В период с 12 по 25 декабря 1921 г. в Москве проходила первая Всероссийская конференция научных обществ по изучению местного края, в работе которой участвовали представители от городов и губерний. От Пскова на конференции присутствовал ректор Института народного образования В.К.Гринкевич, по возвращении из Москвы выступивший 5 января 1922 г. на собрании местной общественности с докладом об итогах этого всероссийского форума. Собравшиеся решили учредить местное общество краеведения, создав для этого инициативную группу в составе В.К.Гринкевича, преподавателей ИНО А.И. Дзенс-Литовского, Н.А.Эрна, А.К.Янсона, статистика Г.А.Горского, зав.губ-музеем В.Ф.Соловьева и зав.экскурсионной станцией В.А.Федорова. Состав инициативной группы, среди членов которой более половины были преподаватели ИНО, во многом предрешил характер будущей деятельности общества и связал его на несколько лет с этим высшим педагогическим учебным заведением.
Группа разработала проект Устава «Общества изучения Псковского края», обсужденного 12 января на заседании временного Правления и вынесенного на рассмотрение организационного собрания общества, назначенного на 18 января. Собрание, состоявшееся в установленный срок, заслушало доклад преподавателя ИНО Н.П.Кузнецовой об итогах ботанических изысканий в районе Елизарова, а также приняло Устав общества. В числе учредителей общества, кроме вышеуказанных лиц, были агрономы ГубЗУ С.И.Шелков, В.В.Немыцкий, А.П. Строгое, работник губполитпросвета Б.А.Коишевский, секретарь профсоюза работников искусства и просвещения Н.П.Тихомирова, учителя К.А.Иеропольский и В.А.Елизарова, преподаватели ИНО В.Г.Воано, М.А.Эрн, Н.П.Кузнецова и др., - всего 22 человека. Принятый Устав «Общества изучения Псковского края» был 30 марта 1922 г. утвержден Главнаукой. Эти события и стали началом существования Псковского общества краеведения, находившегося при ИНО. Так в Пскове родилась новая научно-просветительская организация, в течение целого десятилетия являвшаяся неотъемлемой стороной культурной жизни города в края.
Вскоре после создания в работу общества включились ученый-лесовод Е.И.Исполатов, ставший секретарем общества, сотрудник ГСНХ Н.Ф.Горожанский, зав.детсадом О.В.Востокова, новый зав.губстатбюро В.Т.Федотов, преподаватель А.В.Некрасов, ректор Волышовского сельскохозяйственного института И.В.Кучин и др. Общество занялось изучением края вообще, т.е. широким кругом вопросов - экономики, быта, фольклора, природы, истории, что было характерным для краеведческого движения 1920-х в стране. Лишь спустя некоторое время в деятельности общества стали намечаться наиболее приоритетные направления. Работу Псковского общества краеведения на первых порах решено было организовать по секциям: естественно-исторической (руководитель Н.П.Кузнецова, преподаватель ИНО), этнографической (В.Ф.Соловьев, зав. губмузеем), гуманитарно-исторической (К.А.Иеропольский, преподаватель школы), педагогической (В.К.Гринкевич, ректор ИНО) и экономической (А.Н.Алешковский, зав.губстатбюро).
«Первый период (деятельности) общества носил хаотический характер, - отмечал впоследствии А.К.Янсон. - Основанное довольно случайно небольшой группой преподавателей ИНО, без определенного плана, без знания методики, не имея ни гроша средств, ни самой маленькой библиотеки, общество выжило благодаря лишь энтузиазму своих членов и поддержке некоторых заинтересованных учреждений, как-то губстатбюро и ИНО. Отсутствие твердого плана и опытности сказалось то в слишком широких начинаниях, которые заведомо не могли быть осуществлены, то в захвате областей, ничего общего с краеведением не имеющих (например, педагогика и драматургия)».
В первые месяцы своего существования общество главным образом заслушивало доклады своих членов и проводило экскурсии. В течение 1922 г. кроме организационного состоялось еще пять общих собраний общества и такое же количество секционных, на которых были сделаны доклады на природоведческие, педагогические и социально-экономические темы. Не имея средств для собственных изданий, общество широко использовало страницы выходившего в Пскове литературно-научного журнала «Новая жизнь», в котором были опубликованы тексты ранее сделанных докладов, а также статьи В.К.Гринкевича, А.И.Дзенс-Литовского, К.А.Иеропольского, А.К.Гладкого, А.Н.Алешковского и др., но большинство их с изучением истории края Не были связаны. Особого внимания заслуживает статья зав. экскурсионной станцией В.А.Федорова «Как начать изучение местной старины», озвученная ранее в виде доклада на собрании общества 2 июня 1922 г.
