Из нескольких десятков православных священников. исполнявших свой пастырский долг в Северо-Западной армии, пока известны основные вехи жизненного пути очень немногих.
Целью этой публикации является представление краткого жизнеописания одного из рядовых священников армии, с довольно типичной судьбой: приходское служение на Псковщине- беженство - вступление полковым священником в Северо-Западную армию (служил в ней поочередно"по воле начальства" в двух полках: Великоостровском и Вознесенском) - приходское служение в провинции Эстонской Республики. Сведения о жизни Григория Горского удалось частично сохранить и частично собрать его потомкам.
Из нескольких десятков православных священников. исполнявших свой пастырский долг в Северо-Западной армии, пока известны основные вехи жизненного пути очень немногих.
Целью этой публикации является представление краткого жизнеописания одного из рядовых священников армии, с довольно типичной судьбой: приходское служение на Псковщине- беженство - вступление полковым священником в Северо-Западную армию (служил в ней поочередно"по воле начальства" в двух полках: Великоостровском и Вознесенском) - приходское служение в провинции Эстонской Республики. Сведения о жизни Григория Горского удалось частично сохранить и частично собрать его потомкам.
Основными источниками сведений явились архивные документы, найденные в Государственном архиве Эстонской Республики, и семейные воспоминания(соавтор настоящей работы является правнуком о.Горского)
Для возвращения из небытия моего прадеда полкового священника о.Григория Горского потребовалось очень много лет. Так сложились обстоятельства, гонения на мою семью, поражение в правах членов семьи где её глава был священник, ВОВ в огне которой сгорели все свидетельства и какие либо сведения о близких родных людях.
Григорий Васильевич Горский родился 10 ноября 1867 года в Псковской губернии, Новоржевского уезда, Горской волости, дер. Клескина.(еаа.1655.2.2.2738)
В 1887г. окончил курс Псковской учительской семинарии. С 1900г. по 1903г. прослушал 3-х годичные общеобразовательные курсы в г.Павловске. До 1917г. в течении 30 лет был учителем а затем директором училища Министерства Народного Просвещения в Чирсках Псковского уезда.
25 марта 1917г. Высокопреосвященнейшим Евсевием Архиепископом Псковским и Порховским рукоположен во священника к Михайло-Архангельской церкви в п. Тешково, Псковской епархии.(EAA.1898.1.22;1929)
Интересна история строительства этого храма. К Ильинской церкви погоста Демяницы была приписана церковь Святого Архистратига Михаила, построенная крестьянами этой и окрестных деревень на средства свои и благотворителей. История этой церкви такова. В 1904 году жители деревни начали строительство деревянной церкви, которую они посвятили Архангелу Михаилу. В этот год началась Русско-японская война, 30 июля (12 августа) 1904 года родился Наследник Престола Цесаревич Алексей. В 1907 году жители деревни воодушевляемые своим односельчанином учителем Григорием Горским написали письмо Императору Николаю II: «Ваше Императорское Величество! Тяжелое испытание послал Господь дорогому Отечеству нашему, когда неожиданно обрушилась на него война на Дальнем Востоке и поднялись тёмные силы анархии вокруг государства. В такое несчастное для России время светлым лучом блеснуло радостное событие: в царской семье родился долго ожидаемый Наследник Русского Престола. Сердце верных сынов России радостно встрепенулось и осветилось надеждою, что Господь, посылая нам испытание, не оставит и Своею милостью. Видя в этом событии особое благоволение к Тебе, Благочестивый Государь, и к русскому народу, и желая увековечить память о нем в назидание потомству, мы заложили храм в нашем селении Тешково.
При этом смеем заверить Ваше Императорское Величество, что коренное население унаследовало от своих предков твёрдую веру в то, что Царь России есть Помазанник Божий и Отец Отечества. После Бога мы все надежды возлагаем на тебя, Царь-Батюшка. От Тебя одного мы ждем милости и правды, и улучшения нашего тяжелого крестьянского быта». G
Под письмом поставили свои подписи более 500 человек.
