Псков с древнейших времен был сильнейшей крепостью на северо-западной окраине Руси. В течение многих веков под его стенами терпели поражение вражеские войска. Оборона Пскова в 1581 году занимает особое место: Псков выдержал длительную осаду, отбил большое и хорошо вооруженное войско, во главе которого стоял один из лучших военачальников XVI в. События тех лет остались в народной памяти и на карте современного города, породили письменную и устную литературу.
Псков с древнейших времен был сильнейшей крепостью на северо-западной окраине Руси. В течение многих веков под его стенами терпели поражение вражеские войска. Оборона Пскова в 1581 году занимает особое место: Псков выдержал длительную осаду, отбил большое и хорошо вооруженное войско, во главе которого стоял один из лучших военачальников XVI в. События тех лет остались в народной памяти и на карте современного города, породили письменную и устную литературу.
В первую часть коллекции вошли «Дневники похода Стефана Батория» и в основном материалы к 300-летнему юбилею защиты Пскова. «Дневники» представлены несколькими изданиями. В 1867 г. по поручению Императорской Академии наук М. Кояловичем был опубликован сборник «Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию (осада Пскова) и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира (1581-1582 г.)», заметим, книга на польском языке и на латыни, на русском – краткое «Содержание дневника и дипломатической переписки». К 300-летнему юбилею член Псковского Археологического Общества Орест Милевский перевел полный текст «Дневника», он был издан в 1882 г. Первой книгой, повествующей о трагичной странице истории Великих Лук стала книга, основанная на переводе О. Милевского «Осада Великих Лук Стефаном Баторием в 1580 году и ее последствия: историческая памятка для великолучан» Д. М. Милютина (Гродна, 1903). Вышедшая в серии «Псковская историческая библиотека» в 2005 г. «Осада Пскова глазами иностранцев» включает, помимо «Дневников», вступительную статью и комментарии профессора А. А. Михайлова, очерк псковского краеведа, Почетного гражданина г. Пскова Н. Ф. Левина о переводчике «Дневника» Оресте Милевском, а также исторические карты, глоссарий и иллюстрации.
В 1881 г. вопрос о том, как отмечать 300-летний юбилей славной защиты Пскова от войск Стефана Батория, был одним из первых, который рассмотрело созданное Псковское археологическое общество под председательством губернатора М. Б. Прутченко. Позже предложенный порядок празднования обсуждался Псковской городской Думой, и она, в частности, постановила "просить местного Преосвященного разрешить 8 сентября крестный ход со всех городских церквей с местными чтимыми иконами". Епископ Павел (Доброхотов) сам составил особый подробный церемониал всех служений и крестного хода, а также произнес речь, которая впоследствии была издана – «Трёхсотлетний юбилей славной защиты Пскова во время осады его польским королём Стефаном Баторием». Об этой речи отзывались: «по силе языка, весьма удачно соединявшего летописную речь с современною, по теплоте чувства любви и уважения к родине, может считаться образцом церковно-исторического слова».
После религиозного тожества (литургии, речи епископа Павла и крестного хода) прошло заседание Псковского археологического общества, на котором были заслушаны доклады, вышедшие впоследствии отдельными брошюрами: речь действительного члена С. В. Кохомского, рассказ «Об осаде города Пскова польским королем Стефаном Баторием» секретаря ПАО С. А. Хорошавина и «Воспоминание об осаде Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» И. И. Василёва. Эти доклады, посвященные одному событию, отличались между собой. С. В. Кохомский подчеркивал, что во время осады покрыли себя славой не только московские воеводы, но и псковские граждане, это и отличает россиян от жителей западных стран, где народ безразлично относится к борьбе монархов; далее шли рассуждения о причинах преданности псковичей Москве и преимуществах православия перед католичеством. И. И. Василёв больше внимания уделил ходу военных действий в годы Ливонской войны, начиная с 1558 г.
В это же время было принято решение об установке памятника в честь 300-летия обороны Пскова, в 1881 г. он был заложен: на груде каменных ядер установлен большой деревянный крест, в дни празднования украшен венками из зелени и цветов, а у подножия цифры 300-летнего юбилея. Тот памятник, который мы видим сейчас, устроен в 1897 г.
И после юбилея к этой теме обращались псковские краеведы – члены Псковского Археологического Общества. В 7-м выпуске Трудов ПАО был опубликован доклад инспектора Сергиевского реального училища П. И. Помяловского «Диариуш (дневник) Яна Зборовского, каштеляна Гнезненского, о походе Батория в 1580 г.». П. А. Орлов – начальник штаба 24 пехотной дивизии, которая тогда располагалась в Пскове – проявил большой интерес к истории города, вступил в члены ПАО. В своем первом докладе «Походы Стефана Батория на Россию и осада Пскова в 1581 г.» он доступно, обстоятельно и по-военному четко рассказал о событиях Ливонской войны. Отметим, через несколько лет П. А. Орлов погибнет на Великой войне, и в тех же Трудах ПАО будет напечатан его некролог.
Многие историки подчеркивали, что в военной истории России оборона Псков от войск Стефана Батория является одной из самых блестящих страниц. Все помнят слова Н. М. Карамзина: «То истина, что Псков или Шуйский спасли Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится из нашей истории, доколе мы не утратим любви к Отечеству». Хочется напомнить слова псковского краеведа и Почетного гражданина г. Пскова И. И. Василёва: «В трудные минуты, переживаемые народом, когда в нем глубоко сознание своей правоты дела, когда в нем не запятнана общественная совесть и тверда уверенность в святость возложенного поручения, тогда в самом же народе открывается источник тех нравственных сил, для которых нет препятствия! Так было с Псковичами».