Краевед особенно подчеркивал необходимость проведения экскурсий по памятным местам, изучения того, что уже сделано исследователями, обращения к письменным источникам, что «очень затруднительно», т.к. они имеются в Пскове в одном экземпляре в библиотеке Поганкиных палат и поэтому для ознакомления с ними придется устраивать особые собрания. Тем не менее он рекомендовал «составить библиографический указатель всего печатного материала по истории Пскова и Псковской губернии». Последний отчасти был составлен в 1880-х гг. И.И.Василевым, «но его надо проверить и дополнить», т.е. «занести кроме книг все журнальные и газетные статьи о псковской истории, главы сочинений», составить план Пскова с нанесением на него всех старых зданий, проведя перед этим их перепись: «Для производства исторической переписи домов Пскова надо по образцу статистических переписей выработать соответствующие опросные листы, затем разбить город на участки, составить группы обследователей и затем систематически, переходя из дома в дом, из улицы в улицу, подвергнуть исследованию весь город и составить историю каждого дома».
Эту большую работу, естественно, было непосильно провести одному человеку, здесь требовалась многолетняя кропотливая деятельность целых коллективов. Наконец, В.А.Федоров предлагал «совместно с археологическим обществом и губмузеем устроить день охраны исторических памятников и к этому дню приурочить массовую пропаганду охраны старины и сбор денег для этой цели». К сожалению, большинство этих ценных предложений краеведа осуществлены так и не были, что привело к исчезновению и гибели ряда рукописей, полотен, церковных и гражданских построек. А мысли В.А.Федорова очень актуально звучат и сегодня.
Личным же вкладом его в изучение края стала статья «Поганкины палаты на фоне Смутного времени». Хотя она имеет подзаголовок «Историческая экскурсия», значение статьи выходит за рамки этого ее названия, ибо автор ведет повествование на широком историческом фоне - как общероссийском, так и псковском. Он подробно освещает события «Смутного времени» в России, дает картину социальной борьбы в Пскове в XVII в. и, наконец, опираясь на работы К.Г.Евлентьева, И.Ф.Годовикова и др., рассматривает вопрос о времени постройки дома-крепости, памятника гражданской архитектуры Пскова - Погашенных палат. К сожалению, дальнейшие рассуждения автора и выводы, сделанные им, остались читателям неизвестными, т.к. статья не была напечатана до конца: сдвоенный номер (№ 9-10) журнала «Новая жизнь», тираж которого упал с 5 (№ 8) до 2 тыс. экз., оказался последним - «из-за отсутствия средств его издание временно пришлось остановить».
«Временное» же оказалось окончательным: издание журнала «Новая жизнь» больше так и не возобновилось. В «Кратком очерке истории возникновения и деятельности Псковского общества краеведения», относящемся к 1924 г., журнал этот оценивался как «чрезвычайно нужный орган для Псковского края», хотя в тогда же напечатанном библиографическом обзоре содержалась более сдержанная характеристика издания: «Отдельные статьи журнала отличались серьезностью, равно как и литературный материал, но журналу вредил его универсализм, вследствие чего он не нашел читателя».
Прекращение выпуска журнала осложнило положение членов общества, лишившихся печатного органа, в котором можно было обнародовать результаты их краеведческих изысканий. Лишь немногие из них могли воспользоваться страницами центральных изданий. Исключением в этом отношении стала большая статья В.А.Федорова «Роль церквей и монастырей в жизни средневекового Пскова», опубликованная в 1923 г. в журнале «Экскурсионное дело». Собственная же издательская деятельность общества выражалась в немногом: удалось выпустить лишь проспекты «Псковское общество краеведения» и «Юному или начинающему краеведу», изданные на средства губстат-бюро, которое в лице заведующего В.Т.Федотова оказывало обществу всяческую поддержку. Благодаря этому была напечатана и «Краткая программа для собирания этнографических сведений и предметов». На первых порах члены общества вообще не использовали газету «Псковский набат»: в течение всего 1922 г. на страницах ее не появилось ни одной краеведческой заметки, как и какой-либо информации о деятельности общества.
