«Борис Годунов» - победная страница в истории Пушкинского театрального фестиваля

Пушкинский фестивальXIX Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль начали - «не мудрствуя лукаво» - оперой «Борис Годунов». Собственно, из пушкинского «Бориса» и берет свое начало употребленный оборот речи. Впрочем, как и многие другие присказки и афоризмы, в том числе знаменитое меткое «народ безмолвствует». Но это - о чем угодно, только не о замечательном вечере, подаренном зрителям артистами Центра оперного пения Галины Вишневской.

XIX Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль начали - «не мудрствуя лукаво» - оперой «Борис Годунов». Собственно, из пушкинского «Бориса» и берет свое начало употребленный оборот речи. Впрочем, как и многие другие присказки и афоризмы, в том числе знаменитое меткое «народ безмолвствует». Но это - о чем угодно, только не о замечательном вечере, подаренном зрителям артистами Центра оперного пения Галины Вишневской. Народ потчевал солистов бурными аплодисментами, букетами, восторженными криками «Браво», в антрактах велось бурное обсуждение современной политической ситуации в России, ну а телефоны - что телефоны? - звонили, как заведено это на псковской земле издревле.

[code]

[/code]

Принято считать, что опера - искусство не для всех, что современный массовый зритель оперы бежит, он ее не понимает и не любит. Если это действительно так, то, значит, артистам Центра оперного пения удалось невозможное: заставить неподготовленных неискушенных гостей, затаив дыхание, забыв о времени, следить за всеми перипетиями сюжета и вслушиваться в каждое слово (надо отметить: акустика была настолько хороша, что текст воспринимался отлично).

[code]

[/code]

Хотя многое для исполнителей было внове (сцена, расположение оркестра и мониторов, света) и, по признанию режиссера Лидии Токарской, без накладок не обошлось, все же мастерство артистов - как певческое, так и сценическое, - на высоте. Наказ Галины Вишневской - сыграть «хорошо и даже лучше» - они выполнили.

[code]

[/code]

Премьера «Бориса Годунова» состоялась в Центре оперного пения сравнительно недавно - в мае прошлого года. Постановка была приурочена к 85-летию Галины Вишневской, которая сама когда-то играла роль Марины Мнишек в опере. Но ей хотелось воссоздать самый первый вариант Мусоргского - тот, который сначала запретили, а затем и вовсе позабыли. Принципиальное отличие заключается в том, что в изначальной трактовке основное внимание сосредоточилось на личной драме кровавого царя-ирода, истязаемого муками совести. Не заговоры и дворцовые интриги становятся центром драматического повествования - а полный сомнений, внутреннего разлада, ужаса путь Бориса. Перед зрителем предстает двойственный образ: с одной стороны, Годунов вызывает сочувствие, будучи прекрасным отцом и умным политиком. С другой, всем понятно: такие муки совести не могут возникать у человека безвинного. Вот Борис носит на спине своего сына Феодора, показывая ему с высоты своего роста и положения будущее государства Российского. И вот через несколько минут - Борис один в тяжелом бреду галлюцинаций: всюду, куда ни глянь, ему мерещатся «мальчики кровавые в глазах». [code]

[/code] Воссоздать такой сложный персонаж не каждому дано. Здесь есть опасность «переигрывания», эффекта «закатывания глаз», надрыва, переходящего в крик. Как говорила сама Галина Вишневская в одном из интервью, «главное - не орать. Это первое слово, которое я говорю, когда начинаю работать над партией Бориса. Спой все, что написано гением из гениев - Мусоргским». Солист Руслан Розыев в своей интерпретации роли царя Бориса ориентировался на советы прославленного мастера, а в качестве эталона из всего многообразия трактовок выбрал ту, которую предложил почти полвека назад Борис Христов, знаменитый болгарский бас. По мнению искусствоведов, именно в этой роли Христов стал достойной сменой Фёдору Шаляпину, вновь подарив западному зрителю русскую оперу во всей её мощи и глубине. В ходе пресс-конференции Руслан Розыев отметил, что «роль эта возрастная, ее можно делать всю жизнь. В ней нужно выкладываться, всегда иметь резерв».

[code]

[/code]

В раскрытии замысла композитора большое значение сыграло и оформление сцены. Сценическое решение было создано художником Валерием Левенталем и режиссером Иваном Поповски. Знак-символ спектакля - гигантский православный крест, собранный из стилизованных икон, с центральным ликом Богоматери с младенцем. Легендарный художник Валерий Левенталь использовал уникальную технологию тканевых декораций, продолжающую традиции русского исторического оперного театра, практически утраченные в наше время. Горизонтальная часть креста не была статичной: периодически внутри, за иконами высвечивались то фигуры детей, молящихся за нового царя Бориса, то тени монахов Чудовского монастыря. Такой эффект достигался благодаря особой технике нанесения рисунка на театральную сетку: при подаче света изнутри на ней начинают проявляться фигуры. В начале оперы и в сцене в корчме горизонталь креста вообще была завешена черным прямоугольником. Что это - символ отсутствия опоры или черная пелена трагической неизвестности, обреченности? Можно по-разному трактовать эту деталь сценографии, как, впрочем, и падающий снег в заключительных сценах оперы: есть в нем часть той силы бессмысленных и беспощадных событий, которые воплотятся в пушкинском Пугачеве. Неоднозначен и финал оперы: крест то ли милостиво склоняется над Борисом, олицетворяя помилование, о котором тот молил Бога, то ли зловеще нависает над Годуновым, напоминая слова Юродивого: за царя-ирода «Богородица молиться не велит»...

[code]

[/code]

 

 

 

 

 

По окончании представления Центру оперного пения Галины Вишневской был торжественно вручен диплом участника пушкинского фестиваля. По словам Геннадия Смирнова, заместителя председателя Союза театральных деятелей России, «за годы существования фестиваля на разных сценах было сыграно около 200 спектаклей. Сегодняшний "Борис Годунов" - это яркая победная страница в истории фестиваля». Вручая диплом и памятный сувенир участникам, он отметил: «У победы много родителей, а поражение - всегда сирота. Назовем родителей фестиваля: это Владислав Туманов, бывший губернатор Псковской области, Александр Голышев, председатель областного комитета культуры, Георгий Василевич, директор музея-заповедника, и мотор, мозговой центр, сердце фестиваля - Владимир Рецептер». Кстати, все «родители», за исключением Владимира Рецептера, присутствовали в зале Научно-культурного центра. Среди зрителей был замечен и известный псковский писатель, литературовед, литературный критик, лауреат многих премий, в том числе новой Пушкинской премии, Валентин Курбатов.

Завершая свою речь, Геннадий Смирнов напомнил всем зрителям, что 10 февраля исполнится ровно 175 лет с тех пор, как «солнце русской поэзии закатилось». Но завершилось лишь земное существование поэта, духовное же его наследие по-прежнему живо:

Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,

И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь...


[code]

[/code]

Как сообщалось, XIX Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль пройдёт в Пскове с 5 по 10 февраля. Основной театральной площадкой Пушкинского фестиваля станет зал Псковского областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, в котором будут показаны три спектакля. Фестивальные спектакли пройдут также на сценах большого концертного зала Псковской областной филармонии. Концертно-театральные площадки Псковской области будут принимать 8 коллективов: Центр оперного пения Галины Вишневской, Театр «Пушкинская школа» Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге, Старооскольский театр для детей и молодежи (Белгородская область), Вышневолоцкий областной драматический театр (Тверская область), камерный хор «Россика», оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата» и солисты ведущих театров России и Национальной оперы Эстонии, а также Гродненский областной театр кукол.

Елена Никитина

Источник текста: Псковская Лента Новостей

Фото: Татьяна Лединина

Сего Дня

22 ноября 1911 года

22 ноября 1911 года

Император Николай II официально разрешил псковичам именовать первый постоянный мост через реку...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru