Легенды и предания Псковской земли
Легенда, в которой отразились реальные исторические события, повествует о самой старой сохранившейся башне Псковской крепости, стоящей на берегу реки Великой – Мстиславской.
Неумолимое время укротило ее грозный облик, сейчас она никого не пугает, но горожане XVI века называли ее «Душегубкой». Мстиславская башня не только грозно противостояла врагам, она имела глубокие обширные подвалы, где располагалась тюрьма.
Шептались, что заключенные в этих подвалах мучились от темноты, сырости и недостатка воздуха: редко кто покидал ее живым.
Рассказывали горожане о гибели в подвальной тюрьме Мстиславской башни сосланных в Псков знатных татар. Просидели они в ней всего день да ночь, а утром из подвалов уже трупы вытаскивали. Почему так случилось – никто угадать не мог, но псковичам было совершенно ясно, что нехристи наказаны по заслугам и силами не человеческими. Долго еще обсуждали таинственную гибель татар.
Илья Давыдович Богатырёв (1867 – 1954) - талантливый народный сказитель и импровизатор родился 3 августа 1954 года в деревне Сунёво, тогда Островского уезда, позднее Пыталовского района и прославился как великий рассказчик. Он виртуозно «играл» сказки и притчи. Долгая жизнь, опыт солдата, рабочего, коробейника, лесоруба, сплавщика, крестьянина обогащал сказки бытовыми деталями, а природный юмор рассказчика делал их неподражаемыми.
Услышать и перенести на бумагу сказки из уст Ильи Богатырева смогли ленинградские фольклористы. С 1946 по 1948 годы Владимир Соломонович Бахтин и Дмитрий Миронович Молдавский записали около 100 историй и баек Богатырева, которые были опубликованы в различных изданиях, посвященных русским народным сказкам от серии «Школьная библиотека» до «Литературных памятников». Героями его сказок были ловкий и умный солдат, трудолюбивый крестьянин, преданно служащий Родине богатырь, темы простирались от древних преданий до современности.
Умер сказочник – богатырь там же где и родился, в деревне Сунёво, - 3 августа 1954 года в возрасте 87 лет.
Рассказ, или местная байка, которая была записана в деревне Бубнево Линовской волости Пыталовского района в самом конце XX века.
Вспоминала одна старая женщина, что владел этими местами барин Неклюдов.
.«Неплохой был хозяин, не жестокий, плетью не баловался и семей не разлучал, но зато с идеями. Он считал, что можно крестьянскую породу поправить как у лошадей или собак, например. Хотелось ему, чтобы его дворовые были как на подбор здоровыми и красивыми, а еще лучше, если они друг на друга похожи будут. Людей для службы в господском доме так и подбирал - одного роста и одевал всех одинаково, чтобы барскому глазу приятно было.
Есть на бурном Чудском озере Вороний остров с легендарным Вороньим камнем. С вершины этого валуна-великана Александр Невский руководил русской ратью в знаменитом Ледовом побоище. Он - свидетель доблестной победы русских войск.
Проходили годы, волны Чудского озера размывали Вороний остров, и камень медленно опускался в пучину озерную. Так каменный страж порубежной земли Псковской ушел на покой, и открылись широкие ворота на Псков.
В Гдовском районе Псковской области есть природный заповедник «Сороковой бор». С древних времен здешние леса славились дремучестью и болотами. Само название говорит о том, что на сорок вёрст вокруг не было человеческого жилья, потому и обрастали эти загадочные места легендами.
Рассказывают об атамане Авдоне, заступнике народном, люди ласково называют его Авдошей. Был он атаманом разбойников, помышлявших у дорог. Обирали удальцы богатых путешественников, а беднякам помогали.
Рассказывают, что жили они в пещере, укрытой в густом лесу за болотами, поэтому были неуловимы, а за дела добрые не давал их бог в обиду.
Есть в озерном крае между Опочкой и Бежаницами, по дороге от деревни Бардово в село Кудеверь высокая гора Секирница. Еще в первом тысячелетии до нашей эры жили здесь славяне. Долгие столетия у горы этой не было имени. По легенде, появилось оно только в 13 веке.
Дело было летом. Как-то раз во время очередной стычки новгородских и литовских войск большой вражеский отряд был окружен рядом с этой горой у озера, которое неспроста именуется Ратное. Литовцы провели в осаде несколько дней и, казалось, уже смирились с тем, что погибнут или сдадутся. Но вот однажды ночью командир приказал запрудить озеро камнями так, чтобы получился брод на другой берег и вернуться к своим.
Преподобный изображен среди самых почитаемых псковских святых на Псково-Покровской «Явление Богоматери старцу Дорофею»
Согласно житию преподобного Никандра, во время пребывания в Пскове шел он однажды из церкви великого Богоявления в Кстове в Среднем городе (современная улица Воровского, предполагаемое местонахождение - у пешеходного моста через реку Пскову), «…и подошел к нему Никола, блаженный псковский, и взял его за руку, и начал говорить с ним, притворяясь юродивым, и предсказал ему страдания отшельнические.
Новый дом семьи Лавриновских сразу привлек внимание горожан и местом расположения - практически на набережной, обилием необычных архитектурных деталей и орнаментов. Стиль модерн был необычен для губернского города, где преобладал классический стиль.
Видимо, это активно обсуждалось и тут же поползли слухи и легенды почему это хозяин выбрал именно такой декор. Примечательно что, рассказывая эти были-небыли, ссылались на слуг дома, от которых, дескать, все и стало известно.
Много названий, обрядов, толкований и легенд у этого древнего праздника. Самый длинный летний день и самая короткая летняя ночь у славян считалась временем борьбы света и тьмы. Люди своими обрядами помогали свету победить: очищались водой и огнем.
Славянские, языческие традиции слились с христианскими и само название праздника, который проходит накануне Рождества Иоанна Крестителя произошло от купели в реке Иордан, в которой он крестил новообращенных.
Днем в самой простой одежде, а то и в одних рубахах, украшенных только травами и цветами бродили юноши и девушки по лесам и лугам. В этой прогулке присматривали себе пару. Девушки плели венки для гаданий на воде, парни ставили купальское дерево, вокруг которого хороводы водили.
Изборянин Сергей Алексеевич Щербаков, как его далекие предки, никогда не покидал древней своей земли и был ее хранителем и собирателем. То, что ему еще мальчонке передавалось от них по наследству - в суровых ли наказах, из устных ли рассказах или в ларчике с драгоценными реликвиями - откладывалось в душе и голове, береглось и преумножалось. Почти полвека пополнял он коллекцию, бродя в поисках находок по изборским полям и уборам. Наконечники от стрел, диковинные женские украшения, предметы домашнего обихода, кресты... - всего в изобилии, так что уже «бабкиного ларчика» явно не хватает.
Подавляющее большинство туристов, посещающих Изборск, прежде всего интересуют два объекта показа - средневековая крепость и Словенские ключи. И это вполне объяснимо: несмотря на обилие здесь уникальных памятников, именно они стали символом древней изборской земли. Крепость символизирует ее зодческую и воинскую славу, а ключи, стекающие шумными потоками с отвесной скалы в Городищенское озеро, - жизнь вечную и бесконечную. Говорят, что названы они были Словенскими в честь первого князя Словена. (Согласно летописным версиям, Изборск первоначально назывался Словенском). Но, кроме Словенских, безусловно, самых мощных подземных источников, в Изборске и его округе их столько, что не счесть, - Богородицкий, Никольский, Ильинский, Талавский... Многие изборские ключи считаются священными и обладают целительной силой.
Игнатьева, В. Из глубины веков текут ключи изборские...
/ В. Игнатьева // Псковская правда. - 2007. - 19 июля. - С. 20.
Два раза в году - 22 октября и 4 апреля - в Изборске отмечается престольный праздник иконы Корсунской Божией Матери. Изборяне издревле считали ее своей заступницей, видели в ней источник милостей Царицы Небесной. Молились, падая ниц перед нею, и были спасаемы от бед неминуемых - врагу, осаждавшему их город, давали отпор, от тяжелых недугов исцелялись. В памяти народной сохранились легенды, свидетельствующие об этом, дошли до нас и многие достоверные факты, связанные с чудесной помощью небесной заступницы Изборска.
Официально Изборск - один из десяти древнейших городов на Руси, в число которых входили и Киев, и Ростов, и Новгород - сегодня называют деревней. Так вот в этой деревне четыре православных храма, являющихся в настоящее время памятниками русского церковного зодчества XIV - XVIII вв. В двух храмах - Никольском соборе и церкви Рождества Богородицы - до сих пор проходят богослужения.
Игнатьева, В. Под покровительством святого Николы
/ В. Игнатьева // Псковская правда. - 2007. - 21 июня. - С. 12.
Самый известный и полный сборник русских народных сказок составлен Александром Николаевичем Афанасьевым. Он был не просто собирателем русского фольклора, но и историком и философом — исследователем духовной культуры славянских народов.
Самый популярный сюжет о главном русском былинном герое «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-разбойнике» и именно в этой былине упоминается славный город Себеж.
5 ноября 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения Марлена Львовича Каган-Розенцвейга.
В 50-х годах XX века историю с налетом таинственности о театральной люстре «упавшей» ночью накануне торжественного празднования 150-летия со дня рождения Пушкина частенько рассказывали в городе.
Правдиво об этих событиях поведал в своей книге «Записки строителя» Марлен Львович Каган – Розенцвейг - псковский инженер-строитель, работавший в то время прорабом СМУ – 1 треста «Псковстрой».
Не существует теперь Большезагорской волости Псковского района, почти опустела деревня Щучья Гора, приписанная к Карамышеву. Почти нет людей среди здешних холмов и лесов, а вот в старые времена эти места хранили множество тайн и кладов.
Одна из самых известных - легенда о Воровской горе, которая была убежищем для разбойников без малого 200 лет. Грабили бандиты проезжающих по проходящему здесь тракту, а подстерегали и высматривали кто с деньгами едет на местном постоялом дворе.
Там у них свой лазутчик был – ведь не каждый, кто деньги везет в богатой карете едет. Страшное было место и хоть от Пскова недалеко – трудно объехать, тракта не минуешь – в лесу еще опаснее. Собирались проезжие купцы в большие отряды и так иногда избегали нападений.
Разные легенды связаны с высокой и прекрасной Гремячей башней, что на Запсковье. Одни рассказывают о заточенной в склепе под башней красавице. Другие утверждают, что башня эта на самом деле не псковская, а изборская.
Известный псковский краевед Константин Евлентьев, положивший начало архиву и библиотеке Псковского археологического общества, в заметках об исследовании псковских подземелий упоминает еще одно народное поверье, связанное с Гремячей башней.
Как-то в день памяти апостола Иоанна Богослова, который празднуется в Иоанновской церкви на Мишариной горе как престольный праздник, мастеровой, порядочно подгулявший ради праздника, поздно ночью возвращался в город. Ему повстречалось двое знакомых. Поздоровались они с ним и пригласили еще выпить. Зашли они в трактир. Земляки сами пьют и мастерового угощают. Когда же парень перед налитой ему чаркой перекрестился, вмиг пропало все вокруг. Оказался он на вершине Гремячей башни, да еще с обглоданной костью в руке!
В истории Пскова было столько знаменательный и ярких событий о которых помнят и рассказывают потомки, что совсем выдуманных городских легенд немного.
Каждая ведёт к событиям далёкого прошлого. Одна из них объясняет название часовни в самом центре города, которая именовалась горожанами «Красный крест». Некоторые специалисты полагают, что название могло происходить от древнего слова «красный», то есть «красивый», но есть и другое объяснение.
Так назывался перекресток, который находился на скрещении Губернаторской, Великолуцкой и Георгиевской улиц (современные названия - Советская, Некрасова и Георгиевская).
Предание
На древнем пути с Востока на Запад, на высокой скале возвышаются крепостные стены и грозные башни древнейшего русского города Изборска, история которого тесно связана с Псковом. Время основания Изборска теряется в глубине веков и овеяно народными сказаниями. В них часто упоминается имя Трувора, княжившего в Изборске: «Труворова могила», «Городище Труворово», «Труворов крест», «Труворова дорога»...
Легенда эта тем удивительнее, что родилась не в глубокой древности, а в начале XX века и насыщена атмосферой первых революционных лет.
В тот год, когда отгремела очередная война и рабоче-крестьянская власть принесла свободу, к Латвии, по мирному Рижскому договору 1921 года отошла деревня Жигури Балвского района, что неподалёку от русского города Пыталово. Пыталово, находившееся на границе Латвийской земли Видземе с Псковской губернией, тоже стало территорией Латвии и получило новое название Яунлатгале (Новая Латгалия).
В деревне Жигури жил Барон Балож Узварс. Ничем бы не был примечателен сын обычной крестьянки, но его мудрая мать дала ему это необычное имя – Барон.
С IX века Великие Луки стали посещать на своих огромных ладьях ехавшие по Великому Греческому пути из Скандинавии норманны. Город богател и развивался. Вели великолучане и с Новгородом торговые и деловые сношения. Во многом брали с него пример, а потом вошли в состав земель новгородских.
Самый знаменитый варяг из числа призванных на Русь, Рюрик, основав Новгородское княжество, отравился обследовать свои владения. В Великие Луки прибыл он с военным караваном на ладьях. Дружинники и ближайшие к князю телохранители Аскольд и Дир сопровождали Рюрика.
Великие Луки приняли князя с дружиной радушно, как мудрого властителя и надежного защитника.