Библиотеки Псковщины в 30-40-е годы ХХ столетия

pskov lenina1727 мая - Общероссийский день библиотек

В момент районирования губернии в Пскове была разрушена буквально вся деревенская сеть и только телеграмма к Н. К. Крупской, заявившей затем на XIV съезде ВКР (б) (1925 год) об этом случае, спасла положение. Сеть была восстановлена.

К началу 1930 г. в Псковском округе реально существовала только сеть массовых библиотек Наркомпроса. Она включала: Окружную центральную библиотеку г. Пскова, районные библиотеки и передвижные фонды; колхозные и совхозные библиотеки при избах-читальнях. Большинство сельских населенных пунктов по-прежнему не имели ни стационарных, ни передвижных библиотек.

Причина заключалась в недостатке средств, выделяемых Псковскому округу. Недостаток финансирования сказывался на содержании библиотек. Скудные средства выделялись на приобретение книг, периодики и на административно-хозяйственные расходы.

Все это отразилось на материально-технической базе массовых библиотек. Строительства специальных зданий для библиотек и читален не велось.

И к началу 1930 года библиотеки сельского типа были превращены в избы-читальни.

Существовал даже специальный циркуляр   ВЦИК и СНК РСФСР от 18 сентября 1924 и постановление ЦК ВКП (б) от 11 ноября 1929 «Об избах-читальнях», которые определяли основное направление и содержание работы. Они являлись центрами политической пропаганды и культурно-просветительской работы на селе. Лозунгом работы избача был - «нашему избачу – тысячу книг прочесть по плечу».

В некоторых районах Псковского округа не было районных библиотек.

Не существовала районная библиотека в Карамышеве. Вместо нее - беспорядочный склад книг, который расхищался кому не лень.

В Новоржеве политпросветинспектор категорически заявил, что из трех деревенских библиотек две библиотеки останутся избами-читальнями.

Псковская окружная библиотечная сеть находилась в тяжелом положении. Городские библиотеки (например, Порховская с бюджетом в 49 рублей) имели меньше средств, чем, к примеру, отпускалось на «ловлю и уничтожение бешеных собак». А Середкинская районная библиотека в 1930 году за отсутствием помещения была вынуждена приютится в уборной Нардома.

Выделение средств на покупку книг для городской библиотеки в Пскове снижался из года в год. Книги изнашивались и «зачитывались».

Опочка имела на 12 человек одну книгу. Такое же положение было и в других районах. На приобретение книг получали ежегодно, примерно, по полкопейки на человека.

С профсоюзными библиотеками дело обстояло не лучше. Денег тратилось много, книг покупалось уйма, но без толку, не то что нужно.

На полках псковских рабочих библиотек присутствовала бульварная литература. Так в библиотеке клуба имени Калинина можно было встретить книгу Фаррера – «Последняя богиня», Локка – «Слава за любовь». Такого же рода книги встречались в библиотеке педтехникума, клуба имени Ленина.

При комплектовании библиотек не обсуждался с читательским активом список закупаемых книг. Закупались книги не систематически, а от случая к случаю.

Но, не смотря ни на что, библиотека оставалась аванпостом на идеологическом фронте, являлась мощным фактором в деле повышения продуктивности политпросветработы

Вот один из примеров работы библиотек. Успешно работали восемь красных уголков при Апросьевской избе-читальне Бежаницкого района. Четверо постоянных книгонош обслуживали книгой регулярно свыше двухсот человек.

Очень много было среди читателей детей. У читателей большим спросом пользовались антирелигиозные книжки и книга Гусева «Наше хозяйство через пять лет».

Чтобы улучшить работу библиотек округа в июне 1930 года на совещании ОкрОНО, культсектора окрпрофсовета, библиотечных работников и ленинградской библиотечной бригады обсуждался вопрос о слиянии библиотечных учреждений.

В Пскове существовало 28 библиотек, из которых многие представляли случайное скопление книг и макулатуры самого разнообразного характера. За громадным ростом культурных потребностей масс (шла ликвидация неграмотности) эти библиотеки явно не успевали. Существовала целая серия особенно популярных книг за которыми нужно было «гоняться» по библиотечным очередям месяцами.

Распыленность средств, в общем внушительная, не позволяла библиотекам полностью удовлетворить запросы рабочего читателя на новую книг по всем отраслям знания и беллетристике. Средства, разбитые по всем 28 библиотекам, из-за этого расходовались нерационально.

На совещании было предложено объединить библиотеки в один мощный комбинат. Предполагалось, что это даст большой эффект в рациональном использовании библиотечных средств, сил и возможностей.

В чем состоял план объединения библиотек?

Создается единый окружной библиотечный центр, представляющий самостоятельную секцию окрисполкома и находящийся под его ведением Центр образует филиалы по городу, сообразуясь с производственно-территориальным признаком. Такие филиалы, ведущие самостоятельную библиотечную работу, организуются в районах: Завеличья – «Пролетарий», Запсковье – «Шпагат», Плехановского посада – «Металлист», Выползова слобода – завода имени Урицкого и т. д.

По районам библиотечные фонды образуют два филиала – деревенский и городской.

Самостоятельные библиотеки остаются в ДКА, в доме крестьянина, в совпартшколе и педтехникуме.

Эти планы не были осуществлены.

Только к началу 40-х годов ситуация в библиотечном деле изменилась в лучшую сторону.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1940 года был упразднен Псковский округ.

Город Псков Ленинградской области Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 декабря 1940 года был выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу областного подчинения. Псковская центральная окружная библиотека стала центральной городской. Она располагалась по адресу: ул. Ленина, 17. Здание сохранилось до сегодняшнего времени. Псковская районная библиотека находилась в Доме советов.

