Стэнфордский тюремный эксперимент (1971) / Филипп Зимбардо

ЗимбардоОдним из наиболее впечатляющих примеров того, какую власть могут иметь над людьми ситуация и социальные роли, является эксперимент по имитации тюрьмы, проведенный Ф. Зимбардо и его коллегами. В этой работе исследователи полностью воссоздали обстановку тюрьмы – как материальную, так и психологическую – и наблюдали за поведением людей, которые находились там почти неделю. Хотя участники эксперимента сначала воспринимали происходящее «понарошку», они вскоре погрузились в мощную ролевую реальность этой социальной среды. С группой обычных, здоровых и разумных индивидов произошла метаморфоза, превратившая их в жалких заключенных и надзирателей, развращенных патологическим влиянием власти. Эти силы были столь мощными, что эксперимент пришлось прекратить раньше запланированного срока (6 дней вместо 14).

Эксперимент

Хотя исследование было оплачено военно-морским флотом США для того, чтобы объяснить конфликты в его исправительных учреждениях и в морской пехоте, представленные результаты могут быть интересны и для рассмотрения проблемы узников концлагерей.

Этот эксперимент хорошо известен и вошел во многие учебники социальной психологии (см. например, Майерс (1999) и др.). О том, как сам автор представляет это исследование и его результаты – в издании «Практикум по социальной психологии», подготовленном Э. Пайнс, К. Маслач. Заметим, именно Кристина Маслач обратила внимание исследователей, что эксперимент вышел из-под контроля, и настояла на его досрочном завершении. Это исследование стало основой для нескольких художественных фильмов.

Как заметил автор, «кажется ра­зумным заключить, что в поединке между хорошими людьми и пороч­ной ситуацией победила ситуация. Индивиды, тщательно подобран­ные по критериям нормальности, здравомыслия и однородности их личностных черт, через несколько дней стали действовать таким образом, что вне данного контекста их поведение было бы сочтено аномальным, безумным, невротическим, психопатическим и садист­ским».

В тюрьме сложилась угрожающе патологическая обста­новка: со стороны надзирателей это проявлялось в жестокости и зло­употреблениях властью, со стороны заключенных – в стойких проявлениях приобретенной в тюрьме беспомощности. Постепенно заключенные становились все пассивнее, редко проявляли инициативу, в лучшем случае только реагировали на требования надзирателей. У заключенных наблюдалась заметная тенденция к возрастанию не­гативизма, депрессии и склонности причинять вред другим людям. Все заключенные испытывали сильные душевные страдания (половину вывели из эксперимента досрочно).

Почти все, о чем разговаривали заключенные (90%), было непосредственно связано с тюремными условиями, пищей, правами, наказаниями, тревогами и жалобами. Таким образом, даже когда заключенные были одни и не участвовали в унизительных столкновениях с надзирателями, они тем не менее сохраняли иллюзию тюремного заключения, разговари­вая о нем, а не о своей прошлой или будущей жизни.

Уровень вербальной и физической агрессии надзирателей постоянно повышался. Примерно одна треть надзирателей систематически проявляли аг­рессивность и настолько деградировали, что их поведение можно было назвать садистским.

Как отмечает автор, эта тюрьма стала не только источником страданий, но и источником новых знаний. После изучения собранных данных: просмотра видеозаписей, прослуши­вания аудиозаписей, анализа интервью, дневников, анкет и записей наблюдений – были сделаны выводы, которые имеют от­ношение к темам власти, времени, обезличенности и к правилам...

Власть

В имитированной тюрьме власть была главным фактором, от которого зависели все и вся. Постепенно власть начали использовать не для достиже­ния какой-нибудь конкретной цели, а в качестве политической деклара­ции о необходимости признания и принятия существующего положения пещей

Время

Из-за бесконечной рутины и однообразной повседневной деятельности начинает казаться, что время идет по кругу. Не имеет значения, кто ты, кем ты был и даже кем ты станешь. Главное – это насколько ты защищен и какой властью обладаешь сейчас. В атмосфере, где первостепенное значение приобретает выживание, будущее становится непозволительной роскошью. Точно так же опасно слишком часто возвращаться мыслями в прошлое – если оно вызывает ностальгию, то вы не захотите возвращаться в уродливое настоящее или потеряете бдительность и окажетесь неподготовленными к нападкам, которые возможны в любой момент... Итак, внимание постоянно фиксировано на настоящем, из-за чего люди теряют жизненную перспективу: чрезмерно остро реагируют на незначительные стимулы, не умеют планировать важные события даже после освобождения.

