Псковская земля глазами прапорщика Зотова: по «Рассказам о походах 1812 года …»

zotov rafail1812 600Работа Абдулгашимовой Лале, ученицы гимназии г. Острова, посвящена рассмотрению художественно-документально-публицистического произведения ХIХ века, рассказывающего об одном из походов русской армии в 1812 году против армии Наполеона, в котором участвовал прапорщик Санкт-Петербургского полка ополчения, родившийся в Пскове и впоследствии посвятивший свою жизнь писательской деятельности. В его «Рассказах…» значительное место занимают воспоминания о прохождении полком разных населенных пунктов Псковской губернии, упоминаются разные исторические лица, служившие на этой земле. Особую значимость в рассказах представляют характеристики не только местности, но и отношение населения губернии к отрядам ополчения и к событиям 1812 года. Знания об отношении к событиям 200-летней давности наших земляков помогут сегодняшнему поколению уважительно относиться к своей земле.

Работа Лале Абдулгашимовой заняла 1 место на Псковской областной конференции «Шаг в будущее» в секции Литературное краеведение в 2012 году.


Абдулгашимова Лале Махир кызы,

 МБОУ «Гимназия»» МО «Островский район», г. Остров

zotov rafailРафаил Михайлович Зотов (1795 — 17 (29) сентября 1871) словно бы видел далеко вперед, надеясь на то, что его творчеством заинтересуются потомки, и поэтому оставил о себе для исследователей весьма ценные биографические данные и воспоминания под названием «Записки Рафаила Михайловича Зотова».

Он родился в Пскове и был почти ровесником Пушкина, но не имел той же славы, хотя считался среди современников известным писателем.

По отцовской линии он происходил от последнего крымского хана Шагин-Гирея. Отца Зотова еще  мальчиком привезли ко двору Екатерины II, крестили в православную веру и дали по сходству с любимым камердинером императрицы Зотовым ему эту же фамилию. Отец писателя закончил шляхетский кадетский корпус  при графе Ангальте, будучи уже офицером, случайно обратил на себя внимание императора Павла. «Как корпусный офицер, - рассказывает в своих биографических записках Зотов, - отец почти вседневно ходил в Михайловский манеж, где очень часто бывал император Павел, и становился в числе обязанных зрителей на левом фланге по ранжиру, как самого малого роста»(2, 4).

Мать Pафаила  Mихайловича была простой крестьянкой из Псковской губернии. Император Павел І строго смотрел за нравственностью своих офицеров, и отец Зотова вынужден был жениться на обольщенной им девушке. По обычаю того времени дети, рожденные внебрачно, участвовали в таинстве бракосочетания. «Я помню, - отмечает Зотов, -   первое впечатление моей молодости (мне было три года), когда я по тогдашнему обычаю (не знаю, существует ли он теперь) стоял вместе с отцом и матерью под венцом... Вторым впечатлением, шестилетнего возраста, было театральное, как бы предвещавшее мою позднейшую деятельность» (4, 324).

В Пскове, где Зотов жил все детские годы, открылся немецкий театр, и он часто  как бесплатный посетитель  ходил в губернаторскую ложу.

Его отец вскоре ушел из семьи. Как впоследствии вспоминал об этих годах сам писатель, «пошли слухи, что он утонул в Молдавии; на самом деле, кажется, он при живой жене вторично женился и имел новую семью, которой и оставил все свое состояние»(2, 39)

Мальчиком Р. М. Зотов жил сначала с матерью в небольшом имении в Псковской губернии, а затем получил начальное домашнее образование у ближайших друзей своего отца. Ему было почти четырнадцать лет, а он совсем не знал по-русски, очень хорошо владел языками -  французским и немецким. Окончив курс единственной тогда в Петербурге гимназии с высшей наградой в 1810 году, Зотов поступил на службу: сперва к частному приставу, а затем к главному директору петербургских театров.

book zotov2Участвуя в походах и сражениях 1812 года, он потом долго вспоминал о них, и много позже, в 1836 году выпустил в свет книгу  под названием «Воспоминания о походах 1812 года прапорщика Санкт-Петербургского ополчения Зотова». Она включает пять глав: 1. Формирование Санкт-Петербургского ополчения. 2. Марш к Полоцку. 3. Сражение под Полоцком. Ранение. 4. Лечение. 5. Преследование неприятеля. По жанру воспоминания можно отнести к художественно-исторической хронике, поскольку в них есть герой-рассказчик, описывающий конкретные исторические события, перемежая их авторскими размышлениями;  точно, необыкновенно искренне, и правдиво рассказывающий о своем личном восприятии исторических событий.   

Писатель сам объясняет появление этих «Воспоминаний» так: «Пройдет еще четверть столетия и, может быть, ни одного уже из действующих лиц не останется на земле. Зато память о делах их будет прочнее многих памятников, воздвигаемых суетности человеческой»(1, 1-2).

Р. М. Зотов считал, что «рассказ самого незначительного сотоварища великих действователей того времени, конечно, не может быть занимательным, ни в историческом, ни в военном, ни даже в литературном отношении, но для наблюдателя он может служить изображением великого духа той эпохи, одушевлявшего Россию во всех концах, во всех сословиях; а для устаревшего соучастника в ратном деле этот рассказ освежит и омолодит все былое, все славное, все молодецкое. И если молодой ус расцветающего воина поднимется с сожалительной улыбкой при заглавных словах: прапорщик и ополчение; поседелый ветеран, верно, с искренним удовольствием прочтет несколько страниц, напоминающих ему знаменитые имена Витгенштейна, Клястиц, Пскова, Полоцка и Березины» (1, 2).

Писатель вспоминает, как было встречено известие о вторжении Наполеона, и о том, какие это известие вызвало чувства и поступки.

Приказ по армиям, воззвание к Москве и манифест о защите отечества произвели такое действие, возродили такие порывы любви к отечеству, что никакое перо не в состоянии описать их. Одни очевидцы помнят эти великие, эти святые дни, когда и жизнь и имущество почитались не собственною принадлежностью, но достоянием отчизны, оскорбленной дерзким нашествием иноплеменных. Как сладко вспомнить это время всеобщего восторга! Теперь подобные порывы, близкие к исступлению, подвергались бы порицанию, а может быть и насмешкам, тогда они никого не удивляли, потому что все чувствовали одинаково. На улицах, во всех обществах, в кругу семейном не было других разговоров, кроме народной войны. Умолкли все городские сплетни, ссоры, взаимные ненависти: любовь к отечеству помирила всех. По целым дням стоял народ на улицах и площадях, с жадностью ожидая курьеров из армии; всякая реляция была пожираема, тысячу раз перечитана, затверждена, имена героев оглашались тысячью голосами.

Отечественная война 1812 года, общий патриотический подъем и искренняя любовь к родине заставили шестнадцатилетнего   Рафаила Зотова вступить в ряды ополчения, пройти пешим строем путь от Санкт-Петербурга до Полоцка, получить тяжелое ранение и не уйти в тыл. Как вспоминал сам писатель об этих днях,  «все отговаривали, бранили, хотели насильно отправить в Псков (там жила моя мать), но я сам бранился, храбрился и не слушался». Рассказывая о том, как  реагировали люди на манифест о создании ополчения, Зотов пишет:  Все взволновалось, все бросилось к оружию… Отовсюду стекались толпы воинов, составлялись дружины. Начальником с[анкт]-петербургского ополчения выбран знаменитый граф Кутузов…  В   Комитет  ополчения шли все  с просьбами о принятии их в ряды этого воинства. В числе толпы желающих был и я, с великолепным своим знанием 14-го класса и с пылким воображением 16-летнего юноши, который шел с твердой уверенностью, что он поймает самого Наполеона.   Тогда все кипело какою-то быстротою в действиях, в словах, во всех поступках.

Для нас наиболее ценным в этом произведении является то, что  местом действия этих рассказов оказалась  Псковская земля, по которой идет вышедший из Петербурга полк Р. Зотова.

Именно эти обстоятельства определили наш выбор. Мы   взяли  эту тему, поскольку  Рафаил Михайлович родился в Пскове,  являлся псковичом и сегодня считается им.

Целью нашей  работы  было узнать о Зотове как о писателе, рассказывающем о Псковской земле глазами участника исторических событий и характеризующем псковскую землю и разные, узнаваемые нами, её уголки, оценивающем жителей псковской губернии  и показывающем их участие и вклад в события 1812 года.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1) познакомиться с биографией писателя;

2) проследить связь эпизодов жизни молодого Зотова и описание Псковской земли в его «Воспоминаниях»;

3) описать «псковские моменты» его «Воспоминаний».

Свои  воспоминания о походе прапорщика ополчения он начинает с воспоминания о том настроении и духе, которые царили в 1812 году, и это важно для нас, чтобы понять настроение общества и его отношение к этим событиям.

1812 год! Какое волшебное слово! Какие великие воспоминания! 24 года прошли с незабвенной той эпохи, а исполинские события все еще представляются воображению нашему как сон вчерашней ночи, который все еще мечтается нам со всей силою, которого мельчайшие подробности мы стараемся припомнить себе и, отыскав в нашей памяти, с наслаждением спешим рассказать нашему семейству, нашим знакомым (1,1).

feofilova pustyn1 feofilova pustyn2

Свой рассказ он начинает с описания самого начала формирования  Санкт-Петербургского полка ополчения, его обучения, известия о победе в Бородинском сражении и разочаровании, которое приносили ополченцам знакомые, говоря: «Не надо вас больше! не надо! после Бородина французы убегут из России!» Как ни радостна была мысль о таком скором освобождении отечества, но самолюбию нашему было очень больно», и его выступления в поход. Для нас наиболее интересными в этом рассказе были заметки писателя о его впечатлении при прохождении полка по Псковской земле. О них мы впервые узнаем во второй части «Воспоминаний», как только вместе со своим полком писатель пересекает границу современной Псковской области, а именно после Луги проходит и ночует в Епифаньевской пустыне, попадает на земли Феофиловой пустыни,. Этот населённый пункт Псковской области и сегодня называется так, а ещё недавно это было село Николаево. После ночлега в Луге у Феофиловой пустыни автор и его товарищи узнали о взятии французами Москвы. Об этом событии Зотов пишет так:«Напрасно стал бы я стараться передать читателю то ужасное впечатление, которое произвело над нами это известие. Чувство это невыразимо. Совершенное уныние овладело нами. С каким-то грустным равнодушием, с какой-то безмолвной тоской смотрели мы теперь на будущее. Нам казалось, что все уже погибло, что война не имеет уже другой цели, кроме последнего, отчаянного усилия умирающего, кроме конечного истребления остальных русских. До этих пор мы мечтали о славных подвигах; теперь вся перспектива нашего воображения ограничивалась смертью. Окончились шумные наши беседы на ночлегах; молча сходились мы теперь друг с другом, молча пожимали друг у друга руки и, покачав головами, молча отирали навернувшуюся на глазах слезу. Более всего боялись мы унизительного мира, смерть казалась нам гораздо предпочтительнее».

Это отрывок, как отмечают критики, «поражает  своей гражданской зрелостью, несмотря на то, что принадлежит перу совсем молодого человека» (6, 252). Автору во время похода было всего шестнадцать лет. Его мысли и переживания помогают понять причины победы русских войск над Наполеоном.

В телевизионной передаче о войне 1812 года актер Сергей Шакуров зачитал небольшой отрывок из воспоминаний младшего офицера (прапорщика) о военном походе. Этот отрывок запомнился нам. И мы были очень рады, когда, прочитав «Воспоминания» Р. М. Зотова,  обнаружили эти   слова в его произведении. А это значит, что воспоминания нашего писателя были важны для общего полного представления об отношении населения к нашим войскам. Вместе с автором мы двигались по земле Псковской губернии, приближаясь к Великим Лукам. Зотов говорит, что ничего примечательного не случилось в этом городе с ними, но рассказывает один случай. Именно этот показательный  эпизод об отношении жителей Псковской губернии к ополчению из воспоминаний автора озвучил С. Шакуров.

Тут нашли мы в жителях самый радушный, самый бескорыстный прием. Ни за что не хотели брать с нас денег. Мне нужно было купить несколько фунтов сахару. Купец отвесил и очень огорчился, когда я спросил, сколько ему следует заплатить.

         - Да за что ж, братец, я даром-то возьму у тебя? 

         - За то, что вы наши защитники, наши спасители!

         - Да ведь если все твои защитники придут брать у тебя товар без денег, так у тебя ничего не останется.

       - Да ведь я, батюшко, не один и в городе; нас много — и мы до вашего прихода положили между собою не брать с вас ни за что денег. На мое счастье вы пожаловали, и я рад служить такой малостью вашему благородию! Я взял и поспешил домой, чтоб рассказать всем об этом патриотическом бескорыстии целого города, но мое известие было уже не новость. Многие прежде меня испытали то же, и к чести всего ополчения должно сказать, что никто в эти два дня не просил себе ничего в запас, а довольствовался радушным угощением жителей.

vel luki torg ryady

Эта оценка жителей Великих Лук очень важна для сегодняшнего читателя, данная великолучанам участником похода 1812 года.

vel luki birzha

Во второй части «Воспоминаний» - Марш к Полоцку -  писатель упоминает названия населенных пунктов, которые сегодня относятся к Псковской области и находятся  в Струго-Красненском районе.

«Узнав и затвердя название деревни (Подгорье), я с бодростью пошагал вперед.  Я действительно пришел в Подгорье, но это было Большое Подгорье и назначено для ночлега (кажется) 6-й дружине, а Малое, где должны были мы ночевать, осталось назади и было 4 версты своротя с дороги. Там нас ждали в каждом доме и уже была приготовлена и постлана для ночлега свежая солома».

Военные будни суровы, и ополченцам приходилось ночевать не только в избах, приготовленных им для ночлега. Продвигаясь дальше на запад, они ночевали и в открытом поле в шалашах, но судьба еще иногда была к ним благосклонна.

На третий судьба нас еще раз побаловала.

Правда, отзыв от пребывания в одном из городов современной Псковской области был и будет нелицеприятен для его жителей.

nevel zotov

Первый литовский город Невель принял нас под свои крыши для ночлега и дневки. Но какую жестокую разницу нашли мы в чувствах и приеме жителей! Правда, и здесь не требовали с нас денег; да зато ничего и не давали. Обыватели косились на нас и спрятали провизии свои в подвалы; купцы заперли лавки; одни космополиты-евреи бегали вокруг нас, уверяли каждого в неизменной своей преданности к России и выманивали у нас последние деньги.

Недалеко от Невеля по вновь отстроенным мостам 4 октября ополченцы вышли из Краснополья. Этот населенный пункт и сейчас значится в Невельском районе. Именно в эти дни  автор «Воспоминаний  о походах 1812 года» получает первые уроки военной науки, ее хитрости, видит и знакомится с начальником ополчения историческим лицом - псковичом Бибиковым.

bibikovВ первый раз увидели мы здесь начальника ополчения сенатора Бибикова, который, выступя из С[анкт]-Петербургу 3-го сентября с 1-ю колонной, шел с ней другой дорогой (чрез Псков и Себеж) и только здесь соединился с нами. Он сам командовал выступлением в поход и был очень доволен нашей исправностью, потому что мы во всю дорогу, на самом марше, делали разные эволюции и построения колонн.

Здесь же в Невельском районе под селом Юревичи ополчение должно было вступить в первое сражение с войсками Наполеона. Писатель вспоминал: «Предстоящее сражение всякому из нас мечталось во сне, но для многих это был последний сон в жизни» (1,54) .

Автору повезло больше, чем многим его товарищам-ополченцам. Он был только ранен, хотя и тяжело (раны были многочисленные). Но «сильные ли морозы или худо зажившие мои раны были тому причиной, но здоровье мое в это время очень расстроилось, и меня отправили отдохнуть и полечиться в Вильну. Я оставил мою дружину, и не знал, что навсегда!»

На этом заканчиваются воспоминания  автора. Но и по ним  читатель может проследить о направлении движения отрядов, прочувствовать весь ужас боевых действий, представить потери с обеих сторон и то настроение, которое ощущалось во время сражения и после него. То, как вели себя не только рядовые, но и их командиры свидетельствовало о непобедимости духа русской армии под руководством Кутузова. Писатель помог читателю-псковичу почувствовать гордость псковичей за то, что в трудную минуту для Родины, они не остались в стороне и помогали  одержать победу над Наполеоном.

Литературная деятельность Зотова протекала в очень тяжелых цензурных условиях. Перу Рафаила Михайловича принадлежит целый ряд исторических романов. Сюжеты их автор преимущественно черпал из эпохи Отечественной войны и сопровождавших ее событий. Как отмечают критики, его романы, основанные на эпизодах и воспоминаниях о походе  1812 года,  читались публикой с большим интересом (6,1046). Современники любили их за острый сюжет и занимательность, за ясный и динамичный слог.

Знакомство с «Воспоминаниями» Р. М. Зотова поможет современному читателю проникнуться настроением и духом того далёкого для нас времени, лучше понять истоки той силы, которая помогла победить в поистине народной войне. Рассказ молодого человека и его оценка тех событий и настроений в обществе и в отдельных районах очень важны для общего представления о том, как жили, чем и для чего предыдущие поколения. Особую гордость должны испытывать жители Псковской земли, потому что они  внесли свой посильный вклад в эту победу. Именно об этом мы узнали из воспоминаний прапорщика Санкт-Петербургского ополчения Рафаила Михайловича Зотова. И как отметили критики, писатель помог нам «увидеть войну в ее настоящем освещении» (5, 29).

Следовательно, задачи, поставленные нами, выполнены, и цель работы достигнута.

Использованная литература.

  1. Зотов Р. М. Рассказы о походах 1812 года // России двинулись сыны.Записки о войне 1812 года её участников и очевидцев.- М., Современник, 1988.
  2. Зотов Р. М. Записки Рафаила Михайловича Зотова.- М., 2001.
  3. Казакова Л. А. Зотов Рафаил Михайлович / Л.А. Казакова // Псковский биографический словарь. – Псков, 2002. - С. 188.
  4. Цветкова Н. В. «России двинулись сыны…»: [о Р.М. Зотове] / Н.В. Цветкова // «Увидеть войну в ее настоящем освещении»: война на страницах русской литературы. – Псков, 2005. – С. 29-35.
  5. Цветкова Н. В. Рафаил Михайлович Зотов / Н.В. Цветкова, Л.А. Казакова // Псковский край в литературе / [под ред. Н.Л. Вершининой]. – Псков, 2003. – С. 252-255: портр.
  6. Щуров И. А. Зотов Рафаил Михайлович / И.А. Щуров // Краткая литературная энциклопедия. - М.,1964. - Т.2. - С. 1046.

Зотов Р.  М.
   Рассказы о походах 1812-го и 1813-го годов прапорщика Санктпетербургского ополчения.  
— тип. И. Глазунова, А. Смирдина и К°, 1836 — 2, 183 с. - Читать полный текст>>>

Сего Дня

21 ноября 1471 года

21 ноября 1471 года

Мир с Лифляндией. В Киремпе псковичи заключили на 10 лет мир с лифляндским орденмейстером и сою...

21 ноября 1826 года

21 ноября 1826 года

Пушкин о Михайловском. 9 ноября ст. ст. вернувшийся из столицы в Михайловское, А. С .Пушкин пишет Вя...

21 ноября 1988 года

21 ноября 1988 года

Установлен и открыт бюст И. К. Кикоину. В торжественной обстановке в Пскове на Октябрьском проспекте...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru