Мельников Павел Дмитриевич - художник Старого Изборска

melnikov p d 600 artПредлагаем читателям очерк Натальи Ивановны Салтан о творчестве изборского художника Павла Дмитриевича Мельникова (20 января 1907 — 13 апреля 1987).

 

Салтан Н.И.  «Художник Старого Изборска». Очерк. 1982 год. *

Неподалеку от Пскова у подножия древней крепости стоит небольшой городок Старый Изборск. Заповедная тишина, ощущение нетронутости природы, бережно сохраняемая старина придают этим местам особую прелесть.

О героической истории города-воина напоминает Изборская крепость, та самая, что в средние века охраняла от завоевателей западные рубежи не только псковской, но и всей русской земли.

С высоты крепостных стен Изборск виден как на ладони. Открывающиеся отсюда просторы завораживают.

melnikov p d staryi izborsk 1964

Мельников П.Д. Картина «Старый Изборск» 1964 г.

Чувствуешь, что здесь – подлинное место действия того, что стало для нас историей. Кажется, что все, происходившее тут много веков назад, не исчезло полностью, а каким-то образом сохранилось в руинах крепости, затаилось в камнях, в оврагах, в «морщинах» земли... Возникает уверенность, что у Изборска обязательно должен быть свой художник.

И действительно есть: это Павел Дмитриевич Мельников. Не будет преувеличением сказать, что его знает каждый коренной житель Изборска. Дом художника стоит в старой части городка, рядом с крепостью, на самом конце круто спускающейся по оврагу и повторяющей его форму улочки со старинным названием Подгорье. Здесь, в крестьянской семье в 1907 году и родился Мельников.

Увлеченность живописью проявилась рано, когда закончившему начальную школу мальчику подарили настоящие масляные краски. Сохранилась одна из его первых работ – «Труворово городище» (1921 г.). Небольшой холст, хранящийся теперь в Псковском музее, свидетельствует о несомненных способностях автора.

melnikov p d portret rabory styiaglikova

Стягликов А.Н. «Портрет П.Д. Мельникова»

Люди, с которыми пришлось столкнуться начинающему художнику, отнестись к нему с сердечным участием. Павел Дмитриевич называет здесь прежде всего имя своего школьного учителя Н. И. Макаровского (1), под наблюдением которого он делал свои первые шаги в живописи. С благодарностью вспоминает он и добрые советы С. А. Виноградова (2). Этот видный русский пейзажист был в числе художников, привлеченных красотой Изборска, и в 1920-е годы часто приезжал сюда писать этюды. Он обратил внимание на талантливого молодого человека и предложил ему учиться в художественной школе в Риге. Однако обстоятельства сложились так, что профессиональной подготовки Мельникову получить так и не удалось. Уступая желанию отца, он остается в Изборске, а спустя несколько лет уезжает в Таллин, где работает на целлюлозно-бумажной фабрике и продолжает самостоятельные занятия живописью. Его творческое развитие идет по пути самообразования, самостоятельного знакомства, главным образом по книгам, с наследием мирового и национального искусства, в котором его особенно привлекала русская пейзажная школа. Близость к ее традициям будет сказываться постоянно в простоте избранных мотивов, в стремлении поэтически их осмыслить, в сердечности и задушевности интонации.

Первая персональная выставка Мельникова, развернутая в одной их таллиннских школ и состоящая из сорока работ, была прервана Великой Отечественной войной. После двух тяжелых ранений в 1944 году он возвращается в Изборск. Здоровье подорвано, но сам воздух Изборска действует целительно, дает силы, пробуждает желание работать. Павел Дмитриевич подолгу бродит по окрестностям, пишет то легендарное Труворово городище, то живописное местечко Малы, то Печорскую крепость, но больше всего, конечно, сам Изборск, который он открывает для себя заново.

melnikov p d k vechery

Мельников П.Д. «К вечеру» (акварель) 1971 г.

Как рассказывает Мельников, работу над картиной он начинает с выбора места и поисков того необходимого и особого освещения, при котором виденный раньше много раз пейзаж приобретает новый смысл и значение. Затем он делает обстоятельный этюд с натуры. Готовый этюд откладывает и уже не смотрит на него, а по памяти, многое изменяя, как бы заново пишет картину. Случается Мельникову писать этюды и «на пару» с кем-нибудь из приезжих художников. Среди них немало друзей Павла Дмитриевича.  Особенно часто вспоминает он два лета 1951 – 1952 годов, когда в Изборске жил Н.М. Чернышев (3). На всю жизнь сохранил Мельников память о прекрасном человеке и художнике, тонком знатоке искусства и природы.

При общей ориентации на русскую пейзажную классику в конкретном своем проявлении Мельников остается самодеятельным художником, исходящим в своем творчестве не из твердо усвоенных знаний и приемов, а в первую очередь из интуиции, из длительных наблюдений за жизнью природы, из размышлений о русской земле, понимание которой пришло к нему через постижение родного Изборска. Свое чувство, свое видение мира выражает он с большей (в сравнении с профессиональными художниками) прямолинейностью и простотой, бесхитростными по-своему воспринятыми и переиначенными приемами. Но именно этой душевной простотой, за которой стоит глубокая жизненная мудрость и подлинность чувств и пленяют его работы. Поэт Дмитрий Кикин (4) в стихотворении, посвященном Мельникову, говорит об этом так:

От мастерства порой душевно,

Но будешь свеж и обновлен,

Покамест очи простодушья

Не знают хитрости пелен.

В большинстве работ Мельникова присутствует главная достопримечательность этих мест – Изборская крепость. Она предстает каждый раз в новом облике, в новом пейзажном обрамлении. Но при этом сам тон повествования остается неизменным: эпически неторопливым, без тени суетности.

Своеобразное местоположение крепости, стоящей на высоком постаменте Жеравьей горы, протяженность кольца ее крепостных стен подсказала художнику форму панорамного пейзажа. В различных вариациях пишет он на горизонталях холста Изборскую крепость. Вздымаются и опускаются края обступивших ее рвов и оврагов, передавая глубокое дыхание земли. Ярко-зеленые склоны, покрытые пышными кустарниками, небольшими стройными рощами, вместе с травами и небом отражаются в тихих водах озера. Таим просветленным и безмятежным обычно является в воспоминаниях город детства. 

melnikov p d vid s kladbicsha izborsk 1969

Мельников П.Д. «Изборская крепость. Вид с кладбища» 1969 г.

В пейзажах Мельникова редко встречаются изображения человека (разве что скромная фигурка рыбака, почти слившегося с лодкой), но они не кажутся пустынными. Присутствие людей сказывается постоянно – то теплым огоньком в окне бревенчатого дома, прилепившегося к подножью крепости, то распахнутой настежь калиткой, то тропинками, что изрезали вдоль и поперек склоны крепости... И нет среди этих тропинок такой, которую не исходили бы ноги Павла Дмитриевича. За свою жизнь он узнал здесь до мельчайших подробностей каждый бугорок земли, каждый камень и бывает очень огорчен, увидев, что подчас человек бездумно и без серьезных на то оснований изменяет исторически сложившийся облик древней земли. Громадной радостью была весть о том, что Изборская долина была объявлена заповедной. В сущности, всем своим творчеством Мельников всегда утверждал уникальность изборской земли и ее право быть охраняемым и неприкосновенным музеем природы.

В середине 60-х годов Павел Дмитриевич был членом кружка местных любителей истории, по инициативе которого в Изборске был создан историко -археологический музей.

Существовавший вначале как народный, сейчас этот музей является изборским филиалом Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. Располагается он неподалеку от крепости и памятнике древней псковской архитектуры Сергиевской церкви, пленяющей своей простотой и соразмерностей форм. Ее изобразил художник на одной из своих акварелей сквозь пелену разноцветного от солнца снега («Снег идет»).

melnikov p d sneg idet

Мельников П.Д. «Снег идет» (акварель) 1969 г.

Работы Павла Дмитриевича Мельникова можно увидеть не только в музейной экспозиции, где они появились с самого начала существования музея, но и в Доме культуры, и в местной библиотеке, и просто в изборских домах: где – одна две работы, а где – целая коллекция. Кстати сказать, многие изборяне, уезжая надолго, на память о доме увозят с собой работу Мельникова.