В ответ на это письмо 17 августа 1907 года Император Николай пожертвовал от своего имени в строящуюся церковь икону Николая Чудотворца и 200 рублей деньгами. 30 декабря 1908 года церковь была освящена. Разрушена в 1938 году. Для разборки церкви прислали мужиков из других деревень, т.к. в Тешково никто не поднял руку. Разобранный храм увезли в Славковичи и построили из него клуб. Судьба иконы Николая Чудотворца неизвестна.(сайт информационной службы епархиального управления Псковской епархии и семейные предания)
С началом ВОВ крестьяне деревни Тешково вернули храм к себе домой.В храме регулярно совершались богослужения священниками Псковской Духовной Миссии(один из священников о.Алексей Назаретский из Покровской церкви погоста Знахлицы)Осенью 1943г.полицейские отряды SSночью вошли в деревню Тешково и сожгли дома вместе с жителями. Погибла и церковь.
*(Записано со слов моей мамы Софии Васильевны Назаретской выжившего очевидца тех событий)
Круг интересов Григория Горского был широк. Он организовал в Тешково вольную пожарную дружину гасителей и являлся её начальником а затем её попечителем. Постоянно заботился о членах П.Д. гасителей хлопотал о получении пособия пострадавшим во время пожаров гасителям.
В ГАПО сохранилось его ходатайство за 1914г. Крестьянин села Тешково Егор Михайлов уже более 25 лет состоит в пожарной дружине гасителем, и за всё время отличался смелой, энергичной, рассудительной деятельностью, особенно в больших пожарах. Не одна сотня домов спасена от огня в больших селениях благодаря его отчаянным, смелым приёмам, увлекающим за собой других гасителей.В 1881г. он чуть не погиб в пожаре в д.Ребячье Мелеховской волости, спасая из огня больную женщину с ребёнком.
В летнюю сушь 1892г. в самом селении Тешково вспыхнул пажар и угрожал опасностью всему селению. Воодушевляемая примером Михайлова дружина работала с отчаянным усилием и не дала распространиться огню, но Михайлов здесь, метнувшись через разбитое стекло от настигавшего но него пламени, упал всей тяжестью тела на стоящие ребром осколки стекла и сильно поранил себе руку, перерезав стеклом артерию.
Вовремя поданная медицинская помощь спасла ему жизнь, но от сильной потери крови железное здоровье этого героя-гасителя надломилось, а способность чувствительности в пальцах левой руки он потерял навсегда.
Губернское земство сочувственно отнеслось к случившемуся с Е.Михайловым несчастью на пожаре и назначило ему пособие по 3 рубля в месяц. Тешковское пожарное общество после моего ухода в Чирски избрало его начальником дружины гасителей, в каковой должности он состоит и поныне и по прежнему усердно исполняет возложенные на него обществом обязанности. Как бывший начальник Тешковской дружины и настоящий попечитель её, я считаю своей обязанностью доложить об этом Псковской губернской земской управе в той уверенности, что заслуги Егора Михайлова оценят по достоинству и не откажут увеличить ему пособие до 5 рублей в месяц или 60 рублей в год, приняв во внимание его полезную и самоотверженную деятельность на пользу земства и общества в течении 25 лет.
Губернская управа и собрание вполне согласились с этим заявлением.
Другой важной общественной деятельностью Григория Горского в период его проживания в Псковской губернии было хоровое дирижирование .Хор руководимый Г. Горским принимал участие в торжественной встрече Императора Николая II и Императорскую Семью во время их посещения города Пскова в августе 1903 года. (из устных рассказов участницы хора Ольги Ивановны Назаретской, бабушки Юрия Агеева).
За организацию певческих хоров Григорий Горский был Высочайше пожалован золотыми часами(EAA.1.22;1929)
В августе 1919г. Архиепископ Евсевий с большой группой Псковоградского духовенства покинул Псковскую епархию рассчитывая вскоре вернуться с освободительной миссией. В составе той группы был и священник о.Г.Горский. В сводном виде роспись выявленного причта Северо-Западной Армии выглядит следующим образом:
II Армейский Корпус
16-й Великоостровский полк. Священники: иерей о.Михаил Кляровский, о.Григорий Горский.
Как сам он пишет в послужном списке священника:"Находился в беженстве с 1 августа по 19 ноября 1919г. до зачисления священником Вознесенского полка".
В соответствии с приказом по СЗА № 424 от 16 декабря 1919 г. «для удобства управления и сокращения промежуточных инстанций и штатов» части 4-й и Ливенской дивизий, а также Танковый ударный батальон свели в две бригады и включили в состав новой 3-й стрелковой дивизии. 18 декабря 1919 г. 4-я и 5-я пехотные дивизии СЗА получили приказ о передислокации с фронта по р.Нарове вглубь территории Эстонской Республики в район Свято-Успенского женского монастыря, где уже находились 1-я и 6-я дивизии. Эти соединения подлежали приведению в порядок и переформированию. Описывая путь северо-западников к Храму, генерал-майор М.В. Ярославцев, назначенный начальником 3-й дивизии, отмечал, что «стояли сильные морозы, метель замела дороги и мы делали не более 12 верст в сутки, двигаясь кружным путем, через ст. Иевве 136; в Пюхтицы прибыли в день Рождества Христова по новому стилю. На фоне ослепительного белого снега и зелени соснового леса, высилась гора с Собором Богоматери на вершине, по склонам же строения поселка и монастырские. Здесь-то, в домах и сараях, были размещены, тесно и неудобно, чины штабов и учреждений упраздняемых 4-й и 5-й дивизий; повозки и имущество находились под открытым небом». (взято из статьи П.Лилленурма)
Ряд пастырей бывшей 4-й пехотной дивизии, части которой вошли в 1-ю бригаду 3-й дивизии, также попали под сокращение. За неимением вакансий священники бывшего 14-го Литовского полка о.Ефрем Баянов и 16-го Великоостровского – о.Григорий Горский и о.Михаил Назаревский получили назначение в Вознесенский стрелковый полк (П.Лилленурм).
В летописи которую вел священник о.Григорий Горский записано: «Ютился в лесных дебрях Эстонии, потеряв надежду видеть человеческие жилища, пока добрался, наконец, до Пюхтицкого монастыря». К тому времени он заболел тифом. С благодарностью вспоминает о.Григорий благочестивых сестер, их самоотверженный труд по уходу за тифозными больными. Храмы монастыря были тогда превращены в лазареты. В 1920г. после болезни о.Григорий Горский оказался в Силламяэской приписной к Йеве церкви Казанской Б.М.. Там он пробыл пять лет до того дня, когда внезапно получил конверт и в нем два письма с предложением немедленно ехать в Олешницу заместителем священника. Так 1 ноября 1925 г. о.Григорий попал в деревню, «о которой и слухом не слыхал». 20 декабря того же года он был избран приходским священником. Этот приход примечателен помимо прочего и тем, что в нем непрерывно служили сменяя друг друга три полковых священника. Это о.Василий Шамардин, о.Григорий Горский, о.Александр Лавров.
После более близкого знакомства с приходом о.Григорий очень полюбил своих прихожан — сельских жителей Причудья. В 1927 г. священник писал о них: «В бедности благодушествуют, сирот приучают, с нищетой борются. Нет в приходе богачей, да нет и нищих: помогают друг другу».В марте 1927 г. с о.Григорием чуть не случилась беда. Со святыми дарами отправился он к больному в близлежащую деревню и в дороге увидел, как на озере у одного из крестьян Олешницы провалилась под лед лошадь, тащившая воз дров. Священник и сопровождавшие его люди бросились на помощь. «На полпути лед, прикрытый свежим ночным снежком, подо мною заколебался. Я хотел было бежать и вдруг провалился с головою, но, кажется, не испугался, — записал с явной самоиронией о.Григорий, — выкинуло меня наверх, в груди чувствую тепло, силы прибавились, стал хвататься за лед, но фальшивый лед обламывался. Я не терял надежды на спасение. Прибежали на помощь вытащившие в это время лошадь люди. Видят: я попал в незамерзающую пучину (таких много на озере, и их знают только опытные рыбаки), подойти близко нельзя, стали протягивать мне оглоблю. Сначала было не достать, наконец ухватился за оглоблю, и меня вытащили уже всего промокшего». Когда сняли одежду, на груди у о.Григория оказалась дароносица со святыми дарами...
Немало забот о.Григорию доставляла шестиклассная Олешницкая школа из-за печального состава учителей, который к тому же менялся каждый год. «Народ вопил, но ничего не мог поделать». В 1927 году положение улучшилось в связи с приходом в школу Татьяны Владимировны Виноградовой, рекомендованной самим священником.
О.Григорий (Горский) скончался 1 июля 1930 года и был погребен около храма. По свидетельству протоиерея Аркадия Лебедева из Ямской Николаевской церкви, о.Григорий жил бессребреником и ничего после себя не оставил, кроме нескольких икон и книг.
Библиография:
Фролова, Л. А.
Пожарные добровольцы Псковского уезда // Псков. - 2008. - № 29. - С. 103-111. - Библиогр. в примеч.: с. 111.
Автор публикации: Юрий Агеев
г.Таллинн, Эстония
Источник: http://www.chirski-krynica.ru/