Краеведческая копилка

velikoluckayia ploskayia600С открытием в 1833 году Псковской губернской публичной библиотеки псковичи получили возможность пользоваться книгами на различный вкус. Приобретать  книги для библиотеки и для личного чтения  можно было в книжных магазинах города Пскова. Русский книжный магазин И. Ф. Бороздина, комиссионера Императорского Дерптского университета и редактора «Русского инвалида» предлагал жителям и гостям Пскова новую ученую, учебную и историческую литературу, стихотворения,  романы, повести и театральные пьесы. В магазине принималась подписка на журналы и  газеты, издающиеся в столице.

plakat chteniyeКонец 20-х-начало 30-х годов 20 века были переломными в жизни советской деревни. Тогда задачу социалистического перевоспитания колхозников и широких масс крестьянства на пути к коллективизации видели   в усилении и качественном улучшения всей системы  культурно-просветительной работы в деревне и подчинения этой работы задачам реконструкции сельского хозяйства. В системе этой культурно-политической работы книга должна была занять соответствующее ее значению место.

Епископ Павел

Епископ Павел (Прокопий Нилович Доброхотов) прожил столь долгую жизнь (почти 93 года), что в печатных источниках назывались не только разные годы его рождения, но и дру­гое отчество. Сайт "Архиереи" в Интернете, сообщив, что он родился 1 июня 1807 года в семье священника села Большие Ламовицы Тамбовской епархии, отметил ошибочное ука­зание "Словаря воспитанников Санкт-Петер­бургской духовной академии", изданного до­революционным библиографом А. С. Родос­ским, о рождении будущего епископа в 1814 году.

vaganov_ulvagan

Важнейшим культурным событием для Псковской земли стал четырёхдневный, с 28 апреля по 1 мая, визит почётных гостей, потомков дворянской фамилии Вагановых – праправнука Владимира Велловича Лемет, причастного по своей деятельности к авиации, приехавшего из Таллинна, и праправнучки Екатерины Викторовны Мусиновой, детского музыкального педагога из Москвы, с супругом Дмитрием и дочерьми Анастасией и Юлией.

vaganova_003В последнее время в нашей стране большое внимания уделяется пожарному добровольчеству.

Так сложилось, что автор этих строк вот уже третий десяток лет зани­мается темой истории добровольчества в Псковском крае. И, хотя опубликованы десятки статей и объёмная книга, всё ещё открываются новые факты. И это счастье для исследователя! Совсем недавно краеведы посёлка Струги Красные поделились со мной информацией о своей находке - стало известно, что первое упоминание о Стругокрасненской добровольной пожарной дружине относится к 1914 году; работник Псковской областной научной библиотеки Татьяна Лединина подарила пожарно-технической выставке фотографии супружеской пары Вагановых, которые оставили заметный след в развитии пожарного добровольчества в Пскове и уезде. Этой замечательной семье и посвящается мой рассказ.

Александр Иванович и Михаил Иванович Герасимовы были одними из первых фотографов губернского Пскова и его уездов. Их видовые фотоснимки были изданы в открытках в начале XX в.

vaganova_foto

В этих дворянских семьях одной из девочек обычно давали имя Елисавета, что в переводе с древнесемитских языков означало «почитающая Бога». И родовое имение в Псковском уезде на берегу речки Многи вблизи погоста Чирского и станции Черской называлось Елисаветино. 9 ноября 1853 года жена тайного советника Федора Петровича Львова Елисавета Николаевна подарила сельцо Елисаветино с 584 душами крепостных мужского пола (женщины в счет не шли) их замужней дочери Надежде Федоровне, супруге полковника Евгения Петровича Самсонова. Неудивительно, что Самсоновы еще в 1840 году окрестили свою дочь в честь бабушки тоже Елисаветою. (Позднее это имя и название села произносилось по-современному, через «з»).

x_dc6f5250Масленица в городе обыкновенно проводится в катанье, маскарадах, истреблении блинов и заканчивается пикником или тому подобным удовольствием. В деревне масленица проводится так же несколько иначе, чем обыкновенное время, и заканчивается обычаем - сжигать масленицу.

maslenica2012 006Масленица, как она проводится во всей Руси, несомненно представляет остаток древнего языческого празднества, которое было посвящено богу солнца, или Велесу, и совершалось в старину в начале весны. К концу рождественского мясоеда этот языческий праздник был перенесен после того, как наши предки приняли христианство, когда в великий пост, на который приходится начало весны, нельзя уже было предаваться прежнему шумному веселью и разгулу. Христианская церковь назначила Масленице разумную цель – постепенного подготовления христиан к воздержанию и ограничению в пище, чтобы они легче могли перенести продолжительный великий пост.

Изучающим биографию Николая Ивано­вича Иваницкого повезло. В мае 1843 года, ког­да ему уже минуло 27 лет, он решил вести днев­ник, а предварительно вспомнить прожитые годы. Толчком послужило чтение статьи Гёте «Wahrheit und Dichtung» («Правда и вымысел»), хотя, в отличие от немецкого классика, за мемуары он взялся не для читателей, а для са­мого себя. Работа над воспоминаниями про­должалась семь месяцев, и только 17 декабря была сделана первая дневниковая запись.

s novym godom1944

Новый год – уже многие годы для нас один из самых любимых и веселых праздников. И в годы Великой Отечественной войны ленинградские чекисты и партизаны подготовили свой новогодний «подарок» абверу.

Псковщина находилась под гитлеровской оккупацией дольше других российских регионов: с июля 1941 г. по июль 1944 г. Псков являлся центром дислокации военных и административно-хозяйственных учреждений группы армий «Север». Никакая оккупационная система не может обойтись без сотрудничества с местным населением. И находились люди, которые шли на сотрудничество с представителями «нового порядка».

romanov k k600Псковскому краю, и в особенности его архитектурным памятникам с начала XX в. и вплоть до Великой Отечественной войны «повезло» в том, что они пользовались вниманием ряда известных столичных специалистов, и особенно Константина Константиновича Романова - человека редкого таланта и разносторонних способностей. Он был реставратором, художником, археологом, краеведом, хотя преобладал все же в нем архитектор и историк архитектуры. Всю свою жизнь он прожил в Петербурге-Петрограде-Ленинграде: там родился, учился, работал, ушел из жизни, но своей деятельностью был постоянно тесным образом связан с Псковской землей.

olga600История Древнего Пскова с первых её страниц связана с именем великой киевской княгини Ольги. В русских летописях и Ольга, и Псков впервые упоминаются одновременно. Летописец Нестор поведал, что в 6411 году от сотворения мира (в 903 году от Рождества Христова) возмужавшему князю Игорю Рюриковичу привели жену Ольгу «от Плескова».

pokryshkin_foto001Покрышкин Петр Петрович – архитектор, учёный, один из основоположников метода научной реставрации памятников и школы архитектурной археологии. Человек, восстановивший в России десятки церквей и всю жизнь посвятивший пути по святым местам.

Среди авторов статей на исторические темы, регулярно публиковавшихся в 1970-1980-х годах на страницах псковских газет, чаще других встречается имя Евгения Изюмова, оставившего заметный след в популяризации знаний о прошлом Псковского края. Первоначально его жизнь складывалась так, что никоим образом этой роли ему не предвещала, сделав ряд коренных, порой не связанных друг с другом зигзагов и поворотов.

matsulevich_foto

Мацулевич Л. А. - искусствовед и фотограф Императорской Археологиеской комиссии, автор первой научной публикации волотовских фресок, осуществленной Императорской Академией художеств в 1912 г. Мировую известность получила его книга о произведениях византийского художественного серебра, изданная на немецком языке в 1929 г.

Весной 1915 года германская армия вторглась на территорию Латвии, фронтовая полоса рассекла страну. Большая часть населения покинула родные места. Латышские беженцы оказались и  в Пскове. После окончания гражданской войны часть их вернулась в независимую Латвию, часть осталась в Пскове.  В городе действовал латышский театр, библиотека, рабочий клуб «III Интернационал».

latyshskyie pisatelyМы отдыха и тишины не знаем:
Усталостью ли тело сведено,
От жарких дум ли факелом пылаем,
Иль в битве сердце трепетом полно, -
Все только одному посвящено:
Грядущему - мечте своей высокой,
Сегодня мы творим свою мечту
И видим свет ее манящих окон
И дальние сады ее в цвету.

Так думали и мечтали люди, запечатленные на снимке сделанном в Пскове в 20-х годах ХХ века. На фотографии мы видим группу латышских поэтов и писателей оказавших большое влияние на латышскую литературу 20-30-х годов.

(На фото:  К. Пелекайс, Э. Шмит-Биройс, Я. Берзинь-Андерсон, Судрабу Эджус (сидит), Э. Эферт-Клусайс). 

Большинство из них прожили короткие жизни.

Подкатегории

Сего Дня

26 мая

26 мая

День российского предпринимательства. О книге «Предпринимательство в Псковской губернии XIX-XX вв.:...

Выставки

Памяти выдающегося филолога, историка, библиографа Евфимия Болховитинова

Памяти выдающегося филолога, историка, библиографа Евфимия Болховитинова

Виртуальная выставка была подготовлена в 2017 году к 250-летию выдающегося филолога, историка, библи...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.pskovlib.ru