(По страницам "Спутника по древнему Пскову: любителям родной старины"; автор-составитель Н.Ф. Окулич-Казарин. Издание Псковского Археологического общества, 1911 г.)
ПСКОВСКИЕ МОНАСТЫРИ
Снетогорский Рождества Богородицы монастырь
Въ двухъ верстахъ къ северу отъ Петро-Павловской Сироткинской церкви, на возвышенномъ мысЂ, вдающемся въ р.Великую и называемом СнЂтною горою, находится бывшiй СнЪтогорскiй монастырь. Названиiе горы происходитъ, вероятно отъ снЂтка, въ изобилiи заходящнго сюда на нерестъ изъ Псковского озера. СнЂтогорскiе монахи издавна промышляли рыбой и имЂли свои лавки и даже своё подворье въ рыбныхъ городскихъ рядахъ. Время основанiя монастыря неизвестно, но несомненно, что онъ основанъ не позже XIII вЂка, такъ какъ о немъ упоминается въ лЂтописи подъ 1299 годомъ, когда меченосцы, неожиданно явившiеся подъ стены города, напали на монастырь и убили игумена Iасафа съ 17 монахами.
Монахи Снетогорского Рождества Богородицы монастыря
в росписи Свято-Успенского Почаевского монастыря (Художник Н.Рерих)
Возможно, что Iасафъ былъ основателем монастыря, такъ какъ во Псковскихъ синодикахъ он называется первымъ СнЂтогорскимъ игуменомъ. Вследствiе некоторыхъ особенностей своего внутренняго строя, монастырь прiобрелъ характеръ свЂтской промышленной общины, чему способствовалъ, главнымъ образомъ, обычай вкладничества, составлявший въ томъ, что каждый монахъ дЂлалъ въ монастырскую казну имущественный вкладъ, доходы съ коего шли въ его пользу. Это искажало самую идею иночества и вносило въ монастырскую жизнь чисто свЂтские начала, противъ чего еще въ XIV столетiи восставали высшiе духовныя власти. Однако жъ, эти отрицательныя стороны СнЂтогорского монашества не помЂшали появленiю среди него двух великихъ Псковскихъ подвижниковъ Евфросина и Саввы, основавшихъ впослЂдствiи свои монастыри. Благодаря тому же промышленному характеру братiи, СнЂтогорскiй монастырь отличался благоустройствомъ и обезпесенностью, вследствiе чего въ немъ охотно останавливались знатные заЂзжiе гости cвЂтскаго и духовнаго званiя. Самою знатною гостьей была, конечно, Софiя Фоминична Палеологъ, остановившаяся въ монастырЂ 13 октября 1473 года на пути своемъ изъ Царьграда въ Москву. Переодевшись въ царскiе одежды («порты царские надЂвши») она отсюда отправилась во Псковъ.
Въ 1477 году Новгородскiй архiепископъ Феофилъ въ знакъ своего особого вниманiя къ СнЂтогорскому монастырю, подарил ему «самозваные» часы, предназначенные сначала для Троицкого собора. Въ числе братiи бывали иногда и лица высокопоставленныя: такъ напримеръ въ 1404 году здЂсь постригся князь Григорiй Евстафьевичъ, сынъ знаменитого героя, служилого Изборского князя Евстафiя, и здЂсь же былъ погребенъ, въ 1417 году, «в притворЂ на десной сторонЂ».
В 1419 году, во время жестокого мора, здЂсь же постригся больной Псковскiй князь Феодоръ Александровичъ Ростовской. СпослЂдствiи, выздоровевъ, он уЂхалъ въ Москву.
Въ смутный 1613 годъ шайкой Лисовскаго былъ убитъ на дорогЂ въ Москву игумЂнъ СнЂтогорского монастыря, сопровождавшiй арестованного Псковскаго самозванца Сидорку.
Въ 1798 году въ монастырЂ Шведскiй король Густавъ-Адольф устроилъ въ монастырЂ свою главную квартиру.
Въ 1798 году въ монастырЂ была учреждена архимандрiя, а въ 1804 году монастырь упраздненъ и переданъ архiерейскому домоправленiю.
Не доезжая около ¼ версты до монастыря, мы видимъ вправо небольшое озеро. По мненiю И.И. Василёва это озеро есть результатъ попытокъ дать извилистому и очень опасному для судоходства руслу рЂки болЂе прямое направленiе.
ЗдЂсь же вправо от дороги стоитъ часовня недавней постройки. По преданiю здесь былъ прежде монастырь.
Монастырскiе святые сорота чрезвычайно схожи съ воротами Спасо-Мирожского монастыря, нынЂ передЂланными и закладенными. На двухъ толстыхъ и низкихъ столбахъ, покрытыхъ глубокими каннелюрами, утверждена проЂздная арка; за нею идетъ другая такая же арка, а дальше третья.
ПравЂе воротъ въ стЂнЂ видная другая воротная арка, меньшихъ размеровъ, не задЂланная. Несомненно, что и здесь были такiя же тройные ворота, какъ и описанные выше.
Въ монастырЂ находятся д†церкви: Рождества Богородицы и Владимiрская, бывшая Рождества Христова.
Церковь Рождества Богородицы
По лЂтописи эта церковь сооружена въ 1310 году, но г.г. Суслов и И.Грабарь полагаютъ, что она была выстроена гораздо ранЂе и во всякомъ случаЂ не позже XIII вЂка. Въ 1493 г., по словамъ лЂтописи, «погорЂ СнЂтная гора весь монастырь и церковь храмъ святыя Богородица». ВЂроятно, церковь была только сильно попорчена пожаромъ, но не разрушена, потому что ея архитектура принадлежитъ глубокой древности. Прежде всего она поражаетъ своимъ сходствомъ со Спасо-Мирожскимъ соборомъ. На сЂверномъ и южномъ фасадахъ находятся, какъ и въ первомъ, по две арки: одна большая, другая значительно меньше. СЂверо- и юго-западные углы храма надстроены позже, какъ и въ Спасо-Мирожскомъ соборЂ, изъ чего следуетъ, что первоначальный планъ храма былъ, подобно Спасо-Мирожскому, не кубическимъ, а крестовымъ. На востокЂ находятся 3 полукруглые абсиды безо всякихъ украшенiй. Средняя абсида немного ниже церковной кровли, боковые же вдвое ниже средней. ПослЂдняя значительно меньше, нежели въ Спасо-Мирожскомъ монастырЂ. Съ южной стороны находится пристройка, сооруженная,судя по оконнымъ наличникамъ, значительно позже главного храма. Теперь въ ней помЂщается консисторскiй архивъ, а прежде здЂсь была монастырская трапезная. Съ запада приделана паперть, хотя и позднЂйшая, но все же древняя, съ арочнымъ входомъ. По верхнему краю арки идетъ поясъ изъ углубленных квадратов. Последнiе суть не что иное какъ изразцы,но, къ сожаленiю, совершенно забелЂнные. Отмыть ихъ не стоило бы больших усилий.
