Пешком по главной губернской улице
Что рассматривать по дороге?
А начните со здания вокзала! Особенно, если прибыли в город на поезде. Это одно из самых крупных общественных зданий города второй половины XIX века и свидетельство экономического развития, толчком для которого стала Петербургская-Варшавская железная дорога. Декоративные элементы классицизма и ренессанса сделали здание приметной архитектурной доминантной до этого малопривлекательного района города.
Для обслуживания пассажиров новый вокзал предоставлял современные удобства. Имелись кассы, буфет (только здесь в выходные и праздники подавались горячительное), залы ожидания с каминами и комфортной мебелью. Особая гордость - ковровые покрытия, а в залах первого класса и дамской комнате – бархат. В зале для третьего класса имелся киот с иконами Иоанна Крестителя и Святого князя Александра Невского с лампадой.
Территория вокруг тоже была благоустроена, устроен сквер, подведены удобные дороги, определены места для стоянок извозчиков и экипажей.
До наших дней сохранились и отреставрированы внешние фасады здания и их декор. Подлинными остались отделка и лепнина, форма окон и вся внутренняя планировка здания, особую ценность представляют винтовые лестницы в боковых пристройках.
О том, как функционировала железная дорога в Псковиане >>>
Псково-Рижская железная дорога : отправление хлебных грузов всех наименований с каждой станции дороги в 1890 году - С.-Петербург : Типография Р. Голике. Екатерининский канал, N 166, 1891. - [54] с. - (Общая статистика перевозок по Русским железным дорогам / издание Статистического отдела при Общем Съезде представителей русских железных дорог). - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.
http://vivaldi.pskovbook.ru/pskovo-rigskaya%20gd_1890g.pdf/details
Отчет Управления Балтийской и Псково-Рижской железных дорог. Прил. 2, кн. 2 : Статистика перевозок частных грузов по накладным пассажирской, большой и малой скоростей - по отправлению, прибытию и транзиту в 1901 г. / Министерство путей сообщения, Управление казенных дорог. - С.-Петербург : "Центральная" типо-литография М. Я. Минкова, 3-я Рождественская, 7, 1902. - 1426 с. - (Отчет по эксплуатации казенных железных дорог за 1901 г. , Ч. XIV).
http://vivaldi.pskovbook.ru/otchet-uprbalti-pskovo-riggeldorog-v-1901g-pr2-kn.pdf/details
Современную привокзальную площадь украшает часовня, которая напоминает о трагическом событии российской истории. Она возведена в 2003 году к 1100-летию Пскова, освящена 17 июля в честь Воскресения Христова и в память об отречении от престола последнего русского императора Николая II.
О визитах в Псков и отречении Николая в «Псковиане» >>>
Император Николай II в Пскове : к 80-летию отречения от престола / авт. текста Н. Ф. Левин ; худож. А. Г. Стройло. - Псков : Отчина, 1997. - 19,1 л. : ил. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. -ISBN 5-87177-021-5; 5-87177-021-5
http://vivaldi.pskovbook.ru/nikolay-ii-v-pskove.pdf/details
Николаев П. А.
Историческая драма в Пскове (март 1917 года) / Николаев П. А. - Псков : Псковская областная типография, 2003. - 224 с. : ил. - (1100 лет Пскову). - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - Библиогр.: с. 220-222 . -ISBN 5-94542-046-8
http://vivaldi.pskovbook.ru/soder%20dramapskov.pdf/details
Для архитектуры Пскова облик часовни нетипичен, поскольку ее архитектор, Сергей Николаевич Кондратьев, должен был найти образ, соответствующий зданию вокзала и имперской архитектуры малых форм XIX века.
Если вы стоите спиной к зданию вокзала, то слева находится исторический станционный сквер. Середина современного сквера между железнодорожным и автовокзалами украшена памятником Героям Первой мировой войны в Пскове.
Он открыт 22 августа 2014 года, в День Государственного флага Российской Федерации, по инициативе Российского военно-исторического общества. Скульптор - народный художник России Салават Щербаков, архитектор - Борис Пославский.