«Общество, зародившееся в нашем многострадальном Пскове, - писал А.К.Янсон, - ощупью искало приложения своим силам для возбуждения интереса к родному краю. Не было ни опыта, ни методов, ни мало-мальски подобранного рабочего аппарата, ни организационных навыков. Работа велась кустарно и почти без плана». Главной же причиной, тормозившей деятельность общества, являлось отсутствие средств, не позволявшее создавать материальную базу (открывать опытные станции, приобретать необходимые приборы, книги для библиотеки и др.) и даже печатать инструктивные материалы. Столкнулись члены общества и с «выжидательной» позицией местных учреждений, властных структур, а также с недоверием к себе со стороны центральных краеведческих организаций. Так, например, полученный в результате обследования под руководством преподавателя ИНО Н.П.Кузнецовой Талабских островов материал был полностью увезен в Петроград, а Псковскому обществу краеведения от него не досталось практически ничего. Поэтому своей главной задачей на 1923 г. общество поставило более активное вовлечение в свою работу общественности, и прежде всего - учащихся школ и техникумов, рабочих, членов профсоюзов, для чего повсеместно поставить доклады о целях и задачах общества краеведения, расширение и укрепление связей с Центральным бюро краеведения и общественными организациями губернии. В начале 1923 г. в рядах общества насчитывалось до 70 членов и около 50 сотрудников.
С начала 1923 г. в газете «Псковский набат» стали регулярно помещаться объявления о заседаниях общества и его секций с приглашением к участию в них «всех желающих». Собрания эти проходили чаще всего в помещении ИНО и становились все более многолюдными. Таким было, например, в марте 1923 г. общее собрание с постановкой докладов: «Собирание материалов для словаря местных географических названий» (Е.И.Исполатов) и «Бежаницкие курганы» (В.Р.Соловьев). Со своим докладом Е.И.Исполатов выступал и на собрании гуманитарной секции общества, где помимо него вниманию присутствующих был предложен доклад В.Р.Соловьева «Итоги и перспективы экскурсионного дела в Псковской губернии». На этих собраниях присутствовало множество студентов ИНО и учащихся школ. Многолюдным оказалось собрание гуманитарной секции 28 июня 1923 г., на котором присутствовали учителя - слушатели курсов при ИНО. Ректор ИНО и председатель общества В.К.Гринкевич выступил перед ними с докладом о значении общества изучения родного края, затем последовали выступления А.К.Гладкого, В.Я.Разлетовского, А.К.Янсона. Последний на следующий день, 29 июня выступил на собрании педагогического кружка с докладом «Обществоведческие экскурсии по г. Пскову», который произвел «отрадное впечатление на слушателей». Выступление А.К.Янсона на заседании общественно-политического кружка рабпроса было посвящено теме «Экономика и искусство». Выступали на различных собраниях и краеведы, побывавшие на конференциях в столице. А.К.Гладкий, например, рассказал учителям о последней Пушкинской конференции, состоявшейся 11 июня, Н.А.Эрн поделился впечатлениями о 2-й Петроградской экскурсионной конференции.
Всего в течение 1923 г. состоялось 10 общих собраний общества и 9 заседаний его Правления, на которых помимо вышеуказанных были сделаны доклады: «Псковские легенды» (Е.И.Исполатов), «Происхождение географических названий в Псковской губернии» (А.ИДзевс-Литовский), «Профессор К.Ф.Жаков» (А.К.Янсон), «О летних работах губмузея» (Е.М.Тихвинский) и др. Наконец, в 1923 г. Псковское общество краеведения получило приглашение от Академии Наук участвовать во всех работах, связанных с судьбой Пушкинских мест, находившихся в пределах Псковской губернии. Поэтому, когда 11 июня 1923 г. в Петрограде состоялось заседание по вопросу об устройстве «Пушкинского уголка в Псковской губернии», в работе его приняли участие и посланцы псковичей В.Р.Соловьев в А.К.Гладкий.
В 1923 г. Псковское общество получило мощное подкрепление в лице авторитетного российского ученого историка Н.А.Рожкова, приехавшего в начале года в Псков и активно включившегося в краеведческую работу. В том же году была преодолена тормозившая работу распыленность краеведов по нескольким действовавшим в Пскове обществам. Получалось так; что наиболее активные члены общества краеведения одновременно входили в состав археологического общества и отделения общества мироведения. Поэтому на состоявшемся 9 декабря 1923 г. в помещении ИНО совместном собрании этих трех обществ было принято решение об объединении их в единое общество под названием «Губернское краеведческое общество при губмузее». Устав общества краеведения при этом не изменился, но объединенное общество очень много выиграло от упрочившейся связи с музеем, который предоставил в его распоряжение свою библиотеку, богатства археологического и художественного музеев, технический аппарат. В задачу общества краеведения отныне входило и пополнение музея новыми экспонатами, их популяризация и ведение научной работы. Председателем обновленного общества был избран зав. губмузеем Е.М.Тихвинский, знаток музейного дела и художественных ценностей, занимавший различные должности, связанные с изучением края и охраной его богатств.
Филимонов, А. В. Псковское общество краеведения / Филимонов, А. В.
// Филимонов, А. В. Псковское краеведение в 1920-1930-е гг. - Псков : Изд-во Псковского государственного педагогического института, 2004. - С 23-74.