Бутенко Петр Семенович (17 октября 1917 - 16 апреля 1998)
Псков. Октябрьский проспект, дом 16. Мимо этого здания ежедневно проходят сотни людей... И в суете повседневных забот они вряд ли обращают внимание на скромную памятную мемориальную доску, установленную на стене этого дома: «В этом доме с 1958 по 1998 год жил и работал Заслуженный архитектор России Петр Семенович Бутенко». Человек, поистине достойный нашей памяти, около десяти лет своей жизни посвятивший Великим Лукам, и без малого двадцать лет — городу Пскову.
Он родился 17 октября 1917 года в Ростовской области в крестьянской семье. Рос в рабочем поселке Донецкой области. В 1937 году закончил с отличием школу в городе Крамоторске. Перед Великой Отечественной войной в 1937 г. поступил в Московский государственный архитектурный институт. Когда грянула война, он, будучи на третьем курсе, записался в народное ополчение. 7 ноября 1941 года шёл в парадном строю по Красной площади и оттуда прямиком – на оборонительные работы под Москву. Закончить учебу удалось лишь в 1944 году.
После окончания института, Петру Семеновичу предложили пойти в аспирантуру, где ему и представилась счастливая возможность участвовать в конкурсе по созданию архитектурных проектов восстановления жилых домов и городов.
«Однажды утром прихожу в институт, и при встрече директор нашего вуза здоровается со мной за руку, – вспоминал Пётр Семёнович. – Я зашёл в свою лабораторию в недоумении, потому что директор едва ли знал меня, и вдруг такое... Товарищи объяснили, что на конкурсной выставке побывал Иосиф Виссарионович Сталин. Он шёл неторопливо, поглядывая по сторонам. Но вдруг остановился, зашёл с разных сторон и проговорил: «Ха-а-рошенкый домык!»
Это был проект сельского дома, предложенного молодым архитектором Петром Бутенко. И начало его архитектурной карьеры. Безусловно, он и победил в этом конкурсе.
После проявленной Сталиным благосклонности жизнь повернулась к архитектору светлой стороной. Ему было поручено руководить восстановлением Великих Лук – города, включённого в программу первоочередного возрождения разрушенных в годы Великой Отечественной войны древних русских городов. Позже Пётр Семёнович вспоминал о своей встрече с городом:
«Земля была коричневая, особенно у стен крепости, которую штурмовали советские бойцы. Она пропиталась кровью. Города как такового не было. Всё строили заново».
В Великих Луках архитектор работал с 1948 по 1958 гг., сначала руководителем авторского коллектива, затем — главным архитектором города. По его проектам было сделано немало: построены основные здания города - Великолукский драматический театр, детский санаторий, Госбанк, пожарное депо, Великолукский областной комитет КПСС, где на сегодняшний день размещается администрация города. Украшением исторического центра Великих Лук стали прекрасные работы Бутенко - площадь и проспект имени Ленина, набережная реки Ловать.
После ликвидации Великолукской области П. С. Бутенко был переведен на работу в Псков на должность главного архитектора города. Деятельность по разработке градостроительной документации городов и сёл Псковской области сразу принесла свои творческие плоды. Памятники - Клаве Назаровой в городе Острове, «На пепелище» в деревне Красуха, В. И. Ленину в городах Пскове и Порхове, посёлке Локня. монумент Святому Благоверному князю Александру Невскому и его дружине на горе Соколиха в Писковичской волости, скульптурный дуэт «А. С. Пушкин и крестьянка» в в Летнем саду имени А. С. Пушкина, - одни из самых знаменитых работ архитектора псковского периода.
Монумент «Ледовое побоище» на горе Соколиха (г. Псков)
Однако, мало кто знает, что именно Петр Семенович настоял разместить монумент воинам и князю Александру Невского на горе Соколиха. По первоначальному плану конная скульптура должна была украшать насыпной остров в Теплом озере – примерно в том месте, где произошла битва русского войска во главе с князем Александром Невским с рыцарями Ливонского ордена.
По воспоминаниям самого Бутенко, в то время, пока шли насыпные работы, и баржи подвозили на озеро тонны песка, он пытался доказать власти, что устанавливать такой огромный монумент вдали от человеческих глаз не имеет смысла.
«Кто на него кроме ворон будет смотреть?», – недоумевал Петр Семенович. К его аргументам мало кто прислушивался, но жизнь сама все расставила по своим местам: «Когда ранней весной мы добрались до острова, то застали там картину в высшей степени печальную, – вспоминал впоследствии Бутенко, – Вагончик, который использовали вместо прорабской, был изрешечен дробью. Так развлекались местные охотники. Мы просто представили, что остается от памятника, окажись он без должной охраны и элементарного людского внимания...».
Стечение обстоятельств или воля Свыше? Возможно, и то, и другое, важно, что именно Петр Семенович сумел убедить всех сомневающихся в том, что и у архитектуры должна быть своя житейская целесообразность. Гора Соколиха, по мнению, архитектора явилась идеальным местом для столь величественной и суровой композиции — Александр Невский в окружении русских дружинников из Пскова, Новгорода, Владимира и Суздаля. Огромная скульптурная композиция из бронзы и гранита, высотою 30 метров и весом 163 тонны, олицетворяющая единство и неделимость Русской земли, её соборность, в которой наши предки находили духовную мощь и опору. Хорошо видны и обозреваемы с горы необъятные псковские просторы – поля, заливные луга, река Великая, леса и озёра. А в ясную погоду можно увидеть и то место, где Великая впадает в Псковское озеро, а за ним, едва уже различимое – Чудское озеро, и, соответственно, место Ледового побоища. Хорошо просматриваются с горы и главные псковские святыни: Свято-Троицкий кафедральный собор и благословенный Снетогорский женский монастырь...
Величественная скульптура, которая словно дышит мощью, единством, непобедимым духом защитников русской земли, была открыта в июне 1993 года, в честь 1090-летия г. Пскова. Ее официальное название – «Ледовое побоище». На монументе указаны авторы проекта, «Архитектор России П. С. Бутенко. 1993 год» и «Козловский И. И.» (заслуженный художник РСФСР, советский скульптор Иосиф Иванович Козловский, который также внес неоценимый вклад в создание этой исторической композиции).
Не менее интересны и другие работы П. С. Бутенко: например, памятник Клаве Назаровой, установленный на одноименной площади в городе Острове.
Памятник Клавдии Ивановне Назаровой (г. Остров)
Клавдия Ивановна Назарова (1920 - 1942) - уроженка города Остров, выпускница института им. Лесгафта в Санкт-Петербурге. организатор и руководитель подпольной комсомольской организации во временно оккупированном фашистами в годы Великой Отечественной войны городе Острове Псковской области. Молодые подпольщики установили связь с партизанами, собирали и передавали им ценные разведывательные данные о противнике, оказывали помощь раненым советским воинам, попавшим в плен, и содействовали им при переправе к партизанам, распространяли листовки с призывами оказывать сопротивление фашистам. В ноябре 1942 года К. И. Назарова была арестована фашистами, и через два месяца казнена через повешенье на центральной площади в родном Острове.
«Верьте, товарищи, наша армия придет!», «Да здравствует Советская власть! Победа будет за нами!» - последние ее слова... О ней сложены легенды, ее имя носят пионерские дружины, улицы Острова и Пскова, ее подвиг воспет в стихах.
20 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За выдающиеся заслуги в организации и руководстве подпольной организацией и за проявление личной отваги и геройства в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» Клава Назарова была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно.
Человеческая память бережно сохранила образ несгибаемой подпольщицы, открытую, жизнерадостную улыбку... И нашла отражение в памятнике, установленном в ее родном городе. Он был открыт 19 мая 1963 года. Мужественная фигура героини на постаменте, собранном из трех крупных гранитных блоков. На постаменте надпись: «Герою Советского Союза, руководителю островской комсомольской группы, старшей пионервожатой К. И. Назаровой (1918-1942 гг.) от пионеров и молодежи». Авторами проекта являются скульптор Н. А. Страхов и архитектор П. С. Бутенко.
«Скорбящая псковитянка» (Порховский район, Красуха)
Еще одним монументом, выражающим глубокую скорбь, и хранящем трагическую память о злодеяниях немецких оккупантов, является памятник, разработанный по проекту П. С. Бутенко и скульптора А. П. Усаченко, - «На пепелище» в деревне Красуха Порховского района. Композицию представляет насыпной холм, на котором установлена скульптура «Скорбящая псковитянка» - двухметровое изваяние женщины-матери, русской крестьянки. К склону холма прислонен отесанный камень с надписью: «Трагической и мужественной Красухе от земляков». Вокруг обелиска сделана ограда из почернелых обугленных бревен. А с противоположной стороны проезжей дороги - прямая тропа, обсаженная елями березами и ведущая к обелиску с надписью: "27 ноября 1943 года фашистские оккупанты согнали всех жителей деревни Красухи в сарай, который стоял на этом месте, облили бензином и сожгли. В огне и муках погибли 230 безвинных детей, женщин, стариков".
«Пушкин и крестьянка» (Летний сад, г. Псков)
Особенно хочется сказать еще об одной успешной работе П. С. Бутенко совместно со скульптором О. К. Комовым и архитектором М.П. Константиновым - о скульптуре «Пушкин и крестьянка», расположенной в Летнем саду в г. Пскове. Эта удивительно атмосферная композиция посвящена Александру Сергеевичу Пушкину и его милой доброй няне — Арине Родионовне, которую скромно назвали «крестьянкой». Памятник отлит из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья. Высота скульптурной композиции составила 3 м 15 см, постамента – 1 м 60 см.
Открытие памятника состоялось 3 июня 1983 года в рамках XVII Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии. Как отмечал известный псковский краевед Натан Феликсофич Левин, который был на открытии памятника, - «Непростительно было бы не иметь памятник Александру Сергеевичу Пушкину в городе Пскове, ведь Псков и великий русский поэт — это две неразрывные вещи...».
Действительно, Пушкин очень любил Псковский край и находил здесь творческое вдохновение. Около ста знаменитых произведений было создано поэтом на Псковщине. Среди них: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил».
В Пскове этот памятник известен больше как «Пушкин и няня», ведь при первом взгляде на него возникают ассоциации именно с няней поэта, Ариной Родионовной. А душевная теплота, которой пронизан этот монумент, становится определяющей в его общем значении. Прикосновение Пушкина к стулу, на котором сидит няня, полно заботы и любви. И представить себе именно это изваяние Пушкина — на постаменте — в одиночестве — невозможно, настолько они гармоничны в своем дуэте.
Тем не менее значение памятника — не только в выражении той самой теплоты и душевности, он имеет более глубокий смысл. Его авторы создали композицию «Пушкин и крестьянка», тем самым выражая и близость поэта к народу и народность его творчества, и обобщенный образ русской крестьянки - уставшей за свою трудовую жизнь женщины, но с лучистым и спокойным лицом, выражающим умудренность, и ту женскую русскую доброту, что была и остается главной чертой всех матерей и бабушек, особенно живущих в глубинке. Несомненно, авторам удалась задумка, ведь эта композиция и по сей день любима псковичами.
__________________________
Подводя итог, хочется отметить, что все работы Петра Семеновича Бутенко отличаются глубиной познания, вниманием к деталям и самое важное, творческой целостностью. Они будто сосуды, наполненные множеством смыслов и значений. И глядя на них, каждый находит что-то важное для себя.
Как у всякого думающего, деятельного человека, у Петра Семёновича была мечта: создать памятник пушкинского «чудо-дерева» в Пскове. Его он представлял в глубине Летнего сада: дерево, на ветвях которого безусловно и неизменно сидит русалка... «А-то какой же Пушкин да без Лукоморья?», – говорил он. К сожалению, осуществить этот замысел этому доброму и полному творческих замыслов человеку, не удалось. Очень жаль, ведь, несомненно, «чудо-дерево» явилось бы хорошим началом для создания пушкинский архитектурной традиции в городе Пскове.
За свою многолетнюю деятельность П. С. Бутенко был награждён правительственными наградами. Умер заслуженный архитектор РСФСР 16 апреля 1998 года и похоронен в г. Пскове.
На сайте «Псковиана» вы найдете материалы, посвященные архитектору: БУТЕНКО ПЕТР СЕМЁНОВИЧ
- Аракчеева, Ж. М. Архитекторы послевоенного Пскова (А. А. Ларкин, П. С. Бутенко) / Ж. М. Аракчеева // Земля Псковская, древняя и современная: материалы науч.-практ. конф. 2000-2001 гг. - Псков, 2002. - С. 234-238.
- Дементьев Олег. Память об архитекторе – в его работах. // Псковские новости : [сайт] / № 269 от 16. 04. 2013 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nwpskov.ru/content/articles/?ELEMENT_ID=3873&a.. (Дата обращения: 19.10. 2017).
- Моисеенко Юрий. «Бывают странные сближенья...» // [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://porhov.reg60.ru/release/28.04.14/3356 (Дата обращения: 21.10. 2017).
- Мороз, И. И встанет памятник у дороги... / И. Мороз // Псковская правда. - 1967. - 14 дек.
- Морозкина, Е. Н. Псковская земля / Е. Н. Морозкина. – Москва : Искусство, 1975. - 167с. : ил., фот.
- Памятник «Пушкин и крестьянка» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pleskov60.ru/pamiatnik-pushkinu.html (Дата обращения: 22.10. 2017).
- Правофланговые Комсомола. Клава Назарова // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/172544 (Дата обращения: 22.10. 2017).
- Псковская энциклопедия, 903-2003 / под ред. А.И. Лобачева. - Псков : Псковская энциклопедия, 2003. - 912 с. - Указ.: с. 855-903. - Библиогр.: с. 904-910.
- Псковский биографический словарь / Пск. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. - Псков : Псковский государственный педагогический институт, 2002. - 529 с., [1] л. ил.
- Филимонов А. В. Псковичи на восстановлении и благоустройстве родного города (1944-1950 гг.) / Филимонов А. В. // Псков. - 1995. - № 2. - С. 111-119. - Примеч.: с. 118-119. - Читать полный текст>>>
Материал подготовила Голубева А.