Памятник было решено установить на том месте, где в годы Первой мировой войны была расквартирована 24-я пехотная дивизия и на нем увековечено знамя прославленного Псковского пехотного полка, который во время Первой мировой войны участвовал в боях на Юго-Западном фронте в составе 3-й пехотной дивизии 17-го армейского корпуса.
Чтобы углубится в город нужно пересечь улицу Вокзальную и двигаться по улице Яна Фабрициуса. Прямая и широкая, она приведет к площади Победы. До войны привокзальный район выглядел совсем иначе, поэтому все дома на ней послевоенной застройки.
До 1957 года улица носила имя революционера и сподвижника Сталина Лазаря Кагановича, затем была переименована в честь Яна Фабрициуса - латышского революционера и прославленного полководца гражданской войны.
Жилые дома выросли буквально за три года и в них отпраздновали новоселье семьи железнодорожников.
Сейчас на улице Фабрициуса расположены не только жилые дома, но детский сад, строительный колледж, торговые центры. Оригинальная архитектура начала 70-х годов отразилась в облике и формах магазина, который псковичи до сих пор называют «шайбой». В советское время там располагался элитный ресторан.
Далее улица приводит на площадь Победы, которая стала своеобразным комплексом памятников героической и воинской истории Пскова.
Ссылка на веб-камеру - http://camteria.com/
Круглая площадь сформировалась в результате послевоенной застройки, а название получила к 20-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне.
Самое заметное здание из окружающих площадь – Городской Дом культуры – классическая постройка конца 50-х, начала 60-х годов XX века.
В центре площади находится типовой монумент – знак города воинской славы, установленный 9 мая 2010 года. Автор проекта стелы Салават Щербаков, архитекторы Игорь Воскресенский и Василий Перфильев.
К нему довольно трудно подойти, поскольку он находится в центре кольцевого движения транспорта, но медальоны в виде свитков – оригинальные для каждого города и рассказывают о героической военной истории с древнейших времен, до современных военных конфликтов.
С другой стороны площади, на фоне крепостной стены, находится Мемориальный комплекс появившийся здесь в 1974 году к 30-летию освобождения Пскова. Перед кольцом стволов зенитных орудий горит Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата. Стволы орудий и каска – настоящие. Подготовка к установке проводилась на заводе «Псковмаш».
Автор проекта мемориала – Всеволод Смирнов, архитектор – Петр Бутенко.
"Войной испепеленные года": Псковский край накануне и в годы Великой Отечественной войны, в первые послевоенные годы. 1939-1949 гг. : сборник документов Государственного архива Псковской области / Администрация Псков. обл. ; Администрация г. Пскова ; Гос. арх. упр. Псков. обл., Гос. арх. Псков. обл. ; [сост.: В. П. Волкова, Е. М. Федорова]. - Псков : [б. и.], 2005. - 494, [1] с. - 60-летию Победы в Великой Отеч. войне посвящается. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.
http://vivaldi.pskovbook.ru/voyna60.pdf/details
Непосредственно на древней крепостной стене Окольного города (пятое кольцо обороны) размещены памятные доски-барельефы Героям Советского Союза, которые после войны жили и работали в Пскове. Автор барельефов – скульптор-монументалист Сергей Биджамов.
Далее на стене можно увидеть памятные доски псковичам – ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС и участником современных военных конфликтов. (Чтобы их увидеть придется отклониться от основного маршрута и идти вдоль стены в сторону Октябрьского проспекта и потом дальше до Сквера павших борцов.)
Из краеведческой копилки:
- "Шестая рота - сердце боль пронзает..." >>>
- "Жаркими дорогами Афгана парни уходили смело в бой..." >>>
- Коллекция «Черная быть Чернобыля» в «Псковиане» >>>
Слева от Вечного огня, на холме – бастионе находится простой крест на белом постаменте. Этот памятник был сооружен в 1882 году в честь 300-летия героической обороны Псковичей во время осады польского короля Стефана Батория. Это значительное событие не только для псковичей. Николай Карамзин писал в своей «Истории государства Российского»: «…То истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени».
Подробности в «Псковиане» >>>
Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию (осада Пскова) и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира. (1581-1582 г.) / издал по поручению Императорской Академии наук [и авт. предисл.] М. Коялович. – Санкт-Петербург : Типография Импеарторской Академии наук, [1867]. - 839 с. - Текст дневника и др. документов на пол. и лат. яз. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.
http://vivaldi.pskovbook.ru/dnevnik-posldednevo-pohoda-batoriy.pdf/details
Кохомский С. В.
Речь, произнесенная в заседании Псковского археологического общества 8 сентября 1881 года действительным членом С. В. Кохомским в воспоминание славной обороны г. Пскова от войск Стефана Батория в 1581 году / Кохомский С. В. - Псков : Типография губернского правления, 1881. - 15 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.
http://vivaldi.pskovbook.ru/kohomsky_oborona_pskova%20ot%20patorya_1881g.pdf/details
Мемориальная доска гласит: «Памятник установлен в 1881 году в память 300-летия героической обороны Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581 г.».
Автором проекта памятника стал коллежский асессор Александр Михайлович Кислинский - член Псковского археологического общества.
Место выбрано недалеко от пролома в стене, где по легенде находится братское захоронение участников обороны. Пролом - яркий и трагический момент древней войны – от взрыва Свинорской башни погибло множество осажденных, но враг в город не прошел.
Чтобы завершить обзор площади и направится в самое сердце города к Псковскому Кремлю, стоит немного вернуться вдоль стены до улицы Советской, по которой и лежит дальнейший путь. На другой стороне площади будет виден еще один памятник. Это мемориальный комплекс «Памятник партизанам». Установлен в 1985 году по проекту архитектора Всеволода Смирнова и входит в комплекс знаков ратной славы на площади Победы. Гранитный валун, окруженный белыми березами и небольшой фонтан – легко прочитываются как народный гнев против захватчиков, любовь к родине и воля к жизни. Вода из фонтана наполняет небольшой пруд с деревянным мостиком.
На памятном знаке слова: «В годы фашистской оккупации с 1941 по 1944 гг. на псковской земле проявили мужество и героизм в тылу врага 29 партизанских бригад, объединивших в своих рядах свыше 57 тысяч человек. Вечная слава, вам, партизанам и партизанкам!».
Листовка - призыв в партизанское двиджение в «Псковиане»
Псковичи! Граждане Псковского, Новосельского и других районов! - [Псков] : Псковский колхозник, 1943. - 1 с. http://vivaldi.pskovbook.ru/list4.pdf/details
Художественная повесть о партизанском отряде в «Псковиане»
Успенский Л.
Скобарь / Успенский Л. / Л. Успенский ; рис. А. Ермолаева. - Москва ; Ленинград : Государственное издательство детской литературы НКП РСФСР, 1943. - (Военная библиотека школьника). http://vivaldi.pskovbook.ru/uspenskiy-l-skobar-1943-717612.pdf/details
За мемориалом начинается Ботанический сад – главный парк города.
Наш путь лежит по правой стороне улицы Советской - одной из самых древних улиц Пскова. В XV веке она упоминается, как улица Великая, позднее она была главной городской магистралью и носила имя Великолукской. В 1923 году ее переименовали в Советскую. С древности здесь у городских ворот встречали почетных гостей и провожали до Троицкого собора.
Улица с оживленным движением идет параллельно реке Великой и приводит прямо в центр города.
На первый взгляд, ее «красную линию» составляют ничем не примечательные дома послевоенной постройки, но не спешите, рассмотрите внимательно, да и во дворы стоит заглянуть. Вспомним, на главной улице города происходили самые важные события, располагались общественный учреждения, селились важные персоны.
По правой стороне улицы стоят дома: 62 (жилой) и 64 (изначально - общежитие инструментального завода, теперь здесь обычные квартиры), они уже «выявлены» как памятники архитектуры и демонстрируют потомкам как в 50-е годы XX века социалистическое строительство переосмысляло классицизм. Между ними, во дворе, приковывает взгляд ансамбль двух зданий и небольшая церковь. Это остатки Старовознесенского женского монастыря.
Самое старое здание – церковь Церковь Старого Вознесения. На этом месте и с таким названием она упоминается уже в 1420 году в связи со знамением Чирской иконы. Характерный образец псковской школы зодчества, построенная на горке у древних Великих ворот, у самой стены окольного города, именно она встречала почетных гостей и упоминается в связи с их появлением. Скрытая во дворах, она по-прежнему встречает внимательного гостя города.
Кроме того, к монастырю относилась Церковь Рождества Богородицы - редкий по совершенству пропорций и чистоте архитектурных форм памятник эпохи ампир. Датируется 1833 годом и строилась на пожертвования. Сейчас небольшой теплый собор приспособлен под городской планетарий, Рядом - небольшой жилой дом № 62а – бывший дом настоятельницы Агнии, построенный по ее инициативе. Мало сохранилось от этой постройки периода упадка классицизма, то есть середины XIX века, но жильцы до сих пор открывают для себя то лепнину, то другую неожиданную деталь интерьера.
Слева – бывшие сестринские кельи.
Монастырь был женским, небольшим (не более 10 послушниц), а суровый устав обязывал монахинь самих заботиться о своих нуждах и пропитании, поэтому был окружен хозяйственными постройками, был даже свой ледник, а вот угодий монастырь не имел.
Старовознесенский женский монастырь в городе Пскове : с присовокуплением статьи: Игумения Агния ; издано в пользу означенного монастыря - Санкт-Петербург : В типографии Департамента Генерального Штаба, 1862 с.. - 54 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.
http://vivaldi.pskovbook.ru/monastir_zenskiy_1862g.pdf/details
Особнячок в два этажа под номером 60 - отличный объект, демонстрирующий целую «смесь» для характеристики стилевых направлений архитектуры XIX века. Специалисты называют это «эклектикой». В этом фасаде внимательный взгляд обнаружит творческий подход в использовании приемов и стилизованных элементов декора ренессанса, классицизма и современного XIX веку упрощенного «кирпичного» стиля. Это был главный дом городской усадьбы, граничащей со Старовознесенским монастырем, но имя владельца и донатора монастыря пока неизвестно.
На другой стороне улицы красный кирпичный дом с номером 45 - тоже кусочек губернского Пскова, он был доходным, то есть квартиры в нем сдавались под съем, как и следующий за ним 41. Но последний явно включал в себя квартиры для владельцев или для знатных персон. Элементы интерьера в стиле модерн свидетельствуют об изысканной обстановке. Если заглянуть в парикмахерскую, расположенную на первом этаже, станет понятно, почему она носит название французского городка. Помещение зала - явно бывшей гостиной, украшает камин с небольшими колоннами, затейливой лепниной и надписью «Arles».
Перекресток поманит нас видом на явно старинные, но отреставрированные древнерусские палаты. Здесь расположился ресторанно–гостиничный комплекс «Двор Подзноева». Утомленный путник может обрести там пищу (есть несколько кафе и ресторанов на любой вкус) и кров, но упорный путешественник оценит как великолепно приспособлены купеческие жилые палаты XVII века к нуждам современного города и двинется дальше по центральной улице губернского города..
Поэтому перейдем на Георгиевскую улицу, по которой можно сделать несколько шагов, чтобы взглянуть на храм Успения Богородицы с Полонища. Церковь на месте ранее разрушенной, начали строить в 1806 году на средства помещицы Шишковой (бабушки Декабриста Назимова). И вот тут – никакой эклектики - только классицизм. Один из приделов освящен в честь патриарха Тихона, имя которого, так же связано с городом.
Вниз по улице виднеется здание школы № 1, которая была мужской губернской гимназией. На фасаде перед крыльцом почти не осталось мест для мемориальных досок славных выпускников. Среди них: Брадис, Муйжель, Каверин, Зильбер, Кикоин.
Покосившись на набережную, возвращаемся к перекрестку – впереди еще много интересного!
Заслуживает внимания памятный камень в центре треугольного сквера. Этот памятный камень в честь 450-летия таможенной службы был установлен в 2000 году. Государева пошлина начала взиматься на этой приграничной земле с 1550 года по грамоте Ивана IV . Правила псковичи формировали сами, стараясь сделать их справедливыми. Так, например, сумма сбора была одинаковой для русских и иноземных купцов.
Дом по Советской 52 - важнейшая часть «красной линии» улицы - Дом Дворянского собрания. Здесь собиралось уездное дворянство для разного рода выборов, проходили торжественные приемы, балы и вечера. Метод финансирования строительства назвали «самооболожением» - 80 копеек за каждую ревизскую душу крепостных, так что богатые платили больше.
Адрес-календарь служащих в правительственных, общественных и благотворительных учреждениях Псковской губернии - [Б. м. : б. и., 1900-1903?]. - 12 с.
Было отвергнуто множество проектов здания, но принят проект столичного (Петербургского) архитектора Константина Андреевича Тона.
В декабре 1843 года дворянство торжественно въехало в свой Дом. В нем размещались некоторые из губернских управ, здесь принимали Александра II и Николая II.
Из «Краеведческой копилки» Пребывание Их Императорских Величеств в Пскове >>>
Здание строилось демонстративно солидным, но простым, без особенного декорирования. Во время войны сильно пострадало и было восстановлено с частичной утратой интерьеров и планировки.
Далее начинается уникальный комплекс зданий Романовой горки.
В глубине двора (номер 52а) стоит Дом предводителя дворянства. Стоит он на участке, который с 1824 года принадлежал «дворянскому общественному собранию». Тем не менее, стоит он там с XVII века. В XVII и XIX (по проекту губернского архитектора Франса Ябса) подвергался ремонтам и перестройкам. Известны имена владельцев - секунд-майор Александр Дмитриевич Яхонтов и с декабря 1776 года его дядя - Петр Алексеевич Яхонтов.
Сейчас здание в плохом состоянии, но всегда использовалось как административное: здесь размещались народный суд, и администрация филармонии.
В комплекс Романовой входило 9 объектов гражданской архитектуры разных веков, но самое заметное здание – Вторые палаты Меншиковых (дом Яковлева).
Рыльский И.
Гражданское зодчество в Пскове : [Дом Лапина (Солодежня), Дом Сутоцкого, Дом Яковлева, 2-й дом Сутоцкого, Дом Мейера] / Рыльский И. // Древности: труды Комиссии по сохранению древних памятников, состоящей при Императорском Московском археологическом обществе. - М., 1915. - Т. 6. - С. XXXVII-LIII: планы. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. .
Построены палаты членом обширного и богатого купеческого семейства Самуилом Меншиковым в конце XVII века. Интерьер и знаменитые резные наличники окон выдвигают его в ряд памятников гражданского древнерусского зодчества, наиболее выдающихся по своей художественной ценности.
Одно из зданий местная легенда связывает с именем несостоявшейся русской царицы Марины Мнишек.
Емелина О. В.
Загадки "дворца Марины Мнишек" / Емелина О. В. , Левин Н. Ф. // Псков. - 2001. - № 15. - С. 26-33. - Портр., фот. История здания, его владельцы и исторические сведения, связанные с ним. . - Библиогр. в примеч.: с. 33.
http://vivaldi.pskovbook.ru/psk2001g15_s26-33.pdf/details
На противоположной стороне улицы – угловой дом красного кирпича. Жилой доходный дом Епифанова. Построен в последнее десятилетие XIX века. В нем часто менялись жильцы и владельцы, но одно качество сопровождало его двухсотлетнюю историю. Он так всем нравился, что из-за него постоянно спорили: из-за него судились, на него претендовали. Одно время в нем располагалась губернская типография и приемные нескольких докторов.
Сейчас его внешний облик восстановлен, в нем поселился банк, а вот из планировок и интерьеров сохранилось крайне мало, в частности, угловая печь в белом кафеле на втором этаже.
Дом, под номером 29, изящный как шкатулка, построен для себя нотариусом Михаилом Гавриловичем Тропиным. Дата обозначена на фасаде – 1889 год. Его амбиции отразились в выборе проекта для своего жилища – он остановился на подражании архитектуре итальянского Возрождения. Теперь мы вспоминаем его как известного в Пскове деятеля Городской Думы и Губернского земства.
Приметный дом номер 44 и его флигель 44а, является доказательством значительности бывшей Великой улицы. Сейчас эти здания занимают детская музыкальная школа и лечебное учреждение, а строилось оно как Псковское отделение Государственного Банка Российской Империи. Использовался проект архитектора Гермейера, а вот просуществовал в этом здании банк очень недолго, всего 7 лет. 1918 году во время первой мировой войны он был эвакуирован и в нем разместилась немецкая комендатура. В ранее советское время здание стало клубом для рабочих, а послевоенное поколение знает его как кинотеатр «Родина», как помнит и его директора - первого городского красавца – Якова Соколова, «вылитого Маяковского».
Из коллекции Левина на «Псковиане» >>>
Левин Натан Феликсович Государственный банк / Левин Натан Феликсович // Псковская правда. - 1990. - 25 авг. - С. 10.
http://vivaldi.pskovbook.ru/sample-0001.pdf/details
На противоположной стороне улицы находится здание бывшего полицейского управления и добровольного пожарного общества. В середине XVII века учреждается регулярная полиция и Устав Благочиния для нее. В 1867 году для этих городских служб строится отдельное здание, как мы видим, простое, вполне типическое казенного вида, но удобное и добротное. Пожарная каланча не сохранилась.
Были в Пскове свои герои – пожарные и свои знаменитые сыщики.
Статья в «Новостях Пскова» «Псковский Шеролок Холмс >>> http://nwpskov.ru/content/?ELEMENT_ID=1922&SECTION_ID=136
Материалы по страховой статистике в Псковской губернии. Вып. II : Пожары и пожарные убытки по добровольному страхованию в 1907 году - Псков : Электрическая типография губернского земства, 1908. - 189, 11 с. >>> http://vivaldi.pskovbook.ru/materialy-po-strax-statistike-v-pskgub-za-1907g.pdf/details
Очень заметен (ветхий, что уж там!) дом с колоннами на фасаде по адресу - улица Советская 42 называют по-разному: дом Софьи Перовской, дом купца Курбатова, дом вице-губернатора.
Единственный в Пскове сохранившийся деревянный памятник классицизма. Построен по «образцовому», то есть готовому проекту архитектора Михайлова. То есть перед нами - фасад номер 60 из второго альбома серии 1809 года. Здание впервые встречается на плане Пскова 1857 году и владельцем записан купец Курбатов.
В 1856 году его снимал псковский вице-губернатор, отец будущей революционерки Софьи Перовской. Здесь она и жила в комнате, окна которой выходили на Великолукскую улицу. Она вспоминала, что под окнами был фруктовый сад, баня и пруд.
Через улицу – два дома (номер 21 и 21а) остались от комплекса зданий, в том числе и хозяйственных Духовной семинарии. Сейчас перед нами корпус естественно-географического факультета Псковского университета и дом привратника. Оба здания уцелели во время Великой Отечественной войны, отреставрированы, поскольку представляют собой памятники федерального значения; в его облике оригинально соединены элементы раннего барокко и позднего классицизма.
История семинарии началась в 1755 году, когда в Пскове при Архиерейском доме на подворье Печерского монастыря (сейчас оно скрыто во дворах) была открыта славяно-латинская школа. В 1758 году для нее строится отдельное здание с пятью флигелями для проживания учеников и хозяйственными службами. Основное здание несколько раз перестраивалось: расширялось и улучшалось. Сейчас мы видим осуществленный проект академика архитектуры, профессора Петербургской Академии художеств Аполлона Щедрина, который был высочайше утвержден в 1845 году. Строительство по проекту осуществляли Псковский губернские архитекторы, они же дополнили проект. Появились рекреационный зал и сердце семинарии - домовая церковь во славу Трех святителей с двумя рядами окон и куполом.
Князев А.
Очерк истории Псковской семинарии от начала до преобразования ея по проекту устава 1814 г. / Князев А. - М. : В Университетской типографии (Катков и К), на Страстном бульваре, 1866. - 82 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.>>>
http://vivaldi.pskovbook.ru/job12.pdf/details
Семинария после революции была закрыта и в здании разместился Морской пограничный отряд ОГПУ. В разное время находились здесь и другие ведомства и Дом просвещения, каждое вносило свои изменения и приспособления в его облик. После 1945 года - пединститут.
Была проведена реставрация и ремонт здания, в 2009 году воссоздана церковь, в обряде освящения принимал участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Вход в здание украшает памятная доска о том, что именно здесь в 1891 года принял сан преподаватель семинарии Василий Иванович Белавин — будущий Святейший Патриарх Тихон. Его называли «советским патриархом», поскольку был избран Тихон в очень трудные времена – в 1917 году. В этот год был восстановлен институт патриаршества на Руси после 200-летнего перерыва и он же - первый год советской власти и антирелигиозной борьбы. До реставрации в память о нем на фасаде Духовного училища сохранялась надпись: «Господи! Во свете Твоем узрели свет».
В Духовной семинарии 20 лет служил инспектором Александр Сергеевич Князев – писатель, археолог, краевед и знаток псковских древностей.
Автор многих книг, среди которых >>>
Князев А. Указатель достопамятностей города Пскова, составленный Инспектором Псковской семинарии А. Князевым / Князев А. - Москва : В типографии Александра Семена, на Мясницкой улице, 1858. - 43 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.
http://vivaldi.pskovbook.ru/knyazev_ukazatel%201858g.pdf/details
Преподавал здесь церковную историю и Иван Иванович Василев - автор более 50-ти работ по истории Пскова, активный участник Псковского археологического общества, а затем местного краеведческого музея.
Василёв Иван Иванович. Хронологический указатель памятников, сохранившихся в Псковской губернии. Тетрадь I : Город Псков / Василёв Иван Иванович / составил И. И. Василев. - Псков : Типография губернского правл., 1878. - 55 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.
http://vivaldi.pskovbook.ru/job22.pdf/details
Дом привратника построен как часть комплекса Духовной семинарии и является его неотъемлемой исторической и архитектурной частю. Автор проекта - гражданский инженер, член Петербургского общества архитекторов Александр Кондратьевич Павловский. Западный фасад - деревянная хозяйственная пристройка для дров.
Псковичи вспоминают, что всю территорию семинарии и ее учеников от соблазнов города оберегала ограда с кирпичными столбами и красивой чугунной решеткой, которая была снесена в 60-е годы XX века.
Мы подошли к одной из «псковских жемчужин» - храму Николы со Усохи. Не все местные жители смогут объяснить, что это за Усоха такая, но о том, что самая красивая церковь «прячется» за ЦУМом, скажет практически любой пскович.
Странно видеть номер дома 19 на изумительной, «надмирной» церковью. Ее стоит обойти, вокруг, стоит осмотреть со всех сторон, поскольку в каждую деталь древние зодчие вложили свой смысл и символику.
Первая церковь Николая Чудотворца строилась как храм для городского района (конца) на краю болота (Усохе ). В летописи упоминается под 1371 годом, но сейчас мы видим постройку XVI века.
Ее называют не просто памятником Псковской школы зодчества, к Николе мировая известность пришла, когда именно этот храм стал появляться в учебниках по истории архитектуры всего мира, как иллюстрация оригинальной псковской строительной школы.
Очень редкое явление - с юго-востока к церкви примыкает «часовня неугасимой свечи» с отдельной маленькой главкой.
С Николой со Усохи связаны имена замечательных реставраторов, вернувших храму первоначальный облик, «очистивших» его от позднейших пристроек: Юрий Спегальский, Вера Лебедева, Борис Скобельцын. Работы эти велись долго - с 1946 по 1974 год.
А вот парка, который останется слева от нашего неуклонного движения к сердцу средневекового Пскова до Великой отечественной войны не было. Довольно плотный жилой квартал лишь немного разбивали зеленые островки, самым значительным из которых был сквер у церкви Анастасии Римлянки.
Подробности в коллекции на «Псковиане» >>>
Левин Н. Ф. Анастасиевский сквер : (Псков на старых открытках) / Левин Н. Ф. // Псковская правда. - 1990. - 1 дек. - № 275-276 (19854-19855). - С. 12.
http://vivaldi.pskovbook.ru/psk_pravda_01121990.pdf/details
Сейчас это одно из любимых мест горожан Детский парк, в нем со стороны Октябрьской площади находится один из двух городских памятников княгини Ольги, созданный скульптором Вячеславом Клыковым. Второй – работы Зураба Церетели находится на Завеличье.
Ансамбль Октябрьской площади – одной из центральных площадей составляют здание центрального универсального магазина, жилой 82 квартирный дом хрущевского периода с уже ставшим историческим ювелирным магазином на первом этаже и здание главного почтамта. Последнее имеет официальное название - Дом связи, строительство было долгим проект разрабатывался псковской областной проектной конторой в начале 50-х, а закончено лишь к 1960 году. Архитектурные особенности расскажут нам о характерном для СССР послевоенного периода направлении, которое специалисты называют формальным историзмом. Идеология была примерно такой: строить больше, практичнее, дешевле и не выбиваться из визуального ряда. С другой стороны - при строительстве почтамта в Пскове впервые использовались железобетонные конструкции – признак последующей гигантомании.
Важно заметить, что это уже новый, послевоенной Псков. До войны не было здесь площади и совершенно не сохранились здания, поэтому такой крупный общественный проект формировал облик города на многие десятилетия вперед.
Дом связи стоит на месте дома купца Хмелинского, а памятная доска на фасаде сообщает, что в котором в 1902 году именно здесь а семье военного капельмейстера родился писатель Вениамин Каверин. В Пскове он закончил Псковскую губернскую гимназию.
Левин Н. Ф. Вениамин Каверин и демократическое общество учащихся / Левин Н. Ф. // Псков. - 1997. - № 6. - С. 135-139. - Краткий публицистический очерк о псковских ученических организациях 1917-1918 гг. В. А. Каверина.. - Примеч.: с. 139.
http://vivaldi.pskovbook.ru/psk1997_06_s135-139.pdf/details
Уникальный случай – ровно на другой стороне улицы – старый губернский почтамт.
Арка-проход – нововедение оберегающее пешеходов.
Изначально жилой и даже главный дом городской усадьбы строился в 1793 году для коллежского советника Брыликина губернским архитектором Иваном Альбрехтом. В начале XIX века на плане оно уже названо почтамтом помещика Брылкина, а позднее приобретается казной и становится официально государственным учреждением. Дом стал лучшей работой губернского архитектора и до сохранил очарование классического стиля, а чуть кокетливые детали делают дом не казенным и нарядным. Картуш с дамскими фигурами и изящные балкончики усиливают впечатление.
Среди посещающих это здание, а трудно представить, что почтамт кто-то их горожан и проезжих его не посещал, учетная карточка памятника называет Пушкина и Ленина, что и знаменует небольшой бюст революционного вождя, расположенный в ниш слева от арки.
Ансамбль церкви Михаила и Гавриила Архангелов привлекает внимание воротами-звонницей. Единственная в Пскове шатровая колокольня московского типа XVII века. Ее приспосабливали к уже существующему комплексу, поэтому, сохраняя черты московской архитектуры (что было важно после присоединения Пскова к Московскому государству) неизвестный творец соотносит облик колокольни с местной традицией, делая ее более простой и приземистой.
Сам храм сейчас скрывается во дворе, а ранее стоял на краю Торговой площади – важнейшей площади города. Сохранившаяся в интерьере плита датирует первую постройку церкви 1339 годом, указывает и на многочисленные позднейшие перестройки. Таким образом перед нами образец раннего псковского зодчества.
О древней истории постройки известно мало, но известно, что десять лет (с 1920 по 1930 годы) храм был главным собором города, поскольку Троицкий собор был закрыт, а некоторое время считался полковой церковью Омского полка, расквартированного в Пскове.
В сквере под церковной стеной - памятный камень. Надпись на нем гласит: «Памяти первых жертв фашистской оккупации Пскова в 1941 году». Расстрел десяти заложников был местью за одного убитого немецкого солдата. Псков под властью немецко-фашистских захватчиков находился почти четыре года, но этот расстрел стал первой публичной казнью.
Последние два дома по улице Советской очень характерны и узнаваемы. Такие дома можно встретить в любых других городах не только России, но и бывшей территории СССР. Таких «стекляшек» и «сталинок» было построено много, а в данном случае они стали честью советской истории Пскова.
Перед нами площадь Ленина и Псковский Кремль, но это уже другая прогулка
Дополнительно рекомендуем: