1909-1969
Исследователь древнерусской архитектуры, художник и реставратор, много сделавший для изучения культурного наследия древней Руси.
Выдающийся знаток древнего Пскова, автор книг о зодчестве псковских мастеров. Ему принадлежит проект архитектурных заповедников, вошедший в генеральный план восстановления Пскова. Последней работой ученого был «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры г. Пскова» (1968-1969).
Родился Юрий Павлович Спегальский в Пскове 3 июня 1909 года. Его отец, Павел Константинович Спегальский, был строительным рабочим, лепщиком. За рабочим столом отца Юрий с детства брал первые уроки графического искусства, знание которого необходимо для архитектора он учился рисовать карандашами, тушью, акварелью. Образ отца, погибшего в Первую Мировую войну, запечатлелся в памяти Спегальского как образ «самого лучшего человека на свете».
С детства определился интерес Спегальского к древнему Пскову. Его привлекали древние храмы, заброшенные купеческие палаты XVII века. Среди развалин он иногда находил обломки старинных изразцов, украшавших печи зажиточных псковичей. Из этих находок потом сложилась замечательная коллекция. После смерти отца в семью Спегальских вошел отчим, по профессии врач. Он был далек от истории и археологии и к увлечению пасынка псковской стариной относился с раздражением. Был случай, когда отчим, отличавшийся взрывным и резким характером, уничтожил с трудом собранный из осколков изразец с изображением птицы Сирин; это привело к тому, что Юрий убежал из дома и провел ночь на чердаке старинного дома Печенко. На следующий день он поступил в ученики к печнику и скоро получил свой первый заработок. Через два года семья переезжает в Ашхабад, однако Юрий с полпути возвращается в Псков. Здесь он трудится на стройке, познавая на практике секреты мастерства каменщиков. Впоследствии Юрий Павлович писал о простых строителях-каменщиках, давших ему первые уроки мастерства, что они были «не только исключительно справедливые и добрые люди, но и лучшие учителя для молодого человека, желающего посвятить себя архитектуре, изучению и реставрации памятников древнерусского зодчества».
Учился в школе № 1 города Пскова, где основывает краеведческий кружок, пишет первые исследовательские доклады, учится рисованию. В 1928 году Юрий Павлович поступает в Академию художеств, в следующем году, в связи с реорганизацией Академии, переводится на архитектурный факультет Инженерно-строительного института. Уезжая в Ленинград, он оставляет коллекцию предметов псковской старины в Псковском музее-заповеднике, где они, однако, не сохранились. Остались лишь прориси находок, которые он всегда делал сам и с увлечением. После окончания института, с 1936 года Спегальский работает в отделе охраны памятников при Леноблисполкоме, обследует многие памятники древнерусской архитектуры, в том числе в Пскове.
В 1939-1940 годах Юрий Павлович занимается исследованием Кирилло-Белозерского монастыря, восстанавливает в Пскове Гремячью башню и Вторые палаты Меншиковых. Во время Великой Отечественной войны он по заданию исполкома Ленгорсовета в составе бригады верхолазов занимается маскировкой высотных объектов. В Ленинграде во время блокады он делает блистательную серию рисунков «По Пскову XVII века», где строго научная реконструкция памятников сочетается с мастерством тонкого графика. Работа эта была представлена на выставке 1944 года и вызвала восхищение специалистов. Уже тогда Спегальский обдумывает концепцию архитектурного заповедника, которую он впоследствии применит при научном восстановлении Пскова. Именно применению концепции Спегальского послевоенный Псков обязан своей красотой и цельностью, своим самобытным обликом. Прежде всего, Спегальский рассматривает восстанавливаемые памятники в контексте их аутентичного окружения.
«По Пскову XVII века». Митрополичий двор.
После Великой Отечественной войны Псков был почти полностью разрушен, что внесло изменения даже в планировку улиц. Новые улицы и площади пролегли по разработанной Спегальским концепции. В древнем Пскове улицы располагались так, чтобы храмы были хорошо видны, занимали центральное положение. Важно было, чтобы в восстанавливаемом Пскове храмы не оказались на задворках кварталов, чтобы их окружали сомасштабные здания и они не заслонялись зелеными насаждениями. Для исторической части города Спегальский составляет эскизные проекты двух-трех-этажных домов, которые бы гармонично вписались в окружение памятников. Было восстановлено и древнее расположение улиц уже при новой их застройке, что было также частью концепции Спегальского. Необходимо отметить, что в 40-е годы подобный подход находил многих противников: приходилось бороться с теми, кто принижал ценность старинной архитектуры для социалистического города.
В 1944-1947 годах под его руководством и непосредственном участии реставрируются церкви Николы со Усохи и Богоявления с Запсковья.
После войны многие древние памятники находились в катастрофическом состоянии и Юрий Павлович проявлял исключительную изобретательность в их консервации, спасая их для будущих реставрационных работ. Там, где это было возможно, на основании глубокого изучения памятника в процессе реставрации, он старался восстановить его первоначальный вид, а не довоенное состояние, при котором памятник был искажен поздними пристройками, что практиковалось в XVIII-XIX веках. Для этого необходимо было детальное знание строительного искусства и понимание логики работы мастеров прошлого, способность по материальным косвенным данным проследить многовековую историю памятника, восстановить его облик в разные исторические эпохи. По существу, Спегальскому удалось проникнуть в тайны псковского зодчества, не имевшего аналогов в Европе, восстановить в деталях строительные приемы и принципы древних мастеров. В этом помогли ему практические строительные навыки, приобретенные в юности. Спегальский занимался не только реконструкцией и реставрацией храмов и гражданских сооружений Пскова, он стремится восстановить быт псковского средневековья. В частности, ему принадлежат опыты реконструкции изразцовых печей, керамических киотов, интерьеров. Поражала его способность по найденной части восстановить целое. Параллельно он изучает летописные источники, фольклор, архивы. Псковские летописи становятся его настольной книгой.
В изучении родного города Спегальский, что является редкостью в науке, становится специалистом в различных областях, сочетая знание архитектуры с исторической подготовкой и навыки реставратора с искусством художника. Многие новшества, которые внес этот талантливый и увлеченный человек в дело реставрации, сейчас воспринимаются как само собой разумеющееся. Говоря о его заслугах в деле изучения и популяризации зодчества древнего Пскова, академик Д. С. Лихачев отмечал, что Спегальский был для старого Пскова тем же, чем был Апполинарий Васнецов для старой Москвы. Многие подлинные жемчужины древнего Пскова, возрожденные из руин и ставшие достоянием послевоенных поколений - дело его рук, воплощение его любви к родному городу.
Юрий Павлович Спегальский скоропостижно скончался 17 января 1969 года. На его рабочем столе остались неоконченные работы и недописанные рукописи.
Лучше всего его отношение к делу передает написанное его же рукой признание: «В свое время я очень страдал от сознания, что гибнут глубоко любимые мною памятники - создания милых моему сердцу псковских каменщиков. Я ежеминутно думал о них, чуть ли не о каждом камне. Когда шли дожди, я воображал, как вода впитывается в ничем не защищенную кладку, когда наступали морозы, я чувствовал как они рвут камень и раствор, и не мог спокойно жить».
Юрий Павлович Спегальский похоронен на старинном Мироносицком кладбище на Завеличье.
Его жена, Ольга Константиновна Аршакуни много сил отдала для сохранения трудов Юрия Павловича. Она организовывала публикации его книг и статей, много сделала для создания музея. 2 декабря 1986 года в Пскове открылась мемориальная музей-квартира архитектора-реставратора Юрия Павловича Спегальского.
Есть в городе и памятная доска на доме, где жил ученый, а одна из улиц носит его имя.
Читать в ЭБ: