Жуткая история о знаке с того света бытовала в Порховском районе. Рассказывали наши бабушки, что недалеко от дороги, что вела из деревни Страшницы к Щенецкому бору жил достаточный крестьянин с большой семьей.
Человек был богомольный трудолюбивый и хозяйственный. Судил обо всем строго и справедливо. Любили и уважали его в округе. Кроме собственных детей приютил двух девочек – сирот и к работникам относился как домочадцам. Когда жена захворала, завел крестьянин обычай привечать всех странников, оставлять на ночь, а за вечерней беседой расспрашивать о средствах лечения, врачах и знахарях, куда бы лучше на паломничество сходить.
Много разных путников находили приют под его крышей и пошел слух об огромном богатстве. Зависть глаза людям застила, не могли они поверить, что привечают здесь путников и проезжих не от денег великих, а по добросердечию.
Со временем о сундуке с серебряными деньгами слух пошел так широко, что разбойники, наводившие ужас в этих местах, решили ограбить крестьянина. Семья большая, хозяйка больна, всегда на дворе кто-то есть, поэтому кроме открытого нападения ничего бандиты не придумали.
Рассказывали, что было предчувствие у жены крестьянина, все ей в вечерней тишине слышалось, как точат ножи и сталь скрипит. Никто ей не поверил, успокоили легкомысленно и улеглись спать.
В предутренний час, самый тихий, налетели бандиты. Пытались хозяева вместе с работниками защищаться, но застигнутые врасплох, многие погибли на месте, остальных связали и стали о серебре пытать. Не было его в доме, чему душегубы не поверили и по одному всех убили.
В живых осталась одна девочка-сиротка. Она, обезумев от страха, забилась за печь, а как все стихло – прибежала в деревню. Мужики в погоню бросились, но даже следов не нашли. Осталось черное дело безнаказанным. Государственный сыск тоже ничего не дал, но приказал воевода на этом дворе пост постоянный оставить и открыть постоялый двор.
Выжившую сиротку в прислуги при кухне определили, потекла обычная жизнь и стало все понемногу забываться.
Девочка выросла в девушку-красавицу, но сердце ее горело горем и местью, часто вспоминала она свою безвинно зарезанную сестру, говорила, что чувствует ее присутствие. Никто этому не верил и прослыла девушка чудачкой.
Странный случай все открыл. Стал на двор приезжать стрелец, да на девушку заглядываться. Мужчина средних лет, с достатком и при государевой службе. Молва рассудила, что лучшей судьбы для бедной сироты и быть не может. Девушка же все дичилась, да пряталась.
Однажды уговорами посадили ее со стрельцом за трапезу, он повел речь о сватовстве, да только сбился. Смотрят люди, а вокруг руки у него окровавленный светлый локон обвился. Сияют девичьи волосы в солнечном луче, а стрелец рукой пошевелить не может, будто это кандалы пудовые. Указала сестра сестре и народу на своего убийцу.
От страха душегуб покаялся, все как было рассказал и назвал подельников. Тут его в настоящие кандалы заковали, да в Сибирь отправили.
Дополнительные материалы:
Порхов и его уезд : сб. дорев. публ. / сост. и авт. вступ. ст. Н. Ф. Левин. - Псков : Псковская областная типография, 2005. - 462, [1] с. - На тит. л. также эмблема Псков. обл. тип. "Мы пскопские". - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - Читать полный текст >>>