Левин Н.Ф. Вверх по Великой

Н. Ф. Левин

Вверх по Великой

В семидесятые годы прошлого века дерптские пароходы, приходившие по субботам в Псков, оставались здесь на выходной день. По просьбе псковичей они изредка совершали прогулочные рейсы и вверх по Великой до тенистых сосновых рощ Корытова или Черехи. Псковским губернатором был тогда Михаил Борисович Прутченко, управлявший губернией дольше всех своих предшественников: с июня 1872 года до самой смерти в январе 1886 года. Имея для постоянного проживания казенный губернаторский дом, он построил своему семейству для летнего отдыха еще и дачу в Черехе. Его примеру последовали и некоторые другие наиболее состоятельные горожане.

Обзавестись черехинской дачей могли только владельцы собственного выезда, причем близкого удобного пути туда не было. Древний Смоленский тракт вдоль правого берега Великой оказался давно забро­шенным и практически непро­езжим. Экипажам приходилось добираться дальней дорогой через Кресты. Убедившись в прелестях редких прогулок в Череху дерптскими судами, из­вестный псковский краевед Иван Иванович Василёв посоветовал землякам обзавестись своим речным пароходом. Конечно, небольшим, для малень­ких групп и с мелкой осадкой.

В 1882 году несколько десятков псковичей составили Об­щество легкого пароходства вверх по реке Великой. Мини­мальный размер пая в 25 руб­лей позволял привлечь в товарищество средние слои купцов и мещан. По договору, заклю­ченному той же осенью в финском городе Або, акционе­рное общество Крейтон и К обязалось за две с половиной тысячи рублей построить паро­ход и доставить его в Петербург, через неделю после открытия навигации. Чертежи этой паровой винтовой шлюпки в три лошадиные силы пайщики могли видеть в городском бан­ке

Заказ был выполнен своевременно. В мае 1883 года па­роход на грузовой железнодорожной платформе доставили в Псков и спустили на воду. Пробные рейсы показали его приличную скорость: за 12 ми­нут он проплывал от пристани у Георгиевского спуска (близ мужской гимназии) до усадьбы городского головы П. П. Калаш­никова в Корытове.

В тот год псковичи готовились отметить тысячелетие предполагаемой даты рожде­ния княгини Ольги, и пайщики решили назвать первый псковский пароход ее именем. По морской традиции они попро­сили дочь  губернатора  Ольгу Михайловну Прутченко  участ­вовать в торжестве освящения корабля. Оно состоялось в воскресенье 29 мая, и в тот же день «Ольга» сделала первые платные рейсы в Корытово (за пять копеек с человека в один конец).

Желающих покататься оказалось немало: за пять первых дней продали 1937 билетов. А с 5 июня «Ольга» уже курсировала от плавучего моста и не только до Корытова, но и до Черехи. Пассажиров даже не отпугивали некоторые неудобства: иногда из трубы на них сыпались искры и могли испор­тить костюм, а пароходный свисток располагался так низко, что заставлял шарахаться от струи пара…

Создатели пароходного Об­щества не преследовали чисто коммерческие цели. В первую очередь они заботились о быстром и общедоступном сообщении с речными пригорода­ми. Однако такое новое дело требовало массу трудов: устройство и содержание пристаней, споры с лесопромышлен­никами, загромождавшими Beликую и Череху сплавляемыми плотами, переговоры с инспе­кцией судоходства о проверке парового котла… На это у вы­борных руководителей Обществом просто не хватало вре­мени — каждый имел службу или торговое дело. Уже 17 июля на собрании пайщиков отказался от заведывания купец Алексей Алексеевич Шел­ков; пришлось уговаривать и избирать нового распорядите­ля — запсковского домовладельца Василия Федоровича Венкова. Коллективное управление собственностью оказалось не­достаточно удобным и эффективным, требовался умелый, за интересованный  хозяин.

А в сентябре появилось газе­тное объявление, приглашавшее желающих купить или взять в аренду пароход «Оль­га». Весной следующего, 1884 года, пайщики заключили арен­дный договор с крестецким купцом Василием Михайловичем Быковским, только что построившим на Завеличье паровой лесопильный и муко­мольный завод. За первый год аренды парохода Гыксвский обязался уплатить 400 рублей и за два последующие — по 350.

Появление на Великой «чу­жого» перехода не понрави­лось хозяевам дерптского пароходства. Их псковский представитель – фирма «Ганс Дитрих Шмитд» срочно закупила более крупный рассчитанный на сто пассажиров, железный пароход «Мария» с машиной в восемь лошадиных сил, длиной 50 футов (чуть больше 15 м), способный служить буксиром и ломать тонкий лед. Уже с 1 июля 1883 года и «Мария» стала ежедневно курсировать в дачные места Пскова.

А через месяц в Псков при­был третий местный пароход, купленный владельцем имения Щиглицы Петром Карловичем Гилейн-фон Гембицем, Большой необходимости в этой покупке не было, и хозяин парохода точно отразил это в его названии — «Прихоть». Впрочем, пароходик не только возил го­стей из Пскова в Щиглицы, но и не раз оказывал услуги пско­вичам: 22 апреля 1864 г. с него в устье Великой и у Снятной горы выпускали мальков лососи, 5 сентября он снял пассажиров с  «Дорпата», сев­шего на мель...

Ссылаясь на конкуренцию и малую прибыльность «Ольги», Быковский весной 1885 года просил пароходное общество уменьшить арендную плату. Но ему разрешили лишь вдвое увеличить стоимость проезда до Корытова по праздничным дням. Однако доходы действительно были невелики. «Ма­рия» вообще прекратила рей­сы по Великой, ее перевели в Дерпт. Зато инспекция запре­тила брать на борт «Ольги» более 33 пассажиров. К тому же лето оказалось холодным. А главное, дачное строительство в Черехе еще не получило ожи­даемого размаха и постоянных пассажиров не хватало. На 1886 год пришлось все-таки уменьшить Быковскому размер арендной платы на сто рублей.

И в этом году его дела не поправились. 2 июня на «Ольге» вырвало трубу, обдав публику клубами пара. Вместо пассажи­ров Быковский подрядился возить камень на строительство Рижского железнодорожного моста.

Неудивительно, что на но­вый срок пайщики предпочли сдать пароход другому аренда­тору. Им стал самый предприимчивый житель Пскова баденский подданный Георг Францевич Викенгейзер, которого на русский манер иногда звали Егором Ивановичем. Начав с небольшого колбасного производства, он успел и этому вре­мени устроить для города во­допровод, построить на Серги­евской трехэтажное здание с театральным залом. С 12 мая 1887 года «Ольга» возобновила регулярные рейсы по Великой и Черехе.

К несчастью, следующей ве­сной пароход сильно постра­дал во время ледохода и потребовал капитального ремонта. Тогда Викенгейзер за восемь тысяч рублей купил более кру­пный пароход «Александр» с каютой первого класса. Же­лезнодорожники с трудом погрузили его на две платформы, да и перевозка с вокзала по Сергиевской по перекатывае­мым бревнам заняла два дня. Только 18 мая 1888 года паро­ход спустили на воду и через три дня освятили в присутствии высшего начальства, которое прокатилось до устья речки Многи.

В отличие от «Ольги», новый пароход шел плавно, без стука. Убедившись в его удобствах, псковичи охотно совершали по­ездки в Корытово, Череху или просто катались по Великой. Через год после ремонта во­зобновила рейсы и «Ольга» Этот первый местный парохо­дик плавал еще и в 1890 году, после чего вместе с пароходным Обществом как-то незаме­тно прекратил свое существова­ние.

Речное пароходство

Викенгейзер сразу взялся за обустройство дачного поселка в Черехе Он арендовал там у архиерейского домоуправления более двух десятин земли между Великой и Черехой, пост­роил новые дачи и сдавал их в аренду, поставил удобную при­стань на правом берегу Великой у впадения в нее Многи, в 1890 году уложил полторы вер­сты рельсового пути для конки от пристани до середины сос­нового леса, где соорудил большой павильон с рестораном, 6уфетом и сценой, для которой нанимал оркестр или пригла­шал артистов, договорился с управлением железной дороги о минутной остановке в Чере­хе пассажирских поездов, для чего за свой счет устроил там платформу…

Такая энергичная деятельность быстро сделала Череху самой популярной дачной местностью. А Викенгейзера за предприимчивость шутя проз­вали не только «псковским аме­риканцем», но и «губернатором Черехи». Сюда на лето стали приезжать и жители столицы. Так что у пароходов все вре­мя хватало пассажиров и зачастую они ходили перепол­ненными. Взамен «Ольги» Ге­орг Францевич сразу купил другой пароходик, немало поплававший по кана­лам Питера, и дал ему новое имя — «Череха». С мая 1891 года «новичок» стал плавать по тому же маршруту, что и «Александр»: Псков-Корытово-Череха  и  обратно.

Пристань

Почти двадцать лет эти два парохода курсировали по Ве­ликой без больших недоразумений. И вдруг, неожиданно для дачников, многие из кото­рых ежедневно ездили на ра­боту, Викенгейзер объявил, что с 23 июня 1908 года «Череха» и «Александр» прекращают рей­сы. По его словам комиссии из МПС, осматривающее паро­ходы перед навигацией, с ка­ждым годом сокращают  нормы посадки пассажиров  А перевозить за рейс 30—35 человек нерентабельно. Возмущен­ные дачники немедленно пос­лали телеграмму в министерст­во, а губернатор пообещал принять меры. И на четвертый день Викенгейзер прекратил «забастовку». Новая комиссия разрешила принимать на борт «Александра» 60 пассажиров, а на «Череху» - 50.

Тогда же у Викенгейзера по­явились и конкуренты. Хозяин Корытовского имения Петр Петрович Калашников еще в 1895 году заставил Викенгейзера убрать пристань со своей земли. Пришлось установить ее ближе к железнодорожному мосту, в Подборовье. А теперь Калашников купил старенький пароход «Горный», успевший 25 лет поработать в Финлян­дии, 14 лет - на Неве и уже стоявший на приколе из-за не­исправности машины. В первый же день - 13 июля 1908 года, «Горному» пришлось пре­кратить рейсы: его котел не мог держать пар выше 15-17 градусов. После ремонта Ка­лашников удивил псковичей, нарисовав на борту парохода другое, игривое имя - «Флирт». Они смеялись: «Доб­ро бы еще новенький, моло­денький, кокетливый парохо­дик, а то... старая калоша пост­ройки 1873 года».

Калашников приобрел еще и моторную лодку, назвав ее более изящно - «Лебедь». На ее корме он вывесил Анд­реевский флаг, как на военном корабле.

Несмотря на конкуренцию, пассажиров хватало всем, и пароходы нередко ходили переполненными. Иногда публике всю дорогу приходилось стоять в тесноте. Установленную нор­му обходили просто - сторож речной полиции считал людей при посадке на первой приста­ни у Плоских ворот, а паро­ход забирал пассажиров еще и с пристани у Георгиевского спуска. Бывало, что они не выдерживали давки, составляли акт и суд штрафовал Викенгейзера за нарушение обязательного постановления.

В Корытове псковские предприниматели Штейн и Турау застроили дачами новые участки на берегу Великой. Поэтому Викенгейзер, купив в 1911 году свой третий пароход, дал ему ими «Ново-Корытово». Вскоре и конкуренты обзаве­лись новыми пароходами и мо­торными лодками. Через два года Викенгейзер отправил "Ново-Корытово" на более выгодные рейсы из города вниз по Великой, а далее пo озерам и реке Желче до Ямков (ныне­шнего поселка Ямм). Рыбаки и крестьяне сразу упростили на­звание парохода, говоря более понятно: «Новое Корыто». Обидчивый владелец приказал за­красить на борту парохода вто­рую половину названия. Ему разрешили брать не более 42 пассажиров.

Энергичный хозяин псковских пароходов Георг Францевич Викенгейзер скончался здесь 1 февраля 1914 года А «Череха» и «Александр», про­должали курсировать по Великой, в том числе и в лет­ний сезон 1918 года, по окон­чании которого его наследники вместе с отступающими неме­цкими войсками уехали в Германию.

Маленькими пароходиками псковичи пользовались и в довоенные  годы.

Жаль,  что  прежняя пред­приимчивость в наши дни еще не возродилась. И до сих пор дачникам Промежиц, Пристани,  садов Высоцких и  других мест по беретам Черехи и Великой не предлагали добираться до своих участков на небольших   пароходах.  Не  попробуют ли наши речники преподнести  такой  подарок теперь, в честь  юбилея  псковского пароходства?

Левин, Н. Ф. Вверх по Великой / Н. Ф. Левин // Псковская правда. – 1993. – 8 мая.

Сего Дня

28 ноября 1725 года

28 ноября 1725 года

Первая духовная школа в Пскове. Стараниями преосвященнейшего Рафаила Заборовского в Пскове при архие...

28 ноября 1897 года

28 ноября 1897 года

Построено и принято в эксплуатацию "Коренное паровозное депо станции Дно", приписанное к Московско-В...

28 ноября 1962 года

28 ноября 1962 года

Сдано в эксплуатацию новое здание Псковского кооперативного техникума.

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru