Художник
(14 августа 1875 г. - 20 ноября 1957 г.)
Не в романе это было,
Не во сне я видел это, —
Наяву все это было
На балконе в полдень летом
Было это так недавно,
Но как сон теперь я помню —
Как в луче полудня ярком
Вышла ты из-за колонны.
Вся пронизанная светом
Точно Вера из «Где тонко
Там и рвется» с розой бледной
Ты стояла на балконе…
Мы об этом говорили
И смеялись. Как нарочно,
Как в тургеневском романе,
Небо все в барашках белых
За колоннами сияло
А вдали лежали пашни
И Шелонь в лучах играла
И высокие колонны
Были очень театральны
Только грустны за рекою
Там где вырублена роща,
Сиротливые деревья,
Пней березовых кладбище
И осколки штукатурки
Под ногами на балконе
Что в рассеянности милой
Ты раскидывала стэком
Говорили о погибших
Днях недавнего былого
Безнадежно невозвратных
Как и счастие мое...
Мало кто знает, что это стихотворение было написано на Порховской земле... В августе 1921 года... И его автор — знаменитый художник Мстислав Валерианович Добужинский, жизнь которого — одно насыщенное путешествие. Его судьба сложилась так, что ему с самого раннего детства довелось много путешествовать, и если представить «географию» странствий художника, то она охватывает большую часть земного шара: он родился в Новгороде, детство и юность провел в Петербурге, жил в Кишиневе, затем в Вильно, где закончил гимназию, учился в Петербургском университете на юридическом факультете, занимался в студиях Антона Ашбе и Шимона Холлоши в Мюнхене, затем обосновался в Петербурге. Побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Голландии, Дании, Англии, Германии.
Есть в биографии художника и псковская страница: В 1920 году Добужинский участвовал в создании колонии художников и литераторов в Холомках, в имении князя А. Г. Гагарина Порховского уезда Псковской губернии.
14 февраля 1921 года Корней Иванович Чуковский сделал запись в своем дневнике: «Завтра я еду вместе с Добужинским в Псковскую губернию, в имение Дома искусств, Холомки, спасать свою семью и себя от голода, который надвигается все злее…». Эта поездка состоялась и носила организационно-хозяйственный характер. Нужно было добыть лошадь для поездок в Порхов, договориться насчет сада, огорода и сена. Эти два человека, благодаря своей энергичности и распорядительности, сыграли важнейшую роль в организации «колонии».
«Добужинский и Корней Чуковский, - вспоминал художник В. А. Милашевский, - были нашими председателями. Перед властями они оба числились заместителями Горького. Бумажка за подписью Горького показывалась в исполкоме города Порхова… и они отпускали нам пайки – крупу, муку и махорку». Их отношения не были простыми. Добужинский спасал художников с той же энергией, с которой Чуковский – литераторов; и в Доме искусств, и в Холомках между ними шло своеобразное соперничество: каждый выражал интересы своих друзей, коллег, каждый приглашал сначала в ДИСК, потом в Холомки «своих», ссылаясь на то, что плоды мучительных трудов и организаторских усилий достаются всякий раз «чужим».
Тем не менее, несмотря на соперничество, к концу весны 1921 года основные работы по подготовке имения к приему петроградцев были закончены, и начался приезд писателей и художников, продолжавшийся и летом.
О жизни в Холомках рассказывают карандашные рисунки Добужинского, в том числе – «В иконописной мастерской. Холомки», на котором изображены график В.А. Милашевский, С.А. Гагарина, дочь княгини М.Д. Гагариной и художник Б.П. Попов. Кроме того, в Холомках Добужинский читал лекции, играл в театральных постановках, писал стихи, рисовал и работал акварелью. Воспоминания об этом периоде его жизни легли в основу иллюстраций к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Пребывание художника в Холомках явилось очень плодотворным в творческом плане. Так появились «Зимний пейзаж в Холомках», «Холомки осенью», «Чайная», «Домик», «Ряды» и многое другое, в том числе портреты и зарисовки, на которых можно увидеть известных обитателей Холомков.
В 1921 году дудожник вновь посетил Порхов и написал акварели «Порхов. Река» и «Порхов. Крепость». Кроме Порхова, побывал в Вельском Устье. Летом 1921 года Добужинский с семьей снова в Холомках. Он написал портреты Г. С. Верейского, С. А. Гагариной (бывшую хозяйкую Холомков), групповой портрет В. А. Милашевского, Б. Е. Поповой, Гагариной.
В декабре того же года посетил Псков. Результатом стали рисунки и литографии, в том числе с изображением рыбного рынка.
В 1922 году Добужинский еще раз побывал в Пскове. Тогда появились акварели с видами различных уголков города. К тому же году относится акварель с изображеним станции Дно.
Писатель Николай Корнеевич Чуковский, рассказывая о жизни в Холомках, писал: «Холомки были открытием художника Добужинского». Они явились значительным источником разнообразного его творчества, в том числе и литературного:
… И вот я в роще. О, Верейский,
И ты, Кустодиев! Зачем не в Холомках вы?
Зачем не видите осенней рощи сей,
Ее запечатлеть никто другой не сможет!
И я не мог. И описать смогу ли?
(Ст. «Холомки»)
Известно, что Добужинский дебютировал в живописи как график — рисунками в книгах и журналах («Мир искусства», «Аполлон»), городскими пейзажами. В последствии художник оформил несколько десятков книг. Среди них книги современников художника — Федора Сологуба, А. Ремизова, Вяч. Иванова, Г. Чулкова, С. Ауслендера и многих других, а также русских и зарубежных классиков — Г.-Х. Андерсена, Н. Лескова, Ф. Достоевского, А. Пушкина. Сотрудничал со многими журналами и издательствами («Сатирикон», «Адская почта», «Жупел», «Золотое руно», «Шиповник», «Сириус» и др.). Именно графические работы принесли ему славу.
Кроме графики, в его творческом наследии мы находим рисунки, гравюры, живописные произведения, театрально-декорационные работы. Коллекция Русского музея обладает значительным собранием произведений мастера. В последнее время работы Добужинского участвовали в выставках Русского музея и опубликованы в каталогах, в том числе: «Символизм в России», «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан», «Неоклассицизм в России», «Дягилев и его эпоха», «Два века русской литографии», «Издания Общины святой Евгении», «Дягилев. Начало».
Художника всегда отличала необычайная жажда творчества, стремление к настоящему, чистому искусству, осознание его роли как возможности что-то сказать, донести до зрителя, а не только как услаждение своих собственных авторских амбиций. Поэтому и показательны слова Добужинского в его «Воспоминаниях»: «У меня рождалось неудержимое желание выразить то, что меня волновало».
Писатель Владимир Набоков, знавший художника с детства и считавший его своим учителем, писал: «…Знаменитый Добужинский… учил меня находить соотношения между тонкими ветвями голого дерева, извлекая из этих соотношений важный, драгоценный узор, и… не только вспоминался мне в зрелые годы с благодарностью, когда приходилось детально рисовать, окунувшись в микроскоп, какую-нибудь еще никем не виданную структуру в органах бабочки, - но внушил мне кое-какие правила равновесия и взаимной гармонии, быть может, пригодившиеся мне и в литературном моём сочинительстве».
«Взаимная гармония» во всем — один из принципов М. В. Добужинского, несомненно, повлиявших на создание колонии для художественной интеллигенции в Холомках. Ведь стремление сохранить культуру являлось одной из первостепенных задач художника, с которой он, безусловно, справился...
Литература:
- Псковский биографический словарь. - Псков: ПГПИ, 2002, 530 с.
- Добужинский Мстислав Валерианович. Азбука «Мира искусства» / Добужинский Мстислав Валерианович - М. : Наше наследие, 1998. - 94, [2] с.: ил .
- Добужинский Мстислав Валерианович. Письма / Добужинский Мстислав Валерианович - СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. - 444 с.: ил.
- «О жизни художника» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://virtualrm.spb.ru/ru/resources/galleries/dobuji..
- «Серебряного века силуэт»: Мстислав Валерианович Добужинский // Электронный ресурс. Режим доступа: http://silverage.ru/dobuzh/
- Мстислав Добужинский // Электронный ресурс. Режим доступа: http://culture.pskov.ru/ru/persons/object/68
Материал для сайта подготовила: Голубева А.