Обезличенность

Условия, которые снижают чувство собственной уникальности че­ловека и лишают его индивидуальности, порождают антисоциальное по­ведение, например агрессию, вандализм, воровство, мошенничество, грубость, а также равнодушие к другим людям... И наоборот, просоциальному поведению способствуют такие факторы среды или межличностные условия, которые усиливают у человека чувство социального признания и самоидентичности. В ответ на ощущение, что тебя никто не знает и знать не хочет, возникает нежелание замечать других людей или заботиться о них.

В тюрьмах предусмотрены специальные меры для достижения макси­мума обезличенности:

  • форменная одежда, по которой можно отличить заключенных от надзирателей;
  • фамилии заменены номерами;
  • бритье голов у новых заключенных;
  • стандартная пища в стандартной посуде, которую едят в установленное время;
  • ограничение количества личных вещей и деталей личного характера в камере (прибавим  к этому неожиданные обыски заключен­ных и их камер).

Поскольку в этом мире заключенному почти ничего не принадлежит, то защита всего «своего» становится жизненной потребностью.

В тюрьме сведена к минимуму возможность уединиться: заключенный всегда на виду. Им приходится психологически обособляться, создавать себе личную жизнь в мечтах или фантазиях, чтобы уединиться в толпе или быть невидимыми.

Минимум сенсорной информации приводит к притуплению чувств.

Наиболее деструктивный фактор тюремной дегуманизации – лишение человека свободы выбора. Люди пассивно обрабатывают поступающую из внешней среды информацию, постепенно теряют способность к самоуправлению, а также способность изменять последствия воздействия враждебных внешних сил. Систематически лишая узников возможнос­ти даже самого мелкого выбора, тюрьма опошляет и делает бессмыслен­ной их жизнь.

Правила

«Если вы будете выполнять все эти правила, то мы с вами отлично поладим». Если же не будете, то в последнем правиле всегда сказан как вы будете наказаны.

Обратим внимание на последствия подчинения правилам и их нарушения. Поскольку правила – это формулировки, описывающие ожидаемое поведение или нормы стандартного поведения, подчиняясь правилам, человек просто делает то, что от него ожидают, - и его поведение остается незамечен­ным. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация – чем больше существует правил, определяющих поведение, и чем точнее че­ловек выполняет все правила, тем реже случаи, когда он получает положительное подкрепление.

Поскольку от людей ожидают соблюдения правил, то оно не вознаграждается. Однако нарушение правил всегда бывает замечено и сопро­вождается наказанием. На самом деле единственный надежный способ проверить строгость контроля за соблюдением правил в новой ситуации – это нарушить правило и посмотреть, последует ли за этим наказание.

Правила с удивительным коварством настолько глубоко укореняются в нашем социаль­ном программировании, что в течение всей жизни продолжают влиять на наше поведение в ситуациях, которые лишь отдаленно напоминают исходную. В некоторых случаях соблюдение правила может даже оказаться контрпродуктивным или антисоциальным, потому что внимание будет приковано к тем аспектам ситуации, которые связаны с соблюдением правила, а принципиальный характер ситуации будет недопонят.

Один из испытуемых – заключенный N 416 – устроил бунт, заметим, что его сокамерники не поддержали. Впоследствии этот человек стал тюремным психологом. Эксперимент был закончен раньше времени благодаря вмешательству невесты доктора Зимбардо – Кристине Маслач (недавней выпускницы Стенфорда, преподавателя) – она зашла посмотреть на эти «чудеса»:

«Некоторое время спустя, по дороге из университета Фил спросил меня, что я думаю обо всём этом. Он ожидал, что я произнесу какую-то восторженную высоконаучную тираду, однако вместо этого я разревелась (хотя обычно я очень сдержанный человек) и сказала: "То, что вы делаете с этими ребятами – это ужасно и бесчеловечно!"… Вспоминая, спустя годы, об этом дне, я часто спрашивала себя – почему моя реакция была не такая, как у всех. Я думаю, причин тому было две: во-первых, я была совершенно посторонним человеком. Для меня просто не было никакой "роли", и у меня не было никакой личной заинтересованности в результатах этого эксперимента. Спрашивая себя – а смогла ли я поступить так же, если бы я была не молодым профессором, а студенткой, и мое будущее зависело бы от рекомендации д-ра Зимбардо? Смогла ли бы я так поступить, если бы это был "мой" эксперимент? Мне хотелось бы думать, что – смогла бы, но, честно сказать – я не знаю. И второе – я не присутствовала там постоянно, я не имела, не чувствовала, как день за днем ситуация накаляется, я не привыкала к ней. Поэтому для них всё было вроде как по старому, все было "как всегда", всё было нормально, я же сразу увидела и поняла – дурдом. Кроме того, чтобы я стала делать, если бы Фил меня не послушал?».

Итак, мы видим, что в жестко и жестоко структурированном мире, в котором все определено: пространство, время, правила – непросто было сохранить жизнь и человеческое достоинство. Но есть люди, которые могут и смеют идти против течения. В годы войны они активно, сознательно и целеустремленно боролись за жизнь и свободу: местные жители как могли помогали военнопленным и партизанам, партизаны и подпольщики делали все, чтобы предотвратить массовый угон людей в рабство, сами военнопленные и узники лагерей искали возможность бежать, а некоторые из них становились участниками движения Сопротивления на Западе.

***

Бениш, Г.   Что делает из людей преступников? / Г. Бениш, Р. Лейк, К. Вигрефе // ГЕО / GEO. - 2009. - N 5. - С. 110-124. - фото.

Зимбардо, Ф. Стэнфордский тюремный эксперимент [Электронный ресурс] // Psychology OnLine.Net, 1999-2013. – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/.

Зимбардо, Ф. Эффект Люцифера : [фрагмент книги] // Esquire. – 2013. – 22 февр. / Фэшн Пресс, 2005-2013. – Режим доступа: http://esquire.ru/.

Зимбардо, Ф. Зимбардо об эксперименте в тюрьме [Видео]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=FyYVXxJKmPA.

Майерс, Д.   Социальная психология : пер. с англ. - СПб. : Питер, 1999. - 684 с. : ил. - (Мастера психологии). - Глоссарий: с. 673-682.

Пайнс, Э.   Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. - 4-е междунар. изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2000. - 522 с. : ил. - (Практикум по психологии). - Библиогр. в конце гл.

Стэнфордский тюремный эксперимент / Ф. Д. Зимбардо. – С. 296-320.

Stanford Prison Experiment / Philip G. Zimbardo, 1999-2013. – Режим доступа: http://www.prisonexp.org/.

Philip G. Zimbardo: Professor Emeritus of Psychology, Stanford University [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.zimbardo.com/.

Сего Дня

23 июля 1844 года

23 июля 1844 года

Снесло три Псковских моста. При сильном ветре и проливном дожде, от коего вода в реках Великой...

23 июля 1844 года

23 июля 1844 года

В Великолукском уезде разбушевалась стихия. Выпал град величиной с грецкий орех. Как писали «Пс...

23 июля 1471 года

23 июля 1471 года

Поход на Новгород. По повелению великого князя Московского Ивана III, псковичи «пригороды и вол...

23 июля 1946 года

23 июля 1946 года

Визит Алексия I в Псков.  Патриарх Всея Руси Алексий I освятил восстановленный Троицкий собор в...

23 июля 1974 года

23 июля 1974 года

Открыт мемориальный комплекс в ознаменование 30-летия освобождения Пскова.  В Пскове на Площади...

23 июля 2003 года

23 июля 2003 года

Открыт памятник княгине Ольге на Октябрьском проспекте. Скульптор  Клыков Вячеслав Михайлович.

Выставки

Памятники  Великой Отечественной войне на территории Псковской области

Памятники Великой Отечественной войне на территории Псковской области

80 лет прошло со дня освобождения Псковской земли от немецко-фашистских захватчиков. Во имя сохранен...

Псковские факты

Памятники княгине Ольге в Пскове: видеоэкскурсия

Памятники княгине Ольге в Пскове: видеоэкскурсия

В фильме рассказывается об истории появления двух памятников княгине Ольге в Пскове в 2003 году, ког...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru