Н. Ф. Левин
Вверх по Великой
В семидесятые годы прошлого века дерптские пароходы, приходившие по субботам в Псков, оставались здесь на выходной день. По просьбе псковичей они изредка совершали прогулочные рейсы и вверх по Великой до тенистых сосновых рощ Корытова или Черехи. Псковским губернатором был тогда Михаил Борисович Прутченко, управлявший губернией дольше всех своих предшественников: с июня 1872 года до самой смерти в январе 1886 года. Имея для постоянного проживания казенный губернаторский дом, он построил своему семейству для летнего отдыха еще и дачу в Черехе. Его примеру последовали и некоторые другие наиболее состоятельные горожане.
Обзавестись черехинской дачей могли только владельцы собственного выезда, причем близкого удобного пути туда не было. Древний Смоленский тракт вдоль правого берега Великой оказался давно заброшенным и практически непроезжим. Экипажам приходилось добираться дальней дорогой через Кресты. Убедившись в прелестях редких прогулок в Череху дерптскими судами, известный псковский краевед Иван Иванович Василёв посоветовал землякам обзавестись своим речным пароходом. Конечно, небольшим, для маленьких групп и с мелкой осадкой.
В 1882 году несколько десятков псковичей составили Общество легкого пароходства вверх по реке Великой. Минимальный размер пая в 25 рублей позволял привлечь в товарищество средние слои купцов и мещан. По договору, заключенному той же осенью в финском городе Або, акционерное общество Крейтон и К обязалось за две с половиной тысячи рублей построить пароход и доставить его в Петербург, через неделю после открытия навигации. Чертежи этой паровой винтовой шлюпки в три лошадиные силы пайщики могли видеть в городском банке
Заказ был выполнен своевременно. В мае 1883 года пароход на грузовой железнодорожной платформе доставили в Псков и спустили на воду. Пробные рейсы показали его приличную скорость: за 12 минут он проплывал от пристани у Георгиевского спуска (близ мужской гимназии) до усадьбы городского головы П. П. Калашникова в Корытове.
В тот год псковичи готовились отметить тысячелетие предполагаемой даты рождения княгини Ольги, и пайщики решили назвать первый псковский пароход ее именем. По морской традиции они попросили дочь губернатора Ольгу Михайловну Прутченко участвовать в торжестве освящения корабля. Оно состоялось в воскресенье 29 мая, и в тот же день «Ольга» сделала первые платные рейсы в Корытово (за пять копеек с человека в один конец).
Желающих покататься оказалось немало: за пять первых дней продали 1937 билетов. А с 5 июня «Ольга» уже курсировала от плавучего моста и не только до Корытова, но и до Черехи. Пассажиров даже не отпугивали некоторые неудобства: иногда из трубы на них сыпались искры и могли испортить костюм, а пароходный свисток располагался так низко, что заставлял шарахаться от струи пара…
Создатели пароходного Общества не преследовали чисто коммерческие цели. В первую очередь они заботились о быстром и общедоступном сообщении с речными пригородами. Однако такое новое дело требовало массу трудов: устройство и содержание пристаней, споры с лесопромышленниками, загромождавшими Beликую и Череху сплавляемыми плотами, переговоры с инспекцией судоходства о проверке парового котла… На это у выборных руководителей Обществом просто не хватало времени — каждый имел службу или торговое дело. Уже 17 июля на собрании пайщиков отказался от заведывания купец Алексей Алексеевич Шелков; пришлось уговаривать и избирать нового распорядителя — запсковского домовладельца Василия Федоровича Венкова. Коллективное управление собственностью оказалось недостаточно удобным и эффективным, требовался умелый, за интересованный хозяин.
А в сентябре появилось газетное объявление, приглашавшее желающих купить или взять в аренду пароход «Ольга». Весной следующего, 1884 года, пайщики заключили арендный договор с крестецким купцом Василием Михайловичем Быковским, только что построившим на Завеличье паровой лесопильный и мукомольный завод. За первый год аренды парохода Гыксвский обязался уплатить 400 рублей и за два последующие — по 350.
Появление на Великой «чужого» перехода не понравилось хозяевам дерптского пароходства. Их псковский представитель – фирма «Ганс Дитрих Шмитд» срочно закупила более крупный рассчитанный на сто пассажиров, железный пароход «Мария» с машиной в восемь лошадиных сил, длиной 50 футов (чуть больше 15 м), способный служить буксиром и ломать тонкий лед. Уже с 1 июля 1883 года и «Мария» стала ежедневно курсировать в дачные места Пскова.
А через месяц в Псков прибыл третий местный пароход, купленный владельцем имения Щиглицы Петром Карловичем Гилейн-фон Гембицем, Большой необходимости в этой покупке не было, и хозяин парохода точно отразил это в его названии — «Прихоть». Впрочем, пароходик не только возил гостей из Пскова в Щиглицы, но и не раз оказывал услуги псковичам: 22 апреля 1864 г. с него в устье Великой и у Снятной горы выпускали мальков лососи, 5 сентября он снял пассажиров с «Дорпата», севшего на мель...
Ссылаясь на конкуренцию и малую прибыльность «Ольги», Быковский весной 1885 года просил пароходное общество уменьшить арендную плату. Но ему разрешили лишь вдвое увеличить стоимость проезда до Корытова по праздничным дням. Однако доходы действительно были невелики. «Мария» вообще прекратила рейсы по Великой, ее перевели в Дерпт. Зато инспекция запретила брать на борт «Ольги» более 33 пассажиров. К тому же лето оказалось холодным. А главное, дачное строительство в Черехе еще не получило ожидаемого размаха и постоянных пассажиров не хватало. На 1886 год пришлось все-таки уменьшить Быковскому размер арендной платы на сто рублей.
И в этом году его дела не поправились. 2 июня на «Ольге» вырвало трубу, обдав публику клубами пара. Вместо пассажиров Быковский подрядился возить камень на строительство Рижского железнодорожного моста.
Неудивительно, что на новый срок пайщики предпочли сдать пароход другому арендатору. Им стал самый предприимчивый житель Пскова баденский подданный Георг Францевич Викенгейзер, которого на русский манер иногда звали Егором Ивановичем. Начав с небольшого колбасного производства, он успел и этому времени устроить для города водопровод, построить на Сергиевской трехэтажное здание с театральным залом. С 12 мая 1887 года «Ольга» возобновила регулярные рейсы по Великой и Черехе.
К несчастью, следующей весной пароход сильно пострадал во время ледохода и потребовал капитального ремонта. Тогда Викенгейзер за восемь тысяч рублей купил более крупный пароход «Александр» с каютой первого класса. Железнодорожники с трудом погрузили его на две платформы, да и перевозка с вокзала по Сергиевской по перекатываемым бревнам заняла два дня. Только 18 мая 1888 года пароход спустили на воду и через три дня освятили в присутствии высшего начальства, которое прокатилось до устья речки Многи.
В отличие от «Ольги», новый пароход шел плавно, без стука. Убедившись в его удобствах, псковичи охотно совершали поездки в Корытово, Череху или просто катались по Великой. Через год после ремонта возобновила рейсы и «Ольга» Этот первый местный пароходик плавал еще и в 1890 году, после чего вместе с пароходным Обществом как-то незаметно прекратил свое существование.
Викенгейзер сразу взялся за обустройство дачного поселка в Черехе Он арендовал там у архиерейского домоуправления более двух десятин земли между Великой и Черехой, построил новые дачи и сдавал их в аренду, поставил удобную пристань на правом берегу Великой у впадения в нее Многи, в 1890 году уложил полторы версты рельсового пути для конки от пристани до середины соснового леса, где соорудил большой павильон с рестораном, 6уфетом и сценой, для которой нанимал оркестр или приглашал артистов, договорился с управлением железной дороги о минутной остановке в Черехе пассажирских поездов, для чего за свой счет устроил там платформу…
Такая энергичная деятельность быстро сделала Череху самой популярной дачной местностью. А Викенгейзера за предприимчивость шутя прозвали не только «псковским американцем», но и «губернатором Черехи». Сюда на лето стали приезжать и жители столицы. Так что у пароходов все время хватало пассажиров и зачастую они ходили переполненными. Взамен «Ольги» Георг Францевич сразу купил другой пароходик, немало поплававший по каналам Питера, и дал ему новое имя — «Череха». С мая 1891 года «новичок» стал плавать по тому же маршруту, что и «Александр»: Псков-Корытово-Череха и обратно.
Почти двадцать лет эти два парохода курсировали по Великой без больших недоразумений. И вдруг, неожиданно для дачников, многие из которых ежедневно ездили на работу, Викенгейзер объявил, что с 23 июня 1908 года «Череха» и «Александр» прекращают рейсы. По его словам комиссии из МПС, осматривающее пароходы перед навигацией, с каждым годом сокращают нормы посадки пассажиров А перевозить за рейс 30—35 человек нерентабельно. Возмущенные дачники немедленно послали телеграмму в министерство, а губернатор пообещал принять меры. И на четвертый день Викенгейзер прекратил «забастовку». Новая комиссия разрешила принимать на борт «Александра» 60 пассажиров, а на «Череху» - 50.
Тогда же у Викенгейзера появились и конкуренты. Хозяин Корытовского имения Петр Петрович Калашников еще в 1895 году заставил Викенгейзера убрать пристань со своей земли. Пришлось установить ее ближе к железнодорожному мосту, в Подборовье. А теперь Калашников купил старенький пароход «Горный», успевший 25 лет поработать в Финляндии, 14 лет - на Неве и уже стоявший на приколе из-за неисправности машины. В первый же день - 13 июля 1908 года, «Горному» пришлось прекратить рейсы: его котел не мог держать пар выше 15-17 градусов. После ремонта Калашников удивил псковичей, нарисовав на борту парохода другое, игривое имя - «Флирт». Они смеялись: «Добро бы еще новенький, молоденький, кокетливый пароходик, а то... старая калоша постройки 1873 года».
Калашников приобрел еще и моторную лодку, назвав ее более изящно - «Лебедь». На ее корме он вывесил Андреевский флаг, как на военном корабле.
Несмотря на конкуренцию, пассажиров хватало всем, и пароходы нередко ходили переполненными. Иногда публике всю дорогу приходилось стоять в тесноте. Установленную норму обходили просто - сторож речной полиции считал людей при посадке на первой пристани у Плоских ворот, а пароход забирал пассажиров еще и с пристани у Георгиевского спуска. Бывало, что они не выдерживали давки, составляли акт и суд штрафовал Викенгейзера за нарушение обязательного постановления.
В Корытове псковские предприниматели Штейн и Турау застроили дачами новые участки на берегу Великой. Поэтому Викенгейзер, купив в 1911 году свой третий пароход, дал ему ими «Ново-Корытово». Вскоре и конкуренты обзавелись новыми пароходами и моторными лодками. Через два года Викенгейзер отправил "Ново-Корытово" на более выгодные рейсы из города вниз по Великой, а далее пo озерам и реке Желче до Ямков (нынешнего поселка Ямм). Рыбаки и крестьяне сразу упростили название парохода, говоря более понятно: «Новое Корыто». Обидчивый владелец приказал закрасить на борту парохода вторую половину названия. Ему разрешили брать не более 42 пассажиров.
Энергичный хозяин псковских пароходов Георг Францевич Викенгейзер скончался здесь 1 февраля 1914 года А «Череха» и «Александр», продолжали курсировать по Великой, в том числе и в летний сезон 1918 года, по окончании которого его наследники вместе с отступающими немецкими войсками уехали в Германию.
Маленькими пароходиками псковичи пользовались и в довоенные годы.
Жаль, что прежняя предприимчивость в наши дни еще не возродилась. И до сих пор дачникам Промежиц, Пристани, садов Высоцких и других мест по беретам Черехи и Великой не предлагали добираться до своих участков на небольших пароходах. Не попробуют ли наши речники преподнести такой подарок теперь, в честь юбилея псковского пароходства?
Левин, Н. Ф. Вверх по Великой / Н. Ф. Левин // Псковская правда. – 1993. – 8 мая.