27 марта – день памяти Нины Петровны Осиповой, заслуженного работника культуры Российской Федерации, заведующей древлехранилищем Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
В Псковском музее она проработала более 30 лет.
Накануне этой даты Псковская областная универсальная научная библиотека публикует статью - воспоминание о Нине Петровне, написанную ее коллегой - Татьяной Викторовной Медниковой.
Статья не биографическая. Ценность материала в том, что перед читателем возникает образ человека, его характер, отношение к работе, жизни и другим людям, воссозданный живым голосом Татьяны Медниковой, долгие годы работавшей рядом с Ниной Петровной.
Татьяна Викторовна Медникова с 1978 года начала работать в музее в качестве экскурсовода, а затем научного сотрудника. С1985 по 2000 год - сотрудник отдела рукописных и редких книг (Древлехранилища), которым руководила Нина Петровна Осипова. Под её руководством занималась описанием псковских краеведческих дореволюционных изданий, историей издательского дела в Псковской губернии, историей периодической печати. С 2000 года по 2006 - редактор музейных изданий. С 2006 года по июнь 2015 - учёный секретарь музея.
Памяти Нины Петровны Осиповой
27 февраля 2016 года Нине Петровне Осиповой долгие годы хранившей рукописные сокровища Псковского музея и бывшей сопредседателем Ольгинского общества исполнилось бы 70 лет. Коллеги и друзья поздравили бы её с юбилеем и провели бы много приятных минут в общении с нею. Ели бы …. Но у истории, которую она так трепетно сберегала, как известно, нет сослагательного наклонения. Нам же дано право только с благодарностью вспоминать о ней.
Нина Петровна умела встречать гостей. Как хлебосольная хозяйка угощала всегда чем-то особенным: дарами леса и своего огорода. В музее и сейчас вспоминают её необыкновенные ржаные лепёшки, которые она пекла к нашему застолью в Выбутах накануне Ольгина дня. Кажется, что праздник стал угасать, потому что не стало этих фирменных лепёшек. Она была необыкновенной выдумщицей, всегда как-то по-особенному поздравляла своих коллег с юбилеями. Для многих из нас – музейщиков – она была другом и учителем не только в своей профессии, но и в житейских делах.
Став преемницей Леонида Алексеевича Творогова, с уважением относилась к памяти о нём и отстаивала принятую им систему хранения фондов рукописных и редких книг. Свою статью о Л.А. Творогове, помещённую в сборнике «Древности Пскова», она назвала «Подвижник духа». (http://museum.pskov.ru/pskovoldmodern/tvorogov/t2) Это определение может быть вполне отнесено и к ней самой.
Нина Петровна любила свою работу, была предана ей, строга к подчинённым, но всегда ровна и тактична, стараясь никого не обидеть, а только помочь. Любила молодёжь, находя радость в общении с ней. У Нины Петровны были ученики, к работе над своим следующим «Каталогом книг кириллической печати XVIII века из собрания Псковского музея-заповедника» (Псков, 1996) она привлекла Татьяну Павловну Огинскую, на тот момент самого молодого сотрудника не только в Древлехранилище, но и в музее.
Делая многое важное для музея, она не любила, чтобы её хвалили, главное – дело. Автор каталогов рукописных и старопечатных книг, она была известна в кругах учёных, занимавшихся историей книги и книгопечатания. Составленный ею «Каталог славяно-русских рукописей Псковского музея-заповедника» (Псков, 1991) стал давно библиографической редкостью. К ней с большим уважением относились академики Д.С. Лихачёв и А.М. Панченко. С Александром Михайловичем их связывали дружеские отношения, которые возникли из любви к древнерусской литературе.
Она любила город, в котором жила, знала его историю. В том, что в Пскове восстановлена Ольгинская часовня, есть частица её труда и души. Она могла поднять коллектив музея на воссоздание Ольгинского общества, по инициативе которого были возрождены многие места, связанные с именем нашей землячки – великой княгини Российской Ольги. В музее часто вспоминают о тех майских днях 1991 года, когда мы впервые отправились в Выбуты наводить порядок в Ильинском храме и вокруг. И с тех пор ездили туда регулярно, до тех пор, пока храм не отдан был в окормление церкви. Это было замечательное время …! Нам удалось отыскать основание Ольгиного камня в Выбутах, установить памятные кресты на месте разрушенных Ольгинских часовен в Выбутах и в Пскове. Вспоминается тот восторг, когда мы в Выбутах впервые перешли реку Великую вброд, впоследствии это стало традицией, и не было праздника без этого перехода. Теперь так делают многие паломники и туристы.
Выступая 15 января 2001 года на Рождественском юбилейном (10-ом) заседании Ольгинского общества Нина Петровна, как будто подводила итог не только тому, что мы сделали за 10 лет, но своей жизни. Она говорила о том, что мы выполнили задуманное, и хорошо бы в будущем взять шефство над каким-нибудь детскими приютом и назвать его «Ольгинским». Многие из нас, присутствовавших на этом заседании, видели её тогда в последний раз. Но каждый, кому посчастливилось работать с нею, хранит в своём сердце благодарность об этом времени. К ним отношусь и я.
Медникова Татьяна Викторовна.