Об особом отношении людей к художнику может рассказать следующее: в 1973 году в доме Мельниковых случился пожар, в результате которого и сам дом и находившееся в нем имущество. Сгорели все работы, сгорела прекрасная домашняя библиотека, драгоценные для Павла Дмитриевича реликвии, в том числе переписка с Н.М. Чернышевым... Скоро (менее чем через полгода) рядом с пепелищем встал новый дом. Строили его и помогали в обзаведении всем необходимым не только друзья и знакомые Мельникова, а, можно сказать, жители всего Изборска и даже окрестных деревень. Павел Дмитриевич поражается до сих пор: «Все появилось как из-под земли!».

Торжества по случаю 70-летия художника, проходившие в 1977 году в Изборске, сопровождались огромной выставкой его произведений, развернутой в Доме культуры. Она была составлена исключительно из работ, находящихся в домах местных жителей, в музее и присланных из других городов.

При упоминании Мельникова лица изборян светлеют: ведь в своих картинах Павле Дмитриевич выразил то, что чувствуют они...

melnikov p d talavskayia bashnyia

Мельников П.Д. «Талавская башня» (акварель) 1970 г.

Лучшие работы хранятся в Псковском музее и его изборском и печорском филиалах. В последние два десятилетия излюбленным мотивом творчества художника является зимний пейзаж. Зима для Мельникова - пора размышлений, когда само время в сравнении со стремительной весной и быстро проходящим летом как бы замедляет свой ход. Снег, покрывая землю, кажется засыпает все случайное, преходящее; успокаивает, умиротворяет. Очень красивы зимние акварели Мельникова – прозрачные, с легкими голубоватыми тенями на снегу, на фоне которого выделяются темно-серые заснеженные деревья и кусты, рисунком ветвей и завершенность. Своих очертаний напоминающее паутинки. Среди лучших работ художника, выполненных в технике масляной живописи, - небольшой зимний пейзаж «Ночь в Изборске» (1969 г.).  Глубоким, непроницаемым кажется здесь зелено-черное небо. Свет невидимой луны освещает стены и башни крепости, заиндевелые кусты, березу, заснеженный стог...

melnikov p d noch v izborske

Мельников П.Д.  «Ночь в Изборске» 1969 г.  

Тишина и неподвижность, однако – не сон, отдых, расслабление. Монументальная статика лаконичных, наполненных форм, компактность и цельность композиции делают облик крепости грозным и воинственным и создают ощущение необычайной значительности царящего здесь безмолвия и сосредоточенности. Сильный зеленоватый свет резко очерчивает и в то же время таинственно изменяет все вокруг. Заледенелая береза кажется совсем прозрачной, бесплотной. Формы предметов вокруг приобретают неожиданную близость: стог сена становится чем-то сродни крепостной башне, а сами башни с глазами бойниц кажутся кряжистыми, вросшими в землю молчаливыми воинами, охраняющими тишину. Совершенно реальный пейзаж приобретает нечто фантастическое, вневременное. И уже начинает казаться, что мгновение этой ночи будет длиться вечно, потому что на наших глазах время здесь застывает, превращаясь в вечность, в историю, символом которой является Изборская крепость.

В другом зимнем пейзаже («Старый Изборск», 1966 г.) все та же Изборская крепость помогает художнику постигнуть сущность одного из простых и вечных явлений на земле – смены времен года. На этот раз Мельников изобразил крепость, подойдя к ней вплотную, и поэтому, а может быть, еще благодаря яркому дневному освещению она воспринимается более обыденно, «по-домашнему» - это старая крепость с обветренными стенами, почти занесенными снегом. Но здесь, у самого входа в нее, с высоты неожиданно открывается вид на изборские дали, которые не столько видны, сколько ощущаются в потоках яркого света и чистого морозного воздуха, льющихся через арку в стене и сквозные проемы бойниц. Особое приподнятое настроение создается здесь благодаря освещению. Нежный золотистый свет кажется подвижным, скользящим по заискрившемуся снегу, он выявляет звучность тона рыжеватых стен, живописную пестроту кустов у их подножья, которые словно «зацвели» от ласковой улыбки солнца. Все передает настроение пробуждающего душевного волнения, предчувствия радостного обновления земли и заставляет вдруг заново осознать мудрость мироздания, непрекращаемость круговорота жизни в природе. Тропинка, протоптанная в глубоком снегу и ведущая в глубь крепости, напоминает о человеке, переживающем в течение своей жизни такой же ежегодный круговорот.

melnikov p d staryi izborsk 1966 1

Мельников П.Д.  «Старый Изборск», 1966 г.

melnikov p d staryi izborsk 1966

В числе редкостных в творчестве Мельникова «чистых» пейзажей – без использования архитектурного мотива – «Ель у Городищенского озера» (1958 г.).  Желтая полоса освещенной солнцем дорожки скрывается в гуще ярко-зеленых прибрежных зарослей. Подробное, почти иллюзорное письмо выявляет неровности почвы, сочность листьев, тяжесть ветвей, образующих непроходимую чащу. Ее плотной массе противопоставлена вертикаль высокой темно-зеленой ели. Она соединяет ближний план с более удаленными. Это голубоватая тихая вода озера, в котором отразилось небо, такое же чистое и ясное; затем – луга противоположного берега с затерявшимися там в садах домиками, и вдали – могучие голубоватые холмы, почти слившиеся с небом. Настойчивое повторение уходящих вдаль дорог простодушно подчеркивает развитие пространства вглубь... Мягкость цветовых переходов письма отдельных планов (небо, озеро, окутанные золотистым маревом холмы) сочетается с почти «анилиновой» яркостью других («изумруды» и «золото») берегов. Однако это не снимает общего впечатления декоративности, не дробит холст, не нарушает его целостности. Чередованиями цветовых и линейных параллелей, которые и противопоставлены друг другу и вместе с тем объединены, художник передает открывшеюся ему гармонию природы. Неспешно, с чувством собственного достоинства, так, как подсказывает ему сердце, работает Мельников. Разноликость использованных приемов не мешает сложению цельного прекрасного образа.

melnikov p d el y ozera

Мельников П.Д.  «Ель у Городищенского озера» 1958 г.

Две темы – природа и история родной земли – неразрывно связаны в творчестве изборского художника. Работая в русле самодеятельного искусства и пользуясь его приемами, П.Д. Мельников, благодаря таланту и особенностям своего духовного склада, создает в лучших своих произведениях образы столь возвышенные и значительные, что скромные пейзажные мотивы воспринимаются своего рода философскими откровениями о сути и связи явлений на земле.

Глаза и сердце художника неизменно обращены к родному Изборску, который для него заключает в себе изначальный образ Родины.

melnikov p d troickayia chasovnya

Мельников П.Д. «Троицкая часовня» (акварель) 1972 г.

___________

Примечания

1) Макаровский Николай Иванович (1892 – 1942) – художник-иллюстратор, учитель рисования Изборской школы, брат Александра Ивановича Макаровского (1869 – 1938) – профессора Ленинградской духовной академии, педагога, автора популярных учебников по русской истории для начальных классов.

2) Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938)- русский художник, график и живописец, действительный член Академии художеств.

3) Чернышев Николай Михайлович (1885 – 1973) – русский и советский художник, искусствовед, народный художник РСФСР.

4) Кикин Дмитрий Борисович – советский писатель (1972)

___________

* Опубликовано  Синева берегов : Сборник  / Сост. А.А. Бологова; Фот. C. Зимноха, М. Холода;  Вступ. ст. А.М. Рыбакова; Ил. Б. Чупрыгина. –  М. : Современник, 1983. - 616 c. :  ил., цв. ил. -(Сердце России).

saltan n foto

Наталья Ивановна Салтан – фото с сайта Псковского музея – заповедника -
https://museumpskov.ru/news/yubilej_natali_ivanovny_saltan

saltan n rykopis

Рукопись статьи Салтан Н.И.  «Художник Старого Изборска» 1982 г.

Сего Дня

3 мая 1884 года

3 мая 1884 года

Псковское музыкально-драматическое общество подготовило свой первый спектакль – драму популярного др...

3 мая 1900 года

3 мая 1900 года

Находясь в Пскове, В. И. Ленин подал прошение на имя директора департамента с просьбой уехать в Уфу...

Выставки

Псковщина сражается

Псковщина сражается

Газеты и листовки Ленинградского партизанского края в фонде Псковской областной универсальной научно...

Псковские факты

5 мая «старый» День печати

5 мая «старый» День печати

В наше время День российской печати отмечается 13 января.  До 1991 года праздник отмечался в СС...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru