Псковские пятницы. Театр
Конец XIX века в истории русского театра отмечается как период упадка. Доктор Чехов в своих письмах ставил диагноз: рутина и пошлость, равнодушие к духовным запросам современности. Преимущественно нерусские пьесы, драмы и мелодрамы с преувеличенными страстями, неестественными характерами и бульварными сюжетами. Чуковский с горечью писал о том, что на сцене царит застой и «пинкертоновщина» - жанр популярный у публики, но крайне невысокого литературного качества.
Изменения общественной атмосферы не находили адекватного сценического выражения, особенно в провинции, где почти не было места экспериментам – нужно было зарабатывать.
Открытый для широкой публики государственный театр появился в России в 1756 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, хотя театральные представления существовали на Руси и гораздо раньше. Новый, высочайше признанный вид искусства быстро стал популярным. Вслед за столицей собственные театры стали появляться и в губерниях.
В Пскове театральная жизнь началась в начале XIX века. Санкт-Петербургская газета «Северная почта» 19 декабря 1810 года писала, что общество немецких актеров дает представления каждый день, привлекая не только образованную публику, знающую театр и понимающую по-немецки, но и простой народ.
В 1876 году «Псковские губернские ведомости» известили горожан о том, что на на углу Садовой и Архангельской (современные улицы Ленина и Пушкина) началось строительство стационарного театра. В октябре здание было завершено. Согласно описанию, оно было деревянным на каменном цоколе, с большим залом, имевшим подсобные помещения для технических работ и было приспособлено и для цирковых представлений. Современный адрес - улица Пушкина, дом 3/13 и на этом месте стоит здание из красного кирпича построенное в 1906 году.
В ноябре 1876 года новое здание театра принял первых зрителей. Первые спектакли в стационарном помещении дала театральная труппа антрепренера и купца 2 гильдии Юлиана Николаевича Самоходского.
Вениамин Александрович Каверин (Зильбер) родился в Пскове в 1902 году (6 (19 н. ст.) апреля), покинул его в возрасте 17 лет и долго не возвращался в город. За эти годы он сформировался как писатель, пережил огромные исторические события, но тема трепетной юности, начальных опытов жизни, родного города сквозила в каждом его произведении.
В 1957 году писатель тяжело заболел, врачи запретили писать, читать и даже разговаривать. «Мне осталось только одно: вспоминать. Именно этим я и стал заниматься. Год за годом я вспоминал свою жизнь». Так появились книги воспоминаний и размышлений, среди которых - автобиографическая трилогия «Освещённые окна», первая часть которой - «Детство» занимает особенное место в псковском краеведении как художественные воспоминания очевидца начала века.
Книга начинается фразой: «Так я вернулся в город моего детства. Я понял, что жил в этом городе, не замечая его, как дышат воздухом, не задумываясь над тем, почему он прозрачен».
В этом материале выбраны цитаты, касающиеся жизни «большой, беспорядочной театрально-военной семьи» Зильберов. Театрально-концертная жизнь занимала в ней важное место. Отец - Абель Абрамович был капельмейстером (руководителем и дирижером) 96-го пехотного Омского полка и обладал идеальным музыкальным слухом. Мать - Анна Григорьевна была владелицей музыкальных магазинов и занималась организацией театральных гастролей.
В конце XIX театр стал значительным явлением в жизни Пскова. Естественно, что театральные события обсуждались в обществе, что не могло пройти мимо внимания местных газет.
Псковская театральная жизнь во многом состояла из антрепризы. В город приезжали на гастроли труппы, некоторые задерживались и имели успех, иные выступали неудачно и вынуждены были покинуть город до конца контракта.
Газеты неизменно оповещали публику обо всех визитерах и происходящих событиях, репортеры посещали спектакли и публиковали свои отчеты и впечатления. Важно отметить, что жанр отзывов о спектакле можно назвать рецензией, но о серьезной театральной критике говорить еще не приходилось. Критика как аналитический, а не оценочный жанр еще только возникала в крупных театральных столицах. Репортер и театральный обозреватель имели разные задачи.
Начало 1920-х годов XX века новой России историки описывают как время гражданской войны, голода и разрухи. Псковичам жилось очень трудно, тем удивительнее желание участвовать в общественной и культурной жизни.
В дни голода и неустройства в Пскове, кроме не прекращающего работу государственного театра имени Пушкина, появилось большое количество любительских театров, студий, кружков, клубов и объединений самого различного направления.
В 1920 году признанный и прославленный мастер: портретист, театральный художник, декоратор - Борис Михайлович Кустодиев создал эскизы костюмов для театральной постановки «Грозы» в Псковском театре.
Спектакль не был поставлен, но появление этих эскизов имеет отношение к истории Псковского театра 20-х годов XX века.
Оценивая театральную жизнь послереволюционных лет, газета «Псковский набат» писала, что театральное дело находится в упадке. Критики отмечали плохую организацию, слабый репертуар, недостаточность артистических сил. Для изменения ситуации весной 1920 года в псковский театр были приглашены артисты из Петрограда во главе с артистом и режиссером Эрмитажного Показательного театра Анатолием Васильевичем Турцевичем.