Церковь увЂнчана главою, которая тоньше и длиннЂе Мирожской, а потому придаетъ храму болЂе стройный видъ, хотя ближе къ востоку. Зато карнизъ барабана сильно отличается отъ Мирожскаго, украшенного только одним простым арочным пояскомъ. Здесь онъ состоитъ изъ ряда углубленныхъ кокошниковъ, ниже коихъ идетъ поясокъ – зигзагъ, образованный впадинками; средняя часть пояса состоитъ изъ двухъ рядовъ треугольныхъ впадинокъ, образующихъ зигзаги; выше и ниже зигзага идетъ по ряду углубленныхъ квадратиковъ. Эти украшеня встречаются не ранЂе XIV в. Возможно, что они появились въ Снетогорскомъ храмЂ при обновленiи его после пожара 1493 года. Древнее покрытiе церкви, по мнЂнiю академика Павлинова, было восьмискатнымъ, нынЂ же она покрыта желЂзною крышей на четырЂ ската.
При входЂ на паперть обращаетъ на себя вниманiе огромная (3 ¼ Х 2 ¼ аршина) толстая плита. Прежде она лежала на землЂ у самого входа, но нЂсколько лЂтъ тому назадъ её сняли и поставили къ стЂнЂ на паперти. Къ сожалЂнiю, это сдЂлано слишкомъ поздно, такъ какъ вся средняя часть покрывающей плиту надписи совершенно стерта ногами богомольцевъ. Мы могли бы разобрать лишь нЂсколько словъ и, между прочимъ, начало надписи: « ЛЂта S…». Цифра S указываетъ по крайней мЂрЂ на XV век, но, возможно, что подъ нею скрывается даже и XIV век.
За папертью идетъ притворъ, покрытый массивными сомкнутыми сводами. ЗдЂсь находятся три двери: справа – въ архивъ (бывшую трапезу), слЂва – въ ризницу и прямо – въ церковь. Проникнуть въ архивъ намъ не удалось. Ризница довольно помЂстительна. Посреди нея стоитъ огромный черырехъ гранный столбъ, около 1 сажени толщины. На него опираются пяты сводов, перекинутыхъ во всЂ стороны. Въ ризницЂ хранится несколько пушекъ на лафетахъ. По преданiю, онЂ оставлены здЂcь Густавомъ-Адальфомъ.
Входъ въ храмъ имЂетъ грубо сдЂланную перспективную арку. Внутренность храма имЂетъ одну архитектурную подробность, не встречаемую въ другихъ церквахъ: по своей длинЂ, отъ запада къ востоку, храмъ раздЂленъ тремя внутренними стенами; слЂдовательно, всЂхъ продольныхъ стЂнъ, считая съ двумя наружными – пять. Каждая изъ внутреннихъ стЂнъ имЂетъ два пролета, коими соединяются между собой продольные отделенiя храма. ВсЂ отдЂленiя покрыты сомкнутыми и коробовыми сводами. Въ северо-западномъ углу, въ сводЂ, замЂтно сферическое углубленiе – вЂроятно, слЂдъ бывшего здЂсь маленького купола. ВсЂ продольныя стЂны не доходятъ до иконостаса шаговъ на шесть, вслЂдствiе чего между ними и иконостасомъ образуется узкое и длинное пространство. Надъ нимъ возвышеется полый барабан съ восьми щелеобразными окнами, утвержденный на четырехъ подпружныхъ аркахъ, пяты которыхъ опираются не на столбы (ихъ нетъ), а на стЂны. Противъ алтаря устроены наверху каменные хоры, на которые можно взойти только изъ архива. За правымъ клиросомъ почиваютъ мощи убиенныхъ въ 1299 году игумена Iасафа съ братiею. Въ стенахъ храма вдЂлано много надгробныхъ плитъ, изъ коихъ древнЂйшiя – 1647 и 1648 гг.
НЂсколько лЂтъ тому назадъ въ жертвенникЂ на стЂнЂ были обнаружены древнiя фрески весьма искусныхъ писемъ. Къ сожалЂнiю, они сильно попорчены. Лучше другихъ сохранился строгiй Византiйскiй ликъ какого-то святителя.
Въ алтаре также заметны слЂды фресокъ. Весьма вероятно, что весь храмъ был покрытъ фресками, какъ и въ Спасо-Мирожскомъ соборЂ.
/ФОТО ФРЕСОК/
Фотографии сделаны архитектором-реставратором Константином Константиновичем Романовым (16/28 сентября 1882 г., С-Петербург -- 26 января 1942 г., Ленинград) в 1927 году.
Церковь святого равноапостольного князя Владимира, бывшая Рождества Христова
Построена въ 1512 году во имя св. Николая чудотворца и была трапезною. Тогда же были при ней построены настоятельскiя келiи.
Церковь имЂетъ форму вытянутого вверхъ прямоугольника на подобiе Стефановской и Пантелеимоновской. Западный фасад закрытъ позднЂй пристройкой. Съ сЂвера сдЂлано трехдольное дЂленiе, но оно не доходитъ до кровли почти на два аршина; кромЂ того, правая лопасть гораздо короче двухъ остальныхъ. Остающаяся наверху часть стЂны имЂетъ прямоугольное углубленiе почти во всю ширину стЂны, сдЂланное, вЂроятно, для фресокъ. Верхъ углубленiя срЂзанъ, изъ чего слЂдуетъ, что древнее церковное покрытiе было, вЂроятно, восьмискатным. Съ востока придЂлана полукруглая абсида безъ украшенiй. Барабанъ глухой и также без украшенiй.
Внутри храм совершенно передЂланъ. Онъ накрытъ прямымъ потолкомъ, а абсидное углубленiе закрыто глухою прямою стЂной. ВсЂ эти передЂлки произведены въ 1814 году.
Колокольня
Верхняя часть нынЂшней колокольни нЂсколько лЂтъ тому назадъ была разбита громовымъ ударомъ и потомъ выстроена заново. Нижнiй же ярусъ остается древнимъ. Онъ имЂетъ восьмигранную форму, напоминающую колокольню Ивана Великаго. Сооруженiе его относится къ началу XVIII столетiя. Внутри находилась церковь Вознесенiя -подъ-колоколы, иконостасъ коей въ 1814 году перенесенъ въ нынЂшнюю Владимiрскую церковь.
Снаружи, на восточной сторонЂ колокольни, видны окна съ затЂйливыми наличниками и фронтонами. Между ними едва выступаютъ изъ стЂны слабые очертанiя двухъ алтарныхъ абсидъ. Поднявшись по лЂстницЂ внутрь колокольни можно убЂдиться, что собственно церковь имЂла форму квадрата, окруженнаго съ западной, сЂверной и южной сторонъ восьмиугольною папертью.
На монастырскомъ дворЂ виситъ древнЂе било.
Монастырь окруженъ садами. Положенiе его на берегу Великой чрезвычайно живописно. Отсюда открывается прекрасный видъ на Псковъ.
Церковь Рождества св. пророка и Предтечи Господнего Иоанна. Иоановский монастырь
Iоанно-Предтечевъ 2-го класса дЂвичий монастырь находится на лЂвомъ берегу Великой реки, противъ устья Псковы. Онъ основанъ около 1240 г. мЂстно-чтимою княгинею Евфросинею Рогволодовной, дочерью Полоцкаго князя Рогволода Борисовича и теткою князя Довмонта. Мужемъ Евфросинiи былъ известный авантюристъ, Псковскiй князь Ярославъ Владимiровичъ, предавшiй потомъ Псковъ в руки немцевъ. Жена его приняла монашество съ именемъ Евпраксiи и основаля Ивановскiй монастырь, въ которомъ, по преданiю, была первою игуменьей.
Въ 1243 г. Ярославъ пригласилъ её на свиданiе въ Ливонскiй городокъ Одемпе (МедвЂжью Голову), гдЂ она и была убита своимъ пасынкомъ, сыномъ Ярослава отъ первой жены немки (8 мая). ТЂло ея было привезено во Псковъ и погребено въ основанной ею обители.
Въ лЂтописи говорится, что 18 мая 1243 года «явися знаменiе въ Пльско†у св. Iоанна въ монастыри от иконы св. Спаса надъ гробомъ княгининомъ Ярославлеи Владимiровича, юже уби свой пасынокъ въ МедвЂжи Голо†: иде миро отъ иконы по 12 днiй; найде четыре вощаници, яко въ стекляницю, и привозоша въ Новгородъ две на благословенiе, а въ Пльско†д†собЂ». Описанiе этого чуда вырЂзано на древнемъ мЂднимъ подсвечникэ при гробницЂ княгини и на древнемъ камнЂ, вдЂланномъ въ стЂну придЂла. МЂстная память преподобной творится 16 октября.
Соборная церковь св. Iоанна Предтечи сложена изъ плиты съ кирпичомъ, между тЂмъ какъ всЂ остальныя древнэйшiя церкви, т.е. до XVII столетiя, - изъ одной плиты. Глина, изъ которой сдЂланы кирпичи, похожа не на псковскую, а скорЂе на бЂлую голландскую, и самые кирпичи, по-видимому, дЂланы не во ПсковЂ, ибо имЂютъ правильную четвероугольную форму. Храмъ по плану не квадратный, а прямоугольный, удлиненный отъ востока къ западу. Восточный и западный фасады имЂютъ трехдольныя кружальныя дЂленiя, съ сЂверной же и южной стороны – четырехдольныя. Арки и лопатки рисуютъ на фасадахъ внутреннюю конструкцiю храма. Къ западному фасаду пристроена одноэтажная паперть. Надъ юго-западной стороной возвышается двухпролетная звонничка, четырехгранные столбики коей въ среднихъ частяхъ скруглены. По-видимому звонница моложе храма и могла быть выстроена въ конце XIV или нач. XV вЂка. Большiя окна съ трехцентровыми закругленiями сдЂланы так же позднЂе конца XIV столЂтiя. Храмъ имЂетъ 4 главы, изъ нихъ 3 принадлежатъ собственно главной церкви, а 4-я – АндрЂевскому придЂлу, сооруженному вмЂсто прежняго вЂтхаго въ 1845 году. Расположенiе трехъ главъ имЂетъ ту особенность, что большая глава приходится не посрединЂ церкви, а ближе къ восточной части, отчего храмъ могъ казаться кривобокимъ. Этотъ недостатокъ сглаживается двумя остальными куполами, поставленными ближе к западной части, вслЂдствiе чего глазъ не замЂчаетъ уникальной неправильности фигуры и получается впечатлЂнiе симметрiи. КромЂ того, двэ малые главы имЂютъ и другое, конструктивное значенiе. ОнЂ служили для освЂщенiя хоръ, устроенныхъ въ западной части храма. Поэтому, вначалЂ въ барабанахъ сдЂланы были окна; впоследствiи же, съ устройствомъ АндрЂевского придела съ сЂверной стороны храма, послЂдняя лишилась своихъ оконъ; взамЂнъ ихъ, расширили окна западной и южной стЂнъ главного храма; тогда количество свЂта оказалось настолько достаточнымъ, что окна малыхъ куполовъ были признаны излишними, и ихъ пришлось задЂлать. Карнизы куполовъ имэютъ такiя же самыя арочныя украшенiя, въ видЂ поясковъ, какiя мы видимъ въ Мирожскомъ монастырЂ и у св. Софiи Новгородской. Наружность храмама сильно испорчена позднЂйшей 4-хъ скатной крышей. Древнее покрытiе, по мнЂнiю Павлинова, было посводное; на иконЂ же СрЂтенiя оно изображено поарочнымъ.
Внутреннее устройство отличается отъ всЂхъ другихъ древнихъ церквей количествомъ столбовъ: ихъ не 4, а 6. Лишняя пара столбовъ объясняется тЂмъ, что соборъ имЂетъ удлиненную форму, т.е. западная его стЂна какъ бы отодвинута. ВсЂ столбы круглые – типъ, взятый прямо изъ Византiи. Поверхъ столповъ идутъ четвероугольные тумбы, какъ бы насаженныя на столбы. Изъ этихъ тумбъ подымаются коробовые арки и своды. Подпружныя арки ниже слЂдующiхъ за ними коробывыхъ сводовъ, что также не совпадаетъ съ обычнымъ типомъ Псковскихъ церквей, въ которыхъ почти вездЂ, кромЂ Варлаамовской, устроено обратно. Въ западной части храма сделаны деревянные хоры. Сзади нихъ, въ стЂне, устроены нишки для уединенной молитвы. Очевидцы рассказываютъ, что въ правой алтарной колоннЂ, за иконостасомъ, находилась прежде потайная дверь въ подвалы. Отыскать эту дверь намъ не удалось.
На монастырской колокольнЂ, строенной въ 1882 году, есть два древнихъ колокола съ надписями: одинъ литъ въ 1542, а другой въ 1590 г.
Иконы и др. предметы:
Въ главномъ храмЂ: а) въ алтарЂ.
Знаменiя Пресвятой Богородицы 1 арш./13 в.
СвЂтъ и поля на немъ мЂдные, чеканные, вызолоченные, а два вЂнца, съ коронами, серебряные, рЂзные, позолоченные. ВЂнцы украшены 28 простыми разноцветными каменьями и двумя гранатами. У Божiей Матери зарукавники сребро-позлащенные, сканой работы, съ двумя такими же колечками и 10 простыми каменьями. На другой сторонЂ иконы изображенъ восьмиконечный крестъ.
Св. Иоанна Предтечи. 1 ар. 12 в./ 1 ар.2 1/2 в. Шитая по малиновому и желтому атласу золотомъ и разноцветными шелками. Правая рука Крестителя изображена при персяхъ, а въ лЂвой глава его на блюдЂ; предъ нимъ внизу дерево и сЂкира. По преданiю, этот образъ – даръ преподобной основательницы монастыря. Находятся въ жертвенникЂ.
б) В иконостасЂ:
Спасителя, сЂдящего на престолЂ. 2 ар./1 ½ арш. Старинная, но записанная. На ней виситъ серебряный вызолоченный крестъ, судя по надписи – 1468 г. Въ немъ часть ризы Пресвятой Богородицы, пожалованная царицей Прасковьей Федоровной своихъ крестницЂ, подъяческой женЂ Прасковье Ивановой.
Св. Iоанна Предтечи, храмовая. 1 аршин 14/1 арш. 7 ¼ в. Старинная, но записанная. Подъ нею, на иконостасЂ, надписи: 1) «По указу благоверныя Государыни Царицы и Великiя Княгини Параскевы Феодоровны и по благословенiю преосвященного Феофана, архиепископа Псковского и Нарвского, а строила сей иконостасъ того жЂ монастыря игуменья Евстолiя Ладыгина». 2) «1723 году марта въ 30 день, при держа†ВсепресвЂтлейшаго и ДержавнЂйшаго Петра Великого, Императора и проч. Построенъ сей иконостасъ въ церкви св. Iоанна Предтечи въ дэвичьЂ монастырЂ». 3) «Въ 1720 г. въ мартЂ мэсяцЂ въ 4 числЂ пожаловала Государыня Императрица Екатерина АлексЂевна денегъ 50 рублевъ на строенiе иконостасу. Въ томъ же мартЂ мЂсяце въ 14 числЂ БлаговЂрная Государыня Царица и Великая княгиня Параскева Феодоровна пожаловала во оный иконостасъ денегъ 50 рублевъ, когда игуменiя Евстолiя Ладыгина была въ Санктъ-ПетербугхЂ у Ихъ Величества въ домэ».
Св. Николая Чудотворца, со Спасителемъ, Божiей Матерью и свв. Никитой и Логгиномъ 2 ар. 1 в. / 1 ар.4 ½ в. Подъ образомъ надпись: «Въ 1716 г. въ сентябрЂ мЂсяцЂ въ 12 числЂ будучи Её Величество БлаговЂрная Государыня Царица и Великая Княгиня Параскева Федоровна и съ Государыней Царевной Анной Iоанновной и съ Государыней Царевной Параскевой Iоанновной въ Ивановскомъ дэвичьЂ монастырЂ пожаловала на церковное строенiе на иконостасъ денегъ 50 рублевъ да два покрова на БлаговЂрныхъ Княгинь золотныя и въ оба пришествiя жаловала iгуменiю Евстолiю Ладыгину и съ сестрами довольною милостиною». Прежде на этой иконЂ изображенъ былъ только одинъ св. Николай Угодникъ, и притомъ написанный неблагообразно. Въ 1863 году при реставрацiи иконы, обнаружился другой ликъ Угодника древняго письма, а такъ же и остальные лики. Открытыя изображенiя такъ и остались нетронутыми.
Божiей Матери Iерусалимской. 2 арш./ 1 ар. 7 ½ в. ВЂнцы и гривна серебряные, позолоченные. Въ коронЂ 332 круглых, 339 среднихъ и 597 мелкихъ жемчужинъ и брильянтовъ.
Божiей Матери ОДИГИТРIИ, именуемой Старорусскою. 1 арш. 11 ½ в. / 1 арш. 3 в. Украшена драгоцЂнными камнями. На иконЂ надпись: «208 (1700) году вЂнецъ Богородицы Одигитрiи чеканной серебряной золоченой церкви Iоанна Предтечи, вЂcомъ 5 ф.6 зол., подаянiе Поганкиныхъ, а кто вЂнецъ сниметъ, судитъ Богъ».
в) Надъ гробницами:
Надъ гробницей преп. Княгини Евфросинiи – чудотворная икона Спасителя въ видЂ полукружiя, около 8 арш. въ окружности. Икона прославлена чудомъ истеченiя м›ра въ 1243 году. ВозлЂ иконы находится древнiй мэдный подсвЂчникъ съ надписью о чудЂ 1243 г. и настоятельскiй жезлъ изъ черного дерева, принадлежавщiй, по преданiю, преп. Евфросинiи.
Надъ гробницей благовэрной княгини Наталiи – икона Божiей Матери Тихвинской, въ чудесахъ, также въ видЂ полукружiя, 8 арш. 2 в. въ окружности, украшенная жемчугомъ и бриллiантами, древняго письма.
Кто такая была княгиня Наталiя – неизвЂстно. Преданiе называетъ ее невЂсткою погребенной здэЂсь же супруги св. Довмонта, княгини Марiи, и женою сына ея Давида Довмонтовича. Мощи обЂихъ княгинь не свидэтельствованы.
Надъ гробницей благовЂрной княгини Марiи, въ иночествэ Марфы – икона свв. Стефана и Евангелиста Матфея, древняго письма. 1 ар. 12 ½ / 1 арш. 10 ½ в. Была храмовой иконой въ упраздненной Стефановской церкви.
Княгиня Марiя, супруга св. Довмонта, была дочерью князя Димитрiя Александровича, сына Александра Невскаго. Овдовевъ, она постриглась въ Ивановскомъ монастырЂ, где и скончалась въ 1300 году.
г) Въ придЂле:
Св. Пророка Илiи. 1 арш. 11 ½ в. / 1 арш. 9½ в. Древняго письма и, по-видимому, не поновленная. Была прежде храмовою въ упраздненной Ильинской церкви (Ильи Сухого).
Св. Пантелеимона (за правымъ клиросомъ). 1 арш. 3 ½ в. / 13 ¼ в. Выписана изъ Афонского Пантелеимонова монастыря, съ частицею мощей, вложенной въ особый серебряный ковчежецъ при иконЂ.
д) Ризница:
Напрестольный серебряный чеканный, съ лицевой стороны позлащенный крестъ, съ мощами. Даръ крестьянина царицы Прасковiи Феодоровны Игнатья Агупы.
Напрестольный крестъ серебряный, рЂзной, позолоченный, съ мощами.
МЂдный рЂзной крестъ, съ чеканными изображениями такъ наз. Ростовскiй.
Три древнихъ Евангелiя.
Священно-служебные сосуды, серебряные, 84 пр., позолоченные. На потирЂ надпись: Подаянiе вдовы л.гв. артиллерiи полковницы Ольги Михайловны Фигнеръ, урожденной Бибиковой, въ память мужа ея, отличившегося во многихъ военныхъ дэлах и погибшаго въ рЂкэ ЭльбЂ, 1 октября 1813 года, при изгнанiи непрiятеля изъ Отечества”. ВЂсу въ сосудахъ 3 ф. 69 зол.
Два покрова – одинъ рябинового бархата, другой бЂлаго атласа – пожертвованные въ 1716 году Царицею Прасковьей Феодоровной и ея дочерьми, Анною и Прасковьею.
Въ монастырской библiотекЂ хранится подлинная жалованная грамота монастырю царя Михаила Феодоровича, данная въ 1623 году.
Подъ самымъ храмомъ, въ усыпальницЂ, погребены, между прочимъ, слЂдующiя лица, записанная въ синодикЂ: Псковскiя княгини инокини: Васса, Голендуха, Iулiя, Марфа, Анна, Iулiанiя, Марiя, Софiя, Александра, Евфросинiя, Софiя и Елена. Въ 1487 году погребены жена князя Ярослава Васильевича Стриги-Оболенскаго и меньшой сынъ ея, умершiе отъ моровой язвы. Но гдЂ находятся ихъ могилы – неизвЂстно. Князевъ сообщаетъ, что тамъ же погребены нЂкоторые Псковскiе князья, но какiе именно и на чемъ основано такоЂ известiе – не поясняетъ.
Въ придЂльной церкви погребенъ отецъ знаменитаго нашего героя Отечественной войны, Самуилъ Самуиловичъ Фигнеръ, бывшiй псковскимъ вице-губернаторомъ съ 1809-1811 г. и скончавшiйся въ 1811 г. Прежде была на стэнЂ надпись о его погребЂнiи, нынЂ же, къ сожаленiю, она уничтожена.
На монастырскомъ кладбищЂ погребены три Псковскихъ губернатора: Черкасовъ (+1856 г.), Прутченко (+1886 г.) и Пащенко (+1900 г.).
Къ востоку отъ монастыря, на самомъ берегу, находится источникъ чистой холодной воды. Монастырь нЂсколько разъ устраивалъ надъ нимъ каменную сень, но её, разумЂется, всякiй разъ немедленно разоряли, какъ разоряется у насъ всё, предоставленное общему пользованiю и не окруженное особою стражей.
* Дореволюционные справочники утверждали, что собор Иоанна Предтечи построен для Ивановского женского монастыря в 1240-х гг. Восстановленных в 1949 году храм предстал в древних формах и появились предположения, что он на век старше. Они подтвердились исследованиями псковского архитектора Сергея Михайлова, проведенными во время последней реставрации собора в 1973-1981 гг. После этого храм был передан епархии, отремонтирован и обустроен внутри. Ныне действует и является подворьем Крыпецкого Иоанно-Богословского мужского монастыря. Монастырь окружала каменная ограда с башенками на четырех углах. На средства благотворительницы, купеческой вдовы Е.Стехновской, в 1885 году построено сохранившееся двухэтажное здание трапезной и покоев настоятельницы, а на колокольне устроены большие башенные часы. Ризница и часть мастерских размещалась в одноэтажном, тоже сохранившемся здании, возведенном при игумене Ювеналии в 1899 году. На кладбище Ивановского монастыря хоронили многих состоятельных горожан. После революции были уничтожены надгробия М.Б. Прутченко, К.И. Пащенко и др. местных знаменитостей.
Натан Левин
Завеличье
Спасо-Мирожскiй монастырь
Эта древнейшая иноческая обитель была, по-видимому, первою во Пско†по времени её основанiя. Она расположена при уста†маленькой рЂчки Мирожи, впадающей въ реку Великую.
МЂсто это освящено преданiемъ о посЂщенiи его св. княгинею Ольгою.
Основанiе монастыря относили до сихъ пор къ 1156 году, но г.Серебрянскiй в своёмъ трудЂ: «Очерки по исторiи монастырской жизни во Псковской землЂ» (стр. 215 и 216) полагаетъ болЂе правильнымъ отнести возникновенiе этой обители къ 1148 г. и въ крайнемъ случае къ 1153 году.
Монастырь основанъ епископомъ Новгородскимъ Нифонтомъ, выстроевшимъ изъ плиты главную монастырскую церковь – Преображенiя Господня и обезпечевшимъ новозданную обитель большими земельными надЂлами. По своему топографическому положенiю, вдали от города, на открытомъ мЂстЂ, на дорогЂ изъ Литвы и Ливонии, монастырь не могъ быть заманчивымъ убЂжищемъ для лицъ, искавшихъ тихой созерцательной жизни. Поэтому въ него должны были вступать лишь люди крЂпкiе духом, готовые во всякое время къ мученическому подвигу.
Хотя лЂтописецъ и не упоминаетъ о бЂдахъ, постигшихъ монастырь въ первые полтора столЂтiя его существованiя, но, несомнЂнно, что при всякомъ вражьемъ набеге онъ становился первою жертвой, ибо неприятель, прежде всего, бросался на беззащитные посады и окраины.
Не смотря на столь опасное положенiе монастырь совершенно не былъ укрЂпленъ: его окружала только невысокая деревянная ограда, да съ запада тынъ. НенЂшняя каменная ограда сдЂлана лишь въ 1799-1805 годахъ. Въ 1299 году нЂмцы, подойдя ко Пскову, разорили посады и убили Спасо-Мирожского ирумена Василiя и нЂсколькихъ монаховъ.
Въ 1323 году монастырь былъ опять въ рукахъ нЂмцевъ, занявшихъ всё Завеличье.
Въ 1581 году, въ ожиданiи прихода Стефана Баторiя, Псковскiе воеводы распорядились выжечь всЂ посады, въ томъ числЂ и Завеличье, а изъ расположенныхъ въ них церквей вывести въ городъ все имущество. Занявъ Завеличье, Баторiй поставилъ у Мирожского монастыря сильную батарею, а на монастырскую колокольню приказалъ втащить пушки, изъ которыхъ стрЂляли по городу калеными ядрами. Въ 1615 году монастырь, вЂроятно, потерпЂлъ отъ шведовъ, разорившихъ сосЂднiй Климентовъ монастырь. КромЂ того, Мирожская обитель не разъ служила временною квартирою Московской рати, приходившей на помощь Пскову, напримеръ, въ 1463 и въ 1471 гг.; а также Новгородской – въ 1474 г.
Монастырь заключаетъ въ себЂ два храма: церковь св. архидiакона Стефана и Спасо-Преображенскiй соборъ; изъ нихъ первая находится при самомъ въезде въ монастырскiе ворота, влЂво отъ нихъ, а второй въ глубинЂ монастырского двора.
Спасо-Преображенскiй соборъ Мирожскаго монастыря
Типъ храма Преображенiя – Византийскiй. Длина его 8 сажень 1 арш., ширина – 7 сажень, высота до верхняго карниза – 5 сажень. Основанiе его – равноконечный крестъ, вершиною коего служитъ средняя алтарная абсида. По обЂимъ сторонамъ послЂдней пристроены д†боковые абсиды меньшихъ размеровъ, для жертвенника и дьяконника. Такъ какъ въ кладкЂ последнихъ попадаются кирпичи съ 8-ми конечными крестами и надписями «Iс. Чс. Ника», то можно допустить, что жертвенникъ и дiаконникъ пристроены позже, ибо въ основныхъ стЂнахъ храма кирпичей нетъ, а только одна плита.
СоотвЂтственно жертвеннику и дiаконнику на задней сторнЂ храма находятся такъ же два отделенiя со сводами на половинной высотЂ храма. Впоследствiи на этихъ сводахъ на половинной высотЂ. Впоследствiи на этихъ сводахъ были устроены хоры, куда подымались по наружной лЂстницЂ, вслЂдствiе чего молящiеся на хорахъ были разобщены со внутренностью храма. Для устраненiя этого неудобства угловые отделенiя западной стороны были доведены до высоты главного нефа, нижнiя части стЂнъ западной оконечности креста пробиты, въ пробоинахъ сдЂланы арки, сЂверный сводъ также пробитъ, а сквозь него устроена внутренняя лЂстница на хоры.
Доказательствомъ позднЂйшаго устройства верхнихъ стЂнъ западныхъ пристроекъ служитъ то, что онЂ сложены не изъ плиты, а изъ кирпича. Находящiйся ныне съ западной стороны притворъ – также позднейшаго происхожденiя. Судя по фрескЂ надъ входною дверью, первоначальная ширина притвора равнялась ширинЂ главного нефа, а впослЂдствiи увеличена съ обоихъ сторонъ во всю ширину стЂны.
Фасады собора не имеютъ обычныхъ Псково-Новгородскому задчеству трехдольныхъ лопастныхъ дЂленiй, появившихся въ болЂе позднЂе время. ВмЂсто нихъ на сЂверномъ и южномъ фасадахъ ИмЂются только по два дЂленiя съ полуциркулярными арками;изъ нихъ западные делЂнiя горазда ниже восточныхъ. Эти дЂления въ точности отвЂчаютъ внутреннимъ сводамъ храма, а именно: большiя – сводамъ рукововъ креста, а меньшiя – сводамъ сЂверо и юго западныхъ отдЂленiй. На южной сторонЂ собора помЂщены надгробныя плиты съ надписями XVII века.
Надъ главнымъ храмомъ возвышается широкiй барабанъ съ 8-ю довольно широкими окнами, покрытый главой луковичной формы. ПослЂдняя по мненiю г. Павлинова (История русской архитектуры, стр. 36), могла появиться не ранЂе XVI вЂка, древнЂе же покрытiе было черепичное, невысокое и имЂло Византiйскую форму полушара. НынЂшнее желЂзное покрытiе главы появилось сравнительно въ недавнее время, замЂнивъ собою прежнюю деревянную чешую (лещадь). Барабан опирается переднею стороною на восточную стЂну, а заднею на арки, которыя, въ свою очередь, опираются на пару другихъ арокъ. ВслЂдствiе этого въ храмЂ нетъ четырехъ столбов, служащихъ обычными опорами барабану. Куполъ стоитъ не посреди церкви, а ближе к восточному краю. Причина такой несимметричности заключается въ позднЂйшемъ поднятiи двухъ угловыхъ западныхъ отдЂленiй до высоты главного нефа, о чемъ мы уже говорили выше.
Карнизъ купола опоясанъ цЂпью арочекъ. Такiя украшенiя замЂчаются на древнЂйшихъ Новгородскихъ храмахъ (Софiйский соборъ, Спасъ Нередица, Рождество Богородицы въ Антонiевомъ монастырЂ, Георгiевскiй соборъ Юрьева монастыря и др.), и почти не встрЂчаются во ПсковЂ, изъ чего можно заключить, что храмоздатель Спасо-Мирожского собора, Новгородскiй епископъ Нифонтъ, пользовался, вЂроятно, своими же Новгородскими мастерами.
Соборъ покрытъ четырехскатною крышей. По мненiю академика Павлинова, первоначальное покрытiе было на 8 скатовъ, вслЂдствiе чего храмъ имелъ белЂе стройный видъ, чем нынЂ, когда неуклюжая 4-х скатная крыша закрываетъ нижнюю часть барабана. И, действительно, на рисункЂ Спасо-Мирожского монастыря, находящимся на иконЂ СрЂтенiя, ясно видны фронтальные покрытiя. Однако жь, г. Грабарь полагаетъ, что первоначальное покрытiе было, вЂроятно, посводное и поарочное и только въ XV или въ XVI вв. могло замЂниться фронтальнымъ (И.Грабарь, Исторiя Русского Искусства, стр. 240).
На упомянутой иконЂ изображена возлЂ собора довольно высокая колокольня башенной формы, напоминающая древнiя Русскiе повалуши. Съ этой-то колокольни бросали поляки, въ 1581 году, калёныя ядра. ВЂроятно, впоследствiе она обветшала и была разрушена; теперь же возлЂ собора находится 2-хъ ярусная звонница, выстроенная, по-видимому, не вся сразу, такъ какъ нижнiй ярусъ ея арокъ не сходится, съ верхнимъ.
Внутри церковь покрыта коробовыми сводами. Благодаря отсутствiю 4 столбовъ она довольно помЂстительна. Въ западной ея стЂнЂ видна задЂланная дверь, ведшая прежде на хоры. Съ уничтоженiемъ ихъ остались д†боковые палатки. Въ 1910 г. въ сЂверо-западномъ углу хоровъ, въ самой кладкЂ, нашли замуравленный глиняный горшокъ, обращенный горломъ кверху и совершенно пустой. При данномъ положенiи горшка ясно, что онъ не могъ быть резонаторомъ, ибо въ такомъ случаЂ его отверстiе выходило бы наружу. Предполагаютъ, что онъ служилъ потайнымъ хранилищемъ драгоцЂнностей, но возможно допустить, сто подобные пустотЂлые сосуды замуровывались для облегченiя сводовъ.
Фрески Преображенского собора
Церковь, по-видимому, не имела иконостаса, и это, между прочимъ, служитъ признакомъ ея глубокой древности, ибо иконостасы появились у насъ не ранЂе XV вЂка. Въ первые вЂка христiанства алтарная преграда была совсемъ сквозною и состояла изъ невысокой рЂшетки съ промежутками для прохода, которые закрывались не глухими дверями, какъ нынЂ, а завЂсами. Благодаря этому молящiеся видели все, совершаемое въ алтарЂ, а такъ же всю роспись восточной стЂны храма. Со введенiемъ иконостасовъ эта роспись перешла на нихъ и, такимъ образомъ, «деисусъ», изображавшiйся прежде на внутренней сторонЂ алтаря, появился теперь въ иконостасЂ.
Но главная особенность Спасо-Мирожского собора, приковывающая къ нему вниманiе всЂхъ любителей старины – это его знаменитые фрески, покрывающiе сплошь всЂ храмовые стЂны.
ОнЂ обнаружились случайно въ 1858 году при ремонтЂ собора, а до того времени скрывались подъ слоемъ штукатурки и побЂлки. Въ такомъ видЂ онЂ оставались до 1890-хъ гг., когда штукатурка была отбита, и драгоцЂнныя фрески стали доступны научному исследованiю. Возникъ вопросъ объ ихъ реставрацiи, которая и была проведена въ начале 1900 годовъ иконописцемъ Н.М. Сафроновымъ. Къ сожаленiю, вслЂдствiе сырости, знаменитые фрески постепенно разрушаются, а въ алтарЂ рядъ изображенiй святителей уничтоженъ почти до пояса. Сырость сказывается особенно сильно весною и въ теплое дождливое время.
Комиссiя, осматривающая храмъ летомъ 1908 г. нашла, что порча фресокъ происходитъ болЂе всего отъ неумЂлаго провЂтриванiя и прогрЂванiя храма наружнымъ воздухомъ весною. Въ настоящее время Императорская Археологическая Комиссiя озабочена изысканiемъ способовъ охраны фресокъ отъ гибели.
Вотъ что говоритъ о стЂнописи Спасо-Мирожского монастыря профессоръ Н.В. Покровскiй: «Фрески Мирожскаго монастыря принадлежатъ къ числу рЂдкiхъ явленiй въ ряду памятниковъ древнЂйшаго искусства въ Россiи. ОнЂ земЂчательны какъ со стороны художественнаго стиля, такъ и со стороны иконографической и, наконецъ, по разнообразiю ихъ внутренняго содержанiя. Фресками покрыты всЂ внутреннiя поверхности Спасо-Мирожского собора.
Церковныхъ стЂнописей такой почтенной старины уцЂлЂло немного на православномъ востокЂ очень немного. ИзвЂстны фрески Кiево-Софiйскаго собора XI в., уже реставрированныя; на сЂверЂ Россiи мы имЂемъ также два памятника XII-XIII вв., уцЂлЂвшiе безъ замЂтныхъ новыхъ реставрацiй, - разумЂемъ фрески Спасо-Нередицкой церкви близъ Новгорода и Староладожской церкви св. Георгiя. По археологической важности и по художественному характеру, фрески Мирожскаго собора стоятъ ближе къ Спасо-Нередицкимъ, чЂмъ ко всЂмъ остальнымъ, и хотя сохранность ихъ не столь удовлетворительна, какъ Спасо-Нередицкiхъ (!), но зато въ нихъ мы имЂемъ немало таких композицiй, какихъ нЂтъ не только въ Нередицахъ, но ни въ одномъ русскомъ памятникЂ, относящемся къ первымъ вЂкамъ христiанства въ Россiи, такъ что въ нЂкоторыхъ отношенiяхъ Мирожскiе фрески составляютъ единственный памятникъ въ Россiи, и не легко с полной точностiю опредЂлить, къ какой национальности принадлежали исполнители этихъ фресокъ, - были ли это греки или русскiе; да въ этомъ нетъ и особой нужды. Достаточно знать, что всЂ композицiи въ названныхъ фрескахъ представляютъ собою болЂе или менЂе вЂрныя копiи съ Греческихъ образцовъ; типы лицъ – Греческiе, костюмы также традицiонные Византiйскiе, даже надписи, уцЂлЂвшiя отчасти при нЂкоторыхъ изображенiяхъ, сдЂланы также по-гречески. Въ виду этого основной характеръ памятника обрисовывается самъ собою, независимо отъ вопроса нацiональности исполнителей….
Искусство здЂсь вполне греческое, хотя бы исполненiе и принадлежало Русскимъ мастерамъ. Стиль фресокъ тотъ же самый, что и во фрескахъ Нередицкiхъ и Староладожскихъ.
Это уже не только стиль, какимъ отличаются мозаики и минiатюры блестящей эпохи Византiйского искусства, - эпохи Юстинiана, это даже не есть стиль Ватиканского минологiя императора Василiя II, это стиль мозаикъ Кахрiе-Джаме въ КонстантинополЂ, стиль условный, iератическiй, въ которомъ религiозная идея начинаетъ преобладать надъ свободою художественнаго творчества, и личное религiозно-художественное воззрЂнiе подчиняется установившемуся общественному воззренiю на задачи религiознаго искусства. ВсЂ композицiи весьма удовлетворительны, типы величественны и превосходны, костюмы условны, а нЂкоторые отличаются роскошью; постановка фигуръ по большей части нормальна. Самое размЂщенiе изображенiй въ храмЂ носить на себя отпечатокъ Византiйскаго обычая, установившагося подъ влiянiемъ символическаго воззрЂнiя на храмы и его составные части.
ЗдЂсь прежде всего ясно различаются два цикла изображенiй: въ алтарЂ и средней части храма, а въ этой послЂдней опять возможно различить нЂсколько отдельныхъ цикловъ.
Алтарь – мЂсто совершенiя безкровной жертвы, установленной Спасителемъ на Тайной Вечери; отсюда этой части храма наиболЂе приличествуютъ изображенiя, относящiяся къ Евхаристiи. Средина алтарного полукружiя занята изображенiемъ раздаянiя Евхаристiи апостоламъ; изображенъ въ центрЂ Престолъ съ киворiемъ надъ нимъ, по сторонамъ Престола два ангела съ круглыми золотыми рипидами въ рукахъ, далЂе по сторонамъ Престола два изображенiя Спасителя: съ одной стороны Онъ раздаетъ подходящимъ къ Нему шести апостоламъ св. хлебъ, съ другой – предлагаетъ другимъ шести апостоламъ св. чашу. Надъ изображенiемъ Евхаристiи представленъ Спаситель «Сам приносяй и приносимый», на тронЂ съ книгою въ рукЂ, а по сторонамъ Его – Богоматерь и св.Иоанн Предтеча; композицiя эта известна под именемъ «Деисусного чина» для моленiя.
ЗдЂсь прежде всего ясно различаются два цикла изображенiй: въ алтарЂ и средней части храма, а въ этой послЂдней опять возможно различить нЂсколько отдельныхъ цикловъ.
Алтарь – мЂсто совершенiя безкровной жертвы, установленной Спасителемъ на Тайной Вечери; отсюда этой части храма наиболЂе приличествуютъ изображенiя, относящiяся къ Евхаристiи. Средина алтарного полукружiя занята изображенiемъ раздаянiя Евхаристiи апостоламъ; изображенъ въ центрЂ Престолъ съ киворiемъ надъ нимъ, по сторонамъ Престола два ангела съ круглыми золотыми рипидами въ рукахъ, далЂе по сторонамъ Престола два изображенiя Спасителя: съ одной стороны Онъ раздаетъ подходящимъ къ Нему шести апостоламъ св. хлебъ, съ другой – предлагаетъ другимъ шести апостоламъ св. чашу. Надъ изображенiемъ Евхаристiи представленъ Спаситель «Сам приносяй и приносимый», на тронЂ съ книгою въ рукЂ, а по сторонамъ Его – Богоматерь и св.Иоанн Предтеча; композицiя эта известна под именемъ «Деисусного чина» для моленiя.
Надъ главою Спасителя помЂщено изображенiе Престола съ лежащею на немъ книгою и крестомъ: это – этимасiя или уготованiе Престола, какъ символъ присутствiя Бога, особенно Судiи и Мздовоздаятеля. Внизу подъ Евхаристiею изображены въ два ряда одинъ надъ другимъ святители во весь ростъ, въ фелоняхъ, съ книгами въ руках, какъ совершители Евхаристiи. Такова совокупность изображенiй алтаря; она вполне соответствуетъ идЂе алтаря и согласна съ общепринятымъ Византiйскимъ порядкомъ алтарной росписи. Въ жертвенникЂ всЂ изображенiя уничтожены временемъ,въ сводахъ дiаконника сохранилось превосходное изображенiе ангела съ жезломъ, въ роскошных одеждахъ, застегнутыхъ аграфомъ, и нЂсколько сценъ, для насъ доселе не совсемъ ясныхъ.
Росписи средней части храма по Византiйскому и Древне-Русскому обычаю, должны выражать идею Торжествующей Церкви Христовой. Такъ это и въ рассматриваемомъ памятникЂ. Глава Церкви есть Самъ Iисусъ Христосъ, поэтому и въ зенитЂ купола изображенъ Iисусъ Христосъ сидящимъ на тронЂ съ благословляющею десницею и книгою въ шуйцЂ; вокругъ Него звЂзды и блестящiй ореолъ, поддерживаемый восьмью ангелами. Ниже, въ трибунЂ купола, 16 лицъ, Богоматерь съ простертыми дланями въ багряномъ мафорiи и синей туникЂ, и возлЂ Нея два ангела съ жезлами, 12 апостоловъ въ разнообразныхъ положенiяхъ, иные съ книгами и свитками въ рукахъ; взоры ихъ обращены къ Спасителю. Особенно хороши типы апостоловъ Петра и Павла; въ целом совокупность этихъ изображенiй представляет собою нЂсколько видоизмененную композицию Вознесенiя Господня.
Подъ апостолами въ простенкахъ между восемью окнами трибуны расположены 16 пророковъ, по два въ каждомъ простЂнкЂ, со свитками въ рукахъ и съ жезлами. Типы ихъ замЂчательно разнообразны: одни изъ нихъ старцы, другiе срЂдовЂки, третьи молодые; каждая пара составляетъ особую группу, и въ этой подробности нельзя не видЂть яснаго проявленя художественного вкуса. Костюмы пророков разноцветные, превосходные, отдЂланы съ полной тщательностiю, но постановка фигуръ на плоскости неудачна. Въ ряду пророковъ обращаютъ на себя особенное вниманiе два превосходныхъ изображенiя Давида и Соломона въ дадемахъ и далматикахъ, первый – старецъ, второй – молодой; ихъ типы и костюмировка совершенно тЂ же, что и во фрескахъ Староладожскихъ. Такимъ образомъ мы видимъ въ куполЂ – съ одной стороны представителей церкви новозавЂтной съ ея Главою Iисусомъ Христомъ; съ другой – представителей ветхого завЂта въ лицЂ ветхозавЂтныхъ пророковъ. Тоже самое наблюдается и въ другихъ памятникахъ Византiйскихъ и древне-русскихъ. Въ парусахъ сводовъ, также согласно съ другими памятниками востока, помещены изображенiя 4-хъ евангелистовъ, безъ символовъ, съ атрибутами писательскими.
Въ восточномъ сводЂ, достигающемъ алтарной абсиды, помЂщено прекрасное изображенiе Преображенiя Господня въ трехъ моментахъ, что въ древнЂйшихъ памятникахъ встрЂчается довольно рЂдко : а) Iисусъ Христосъ идетъ на гору въ сопровожденiи апостоловъ; б) самое Преображенiе въ обычной Византийской схЂмЂ, и в) схожденiе съ Фавора.
Из альбома И.Ф. Чистякова
Мраморный иконостасъ итальянской работы поставленъ въ 1902 году послЂ реставрацiи и капитального ремонта храма на средства, данные Священнымъ Синодомъ. Въ немъ помЂщены д†иконы: храмовая – Преображенiя Спаса нашего Iисуса Христа и другая – Божiей Матери «Одигитрiя». Обе, впрочемъ, попорчены при реставрацiи храма. Замечательна еще икона Знаменiя Божiей Матери, именуемая «Мирожскою»: по обе стороны Богородицы изображены в древнихъ княжескихъ одеждахъ благовЂрные князь Довмонтъ и его супруга, княгиня МарiяДимитрiевна, внучка св.Александра невскаго. Икона эта, по-видимому, Новгородскаго письма. Она явилась въ концЂ XII вЂка и прославилась чудеснымъ истеченiемъ слезъ въ 1566 году, во время Ливонскаго похода Ивана Грознаго, когда Пскову грозила опасность Литовскаго нашествiя. Св. князь Довмонтъ и его супруга написаны, конечно, позднЂе самой иконы. послЂдняя по-видимому, была поновлена въ XV-XVI вЂкахъ.
Библиография: Окулич-Казарин, Николай Фомич. Спутник по древнему Пскову : (Любителям родной старины). - Псков : Тип.Пск.губерн.земства, 1911. - 316с.,58 ил.,4 план. - Читать полный текст>>>
Материал подготовлен Татьяной Ледининой