Легенды и предания Псковской земли

maly ozero600Мальской Спасо-Рождественский монастырь был основан в 1471 (1470?) году искавшим молитвенного уединения преподобным Онуфрием - сподвижником Серапиона Изборского и учеником преподобного Евфросина Елеазаровского.

Дважды монастырь был разрушен и снова возрождался.

В 1581 году его превратили в руины войска польского короля Стефана Батория, потерпевшие неудачу у мощных крепостей Пскова и Печорского монастыря. Защита Мальского монастыря – стена из бревен и около 15 насельников не могла противостоять регулярному войску.

Второй раз обитель сильно пострадала от шведов в годы Северной войны. Это произошло в 1710 году.

И вот со вторым возрождением монастыря связана легенда о божьих пчелах, относящаяся в XVIII веку.

gremychay goraНа древней скале из известняка возвышается круглая башня, отражаясь в водах неширокой и тихой речки Псковы.

Сама древняя Гремячая башня давно разрушена и разобрана… исчезла.. а имя ее поэтически перенеслось на Космодемьяновскую, которую поставили тут же, на горе.

Археологи в этих местах находили клады и их существование предсказано легендами, которые рассказывают об этом месте.

Рассказывали, что хранится в тайниках башни древний богатый клад, который укрыли древние псковичи тут, опасаясь нашествия врагов.

izborskНа высоком берегу реки Псковы стоит одна из самых красивых башен Псковской крепости – Космодемьянская.  На фоне серых стен древней грозной твердыни белеет церковь Козьмы и Дамиана, оставшаяся от мужского монастыря.

Псковичи знают ее по более древнему названию – Гремячая. Есть и легенда, объясняющая название. В Изборске существует поверье, что башня эта перенесена в Псков из изборской крепости.

Когда в давние времена посадником Шелогой были построены каменные стены крепости, тогда и была построена эта самая башня и была на ней колоколня, потому и называлась – Гремячей.

rospis xvii vekЖуткая история о знаке с того света бытовала в Порховском районе. Рассказывали наши бабушки, что недалеко от дороги, что вела из деревни Страшницы к Щенецкому бору жил достаточный крестьянин с большой семьей.  

Человек был богомольный трудолюбивый и хозяйственный. Судил обо всем строго и справедливо. Любили и уважали его в округе. Кроме собственных детей приютил двух девочек – сирот и к работникам относился как домочадцам. Когда жена захворала, завел крестьянин обычай привечать всех странников, оставлять на ночь, а за вечерней беседой расспрашивать о средствах лечения, врачах и знахарях, куда бы лучше на паломничество сходить.

Много разных путников находили приют под его крышей и пошел слух об огромном богатстве. Зависть глаза людям застила, не могли они поверить, что привечают здесь путников и проезжих не от денег великих, а по добросердечию.

stroylo travinРассказывает эту легенду в своих записках «Повествование о собственной жизни» Леонтий Травин, уроженец села Велье. В своем жизнеописании он повествует о том, как смог из крепостного звания выдвинуться до дворянства и стать владельцем собственных деревень и крестьян. Пережил двух жен и всех своих детей.

В связи с «жалостной» и скоропостижной кончиной в самом расцвете сил своего первенца - сына Андрея автор записок описывает такой случай.

Прежде странной смерти Андрея недели за две, за три, было ему явственное предвещение от Бога, которое он сам отцу и матери пересказывал.

Несколько раз и в комнатах, и на дворе, и в саду, слышал он пение и гласы как будто поминальные: «Господи помилуй раба твоего Автонома, раба твоего Леона, раба твоего Андрея». Именовали гласы и прочих членов семейства и даже зятьев.

baryny19 декабря - день Святителя Николая чудотворца.

Бродил по Божьему свету Никола Угодник. Прошел всю Русь-матушку, только три псковских деревни осталось.

Зашел в первую деревню. Окружила его детвора и дразнит.

- Тальянец пришёл! На шарманке играть будет.

Вышли из домов бабы и мужики, обступили, рассматривают. Несолидный, скромный старичок, странник... Парни кричат:

 - Эй, ты, где машина игровая у тебя? Ты бы играл, а мы бы Комаринского плясали! И не то, что смеются – ржут как жеребцы.

barynyДо Великой Отечественной войны можно было услышать легенду, бытовавшую в Великолукском районе, которая удивительным образом соединяет фантастические и реальные события, детектив и мистику. Происходили события в деревнях Купуй, Рыжаково и Ляхово в начале XIX века.

В имении, которое находилось в деревне Рыжаково, жил барин-помещик. Как рассказывают, приходился он старшим родственником знаменитой женщине – математику Софье Ковалевской. То ли брат троюродный, то ли дядя родной.

Сам он был человек не злой, хотя странный и непредсказуемый, часто решения принимал и тут же от своих слов отступался, но крестьянам от него вреда никакого не было.

Во всем подчинялся он своей жене, то ли иностранка она была, то ли воспитали ее в заграницах, но ничего русского она не знала и не любила.

usvyty staroe preobrajenie zastsvkaКогда была явлена людям икона Богоматери неизвестно, некоторые предания, впрочем, указывают на XII век.

Впервые этот чудотворный образ Богоматери был явлен в местечке Усвят Витебской губернии вблизи кладбищенской церкви Михаила Архангела, находившейся в местности Бор. Икона была копией гораздо более древней Цесарской (или Цезарской) иконы, явленной в 792 году и хранящейся в Благовещенском соборе Москвы.

Стала она известна и прославлена как образ Божией Матери Цесарской – Боровской. Размером в высоту около 89 сантиметров и 62 в ширину. Помещен образ был в иконостас кладбищенской церкви, а на месте ее обретения забил святой источник.

За несколько веков вокруг нее распространилось множество легенд, преданий и рассказов об исцелениях и чудесах.  

olga mozaika vubytuУстные легенды рисуют образ княгини Ольги не только как разумной и благонамеренной девушки, но и сильной физически, способной постоять за себя.

Недалеко от Выбутской церкви и кладбища у самого обрыва реки Великой местные жители показывают место, где лежал камень, на котором находился Ольгин след. Сейчас его не существует.

Да и другой большой продолговатый валун не сохранился – был взорван в 30-е годы XX века.

В дате и причине основания города сомневаться нет никаких причин. Хорошо известно, что в 1777 году вышел указ императрицы Екатерины II об учреждении Псковского наместничества, в состав которого должен был войти Пусторжевский уезд под новым названием – Новоржевский.

А вот в 1778 году последовал неожиданно новый указ об утверждении места построения города, но не на реке Сороти, где предполагалось вначале, а на ином месте – между озерами Росцо и Оршо. Вот это и породило догадки, домыслы и легенды.

pogankiny palaty zal600Купеческий род Поганкиных и славных его представителей хорошо известен в Пскове на протяжении несколько столетий, а вот по поводу происхождения такой «говорящей» фамилии» рассказывают разное…

О жизни купца Поганкина сложено много легенд и ни в одной из них не сказано доброго слова о нем.

Жил в Пскове богатый купец Сергей Поганкин, который своим жестоким нравом, алчностью к деньгам возбудил в народе ненависть, а поэтому и прозвали его «поганым». Так это позорное имя осталось за ним и за его потомками.

ornamentНа разные лады рассказывают эту историю о стародавних временах в псковских деревнях. 

Настолько давних, что некрепка еще была вера христианская, верили люди ворожеям, да знахарям и в церковь ходили редко. А вот конец у легенды — одинаковый.

Жила некогда в небольшой деревне вдовушка. Мужа потеряла рано, даже детей не успело появиться. Осталась одна со старой бабушкой. Жила чисто, скромно, хозяйство свое в порядке содержала, помогала немощным и хлебом, и услугой. 

Был у нее дар веры в Христа, но деревенским то было удивительно, считали они, что своих бед и трудов хватает. Когда говорила вдовушка, что надо в деревне хоть небольшую церковь поставить, посмеивались.

slanetcЭто не легенда, а былица и не такая уж давняя. Случилось это на границе теперешнего Гдовского и Сланцевского районов.

Жил тут бедный вдовец дедушка Антоша. Жена умерла, дети выросли и в город перебрались и решил он большую избу продать, на деньги эти жить, а себе поставить маленькую избушку на окраине деревни. Набрал тёса на лесопилке, немного бревен и досок и построил маленький домик.

Стал обустраивать его, а вот хорошая печь из кирпичей – дело недешевое и глины рядом не нашлось. Решил дедушка Антоша сложить ее сам из местной легкой плиты, которой много было в этих местах. Печь получилась добротная, не хуже кирпичной.

olga600Святая благоверная княгиня Ольга стремилась просвятить верой Христовой города и селения, которые могла посетить. Обратила в Псковском краю сколько смогла людей, навестила Новгород и по берегам Ловати двинулась. Добралась и до Великих Лук.

Прибыла в город с дружиной своей и в сопровождении почетных и именитых людей Пскова и Новгорода и принесла весть о вере Христовой.

Шатры ее стояли на берегу реки Ловати и княгиня ежедневно присутствовала на обряде святого крещения. Далеко не все хотели креститься, но Ольга никого не принуждала к новой вере и дружину свою от применения силы удерживала, но словами старалась убедить горожан.

lubok ostrov2Многие знают, что улица Меркурьева в городе Острове раньше называлась Западной, а еще до того – Лизиной рощей. Но немногие знают, что за роща такая, и почему ее так прозвали. Легенду рассказывали и пересказывали много раз, поэтому объяснений получилось несколько. Эта версия - самая романтичная.

История эта случилась больше двухсот лет назад. Полюбил дворянский сын Алексей девушку красоты невиданной. Жила она в сельце Роща, которое славилось березами да ивами. Была Лиза статной да пригожей; коса цвета медного в руку толщиной, глаза зеленые, глубокие как омуты. Никакая тяжелая работа ее не портила, а крестьянская доля тяжела, в поле никому поблажек не дают. От женихов у Лизы отбою не было, да только всем она отказывала, потому что полюбила без памяти Алексея, дворянского сына из Острова. Каждый день запрягал он коня и хоть на минутку приезжал в Рощу, чтоб увидеть красу свою, словом с ней перемолвиться.

Да только как узнал отец Алексея о его зазнобе, немедля запер сына, велел сидеть в своей горнице до тех пор, пока горе-влюбленный не образумится. Мечтал батюшка о том, что единственный его наследник возродит былое величие старинного дворянского рода и приумножит его богатство, женившись на знатной девице. Женить сына на крестьянке было делом немыслимым.

davud gorodenskyi600Существование исторической фигуры непобедимого воина и мудрого князя Давида Гродненского не подлежит сомнению, а вот факты его жизни, генеалогии, гибели и месте захоронения имеют несколько версий и гипотез.

О Давиде Гродненском рассказывают средневековые источники: «Хроника земли Прусской» члена Тевтонского ордена Петра из Дусбурга, «Анналы, или хроники великих королей Польши» польского историка, религиозного деятеля и учителя королей Яна Длугоша,

В XIX веке о нем писали исследователь литовской мифологии и истории Теодор Нарбут, российско-украинский археолог-этнограф Владимир Антонович, исследователь белорусских и литовских древностей Адам Киркор.

В своей «Истории Российской» о нем упоминает Василий Татищев, ссылаясь не некие не сохранившиеся монастырские записи и цитируя Новгородско-Псковские летописи.

kaznПрофессия палача – одна из самых странных и страшных.  Можно считать, что на Руси профессионалы такого рода появились после указа 16 мая 1681 года, в котором боярская дума определила, «чтобы во всяком городе без палачей не быти».  После него появились оплачиваемые государством штатные каты.

Таких людей находилось немного - профессия ставила палача вне религии, поскольку он отказывался от соблюдения одной из заповедей. И примеров прощения церковью палачей нет.

Чуть ли не единственный случай -  история одного из последних штатных палачей в России Петрова, родом из Пскова (был еще Петров петербургский).

vechevoi ubozytМногие поколения псковичей слушали призывы своего вечевого колокола, звавшего на вече, на решение важных дел псковской республики.

В княжении на Руси московских князей Ивана и сына его, Василия Ивановича, когда Псков получил сильную опору, реже и реже звонарь тревожил старика - вечевой колокол.

В январскую стужу 1510 года нежданно приехал дьяк великого князя и объявил на вече волю Москвы: «Вече не быть, князю и посаднику не быти, а быти по воле великого князя».

janvill karta«Жанвиль»  - название крохотной деревушки в Себежском районе неподалеку от границы России и Беларуси. К началу XXI века деревня почти опустела, поэтому была включена в состав городского поселения Идрица Псковской области. Всего восемь человек проживало в ней в 2002 году и все – русские.

А вот название звучит совершенно как французское, поскольку «ville» частое окончание благородных фамилий и означает «город», «местность», то есть буквально «Иван-город». Во Франции есть не менее семи административных единиц - кантонов и коммун с таким же названием, а еще есть деревня - тезка в Смоленской области.

Необычное название для русской глубинки. Почему же Жанвиль? Объясняющая легенда и ее варианты связаны с Отечественной войной 1812 года.

shaimardanov snegВажный для христиан праздник Крещения Господня.  Для тех, кто встречает его с верой и чистым сердцем оно целебно для духа и тела. Священной Иорданью становятся водные источники и проруби на эту ночь. Крещенские поверья связаны с водой, которая приносит чудесные исцеления и очищение. В нескольких местах Псковской земли рассказывают истории о чудесах, которое свершались не освященной водой, а снегом.

Одно из них случилось в деревне Кунино Опочецкого района у Богоявленской церкви.  Построена церковь Богоявления Господня была в середине XIX века, к XXI веку остались только руины и история о чуде.

porxov storojevay goraВ семи километрах от Порхова находится очень красивое место, известное с давних времен: возвышенность, окруженная заповедным сосновым лесом – Сторожевая Гора.

В XIX веке гора была популярным среди порховичей местом отдыха на природе. Холм был превращен загородный лесопарк с тихими дорожками, площадкой для увеселений и чаем.

Вероятно, что во время неспешных прогулок и рассказывались легенды Сторожевой горы.

Сего Дня

21 ноября 1471 года

21 ноября 1471 года

Мир с Лифляндией. В Киремпе псковичи заключили на 10 лет мир с лифляндским орденмейстером и сою...

21 ноября 1826 года

21 ноября 1826 года

Пушкин о Михайловском. 9 ноября ст. ст. вернувшийся из столицы в Михайловское, А. С .Пушкин пишет Вя...

21 ноября 1988 года

21 ноября 1988 года

Установлен и открыт бюст И. К. Кикоину. В торжественной обстановке в Пскове на Октябрьском проспекте...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru