Левин Н. Ф. Краеведческие занятия епископа Павла

Епископ Павел (Прокопий Нилович Доброхотов) прожил столь долгую жизнь (почти 93 года), что в печатных источниках назывались не только разные годы его рождения, но и дру­гое отчество. Сайт "Архиереи" в Интернете, сообщив, что он родился 1 июня 1807 года в семье священника села Большие Ламовицы Тамбовской епархии, отметил ошибочное ука­зание "Словаря воспитанников Санкт-Петер­бургской духовной академии", изданного до­революционным библиографом А. С. Родос­ским, о рождении будущего епископа в 1814 году. Очевидно, оттуда этот 1814 год перекоче­вал в каталоги Российской национальной биб­лиотеки Петербурга. А в заметке о 50-летии педагогической деятельности епископа Павла "Псковский городской листок" 6 сентября 1887 года назвал его Прокопием Осиповичем, хотя в большинстве источников его величали Ниловичем.

 

Преподаватель и ректор семинарии

 


Епископ Павел

Тамбовскую духовную семинарию Про­копий Доброхотов окончил в 1833 году лучшим учеником, а Петербургскую духовную акаде­мию - в июле 1837 года. В сентябре того же года его назначили преподавателем Литовской се­минарии, располагавшейся в Свято-Троицком монастыре Вильны (Вильнюса). Через два года за диссертацию "О снах пророческих" его удо­стоили степени магистра богословия и звания профессора.

В Литве он помогал архиепископу Иоси­фу Семашко в деле присоединения униатов к православной церкви. Он занимался поисками христианских древностей, и ему, в частности, удалось собрать листы одной из инкунабул (пер­вых книг, выпускавшихся с наборных форм) под названием "Постная триодь" (церковные песнопения во время поста). В 1491 году её на­печатал в Кракове кириллицей славянский первопечатник Фирль Швайпольт. Собранные ли­сты Доброхотов переплёл и в 1853 году подарил родной духовной академии. Её библиотекарь, упомянутый А. Родосский, включил подробные сведения о подаренной "Постной триоди" в "Опи­сание старопечатных книг" (1884 г.). Позднее, в 1897 году, незадолго до смерти, епископ Павел передал свою коллекцию древних документов Виленскому Свято-Духовскому братству.

Ещё одним свидетельством краеведчес­ких интересов Доброхотова тех времён являет­ся его статья "О некоторых церквах в городе Вильне", хотя она датирована автором "1864 г. мая 9 дня, г. Вятка" и опубликована в "Вятских епархиальных ведомостях" за 1864 год, то есть через 15 лет после отъезда из Вильны. Причина обращения к этой теме видна из длинного под­заголовка к статье: "По поводу приглашения от Виленского комитета к пожертвованиям на ус­тройство и украшение виленской Николаевской церкви в честь и память заслуг генерала Михаила Николаевича Муравьёва". Статья не только затрагивала религиозные и краеведчес­кие проблемы, но и носила ярко-политический характер, отражала настроения некоторых сло­ев российского общества. Опровергая мнение "доморощенных наших европейцев и глумле­ние иностранцев о действиях генерала", ав­тор назвал его героем "в самом благородном, самом возвышенном значении этого слова, истинным сыном Отечества". В мае 1863 года М. Н. Муравьёв был назначен генерал-губер­натором семи западных губерний с чрезвычай­ными полномочиями. Он жестоко подавил польское восстание.

Основное содержание статьи составлял подробный рассказ об истории древних православных храмов Вильны, из которых к тому вре­мени сохранились только два. В статье приве­дены обширные краеведческие сведения о го­роде и его церквах, использованы источники и на польском языке. Естественно, что они были собраны и изучены ещё в Литве.

На десятом году преподавания в Литов­ской семинарии Прокопий Доброхотов овдо­вел и в ноябре 1847 года принял монашество с именем Павел. А 15 июля 1849 года его назна­чили ректором Полоцкой духовной семинарии. Он стал первым православным ректором этой семинарии. Одновременно на него возложили обязанности настоятеля Богоявленского мона­стыря, возведя в сан архимандрита. До этого монастырь был католическим, и архимандрит Павел привёл его к православной жизни.

Уже 21 августа 1851 года последовало новое назначение - ректором Рижской духов­ной семинарии. Этот перевод свидетельство­вал о его большом авторитете. Следует учиты­вать, что православие в Прибалтике несколько веков находилось в загоне из-за немецкого засилья и только при императоре Николае I стало там возрождаться. Он учредил в Риге должность викария в составе Псковской епархии, а в 1850 году - самостоятельную Рижскую епархию. Немного раньше, 1 сентября 1847 года, откры­лась Рижская духовная семинария, в которой первые четыре года преподавались общеобра­зовательные предметы по курсу духовного училища. Только с 1851 года надо было органи­зовать изучение собственно семинарских наук, я также создать семинарское плавление во главе с ректором. Перед семинарией стояла важ­ная задача: готовить из местных жителей священников, которые будут вести богослужение на понятном населению родном языке.

Новый ректор прибыл в Ригу 28 сентября 1851 года, а 1 октября состоялось первое заседание семинарского правления. В память об этом день Покрова Богородицы стал семинар­ским праздником. Ректор принял на себя и пре­подавание главного предмета - православное исповедание, пожертвовал много книг в семи­нарскую библиотеку... Его интерес к научным занятиям, а также преподаваемый предмет по­будили ректора углублённо изучить историю местных племён и православия в Прибалтике. В результате получился научно-популярный очерк, впервые освещавший эту тему. Он за­вершил статью в 1855 году, а её упрощённый вариант в своём переводе на латышский и эс­тонский языки включил в календари, состав­ленные им на тех же языках и изданные на день­ги духовно-учебного управления.

Однако они с трудом пробивались к чи­тателям. Противодействие им было вызвано тем, что в статье на большом фактическом ма­териале ярко и правдиво рассказывалось о при­теснениях православия во время долгого не­мецкого господства в Прибалтике. Известный лютеранский пастор Вальтер обратился к гене­рал-губернатору Лифляндии, Эстляндии и Кур­ляндии князю Александру Аркадьевичу Суво­рову (внуку прославленного полководца) с просьбой не выпускать статью в свет. Побесе­довав с автором, князь отклонил прошение. Календарь на 1856 год был отпечатан. Тогда руководство прибалтийских лютеран секретным распоряжением объявило по всем кир­хам о запрете единоверцам покупать и читать эти календари.

Воспользовавшись тем, что статья таким образом осталась малоизвестной, какой-то "Лифляндец" перевёл её из эстонского кален­даря на русский язык, сократив и допустив ряд искажений, и под названием "Православие в Остзейском крае" опубликовал без ссылки на автора в журнале "Духовная беседа" за 1863 год (№№ 36, 37 и 41). Поэтому архимандрит Павел счёл необходимым вновь издать свою работу. При этом он внёс уточнения в истори­ческие сведения о латышах и эстах, с которых начиналась статья, дополнил многочисленными цитатами и примечаниями, а в конце доба­вил 15 печатных страниц о том противодей­ствии, которое и сейчас встречает православие в Прибалтике со стороны местных лютеран и старообрядцев. В одном из примечаний он признался, что новым изданием преследовал ещё одну цель: рассказать о современном по­ложении прибалтийской православной церкви, "нуждающейся во всевозможной помощи всех русских, - и тем расположить соотече­ственников к пожертвованиям".

Именно в примечаниях автор давал под­робные краеведческие сведения по истории многих прибалтийских церквей. Некоторые из них весьма обширны. Так, примечание об Иллукштском монастыре заняло 10 страниц, а на основной текст отводилась лишь одна верхняя строчка этих страниц. Причём примечания на­браны очень мелким шрифтом. К тому време­ни архимандрит Павел служил в Вятке, и пол­ный текст статьи с дополнениями и примеча­ниями был напечатан в упомянутых "Вятских епархиальных ведомостях" за 1864 год под на­званием "О православии между латышами и эстами в прибалтийских губерниях".

Вероятно, местные лютеране всё-таки на­шли поддержку в Святейшем Синоде. Вскоре, 15 декабря 1855 года, беспокойного архимандрита Павла перевели подальше от Риги, на должность ректора Екатеринославского духовного учили­ща (с 1926 г. город стал называться Днепропет­ровском). Сведения о его краеведческой деятель­ности на этом посту отсутствуют. Уже через три года, 25 января 1859 года, последовал новый пе­ревод - ректором Могилёвской духовной семи­нарии и настоятелем Могилёво-Братского мо­настыря. Ещё через четыре года и три месяца, 25 апреля 1863 года, Синод назначил его ректо­ром Вятской семинарии.

Там, в Вятке, уже выходили местные Епар­хиальные ведомости, одни из первых в России (к примеру, в Пскове они издавались только с 1894 года). Воспользовавшись ими, архиманд­рит Павел в 1864 году опубликовал упомяну­тые статьи о церквах в Вильне и о православии в Прибалтике. 7 апреля следующего года в Вят­ке торжественно отмечали столетие со дня кон­чины Михаила Васильевича Ломоносова. Чте­ния в зале Благородного собрания начались речью ректора семинарии. Звучала она очень патриотично, с акцентом на борьбу юбиляра с немецким засильем в Российской Академии наук и на религиозные мотивы в лирике Ломо­носова. Публикуя в "Вятских епархиальных ве­домостях" за 1865 год (№ 9) отчёт о празднова­нии этого юбилея и свою речь под буквами "А. П." (архимандрит Павел), он по обыкнове­нию снабдил её многими, частью большими примечаниями и ссылками на источники...

 

Епископ Вологодский и Устюженский

Служба в Вятке длилась чуть больше трёх лет. В августе 1866 года он был вызван в столи­цу и посвящен в сан епископа Вологодского и Устюженского. Его речь, произнесённая 10 ав­густа в Святейшем Синоде при наречении епис­копом, была напечатана в журнале "Духовная беседа" (№ 36), а также брошюрой, прилагав­шейся к № 16 "Вологодских епархиальных ве­домостей" за тот же год.

Как позднее говорилось в некрологе, на новом поприще епископ Павел "много потру­дился на пользу своей паствы: совершая от­далённые поездки по епархии, он осматривал храмы, понимал и удовлетворял, по мере воз­можности, нужды духовенства, возобновил кафедральный собор и т. д.". Из речей, печа­тавшихся в "Вологодских епархиальных ведомостях", а затем выходивших отдельными от­тисками, видно, что в ноябре 1867 года владыка освящал в Вологодском Свято-Духовском мо­настыре нижний придел новой каменной Зна­менской церкви, а в июле 1869 года произнёс три проповеди в Павло-Обнорском монасты­ре, в том числе при освящении храма Воскре­сения Христова. В 1868 году при Иоанно-Предтеченском монастыре Великого Устюга влады­ка открыл женскую школу для обучения при­зреваемых в монастыре сирот.

Краеведческий характер носила речь епископа Павла, произнесённая 18 декабря 1867 года в Вологодском кафедральном соборе "в память столетнего дня рождения блажен­ной памяти Высокопреосвященнейшего Евге­ния, бывшего епископа Вологодского, а пос­ле митрополита Киевского. 1767-1867 гг.". Эта речь печаталась в "Вологодских епархиальных ведомостях" за 1868 год (№ 1) и отдельной брошюрой. Знаменитый учёный Евгений (Болховитинов) руководил Вологодской епархией в 1808-1813 годах, и епископ Павел не упустил случая напомнить об этом. (В Пскове, где этот выдающийся учёный был архиепископом в 1816-1822 годах, этот юбилей не заметили, хотя его трудами по псковской истории тогда посто­янно пользовались).

Упоминания о епископе Павле времён его служения в Вологде встречаются в литературном "очерке духовного быта" С. Лазарева "На службе Богу", опубликованном в "Историчес­ком вестнике" за июнь-август 1908 год, через восемь лет после кончины епископа: "Это был подслеповатый, вечно мигающий старец... Владыка был мал ростом, худощав и невиден". Насколько правдив созданный автором образ, судить трудно, но сомнения есть, поскольку после Вологды епископ Павел прожил ещё че­тыре десятилетия. А в Вологде он служил не­долго, лишь два с половиной года.

Во главе Псковской епархии

22 апреля 1869 года в Пскове скончался епископ Гермоген, в миру Андрей Григорье­вич Лебедев. О его жизненном пути и семилет­нем служении во главе Псковской епархии рассказано в сборнике "Порхов и его уезд", выпу­щенном в серии книг Псковской исторической библиотеки в 2005 году. Заметим, что до Пскова епископ Гермоген, как и Болховитинов, тоже возглавлял Вологодскую епархию. Очевидно, епископство в Пскове, неподалёку от столицы, считалось более престижным и повышением по службе.

9 августа 1869 года "Псковские губернс­кие ведомости" известили население и учреждения: "Святейший Правительствующий Си­нод указом от 10 июля за № 2753 дал знать Псковской духовной консистории о последо­вавшем в 7 день июля Высочайшем Его Импе­раторского Величества повелении о бытии епископу вологодскому Павлу епископом Псковским и Порховским". Он прибыл в Псков 23 августа вечерним поездом из Петербурга, а на следующий день впервые отслужил литур­гию в Троицком кафедральном соборе и про­изнёс речь. Её напечатали в той же газете 6 сен­тября. Прежде всего он высоко оценил роль Пскова в российской истории:

"С особенным чувством вступаю на Вашу многовековую местность, прославлен­ную столькими знаменитыми лицами и собы­тиями. Ещё на школьной скамье и потом в нешкольной жизни я со всеми соотечествен­никами своими смотрел на древний Псков, как на наш оплот против давних наших врагов и недоброжелателей - теперь, слава Богу, со­шедших с исторической сцены, - против Ли­вонского ордена, против Литвы и поляков. Много пришлось ему, в собственном смысле, выносить на своих плечах таких бедствий, которые грозили опасностью многим мест­ностям внутри нашей Державы. Много пота, слёз и крови пролил Псков, охраняя развиваю­щиеся молодые силы тогда молодой нашей России". И добавил: "Как в гражданском отношении Псков должен был для охраны прочих городов Русских постоянно бороться с внешними врагами, так и в церковном быту своём ему же более других пришлось отста­ивать православие всей Руси против фана­тизма и всяких притязаний Латинства и Про­тестантства". В этом, религиозном направ­лении он и направил свои дальнейшие рассуж­дения, переходя от прошлого к настоящему.

Под длинным названием "Слово Преосвященнейшего Павла, епископа Псковского и Порховского, произнесённое при первом cлyжении его в Псковском Троицком кафедральном соборе 24 августа 1869 года" эта речь была напечатана и в "Вологодских епархиальных ве­домостях" № 21 за тот же год, а затем типогра­фия Вологодского губернского правления вы­пустила её небольшой брошюрой, которая рас­пространялась и в Пскове.

В первые месяцы, когда новый владыка знакомился с епархией, псковичи занимались организацией Александро-Невского братства. Домовая церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского была ос­вящена на третьем этаже губернской мужской гимназии ещё 6 декабря 1862 года. Это и опре­делило название создаваемого при храме цер­ковного братства, намечавшего заботиться о нуждах и благолепии домовой церкви и оказы­вать помощь беднейшим ученикам гимназии и других местных училищ.

Через 12 дней после приезда, 4 сентября 1869 года, епископ Павел получил от директора гимназии прошение об учреждении этого брат­ства и в ответе подчеркнул, что "сердечно же­лает успеха предполагаемому Братству и... от всей души призывает благословение Божие на такое истинно-доброе дело". Когда учреди­тели подготовили и представили ему проект Устава, епископ, "вполне сочувствуя этому доброму делу", в тот же день, 1 декабря, запро­сил у губернатора М. С. Каханова согласие на открытие Братства. Благоприятный ответ губер­натора пришёл 4 декабря, и владыка сразу ут­вердил Устав, вновь пожелав "всевозможных успехов в действиях его". 7 декабря 1869 года состоялось первое общее собрание братчиков. (Подробнее о деятельности братства можно про­честь в "Псковской правде" за 11 января 1992 г.).

За активную поддержку братства епис­коп получил звание его почётного попечителя и почётного члена. Из "Памятных книжек Псковской губернии" за 1886-1897 годы видно, что эти звания сохранялись за ним ещё полто­ра десятилетия после отъезда из Пскова.

Владыка вникал и в деятельность псковс­кой Иоанно-Ильинской общины сестёр милосердия. 14 ноября 1869 года он произнёс речь на праздновании первой годовщины со дня её открытия (опубликована в "Псковских губерн­ских ведомостях" 13 декабря). Община готови­ла медицинских сестёр не только для мирного времени, но и на случай войны. Русско-турец­кая война за освобождение Болгарии разразилась через 8 лет. 16 апреля 1877 года, публикуя отклики на войну, газета напечатала и речь епис­копа Павла, произнесённую в Троицком собо­ре по этому случаю. По его благословению сестры милосердия общины были направлены на фронт с подвижным госпиталем, организованным Псковским управлением Общества попечения о больных и раненых воинах. Вско­ре оно было преобразовано в местное управ­ление Российского Общества Красного Крес­та, и на общем собрании её членов 26 ноября 1878 года епископа Павла, губернатора М. Б. Прутченко и главного врача того госпиталя О. О. Гиргенсона избрали в почётные члены об­щества. Как и в Александро-Невском братстве, епископ считался почётным членом этого об­щества до самой смерти.

"В воспоминание усердных трудов и сер­добольного служения во время минувшей вой­ны" псковских сестёр милосердия императри­ца Мария Александровна подарила Иоанно-Ильинской общине икону Спасителя. 16 декаб­ря 1879 года при освящении иконы в зимнем Благовещенском кафедральном соборе епис­коп Павел произнёс речь (напечатана "Губер­нскими ведомостями" 22 декабря) и сопро­вождал икону при переносе её на Запсковье в Ильинскую церковь при общине. Императри­ца скончалась 22 мая следующего года. Речь епископа во время панихиды в Пскове опубли­кована там же 7 июня.

Но вернёмся к первым годам деятельнос­ти епископа Павла на псковской земле. В июле 1870 года он совершил обозрение Псковской епархии, проехал на сменных почтовых лошадях 793 версты по маршруту Псков-Остров-Опоч-ка-Святые Горы-Новоржев-Великие Луки-Торопец-Холм-Порхов-Никандрова Пустынь-Псков-Снятная гора, посетив все 8 уездов губернии. При этом епископ осмотрел 60 храмов, находив­шихся на почтовом тракте, а также познакомил­ся с церковно служителями еще 146 приходов, которых вызывали к нему на дорогу с докумен­тами, побывал в 9 монастырях, а по приезде со­общил через духовную консисторию свои заме­чания или похвальные отзывы.

Владыка проявлял интерес и к деятельно­сти светских общественных организаций. 13 декабря 1870 года он присутствовал в зале дво­рянского собрания на праздновании годовщи­ны основания Общества псковских врачей. Его краеведческие увлечения тоже вскоре стали известны псковичам. 5 ноября 1871 года он уча­ствовал в общем заседании Губернского ста­тистического комитета, на котором рассматри­вался вопрос об устройстве местного музея древностей и организации Археологической комиссии при этом обществе.

Чтобы сделать более известными свои краеведческие труды, напечатанные ранее в "Вятских епархиальных ведомостях", владыка в 1872 году издал их в псковской частной "Сла­вянской типографии" единоверческого священ­ника Константина Голубева. Получился сбор­ник на 160 страницах под названием "Кое-что из прежних занятий Псковского и Порховского епископа Павла". Первую, основную часть кни­ги (122 стр.) составил обширный очерк о пра­вославии в Прибалтике. В нём, кстати, содер­жалось немало сведений о взаимоотношени­ях Пскова с этими западными соседями. В сборник вошли также его статьи о церквах в Вильне и о праздновании Ломоносовского юбилея в Вятке.

В июле 1878 года владыка принимал чле­нов царской семьи, великих князей Сергея и Павла Александровичей, Константина и Дмит­рия Константиновичей, начинавших своё большое путешествие по России с посещения Пско­ва. Он присутствовал при осмотре ими Кремля и Троицкого собора, а также показывал Псково-Печорский монастырь, настоятелем которо­го глава епархии был по должности. В память об этой поездке великие князья в следующем году прислали в подарок изготовленную в сто­лице драгоценную лампаду к монастырской чудотворной иконе Успения Божьей Матери, "всю из чистого серебра, густо вызолочен­ную", на трёх длинных цепях. 10 июня 1879 года епископ Павел лично освятил её в монастыре и со ступени, устроенной для прикладывания к древней иконе, обратился к присутствовавшим с небольшой речью. Её текст тёзка владыки, наместник монастыря игумен Павел включил в газетную заметку "Отрадное явление из Псково-Печорского монастыря", напечатанную "Губернскими ведомостями" 30 июня и вышед­шую затем отдельной брошюрой.

12 ноября 1879 года, в сороковой день кончины известного историка Сергея Михай­ловича Соловьёва, автора многотомной "Ис­тории России с древнейших времён", епископ Павел отслужил панихиду по нему. И эта речь была опубликована в "Псковских губернских ведомостях" 15 декабря.

Самое активное участие епископ принял в создании и делах Псковского археологическо­го общества (ПАО), став одним из его основа­телей. Он присутствовал на первом чрезвычайном собрании общества 26 октября 1880 года и преподнёс 500-рублёвый пятипроцентный би­лет Государственного банка в основной фонд общества и 100-рублёвую облигацию в каче­стве членского взноса. На следующем собра­нии общества 16 ноября 1880 года владыку из­брали в почётные члены общества.

Первым научным трудом, который за­слушали члены общества после его открытия, стал реферат епископа Павла "Летописное разъяснение о владычных палатах в Пскове, построенных архиепископом Новгородским и Псковским Макарием". Реферат был заслушан на пятом общем собрании ПАО 8 марта 1881 года и в качестве приложения к протоколу со­брания печатался в четырёх номерах Губернских ведомостей с 11 июля по 1 августа того же года. В отпечатанной тогда же брошюре текст реферата занял 44 страницы убористого шриф­та и сопровождался 79-ю подстрочными, зача­стую довольно длинными примечаниями, на­бранными совсем мелким петитом и составив­шими половину её объёма.

В начале реферата автор отметил, что тол­чком к его написанию стал частный разговор "с высокопоставленными лицами Губернско­го Начальства", состоявшийся 26 октября 1880 года после заседания по поводу открытия ПАО. Владыка тогда "решительно отверг" общее мне­ние, по которому здание этих палат отождеств­лялось с так называемой Старой Консисторией (в наше время именуемой Приказной палатой). Так уверенно опровергать общее мнение мог только человек, основательно изучивший па­мятники псковской старины и их историю. К тому же ему пришлось указать, что устоявше­еся мнение сложилось из-за ошибочного ут­верждения авторитетного митрополита Евге­ния (Болховитинова) в "Истории княжества Псковского" (Киев, 1830 г., ч. 3, с. 40-41). Вслед за Болховитиновым эту ошибку некритично и бездоказательно повторили такие историки и краеведы, как Н. Ф. Милевский (статья "Археографическое описание древностей города Пско­ва, сохранившихся по настоящее время" в "Псков­ских губернских ведомостях" за 1841 г., перепеча­танная в журнале "Псков" № 19 за 2003 г.), А. С. Князев ("Указатель достопамятностей города Пскова", М, 1858, с. 4), граф М. М. Толстой ("Святыни и древности Пскова", М., 1861, с. 47), И. И. Василёв ("Историко-статистический очерк города Пскова", Псков, 1878, с. 64), М. П. Пого­дин (статья "Псков. (Из дорожных заметок)" в "Псковских губернских ведомостях" за 1866 г. № 59, повторённая в № 31 за 1881 г.). И только епископ Павел впервые усомнился в основа­тельности этого утверждения и сумел опровер­гнуть его.

Из содержания брошюры видно, что епископ Павел много потрудился, работая над источниками. Он не ограничился только ана­лизом записей за 1535 (7043) год в двух летопис­ных списках о постройке владыкой Макарием двора во Пскове на площади между Великой улицей и Петровской стороной, в Застеньи за Всемилостивейшим Спасом, во время которой все монастыри мшили там горницы и сложили повалушу. Он привлёк летописные записи мно­гих лет о площади, Торговище, Старом и Но­вом торге, Застеньи, о расположении концов и улиц города, многих церквей... а также изучал дела псковского архиерейского архива и доку­менты, хранившиеся в Псково-Печорском мо­настыре. Стало ясно, что владычные палаты Макария не имели отношения к Старой консис­тории, да к тому же были деревянными, так как их "мшили", то есть между бревнами клали мох.

К сожалению, автор не смог устранить другую ошибку Болховитинова, отождествляв­шего крепостную стену, построенную посад­ником Борисом в 1309 году, со стеной Средне­го города 1375 года. Это, в частности, помеша­ло епископу Павлу правильно определить мес­тонахождение деревянных владычных палат Макария, простоявших недолго и сгоревших в грандиозный пожар 28 апреля 1562 года. Одна­ко это не лишает его труд большой краеведчес­кой ценности, поскольку он содержит массу исторической информации о Пскове. Вторая половина реферата содержит сведения о пост­ройке нового владычного двора после созда­ния в 1589 году самостоятельной Псковской епархии, об истории здания Старой консисто­рии и Тиунской палаты...

Современники высоко оценили этот на­учный труд епископа Павла. Неизвестный автор статьи "Псковское археологическое обще­ство" в "Журнале Министерства народного просвещения" за октябрь 1883 года, кратко объяснив суть реферата, назвал его "ценным вкладом в науку местной археологии" и отме­тил: "В этом реферате весьма важны и инте­ресны топографические сведения о древнем Пскове". "Псковские губернские ведомости" 2 июня и "Псковский городской листок" 13 июня 1884 года напечатали "Заметку по древней то­пографии Пскова" Гавриила Князева, целиком посвященную рассмотрению этой работы епископа Павла, "имеющей выдающееся зна­чение". Автор подробно пересказал её содер­жание и отметил новое понимание владыкой многих высказываний прежних исследователей, особенно Болховитинова и Годовикова.

Через 12 лет к той же теме обратился сек­ретарь ПАО Ф. А. Ушаков, издав в 1896 году небольшую брошюру "Владычные палаты ар­хиепископа Макария в Пскове. (Топографичес­кий очерк старого Пскова)". Он более критич­но отнесся к рассуждениям епископа Павла. Согласившись с ним, что здание Старой конси­стории не имеет отношения к этим палатам, Ушаков упрекнул автора, что тот допустил не­точности при определении места постройки макариевских палат и расстановки церквей вок­руг них, а также не установил, что первоначаль­но находилось в здании Старой консистории и когда это здание передали духовному ведом­ству. Впрочем, и сам Ушаков не смог полнос­тью ответить на эти вопросы, и только не так давно исследователи перед подготовкой здания к реставрации определили, что оно строилось в 1693-1695 годах для Приказных палат.

Свидетельством понимания епископом Павлом значения краеведческих исследований является поддержка им занятий священника В. Д. Смиречанского по изучению истории Пскова и современного состояния Псковской епархии. В частности, владыка в 1873 году одоб­рил первую часть его исторического очерка о епархии и объявил автору благодарность "за усердие и любовь к учёным занятиям", а для продолжения этой работы предложил консис­тории отпечатать в типографии Неймана за счёт епархии потребное количество составленной Смиречанским Программы сведений о каждой церкви и приходе, разослать её всем церквам и монастырям и обязать их через полугодие пред­ставить подробные ответы. (Очерк о краевед­ческих трудах Смиречанского опубликован в № 24 нашего журнала за 2006 год).

Начало деятельности ПАО ознаменова­лось большим торжеством, которое устроили его руководители. Псковский губернатор М. Б. Прутченко 26 октября 1880 года на первом чрез­вычайном собрании, избравшем его предсе­дателем общества, внёс предложение отметить предстоящее 300-летие обороны Пскова от войск польско-литовского короля Батория. По просьбе ПАО вопрос о порядке этого праздно­вания был рассмотрен городской думой 25 июня и 21 июля 1881 года. Она, в частности, постановила "просить местного Преосвящен­ного разрешить 8 сентября крестный ход со всех городских церквей с местными чтимыми иконами". Епископ Павел сам составил "для того торжества особый подробный церемо­ниал всех служений и крестного хода". Во вторник 8 сентября он служил утром боже­ственную литургию в Троицком соборе, после которой произнёс с солеи речь о значении от­мечаемого события.

"Псковские губернские ведомости" 31 октября поместили описание торжеств и речь епископа, продолжавшуюся более часа. Весь материал типография губернского правления перепечатала отдельной брошюрой в 35 стра­ниц под названием "Трёхсотлетний юбилей славной защиты Пскова во время осады его польским королём Стефаном Баторием. Речь по сему случаю, сказанная Псковским и Порховским епископом Павлом в Троицком кафед­ральном соборе пред благодарственным мо­лебствием 8-го сентября 1881 года". В упомя­нутой статье "Псковское археологическое об­щество" весьма осведомлённый автор, расска­зывая об этом торжестве, отметил и "истори­ческую" речь преосвященного Павла о слав­ной обороне Пскова: "Речь эта заключает в себе краткое изложение войн Пскова с Тевтон­цами и Литовцами и подробное изложение вой­ны Батория с Иоанном Грозным. Она издана осо­бою брошюрою, и по ясности изложения, по силе языка, весьма удачно соединявшего лето­писную речь с современною, по теплоте чувства любви и уважения к родине, может считаться образцом церковно-исторического слова".

 

После литургии и произнесения речи, несмотря на прошедший дождь, большую грязь и сильный холодный ветер, владыка сопровож­дал крестный ход, во время остановок у церк­вей осенял всех крестом и кропил святой водой на все четыре стороны, а у Покровской на про­ломе церкви "читал особую, составленную им на сей случай, молитву ко Пресвятой Богоро­дице". Затем на вершине бастиона перед раз­валинами Свинуской башни он освятил боль­шой деревянный крест, поставленный на месте будущего памятника защитникам псковской крепости...

На заседании городской думы 14 октября гласные постановили направить депутацию к епископу Павлу и к губернатору, как к предсе­дателю ПАО и инициатору празднования, и благодарить их от имени городского самоуп­равления за состоявшееся торжество. 18 октяб­ря депутация посетила каждого из них.

Ровно через два месяца после Пскова, в воскресенье 8 ноября 1881 года, по инициативе епископа Павла 300-летие обороны от войск Батория отмечалось в Псково-Печорском монастыре. Именно в ноябре 1581 года эти войс­ка приступили к осаде печорской крепости.

Торжественное богослужение состоялось в монастырском Михайловском храме, который в тот день отмечал ещё и престольный празд­ник - собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Изложение произ­несённой там большой речи епископа Павла было напечатано "Псковским городским лист­ком" 1 декабря 1881 года. В Следующем году упоминавшаяся "Славянская типография" из­дала брошюру "Празднование в Печорах 8-го ноября 1881 года трёхсотлетия чудесной защи­ты Псково-Печорского монастыря при осаде его войсками польского короля Стефана Бато­рия 1581 года" с рассказом о торжестве и пол­ным текстом речи владыки.

Публикуемый текст этой речи епископ Па­вел сопроводил 24 примечаниями, частью весьма обширными. Последнее, 24-е примечание о крестном ходе из монастыря в Псков в память о победе над войсками Батория занимало почти всё пространство 11 страниц (с 29-й по 39-ю). Автор убедительно доказал, что он совершался непрерывно с 1582 года, а не после официально­го утверждения 4 июля 1601 года порядка его про­ведения, как считалось долгое время.

Кроме того, тогда же, в 18 81 году, по ини­циативе владыки в той же типографии к юби­лею были отпечатаны ещё две брошюры, пред­ставляющие собой выписки из рукописной Печорской летописи, чаще называемой "По­вестью о Псково-Печорском монастыре": "О прихождении польского короля ко граду Пско­ву ратию и о прихождении литовских людей к Печорскому монастырю и о победе на них в 1581 г." и "О чудесах Пречистой Богородицы от иконы честного и славного Её Успенья, иже во Псковской области в Печорском монастыре, и от иконы Умиления Пречистой Богородицы, зовомой на Руси Владимирской".

Занимаясь текущими делами по управ­лению епархией, епископ Павел выдвинул не­мало интересных идей. В частности, ему при­шлось заботиться о размещении Псковского духовного училища. 24 июля 1870 года для учи­лища приобрели за 9 тысяч рублей постройки дворян Дерюгиных на завеличенском берегу Великой. Однако устроить общежитие для уче­ников в них было негде. По предложению вла­дыки храмы Псковского училищного округа стали отчислять часть своих доходов на пост­ройку здания для общежития. Новое здание училища с общежитием было сооружено на собранные средства позднее, при его преем­никах. (Ныне там размещается индустриальный техникум).

В связи с предстоявшим 400-летием пер­вого освящения 15 августа 1473 года Успенско­го собора Псково-Печорского монастыря, по указанию епископа в начале 1873 года монастырская братия составила сметы на исправле­ние ветхостей в церквах и других зданиях, на поправку позолоты и окраску иконостасов... Через "Псковские губернские ведомости" 10 марта монастырь пригласил жителей жертво­вать в обитель и приезжать на праздник 15 ав­густа 1873 года. Сам владыка передал на укра­шение Успенского главного храма и Николаев­ской у святых ворот церкви 2880 руб. 82 коп. - всю сумму причитавшейся ему по должности настоятеля третьей части из неокладных дохо­дов обители. На памятной доске в Успенском соборе монастыря указано: «...Возобновлён и приведён в настоящий вид в память праздно­вания четырёхсотлетнего юбилея его суще­ствования Настоятелем Преосвященным Павлом, епископом Псковским и Порховским в 1873 году».

Как и у его предшественников, резиден­ция епископа Павла находилась на территории Снетогорского монастыря, в 4 верстах от Пско­ва. Он скоро убедился в неудобствах такого рас­положения. Приходилось часто ездить в город и на богослужение в кафедральный собор, а церковнослужителям и мирянам в любую по­году добираться на приём к владыке на Снятную гору. И он обратился в Святейший Синод с просьбой о постройке архиерейского дома в Пскове. В январе 1876 года Министр внутрен­них дел генерал-лейтенант Тимашёв утвердил проект двухэтажного каменного здания, состав­ленный столичным инженер-архитектором статским советником Новицким. Его решили возводить на псковском подворье Печорского монастыря, возле духовной семинарии и древ­ней церкви Одигитрии. Однако нескоро, лишь получив указ Синода от 29 сентября 1878 года о Высочайшем разрешении израсходовать 66 тысяч рублей на эту постройку, епископ Павел смог приступить к организации работ: распо­рядился о составе комиссии по постройке дома, о заключении контракта с местным подрядчиком Карлом Гельдтом, обратился к губернато­ру с просьбой назначить для надзора за веде­нием работ губернского архитектора А. И. Ранвида... Основные работы закончились в 1881 году, но устройство домовой церкви заверши­лось уже после отъезда епископа Павла. 9 мая 1883 года при освящении этой Крестовой церк­ви в новом архиерейском доме провозгласили тост за него, как зачинателя дела, и отправили ему благодарственную телеграмму.

Перевод в Олонецкую губернию

23 января 1882 года император Александр Ш утвердил доклад Святейшего Синода о перемещении епископа Павла в Олонецкую епар­хию (епархия и губерния продолжали имено­ваться по древнему городу Олонцу, хотя с 1784 года их центр находился в 150 км северо-вос­точнее, в Петрозаводске).

Прощальную литургию он отслужил в Благовещенском соборе в воскресенье 14 фев­раля. Через два дня "Псковский городской лис­ток" сообщил: "После литургии совершён был обряд Православия, продолжавшийся около полутора часов. Народу в церкви было такое множество, что к концу обедни свечи погас­ли. Преосвященный видимо утомился, поэтому прощальная речь его, произнесённая с ам­вона, обильная теплотою чувства к оставля­емой пастве, была коротка...Духовенство и некоторые из граждан поднесли икону и ад­рес с изъявлением своих благожеланий от­бывающему архипастырю и выражением скорби о своей разлуке с ним".

Через неделю та же газета дала реклам­ное объявление о том, что бывший епископ Павел, уезжая, оставил в Псково-Печорском монастыре для продажи свои произведения восьми наименований (они упоминались выше), с обращением вырученных денег в пользу этой обители. В следующем номере га­зеты хроникёр рассказал о проводах епископа, уезжавшего поездом в Петербург утром 23 февраля, и упомянул, что он "оставил разные суммы для благотворительных целей, особен­но для обучения юношества" и раньше щедро помогал неимущим ученикам в получении образовании. Почти вся первая страница этого номера газеты за 27 февраля, а также передовицы двух следующих номеров под названием "Время Преосвященного Павла в Пскове" по­вествовали о тех трудностях, которые приходи­лось преодолевать ему во время многочислен­ных реформ, проводимых тогда властью в от­ношении духовенства и духовных учебных за­ведений.

О том, каким уважением пользовался в Пскове епископ Павел, свидетельствует такой факт. Когда следующего епископа Псковского и Порховского Нафанаила переводили из Пско­ва в Архангельск, 15 гласных на заседании Псков­ской городской думы 15 марта 1885 года пред­ложили ходатайствовать о возвращении в Псков епископа Павла. Однако права обращаться к властям по такому поводу у думы не было...

Из петербургских газет псковичи узнали, что 1 сентября 1887 года в Петрозаводске будут праздноваться два юбилея епископа Павла: 50-летие начала педагогической деятельности и 40-летие пострижения в монахи. (О том, что тремя месяцами раньше ему исполнилось 80 лет, по­чему-то не вспомнили). "Псковский городской листок" посвятил ему несколько заметок, на­помнив о его "многоплодной и высокополез­ной службе в Пскове". Псковское духовенство отправило своему бывшему архипастырю ико­ну Господа Вседержителя, изящную панагию и адрес, а епископ Гермоген послал ему привет­ственное письмо. От епископа Павла в Псков пришла ответная благодарственная телеграмма.

О его деятельности на новом месте по­зднее, в некрологе, говорилось так: "Благода­ря его стараниям, в Петрозаводске сооружён великолепный кафедральный собор и открыто несколько новых приходов; по епархии были ус­троены церковно-приходские школы, а при цер­квах библиотеки. Сам архипастырь подавал собою пример строгого отношения к возложен­ным обязанностям, требуя того же и от пас­тырей церкви". Хотя он прослужил в Олонец­кой епархии полтора десятилетия, однако о его новых краеведческих занятиях ничего не извес­тно. В Российской национальной библиотеке Петербурга за это время хранится лишь бро­шюра (в 4 стр.) с речью, сказанной им 11 нояб­ря 1884 года в Петрозаводском соборе по слу­чаю 50-летия святительства Исидора, митропо­лита Новгородского и Петербургского.

21 октября 1897 года епископа Павла уво­лили "по преклонности лет и слабости здоро­вья, от управления епархией на покой", вскоре назначив настоятелем московского Высоко-Пет­ровского монастыря. Там он скончался через два с половиной года, 23 апреля 1900 года. "Псковс­кие губернские ведомости" сообщили о его кон­чине 6 мая, указав, что он умер на 90-м (!?) году жизни и назвав его мирское имя "Прокопий Нилович". А "Псковские епархиальные ведомости" перепечатали из церковных журналов некролог и статью "Памяти епископа Павла" на 40-й день его кончины. Епископ Псковский и Порховский Антонин совершил 30 апреля в Благовещенском кафедральном соборе божественную литургию и панихиду по почившем коллеге.

Левин Натан Феликсович 
// Псков. - 2007. - № 27. - С. 46-56.

Сего Дня

21 мая 1385 года

21 мая 1385 года

Выгорел почти весь Псков с посадом, строения остались только в Кремле и сам Троицкий собор.

21 мая 1864 года

21 мая 1864 года

Александро-Невское братство. Император Александр II утвердил «Основные правила для учреждений церков...

21 мая 1876 года

21 мая 1876 года

В Пскове открылся музей Псковского археологического общества. «Псковские губернские ведомости» помес...

21 мая 1883 года

21 мая 1883 года

Состоялось официальное открытие Псковского хорового общества. Духовенство отслужило молебен, губерна...

Выставки

Памятники  Великой Отечественной войне на территории Псковской области

Памятники Великой Отечественной войне на территории Псковской области

77 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны.  Во имя сохранения и передачи памят...

Псковские факты

Каверин и Псков: «Диалог  через 115 лет»

Каверин и Псков: «Диалог через 115 лет»

В 2022 году исполняется 120 лет со дня рождения В. А. Каверина. «Псковская пятница» представляет фил...

Легенды ^ Предания

Богатырь - сказочник из деревни Сунево рассказывает

Богатырь - сказочник из деревни Сунево рассказывает

Илья Давыдович Богатырёв  (1867 – 1954) - талантливый народный сказитель и импровизатор родился...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru