В день российской печати 13 января предлагаем читателям познакомиться с аналитической статьей 1924 года Б. Березского, посвященной главной губернской газете «Псковский набат».
В названии статьи указывается "ко дню печати". В данном случае нужно иметь ввиду, что в Советском Союзе, когда и была опубликована статья, день печати отмечался 5 мая - дата выхода первого номера газеты «Правда» в 1912 году.
Б. Березский
„Псковский Набат" ко дню печати
За год, прошедший со дня печати прошлого года, наша губернская газета пережила целый ряд переломных моментов, которые, в конечном итоге, вывели ее на правильный путь, на путь массовый рабочей газеты.
Весь этот год можно подразделять на два больших периода: первый это „газетная распутица" (почему, «распутица» - об этом ниже), второй — продуманное направление на определенного читателя.
Остановимся вкратце на первом периоде, который характерен тем, что у газеты не было сколько-нибудь определенного читателя и сколько-нибудь определенной физиономии. Этот период охватывает собою весь 1923 год до декабря месяца.
Тираж газеты к маю 1923 г. равнялся 2.430 экз. Как будто, тираж приличный. Но если попробовать разделить подписчиков газеты по классовому признаку—получается убийственная картина. Тут надо указать на одно чрезвычайно важное обстоятельство: Губисполком обязал выписывать „Псковский Набат" всю буржуазию, домовладельцев и торговцев. Таким образом, наш подписчик распределялся, примерно, таким образом:
Обязательная подписка (нэпманы) .... 1000—1200 экз.
Учреждния и организции. ..... 500— 700 экз.
Если вычесть еще 200 экз., распространявшихся в порядке обмена бесплатно — подсчитайте сколько приходилось на долю массового читателя — рабочего и крестьянина. Не дольше 200—300 экз. Фактически, стало быть, газета массового читателя не имела.
А мы знаем основное газетное правило — физиономия газеты, ее содержание всецело зависит от ее читателя. Отсюда нельзя делать вывода, что газета была нэпманской. Но зато газета была всецело ведомственной, аппаратной. Все потуги редакции сделать ее рабоче-крестьянской не оправдывали себя по двум причинам. Во-первых, потому, что газета не имела связи с низами, а во-воторых, потому что шестилетний опыт советской печати уже доказал на бесчисленных примерах, что совмещение в одной газете и рабочего и крестьянского уклонов не приводит к желательным результатам, Рабочему нужно одно, крестьянину - совершенно иное. Нужны разные подходы, разный язык, даже разная внешность.
Таким было положение с мая по ноябрь 1923 г. Были, конечно, улучшения и ухудшения, тираж в некоторые месяца немного повышался и немного понижался, но, в основном, общая физиономия газеты по указанным выше мотивам была одной и той же. „Газетная распутица" - иного названия нельзя дать этому периоду. И опять таки надо указать, что здесь нет вины ни редакции, ни кого либо другого. Советская печать в этот период только намечала основные пути, только разрешала основные вопросы. И поэтому ведомственность и отсутствие своего определенного читателя было общей болезнью девяти-десятых всей советской печати.
Таков вкратце обзор положения газеты в первый период. Более подробно мы остановимся на последнем периоде, являющемся гораздо более отрадным.
Немножко истории. Отдел печати Центрального Комитета РКП в конце прошлого года взял курс на перестройку нашей печати, на приспособление ее к массовому читателю. С этой целью был разрешен в положительном смысле вопрос о создании центральной и местных крестьянских газет и предпринято широкое обследование местной печати. В частности к нам с этой целью был прислан инструктор ЦК т. Стефанский, который подробно обследовал не только положение нашей газеты, но и путь ее к читателю и то, насколько воспринимает газетный материал читательская, масса —крестьянство и красноармейцы
Основные выводы этого обследования, доложенные т. Стефанским на специальном совещании Агитпропа Губкома, сводились к следующему:
1) „Псковский Набат" — аппаратная, ведомственная, а не массовая газета.
2) Язык газеты — интеллегентский, характер и размер статей не может удовлетворить деревню и рабочих.
3) Распространение газеты по губернии чрезвычайно неравномерно. Львиную долю тиража поглощает Псков.
4) Нет достаточного руководства со стороны Губкома.
5) Псковская губерния — крестьянская. Поэтому необходимо закрыть „Псковский Набат" и создать в Пскове еженедельную крестьянскую газету.
Как видите, выводы самые безотрадные. Из них первые четыре были, безусловно, верными. Только по поводу последнего не согласились с т. Стефанским ни редакция, ни Губком. Дело в том, что кроме крестьянской массы, как никак, губерния имеет и 30 тысяч человек, об'единенных в профсоюзы. Отказаться от их обслуживания газета не могла по чисто политическим соображениям.
Поэтому Губком РКП вынес иное постановление: создать в Пскове еженедельную крестьянскую газету, сохранив „Псковский Набат" в качестве ежедневной рабочей газеты.
Этим были определены дальнейшие судьбы газеты. Определены наилучшим способом, потому что газета получала, наконец, определенное направление и ей оставалось только соответственно изменить свой характер и завербовать рабочего подписчика. Последнее, казалось бы, должно было заключать самое трудное, потому что при обследовании газеты т. Стефанским, получились самые удручающие цифры: крестьянских подписчиков газета имела к тому времени 92, рабочих—277, служащих и учреждений—1.100.
Как же газета вышла из этого положения? Мы постараемся дать ответ на все основные вопросы газетной жизни, подразделив их на составные части. Сейчас укажем лишь, что соответственно новому курсу в газете, была перестроена и редакция, при чем часть работников была передана в крестьянскую газету.
Распространение газеты
Мы видели выше, что в течение мая-декабря прошлого года тираж газеты был равен в среднем 2500 экз. с некоторыми колебаниями, при чем только одна десятая его шла в рабочие массы.
Перед редакцией, как. мы указывали, стояла серьезная задача поднять и общий тираж и, главным образом, как можно больше увеличить ту его часть, которая приходилась на рабочие организации. В этом деле мы впервые встретили большую поддержку в лице Губпрофсовета и не только его, но и всех низовых профессиональных организаций. Тираж, начиная с января, быстро пошел в гору. Вот цифры: 31 декабря—2400 экз., 1 января—3000, 6 января—3600, 12 января—3850, 22 января—4100, февраль—4150, и март—4260. Слало быть, первая задача — поднятие общего тиража — была исполнена на сто процентов.
Внедрение газеты в широкие рабочие массы также было проведено в жизнь. Лучше всяких слов это доказывают цифры:
Январь:
Рабочие организации и месткомы ..... 2464 экз.
Деревня, (крестьяне и организации) ….. 376 „
Февраль:
Рабочие организации и месткомы ….. 2507 экз.
Деревня, (крестьяне и организации) …..370 „
В процентах это, примерно, выражается так: рабочий подписчик берет у нас 62 проц. тиража, крестьянский—9—10 проц. Сравните эти цифры с ноябрьскими, когда рабочие составляли всего 11% тиража, а крестьян всего 4 проц. В абсолютных цифрах рабочая подписка за 2—3 месяца поднялась с 277 до 2500 экземпляров. Это громадное достижение.
Но мы не ограничиваем рабочих читателей газеты цифрой в 2500.
Дело в том, что львиную долю тиража газеты сейчас составляет коллективная подписка—62 проц. Таким образом, эту цифру надо увеличить по меньшей мере в 2-3 раза. Тогда мы получим приблизительное число наших рабочих подписчиков.
На фронте подписки газета, в связи с изменением своего курса, безусловно, одержала победу. Если приведенные выше цифры покажутся все же небольшими, стоит сравнить их с ноябрьскими или майскими прошлого года — и тогда эта победа станет вполне очевидной.
Как мы указывали выше распространение газеты в большой мере уже и определяет ее содержание. Но решающее значение имеет связь с читательской массой.
Связь с рабочими
На ней мы сейчас и остановимся. Связь с рабочими в газетной работе определяется в основном институтом рабочих корреспондентов. Чем больше газета рабкоров имеет, чем сильнее этот рабкоровский институт — тем сильнее и крепче связь с рабочими массами.
Что же представляют собой рабкоры „Псковского Набата?"
Их около 50. Этого на первое время достаточно для нашего непромышленного Пскова. С рабкорами ведется регулярно работа, через них газета получает возможность знать настроение рабочей массы, а в свою очередь рабкоры знакомятся с газетным делом и втягиваются в уже более близкую связь с редакцией.
В декабре-январе были проведены курсы рабкоров, на которых прорабатывались основные вопросы газетной работы и, таким образом, была закреплена основная группа рабочих корреспондентов, на которую газета опирается в своей повседневной работе. Сейчас, не в порядке курсов, а в порядке регулярных бесед рабкоры знакомятся с тем, как и о чем писать в газету. Кроме того, в целях правильной информации о мероприятиях Советской власти, по всем основным текущим вопросам {кооперация, денежная реформа) руководители губернских учреждений делают доклады на рабкоровских собраниях.
Несколько цифр могут иллюстрировать связь газеты с массами. Это цифры поступающих в газету корреспонденции. В январе редакцией было получено 757 писем (использовано—458), в феврале—1.036 (использовано 563). Кроме того, безостановочно растет отдел рабочей жизни, в котором за январь было помещено 178 писем, за февраль—225, за март—254.
Конечно, в отношении рабкоровской сети еще очень много нужно сделать. Необходимо ее расширить, необходимо еще больше усилить работу с рабкорами. Но основное здесь сделано.
Газета — разоблачитель и организатор
Владимир Ильич в ряде своих сочинений определял газету — как коллективного агитатора и организатора. Летом 1921 г.. в письме к бывшему члену партии Мясникову, он указывал на большую роль печати в области разоблачения и искоренения всех ненормальностей и недочетов Советского государства. Из этих основных положений Ильича наша газета смогла сделать практический вывод только в этом году. Постепенно она старается занять полагающееся ей место в нашей советской и партийной жизни.
Мы укажем здесь ряд практических ее достижений. Прежде всего, это дело Порховского кожевенного завода, в администраторов которого, в том числе бывший владелец его—„красный" директор Зацкой, пошли под суд.
Ряд более мелких дел, чисто практических, мелких недочетов был исправлен благодаря газете. Но разоблачение Зацкого показало, что разоблачительная работа газеты сопряжена с огромными трудностями, т. к. каждое самое мелкое разоблачение ведет за собой много неприятностей. Тем не менее, газета от разоблачительной работы отказаться не может.
За последнее время роль газеты, как организатора рабочего мнения, значительно поднялась. Очень успешно прошла кампания, поднятая газетой против празднования Пасхи и за перенесение дней отдыха на начало мая.
Видимо, в этом году пасха, как праздничный день, отойдет в область предания. Успешно идет и кампания за добровольное членство в кооперации. Успех ее на 50 проц. объясняется большой кампанией за кооперацию, поднятой газетой.
Опять таки, и здесь сделано газетой очень многое, но не все, что нужно. II здесь предстоит развить, расширить работу, опираясь, главным образом, на основной кадр газеты — рабочих корреспондентов.
Мы умышленно опускаем вопрос о содержании газеты. Она должна быть ясна для каждого читателя газеты. Приведенные выше пояснения к содержанию, рисующие, главным образом внутреннюю работу редакции, незаметную для постороннего глаза, создают полную картину положения газеты.
Что нужно сделать?
Не лишне ко дню печати наметить основную канву для нашей дальнейшей работы.
Газета, начиная с декабря прошлого года, проделала большой путь превращения из аппаратной в массовую рабочую газету. Эта работа далеко еще не закончена. Придется еще много работать для того, чтобы газеты еще больше приблизить к ее читателю — низовому рабочему. Это работа и в области языка, и в расширении круга освещаемых в газете вопросов.
В области тиража газета сделала очень многое, увеличив его на 80%, а рабочую подписку почти на 1000 проц. Тем не менее, этого еще не достаточно. Мы имеем в губернии около 30.ООО членов профсоюзов, кроме того, сейчас, с присоединением Себежского, Невельского и Велижского уездов, получаем совершенно не обслуженных газетой рабочих и служащих. Поэтому ближайшей задачей газеты является увеличение тиража газеты до 7000 экз. Это не п воздушная" цифра. При том условии, если все партийные и профессиональные организации пойдут к нам навстречу, ее умело можно провести в жизнь.
Главная же работа — это расширение рабкоровской сети, обхват рабочей жизни не только одним отделом, а всей газетой.
Три задачи — улучшение содержания газеты, увеличение тиража, расширение рабкоровской сети.
Мы их проведем, если газете в этом большом деле помогут парторганизация, все члены партии и профсоюзы.
Источник:
Березский, Б. «Псковский набат» ко Дню печати // Известия Псковского Губернского комитета РКП (большев.). – Псков, 1924. – N 4. – С. 108-111.