Всероссийский день семьи, любви и верности

ромашка

Всероссийский день семьи, любви и верности отмечается 8 июля – в День памяти святых Петра и Февронии. Эти святые стали покровителями брака и семьи, а их жизнь считается образцом христианского супружества.

О духовном подвиге этих супругов рассказывается в одном из любимых  произведений читателей прошлого – "Повести о Петре и Февронии Муромских", автор которого - псковский священник, выдающийся русский писатель и богослов Ермолай, в иночестве Еразм, сам себя он называл "Прегрешный".

Петр и Феврония

В 40-е гг. XVI в. Ермолай жил в Пскове, позднее он уехал в Москву, был протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. Петр и Феврония были канонизированы на соборе 1547 г. В это время под руководством митрополита Макария работал большой круг церковных писателей по созданию жизнеописаний русских святых. И Макарий, видимо, привлек к этой работе и Ермолая-Еразма [4, 6]. Он обратился прежде всего к устным преданиям, так как письменных почти не было, и его произведение очень отличается от житий, и не имеет ничего общего с их стилем - «Повесть о Петре и Февронии» больше похоже на сказку. Некоторые отмечают сходство со средневековым романом о Тристане и Изольде.

«Повесть о Петре и Февронии» объединяет два фольклорных сюжета: один о змее-соблазнителе и другой – о мудрой деве. Ермолай-Еразм рассказывает историю любви между князем и крестьянкой. По словам Р. П. Дмитриевой, "сочувствие автора героине, восхищение ее умом и благородством в трудной борьбе против всесильных бояр и вельмож, не желающих примириться с ее крестьянским происхождением, определили поэтическую настроенность произведения в целом"[4].

Как писал Д. С. Лихачев: "Очарование «Повести» — в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц [11].

***

миниатюра

Расцвет творчества Ермолая-Еразма приходится на московский период, и хоть прямого отношения к Пскову его произведения не имеют, но все же псковское прошлое хорошо чувствуется. О Пскове в жизни и творчестве Ермолая-Еразма рассказывается в работе В. И. Охотниковой [12]. Так, сюжет о мудрой крестьянке имеет сходство с псковскими легендами о княгине Ольге, в частности напоминает ее знакомство с князем Игорем.

Петр и Феврония"В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с вожделением. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, забыв о своей жене, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям"[1, 4].

Подобная история встречается и в Житии княгини Ольги, и в устных рассказах, один из которых приводит литератор, собиратель русского фольклора П. Якушкин в своих "Путевых письмах из Новгородской и Псковской губерний" (1860), правда, князь назван не Игорем, а Всеволодом [20].

В связи со Псковом обратим внимание еще на один момент. Феврония противопоставлена тем женщинам, которых изобразил Ермолай-Еразм в картинах "хмельного пития": "А жена эта уже сидит от хмеля как в обмороке, трезвая твердость пропадает, и приходит ей охота к сатанинской игре, так же притом и муж ее распустился и за другими женщинами в мечтах пустился, и взгляды туда и сюда устремляются, и каждый муж чужой жене питье подносит с поцелуем, и тут случается прикосновенье руками и сплетение речей потаенных и дьявольские связи. Ведь женщина испытывает стыд, прежде чем однажды не вкусит, когда же вкусит, больше уже не знает стыда и, привыкнув к этому, становится блудницей. Всякой блуднице впервые дьявольское искушение случается на пьяных сборищах" [2, 4]. В. И. Охотникова предполагает [12], что описание подобных картин Ермолай-Еразм сделано на основе псковских впечатлений, так как, говоря о повсеместном распространении пьянства, первым из городов он называет Псков: "Мы же тут видим, что в городе по названию Псков и во всех городах русских - корчмы. А пьяницы в корчмах без блудниц никогда не бывают. Если же не будут уничтожены корчмы, а это есть, как известно, пьянство, распутство холостых, прелюбодеяния женатых, отвечать за это будут те, кто обогащается на этом" [2, 4].

ФевронияГероиня повести совсем иная, Д. С. Лихачев сравнивал Февронию с тихими ангелами Рублева: «Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. 8 июляЕе животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана. <…> Она «мудрая дева» сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость — не только свойство ее ума, но в такой же мере — ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа» [11].

***

памятник

Ермолай-Еразм интересен и тем, что до нас дошли два сборника, написанных рукой самого автора - это большая удача и редкость. Сейчас мы имеем довольно полное представление о его творчестве. Среди его трудов: «Благохотящим царем правительница и землемерие», в которой содержится проект податных реформ и переустройства поземельного обеспечения военной службы; «Книга о троице» и «Зрячая пасхалия» свидетельствуют о его образованности и большой начитанности в церковно-богословской литературе; а «Повесть о рязанском епископе Василии» и «Повесть о Петре и Февронии» можно отнести к произведениям художественной прозы.


В произведениях Ермолая-Еразма звучат мысли о значении ума и человеческого достоинства, о свободе воли и умении творить, прежде всего свою жизнь [4, 6, 21]. А «Повесть о Петре и Февронии» - один из шедевров древнерусской литературы, и имя ее автора стоит в ряду самых видных писателей русского средневековья.

С 2008 г. отмечается праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. Символом праздника является ромашка. Во многих городах России установлены памятники Петру и Февронии.

ромашка

Литература

1. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских / подгот. текста и комментарии Р. П. Дмитриевой, перевод А. А. Алексеева и Л. А. Дмитриева // Библиотека литературы Древней Руси / РАН, Ин-т рус. Лит. (Пушк. дом) ; под ред. Д. С. Лихачева и др. – Санкт-Петербург, 2000. – Т. 9: Конец XV-первая половина XVI в. Рец.: Антопольский Н. - Новый мир. – 1980. - N 4. - С. 269—270.

2. Ермолай-Еразм. Правительница [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old-ru.ru/07-45.html.

3. Повесть о Петре и Февронии / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) ; отв. ред. А. М. Панченко; исслед. Р. П. Дмитриевой. - Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1979. - 338 с. - Имен. указ.: с. 334-337.

4. Сочинения Ермолая-Еразма / подгот. текста и комментарии Р. П. Дмитриевой, перевод А. А. Алексеева и Л. А. Дмитриева // Библиотека литературы Древней Руси / РАН, Ин-т рус. Лит. (Пушк. дом) ; под ред. Д. С. Лихачева и др. – Санкт-Петербург, 2000. – Т. 9: Конец XV-первая половина XVI в.

Тексты: Повесть о Петре и Февронии Муромских; Повесть о рязанском Епископе Василии: о городе Муроме и о Епископии его, как перешла она в Рязань; Правительница: наставление в землемерии царям, если им угодно.

***

5. Буслаев Ф. И. Песни древней Эдды о Зигурде и муромская легенда / Ф. И. Буслаев // Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. - Т. 1. - С. 269—300.

6. Дмитриева Р. П. Ермолай-Еразм / Р. П. Дмитриева // Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л. : Наука, 1987. – Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1: А-К.

7. Дмитриева Р. П. Особая редакция Повести о Петре и Февронии / Р. П. Дмитриева // Рукописное наследие Древней Руси: по материалам Пушкинского Дома. - Л., 1972. - С. 192—209.

8. Зимин А. А. Ермолай-Еразм и Повесть о Петре и Февронии / А. А. Зимин // Труды отдела древнерусской литературы. - М.; Л., 1958. - Т. 14. - С. 229-233.

9. Клибанов А. И. Повесть о Петре и Февронии как памятник русской общественной мысли / А. И. Клибанов // Исторические записки. - М., 1959. - Т. 65. - С. 303-315.

10. Клибанов А. И. Сборник сочинений Ермолая-Еразма / А. И. Клибанов // Труды отдела древнерусской литературы. - М. ; Л. – 1960. - Т. 16. - С. 178-207.

11. Лихачев, Д. С. Великое наследие : классические произведения литературы Древней Руси / Д. С. Лихачев. - [2-е изд., доп]. - М. : Современник, 1980. - 412 с. : ил. - (Библиотека "Любителям российской словесности"). См.: Лихачев, Д. С. Повесть о Петре и Февронии Муромских.

12. Охотникова В. И. "...Праведно управлять державой своей" : Псков в жизни и творчестве писателя-гуманиста 16 в. Ермолая-Еразма / В. И. Охотникова // Псковская правда. - 2003. - 19 февр. - С. 8 ; Псковский край в литературе. – Псков, 2003. – С. 32-40.

13. Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма / В. Ф. Ржига // Летопись занятий археографической комиссии. - Л., 1926. - Вып. 33. - С. 103-200.

14. Ржига В. Ф. «Повесть о Петре и Февронии» в русской литературе конца XVIII в. / В. Ф. Ржига // Труды отдела древнерусской литературы. - М.; Л. – 1957. - Т. 13. - С. 431-436.

15. Росовецкий С. К. К изучению фольклорных источников «Повести о Петре и Февронии» / С. К. Росовецкий // Вопросы русской литературы. - Львов, 1973. - Вып. 1 (21). - С. 83—87.

16. Росовецкий С. К. «Повесть о Петре и Февронии» в литературном процессе XVII в. / С. К. Росовецкий // Вопросы русской литературы. - Львов, 1974. - Вып. 1 (23). С. 49—54. 

17. Руди Т. Р. Из богословского наследия Ермолая-Еразма: "Малая трилогия" / Т. Р. Руди // Псков, русские земли и Восточная Европа в XV-XVII вв.: к 500-летию вхождения Пскова в состав единого русского государства : сборник трудов международной научной конференции, 19-21 мая 2011 г. / ПГПУ им. С. М. Кирова ; Европейский ун-т в СПб. ; редкол.: В. И. Охотникова (отв. ред.). - Псков, 2011. - С. 274-292. - Библиогр. в примеч.

18. Скрипиль М. О. Повесть о Петре и Февронии муромских в ее отношении к русской сказке / М. О. Скрипиль // Труды отдела древнерусской литературы. - М.; Л., 1949. - Т. 7. - С. 131-167.

19. Шляпкин И. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного / И. Шляпкин // С. Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911. – С. 545—568.

20. Якушкин П. Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний. - Изд. Д. Е. Кожанчиков. - СПб. : Тип. Торгового Дома, 1860. – 205 с.

***

21. Ужанков А. Повесть о житии святых Петра и Февронии Муромских : проект ACADEMIA [Электронный ресурс] // Государственный интернет-канал «Россия», 2001-2013. – Режим доступа: http://tvkultura.ru.

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония – святые покровители русской семьи. "Повесть о житии святых Петра и Февронии Муромских", написанную Ермолаем – Еразмом в XVI веке называют повестью о любви. Почему же это слово ни разу не упоминается в повести? Что же это за таинственная любовь, которая исцеляет человека? И почему благоверные князь Петр и княгиня Феврония стали святыми покровителями русской семьи? Об этом и пойдет речь в лекции доктора филологических наук.

мультфильм

22. Сказание о Петре и Февронии : мультфильм / реж. Н. Михайлова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=Q1wE9h31xPg.

 

Материал подготовила зав.сектором отдела краеведческой литературы Елена Сторокожева

Сего Дня

3 декабря 1800 года

3 декабря 1800 года

Указы Павла I о Никандровой пустыни. Указом императора Павла I численность монашествующей братии в С...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru