Александровский посад или Талапские, или Залитские острова

talabyПредлагаем читателям статью из журнала «Звезда» 1931 года о быте жителей Талабских островов. Публикуем с сохранением орфографии источника.

Рахтанов И. Александровский посад или Талапские, или Залитские острова // Звезда. – 1931. - № 7. – С. 133-138.

Весною не переночуй — поезжай,

а осенью переночуй — поезжай.

Островная пословица. 

Я поехал весною и переночевал на Залитских островах всего две ночи. Остро­ва эти находятся в Псковском озере, в трех километрах от нашего берега. На берегу стоит часовой с винтовкой. Здесь — конец Союза. Дальше озеро — наполовину наше, наполовину эстонское.С нашего берега виден эстонский берег, а между берегами в озере виднеются три высоких острова — Талапск, ныне Залит, Таловенец и остров Верхний, ныне Белов. Все три острова наши.

На островах живут рыбаки. По нацио­нальности они великоруссы, по говору — псковичи, они цокают и, переставляя по-псковски слоги, говорят «гнила» вместо глина, «раль» вместо ларь. На эстонском бе­регу тоже живут рыбаки, они тоже великоруссы и они тоже цокают и переставляют слоги. Говорят, сюда на острова и на эстонский берег их сослали за старую веру. А исследовательница островов А. Е. Сандовская думает, что местное название островов «Талапские» произошло от слияния двух слов: «тало», что по-эстонски означает ху­тор, и Псков. Рыбаки же говорят, будто первым обитателем острова был эстонец Тало. От эстонца на островах, однако, ничего не осталось — все рыбаки чистокровные псковичи, а на хутор острова и вовсе не похожи. Откуда на островах появились люди, кто они были и как стали ловить снетка — никто точно не знает. Известно, что в 1821 году на островах произошел бунт против администрации, что рыбаки подали петицию, что она была удовлетворена и что с тех пор Талапские острова стали называться Александровским посадом. Между Таловенцем и Беловым самые глубокие в озере места; говорят, это потому, что здесь находится старое устье реки Великой. Устье это было тогда, когда озера еще не было, островов не было, а был один материк. Может быть, это и так, только куда впадала Великая — непонятно, но каждое лето из озера у церкви на Талапске вытаскивают пни и корни. Двадцать восьмого октя­бря старого стиля ежегодно и по-сейчас в честь или в память материка устраивают крестный ход. Крестный ход с хоругвями, иконами и крестами обходит кругом острова Талапск и возвращается в церковь, а после обедни расходятся по домам обедать. Но острова ежегодно, если только идет волна из Чудского водоема, уменьшаются, Се­верный ветер гонит волны на берег, и волны постепенно отбивают островной песок.

verhniy1 1300

А площадь островов и так очень небольшая: Залита — один километр, Таловенца полкилометра и Белова — полтора километра. На Белове есть еловый лесок. Живут на островах две тысячи человек, и места им очень мало. Отсекр партийной ячейки ска­зал мне:

- Мы живем тесно, как на острове Мангетена в Нью-Йорке. Скоро начнем строить двухэтажные, трехэтажные и четырехэтажныэ халупы. А Госиздат присылает нам в избу-читальню книги по весенней посевной кампании: «Прицепные машины в хлебном колхозе», «О тракторе», «Долой трехполье!» У нас места на жительство не­хватает — где уж тут земплепашество! Мы — рыбаки. Расскажите об этом в Ленин­граде.

talaby old

В 1901 году на островах началась холера. Нигде на берегу не было ни одного заболевания — холера была местная, островная. На острова из Петербурга приехала противохолерная экспедиция. Во всех халупах появились четверти с перцовой настой­кой и большие склянки с раствором сулемы. Воздух перестал пахнуть свежими огур­цами, как пахнет снеток, а запах смолой. На откосе построили барак. Гроба заготов­лялись заранее. Люди умирали. Доктора приказывали много курить, курить даже женщинам, пить водку и мыть руки сулемой, но все это мало помогало. Умерло тридцать семь человек. Тогда рыбаки собрались на Нижней улице, неподалеку от церкви.

- Я так вам скажу, ребята, — сказал один: — тут либо невод худ, либо хозяин плут. Я думаю — доктора отравители, ребята. Воду они отравили холерой. Надо их с острова долой.

Так, как сказал этот, так остальные и порешили. Прогнали докторов на берег. Прогнали докторов, пролили на землю сулему, а всю перцовку на радостях выпили. Радость была крепкая, и перцовка тоже. И странное дело, но эпидемия холеры на островах прекратилась. А один больной, которого вдрызг напоили тогда перцовкой, выжил, и я с ним разговаривал. Это еще высокий и прямой человек. Он обут, как все на острове, в высокие сапоги красного товара. Из красного товара до революции делались поршни и ремни. Это почти не выделанная кожа, она легко впитывает деготь и тогда совершенно не пропускает воду.

В 1912 году в крест на куполе церкви ударила молния, но крест уцелел. Конечно, это было чудо, и весть о нем дошла до Москвы. Из Москвы приехали бого­мольцы. Крест сняли с купола и перенесли в церковь, где он и посейчас стоит под стеклянным колпаком. А церковь выстроили новую — кирпичную, оштукатуренную и выкрашенную в белый цвет. Купола у церкви зеленые, а колокола хорошего литья, и над озером стоит тяжелый, торжественный звон. Рыбаки — люди и посейчас религи­озные и даже слишком религиозные,

— Бога не трогай!

Против бога не иди!

Без бога не до порога!

И высшее блаженство у рыбаков называется так: «Христос по душе босиком пробежал».

Я приехал на острова в первый день Пасхи. Колокола гудели, по улицам шли разодетые в розовые и желтые рубашки парни и девки в чистых косынках и новых галошах. В этот день Центроспирт хорошо работал. Пьянство на островах вообще большое, а в Пасху из трех человек — два непременно под мухой, а тот, который не пьян, тот комсомолец. Мне пришлось разговориться с одним парнишкой — он не был пьян, но дорога его шла в Центроспирт. Он сказал:

— Наловили мы снетка, товарищ, на два с полтиной на брата, И вина нам хватило на один день. Только.

Водку здесь почтительно, как на этикетках, называют «хлебным вином». Когда была запрещена продажа спиртных напитков, их доставляли из Эстонии или из Пскова, где в то время были - немцы. Из Пскова водка доставлялась в гробах. Устраивали похороны и везли хоронить на острова. Еженедельно во Пскове умирал, кто-нибудь из островных, и его труп в просторном гробу торжественно перевозили; на острова, где справляли веселые поминки по тут же сидевшему покойнику. Так ради водки шутили со смертью религиозные рыбаки.

Живут рыбаки в халупах. Это избы, но на каменных фундаментах. Камень, привозят с берега, хлеб привозят с берега, дрова — с берега, молоко, яйца, овощи - все с берега, а мясо для колхозной столовой получается почему-то даже из Сибири.

На полу в халупах вместо половиков лежат старые сети.

Застроен Талапск, так сказать, по строго классовому плану: купеческие кир­пичные дома — на набережной, на пристани около церкви и царского сада, деревян­ные дома жерников — артельных старшин — в середине острова и, наконец, на самом краю —- халупы батраков или, по-местному, рукавишников.

Рыбаки сейчас в колхозе. Острова — район сплошной коллективизации. Все орудия лова обобществлены. У колхоза — твердый производственный план. Но правый угол халупы всегда занят киотом, лампадка всегда теплится, — очевидно, колхозу — колхозное, а богу — божье. Из каждой получки уделяется «божья доля», и попу на островах живется неплохо.

talaby nikolskyi

До революции по субботам рыбаки собирались в «ловецкой избе» (тут халупа почему-то переименовывалась в избу). Жерник — старшина артели - подсчитывал доход, и дальше происходил, примерно, такой разговор:

- Заработали мы сегодня, ловцы, — говорил жерник, — двадцать рублей.

- Бабе — целковый.

- Богу — доля, пять с полтиной.

- Себе — пять с полтиной.

- А вина за сколько будем брать? — спрашивает жерник.

За остальное!

Это называлось «ссорки» — общественные расходы. Покупали на остальные вина, брали самые большие рыбины, пекли из них пироги и ели, запивая хлебным вином. Бутылки принадлежали хозяйке — это был ее побочный доход, кроме закон­ного целкового. Ловецкая изба устраивалась у всех по очереди. Сейчас ловецкая изба находится в правлении колхоза — там каждую декаду выдают деньги. Жерников нет. Но мне показали бывшего жерника. Это старик Жилин. Теперь он считается лучшим специалистом по установке «ризцов».

И. Рахтанов

Продолжение следует>>>


Предлагаем в дополнение книгу:

   Талабские острова, Псковское озеро и рыбный промысел.  / [авт.-сост. О.Я. Сандоевский]. - Псков : Издание Псковского губернского статистического комитета, 1892. - 52 с. - Читать полный текст>>>

talab1

Сего Дня

20 апреля 1540 года

20 апреля 1540 года

Гибель солнца. Псковская 3-я летопись зафиксировала не совсем понятное природное явление: «бысть гиб...

20 апреля 1665 года

20 апреля 1665 года

Статьи о городском устроении. Будучи воеводой в Пскове, Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин пишет «п...

20 апреля 1861 года

20 апреля 1861 года

Возмущение крестьян. Министр внутренних дел доносил императору Александру II об отказе крестьян поме...

20 апреля 1945 года

20 апреля 1945 года

Создан Псковский институт усовершенствования учителей.

Выставки

Александр Невский - защитник земли Русской

Александр Невский - защитник земли Русской

Князь Александр Невский прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремил...

Псковские факты

Кобылье городище

Кобылье городище

«Псковская пятница» приглашает на виртуальную экскурсию по Кобыльему городищу и посвящена 779-летию...

Легенды ^ Предания

Вороний камень — защитник русских рубежей

Вороний камень — защитник русских рубежей

Есть на бурном Чудском озере Вороний остров с легендарным Вороньим камнем. С вершины этого валуна-ве...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru