Святогорский Успенский монастырь издревле известен, как один из самых почитаемых на Руси монастырей.
Здесь, по собственному завещанию, был похоронен Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и его родные: родители, младший брат и предки.
Монастырь возник на историческом месте – Ворончанщине, близ г. Воронича, древнего южного форпоста Псковской земли в XV в. Это место имело название Синичьи горы. По преданию на главной Синичьей горе в 1563 г. явилась икона Богородицы «Умиление» пятнадцатилетнему юноше, пастушку Тимофею, который видел вечером икону Богородицы сперва на реке Луговке, а затем на Синичьей горе. Икона была из Воронической Воскресенской церкви. От неё исходило удивительное свечение и прозвучал глас, что на сей горе просияет Благодать Божия.
В Псковской Третьей летописи сообщается о чудесах, исходивших на месте будущего монастыря: «… явися в Ворончанщине на Синичьих горах, на городищи и многое множество прощение (исцеление) человеком всякими недуги начася».
В монастыре хранилась рукописная «Повесть о явлении чудотворных икон <…>Богородицы во области града Пскова на Синичьей горе, иже ныне зовома Святая гора". В середине XVIII в. в огне исчез целиком весь монастырский архив, но "Повесть..." чудом уцелела.
Рядом с Успенским монастырем образовалась слобода Тоболенец, которая получила свое название по наименованию озера. В XIX в слобода имела, как волостной центр, своё правление и свои службы. В ней находилась больница (богадельня) и монастырская читальня.
В 1877 г. в слободе Тоболенец открылось Почтовое отделение, а в 1884 г. возникла школа при монастыре. В ней училось 40 воспитанников.
Соборная каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы имеет два придела: с южной стороны – во имя чудотворной иконы Богородицы «Одигитрии», устроенный в 1772 году; второй с северной стороны - во имя Покрова Божией Матери, пристроенный на средства ктитора, помещика Максима Ивановича Карамышева в 1770 г.
Внизу, у подножья Святой горы была построена в 1784 г. церковь святителя Николая, вместо сгоревшей деревянной. Ныне она не сохранилась. Была разобрана в 1944 г.
К Тоболенской слободе, близ Святых монастырских врат, примыкала церковь Святой Великомученицы Параскевы. Первоначально она принадлежала монастырю, но после Духовных штатов 1764 г. снята с монастырского обеспечения и служила для прихожан слободских с штатом белого духовенства.
В 1944 г. церковь была взорвана, позже уже не восстанавливалась. На месте алтаря Пятницкой церкви стоит памятный знак в виде мраморной колонны.
После закрытия Святогорского монастыря и Пятницкой приходской церкви в Казанском храме хранились чтимые монастырские реликвии - чудотворные иконы Божией Матери " Феодоровская" и " Одигитрия".
При соборной Успенской церкви колокольня построена в 1821 г. при игумене Ионе.
Ограда вокруг монастыря возводилась из дикого камня и известняковых плит в 1772 при игумене Моисее. Служебные здания, настоятельские и братские келии первоначально были деревянные, в сер. XIX в. были построены из камня с обведением их двора внутренней каменной стеной с башенками и воротами.
В наше время при входе в монастырь, в Анастасьевские ворота, устроены три лавки-домика для продажи монастырских памятных сувениров и продукции Столбушинского Успенского монастырского скита: сбитня, меда, лекарственных трав, выпечки и мн. др.
У Святогорского монастыря было в Пскове своё подворье с каменной церковью св. вмч. Варвары.
До времени царствования императрицы Екатерины монастырь считался 27-м первоклассным, но после 1763 г. он стал третьеклассным.
Первый настоятель монастыря игумен Зосима Завалишин представлял псковское духовенство в Москве при избрании на царство на Земском соборе в 1598 г. Бориса Годунова. В то время к Святогорскому монастырю были приписаны два окрестных монастыря: Свято-Никольский монастырь в г.Ворониче и Свято-Никольский монастырь в г.Опочке.
После разорения псковского пригорода Воронича в 1581 и в 1634 гг. неприятелями Святогорский монастырь и прилегающая к нему слобода Тоболенец постепенно становятся духовным и экономическим центром.
Изначально, со времен существования монастыря, был образован Святогорский крестный ход, который начинался от Богородичной пристани на реке Сороть у подножия горы Воронич. Крестоходный водный путь пролегал от Воронича до Выбутских порогов, далее иконы несли во Псков на руках. Монастырь в Пскове, куда приносились иконы, был Мирожский Спасо-Преображенский. По пути следования из Святых гор крестоходцы делали немало остановок в храмах и монастырях пригорода Пскова.
Крестный ход начинался на девятую пятницу по Пасхе, после их празднования в Успенском Святогорском монастыре.
В г. Пскове, в кафедральном Троицком соборе Святогорские иконы приносились к Божественной литургии. После Богослужения Крестный ход обносил святые иконы вдоль стен окольного Среднего города и делал остановку в церкви Архистратига Божия Михаила, потому как в то время там находилось подворье Святогорского монастыря.
В Пскове иконы пребывают неделю, затем отправляются в обратный путь от Мирожского монастыря в 11 неделю по Пасхе водным путем до Промежиц, Свято-Пантелеимонова монастыря, затем в Выбуты и в г.Остров. Иконы вносятся в селения, где богомольцы и страждущие прикладываются к ним и получают исцеления по вере своей.
В г. Острове Святогорский крестный ход останавливается в Свято-Троицком соборе, «посещает дома усердствующих». Обратный путь Святогорских икон более продолжителен. Крестный ход посещает ближайшие к Святогорам пригороды: Новоржев и Опочку, Красный городок и Велье. Служатся молебны в приходских церквях. В монастырь иконы возвращаются только в конце сентября.
В 1780-е гг. при игумене Созонте происходило обновление многих строений монастыря, настоятельский корпус, братские келии. Настоятельский корпус состоял из семи покоев и сеней. Братские келии размещались в нескольких помещениях: они состояли из 4-х покоев с каменным погребом под ними.
Посреди монастырского двора, у подножия горы, стоял Никольский храм и кладезь.
За оградой двора шли служебные постройки черного хозяйственного двора: ледник, сушилы, конюшни, каретная, дровяные склады и баня.
Святые Пятницкие ворота изначально строились каменными в середине XVIII в.
Святые Анастасьевские ворота с помещением-сторожкой (караульней) были сооружены в 1790 году.
Ежегодно проводились ярмарки к праздникам: Благовещения Пресвятой Богородицы, Девятнику и в Покров, которые располагались в гостином дворе Святогорского монастыря. Над крышей одного из братских корпусов поднимался ярмарочный флаг, а у Святых Анастасьевских ворот сидели нищие-слепцы и играли на гуслях, пели духовные канты и песни. К 1917 г. доход от Святогорских ярмарок составлял 1459 рублей, но ранее, в 1839 г. – еще больше, 2796 р.
Епископ Псковский и Порховский Евсевий Гроздов еще в 1915 г. писал псковскому губернатору, барону Н.Н. Медему буквально следующее:
*«Настоятель Святогорского монастыря, Опочецкого уезда, Архимандрит Евстафий с братиею донесли мне, что в означенном монастыре каждогодно на девятой неделе по Пасхе бывает ярмарка, продолжающаяся целую неделю.
Ярмарка эта установлена с давних времен, но когда и кем – не известно. На ярмарку приезжают торговцы и собирается масса народа обоего пола, которая и толпится по монастырю день и ночь, так как монастырския ворота по случаю ярмарки не закрываются. Молодежь гуляет по монастырю взад и вперед с гармониками и песнями, нередко и нецензурными – такое явление вызывает со стороны местных жителей большое нарекание, а на внутреннюю монастырскую жизнь наводит соблазн.
Донося об изложенном, Настоятель с братиею означенного монастыря вместе с тем просили моего ходатайства пред Вашим Превосходительством о переводе из Святогорского монастыря ярмарки в соседнюю Тоболенскую слободу.
Признавая просьбу Настоятеля с братиею заслуживает удовлетворения.
Я, со своей стороны, имею честь просить Ваше Превосходительство: не найдете возможным сделать распоряжение о закрытии ярмарки в означенном монастыре и переведении ея в другое подходящее место и о последующем почтить меня уведомлением.
Призывая на Вас Божие Благословение, с совершенным почтением и таковою же преданностью имею честь быть, Вашего Превосходительства, Милостливого Государя…»
.....
У монастыря были свои ктиторы и благотворители. Максим Иванович Карамышев известен, как строитель Покровского придела Успенского собора. Его единовременный вклад, 1500 руб. на протяжении многих лет приносил 180 руб. ежегодно. Карамышевы пополняли ризницу: в 1823 г. от помещицы Карамышевой поступили «двое Ризы белаго полосатого глазета, оплечье… Две Епитрахили того ж глазета…»
Иван Львов первым выстроил придел Успенского собора в честь иконы Богородицы «Одигитрии».
В пустоши Долгой, подаренной монастырю И.А. Ганнибалом, была возобновлена монастырская мельница, которая с 1809 г. сдавалась в аренду.
Современник А.С. Пушкина, игумен Иона, который осуществлял духовное окормление поэта, родился в г. Торопце в 1759 году в купеческой семье. В семинарии не обучался а постиг только «грамматику русскую». В монашество был пострижен в Снятогорском Рождества Богородицы монастыре в 1797 году, преведен был в Псково-Печерский монастырь, затем стал настоятелем Великолукского Троице-Сергиева монастыря, откуда в1818 году переведен в Успенский Святогорский монастырь.
Из воспоминаний современников о.Иона был добродушный, обладающий простонародной мудростью благочестивый монах. Он и стал прототипом летописца Бориса Годунова в известном пушкинском произведении. Пословица монастырская при игумене: «А вот то будет, что и нас не будет».
При игумене Ионе строились братские каменные корпуса, один из которых сохранился до наших дней.
В 1827 году игумена Иону перевели в Тихвинский монастырь родного города Торопца.
Монастырская библиотека располагалась, как и ныне, в светёлке братского корпуса.
Святогорский монастырь был закрыт в 1920-е гг. и передан государственным службам. Там разместилось экскурсионное бюро.
.....
Очень интересно свидетельство одной пушкиногорской жительницы, Елены Ивановны Ивановой, записанное автором статьи "Материалы к истории Святогорского монастыря" (советский период) Т.В. Степановой в 1991 году:
« Я была еще ребенком, когда закрывали монастырь. Хорошо помню, как выносили иконы и церковную утварь из собора. Народу собралось много, люди плакали… Много икон разрубили и сожгли. Икону святителя Николая угодника на Никольской церкви замазали, а перед войной сбили, так как икона постоянно очищалась от замазки. Иконы выносили и уничтожали работники райисполкома. Одна его сотрудница, Нина, вскоре ослепла. Бог наказал. А Осип из Загосок выносил Распятие из собора, да запнулся. Распятие упало на него. Он встал и сказал Распятию: «Не впирайся, все равно пойдешь!». Но и он получил по заслугам – еще до войны помрачился умом и повесился. Помню Пятницкую церковь еще действующей. Там отпевали духовенство. Вокруг Пятницкой церкви было кладбище, примерно до 1938 г. Потом его комсомольцы сравняли и сделали танцевальную и спортивную площадку, натянули волейбольную сетку. Когда на Троицу пришли на танцы, вокруг все затемнело, а потом точно на востоке как раздвинулось, и стоит Божия Матерь. Это я видела сама!».
В первый год Великой Отечественной войны наши войска, отступая, старались оставить в Святогорском монастыре все как есть, ничем не нарушая его исторического облика. Немцы же, по прошествии некоторого времени, очень кощунственно отнеслись к русским национальным и культурно-религиозным святыням. Во первых, в июле 1941 года была произведена бомбардировка монастыря с воздуха немецкой авиацией; во вторых, в марте 1943 года, по свидетельству священника Иоанна Дмитриева немецкие оккупанты дважды подрывали Успенский собор. В результате рухнула колокольня, и древний большой колокол был разбит и развалился на куски. Его большой фрагмент стоит ныне у подножия Святой горы в Успенском монастыре.
Крест соборного Успенского храма тоже был сорван и сброшен.
Западная часть собора пробита снарядом.
Кровли двух приделов были утрачены.
Сожжена Никольская церковь. Она, практически, была полностью уничтожена. Оставались только стены.
Все монастырские сооружения: трапезная, гостиница, келии – все выжжено огнем.
Сорвана надвратная икона с Пятницких ворот.
При отступлении немцы довершили дикий разгром Успенского Святогорского монастыря и собора.
От иконостаса остались только тябла, иконы вырваны и разбросаны, многие расстреляны. Так, например, образ святых первоверховных апостолов Петра и Павла прострелен с близкого расстояния пулями из ручного оружия.
Колокольня собора сильно была накренена на 10-12 градусов. Холм ополз после взрывов и бомбардировок.
Все пришлось восстанавливать в послевоенное время.
Отходя немецкие оккупанты хорошо заминировали здания монастыря и могилу-склеп А.С. Пушкина. Советским саперам пришлось изрядно поработать, чтобы все постройки и святыня каждого русского человека – могила Великого Поэта, уцелели от разрушительной взрывчатки. При разминировании несколько саперов погибли. В июле 2014 г. на территории Святогорского монастыря была установлена памятная доска, рядом с каменной лестницей справа, при подъеме лестничного марша к Успенскому собору.
В послевоенный период XX века, в 1949 году были проведены восстановительные работы в Святогорском монастыре. Отремонтирован и реконструирован Успенский собор и колокольня, здания братского корпуса и монастырской гостиницы, сторожка при Анастасьевских воротах, каменные лестницы и наружная каменная ограда, за исключением только ограды, обрамляющей монастырский гостиный двор.
Остальные монастырские, пострадавшие от снарядов, постройки были разобраны, в том числе Никольская и Пятницкая церковь, на месте которой было устроено братское захоронение.
29 мая 1992 года при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в монастыре торжественно возобновлены богослужения и возродилась монашеская жизнь.
В 1993 году в Святогорском монастыре была закрыта последняя музейная экспозиция, которая переехала в 1992 году в помещение трапезной братского корпуса.
В наши дни территория монастыря используется совместно с Пушкинским музеем-заповедником и Псковской Епархией.
В монастыре постоянно проживают от 20 до 30 монахов и послушников, есть трудники. Во времена А.С.Пушкина в Святогорском монастыре было только 10 монахов.
Обрабатываются монастырские земли. На подворье построена деревянная церковь св. блаж. Тимофея Воронического.
При Успенском Святогорском монастыре действует Воскресная школа.
По благословению наместника архимандрита Макария монастырь принимает паломников. Строится гостиница для паломников.
Богослужения в монастыре проводятся ежедневно утром и вечером.
В Воскресение и в праздничные дни с 9 ч. утра, в будни – с 8 ч. утра. Вечерние – с 17 ч.
Братия молится за «убиенного боярина Александра Пушкина со сродники».
Варвара Воскресенская
2014 год
Литература:
Евгений (Болховитинов Е. А. ; митрополит ; 1767-1837). Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря ; Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Снетогорского с прибавлением списка преосвященных архиереев псковских ; Описание Иоанно-Предтечева Псковского монастыря ; Описание Святогорского Успенского монастыря ; Описание Благовещенской Никандровой пустыни. - Дерпт : В типографии Иог. Христ. Шинмана, 1821. - Читать полный текст>>>
Евгений, (Болховитинов Е. А. ; митрополит ; 1767-1837). Описание Святогорского Успенского монастыря. - Дерпт : В типографии Иог. Христ. Шинмана, 1821. - Читать полный текст>>>
Святогорский монастырь : путеводитель / Гос. мемор. ист.-лит. и природ.-ландшафт. музей-заповедник А.С. Пушкина ; [фот. Н.А. Алексеев и др. ; сост. А.М. Васильев]. - Михайловское : Сельцо Михайловское, 2003. - 24 с. : ил.
Охотникова, В.И. Повесть о явлении икон на Синичьей горе в списке из собрания Осиповых-Вульф // Псков. - 2004. - № 21. - С. 45-52. - Библиогр. в примеч. - Читать полный текст>>>
Степанова, Т. В. Материалы к истории Святогорского монастыря (советский период) // Михайловская Пушкиниана: сб. ст. науч. сотр. музея-заповедника А. С. Пушкина "Михайловское". - М., 1999. - Вып. 5. - С. 42-74. - Библиогр.: с. 73-74. - Читать полный текст>>>
ГАПО, Фонд 39, опись 1, д....