Псковская центральная городская библиотека обслуживала свыше 5 тысяч читателей различных профессий, разного культурного и политического уровня. Читательский спрос был разносторонним и многогранным. Если в 1936 году спрос был в основном на художественную литературу, то в 1940 году спрос переместился в сторону научной литературы. Излюбленными у большинства читателей являлись книги об империалистической и гражданской войне, Красной Армии. Любимыми для многих являлись классики русской и зарубежной литературы. Произведения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. М. Горького, Э. Золя, Ч. Диккенса, В. Гюго и других читались с большим интересом. На них была установлена очередность, несмотря на то, что этих книг в библиотеке было достаточное количество. Огромным спросом пользовалась и советская литература. Книги М. Шолохова, А. Толстого, Н. Островского, А. Новикова-Прибоя, С. Сергеева-Ценского, И. Ильфа и Е. Петрова не залеживались на полках. В большом «ходу» были сатирические книги таких авторов, как: М. Зощенко, Л. Ленч, Г. Рыклин.

Значительная группа читателей систематически повышала свою квалификацию, пользуясь литературой по технике, электротехнике, радио и научно-техническими журналами – «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Вестник знаний», «Радио-фронт».

Бюджет Псковской центральной библиотеки на 1941 год составил 96 тысяч рублей. Библиотека получила дополнительные помещения. На ремонт и оборудование было выделено 45 тысяч рублей. Библиотека приобрела различное оборудование. Были заказаны стеллажи для книг. Куплены гардины. После ремонта читальня должна была занять второй этаж и разместиться в четырех благоустроенных комнатах, в которых разместиться: абонемент, читальня, комната для индивидуальных занятий, лекционный зал. Под абонемент библиотеки отводился весь первый этаж. На комплектование книг предполагалось затратить 12 тысяч рублей. Часть денег выделялось на хозяйственные нужды и культурно-массовую работу.

Но все планы перечеркнула война.

Псков был оккупирован 9 июля 1941 года. С первых дней оккупации на местных жителей обрушился поток фашистской пропагандистской продукции. Населению внушалась мысль о непобедимости германского оружия и невозможности победы Красной Армии. И делалось это при помощи периодической печати и антисоветской литературы.

В конце декабря 1942 года в Пскове была открыта публичная библиотека. В нее вошли книги из бывшей 2-й школы, педагогического кабинета, педагогического училища, из частных бесхозных квартир. Очень мало пострадала библиотека педагогического института. В ней и открылась библиотека. Серьезная научная литература составила фундаментальную библиотеку. А популярная литература – публичную библиотеку. Заведующим библиотекой был назначен Смирнов Николай Александрович, получивший высшее образование до революции и знавший библиотечную работу.

1 февраля 1943 года в доме № 43-а по улице Гоголя (напротив «Солодежни») открылась городская библиотека.

В небольшом сводчатом зале, украшенным портретами А. С. Пушкина и бюстами философов Сократа и Сенеки, были расставлены на полках произведения русских и иностранных классиков и современных иностранных писателей (только на русском языке).

В маленькой читальне можно было познакомиться с газетами: «За Родину», «Северное слово» и журнал «Новый путь».

Библиотека была открыта ежедневно с 12-ти до 3-х часов дня для всех граждан, достигших 16-ти лет.

При записи необходимо было иметь паспорт, удостоверение с места работы и внести залог в 30 рублей. Читатели платили по 3 рубля в месяц на нужды библиотеки (переплет книг и проч.).

Библиотека пополнялась книгами, печатавшимися Отделом пропаганды в Риге. Среди них брошюра Робакидзе «Адольф Гитлер», новое издание сказок А. С. Пушкина, «Рассказы» Н. Лескова, мемуары Ф. Шаляпина «Маска и душа», романы: «Тайна и кровь» П. Хрущева, «Дьявол» И. Лукаша, переводные романы «Металл» А. Шенцимера, «Рабочий староста» Э. Куртиса, публицистические произведения: «Заря взошла на Западе» А. Стенроса, «Картины советского быта» Комысова, «Английская социальная политика».

Были в фонде библиотеки советские книги, прошедшие немецкую цензуру и краеведческие книги. Некоторые их изъятых советских книг шли в Германию в научные библиотеки, а все прочие пошли в макулатуру. Также была открыта библиотека в бывшей Успенской церкви, долго она не проработала и уже в ноябре или декабре 1943 года была вывезена в Ригу и поступила в Einsatzstab Rosenberg.

В марте 1943 года была открыта библиотека и читальня в г. Острове. Они располагалась в одной из комнат городского управления.

В апреле того же года в г. Дно открылась библиотека, составленная частью из пожертвований, частью из приобретенных книг.

В своей пропагандисткой политике немецким оккупантам не удалось достичь цели.

После освобождения Пскова 23 июля 1944 года стала налаживаться мирная жизнь. И одним из шагов ее возрождения было решение Псковского облисполкома от 27 ноября 1944 года «Об организации Псковской областной библиотеки». В нем говорилось: «20 декабря 1944 года открыть для широкого обслуживания населения областную библиотеку». Началась новая эпоха в истории библиотеки.

Е. Г. Киселева, заведующая отделом краеведческой литературы ПОУНБ.

выступление на II Региональных библиотековедческих чтениях, посвящённые 155-летию Н.А. Рубакина

Сего Дня

25 ноября 1477 года

25 ноября 1477 года

Новый князь. В Псков от великого князя Московского приехали гонцы Юшко Иванович и Василий Бешен...

25 ноября 1875 года

25 ноября 1875 года

(13 ноября ст. ст.) В семье псковского купца родился Эдуард Александрович Гермейер. Псковский а...

25 ноября 1884 года

25 ноября 1884 года

Художественная школа скоро откроется. Комитет по наблюдению за рисовально-техническими классами, соз...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru