Сего Дня

7 декабря 1879 года

7 декабря 1879 года

Псковский губернатор, председатель Археологической комиссии М. Б. Прутченко обратился к министру нар...

Выставки

Коллекция методических сценариев о псковских музеях и усадьбах, часть I

Коллекция методических сценариев о псковских музеях и усадьбах, часть I

Псков славится своими литературными музеями, жизнь и история которых держится на именах известных вс...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru