На первый взгляд незначительный и бытовой военный эпизод, имевший место осенью 1943 года. Партизанский край на территории тогда Ленинградской области с его непроходимыми лесами и топкими болотами был очагом партизанского движения.
3-я Ленинградская партизанская бригада в числе прочих получила из центра приказ об усилении «рельсовой войны». Подполье и партизаны должны были решить общую стратегическую задачу нанести удар по коммуникациям врага, лишить его резервов, техники и боеприпасов.
Командир 3-ей Ленинградской бригады - Александр Викторович Герман кадровый военный, яркая фигура в партизанском движении. В оккупированном Пскове партийный подпольный центр возглавляет Александр Филиппович Кадачигов, офицер госбезопасности, разведчик с уникальными способностями.
Почти месяц партизаны готовили массовое разрушение железнодорожных коммуникаций врага, готовили планы, взрывные устройства, формировали мобильные группы и группы охранения. Выяснилось, что в бригаде нет достаточного количества … обыкновенных спичек, чтобы поджигать запалы.
Небольшая проблема, в условиях военного времени потребовала вмешательства командования. Разведчикам было поручено достать спички и задача была решена быстро.
Партизанские разведчики и при помощи подполья, и сформированной разведывательной сети осуществляла закупку стратегических спичек. Часть была приобретена на Псковском торге, но для необходимого количества цены были высокими. Для сравнения - десяток яиц стоил 100 рублей, кусок мыла – 150, а коробок спичек — 50.
Основная закупка или обмен происходили с «заднего крыльца» складов у немецких солдат и офицеров. В итоге было собрано тысяча коробок спичек и переправлено в псковские леса партизанам.
Бригада распределила спички по диверсионным группам и «рельсовая война» началась. Подрывники — партизаны поджигали немецкими спичками запалы. Были взорваны свыше 11 тысяч рельсов и 11 железнодорожных мостов, разрушено 5 станций и разъездов. Всего за время оккупации в «рельсовой войне» самое большее количество подорванных рельсов — 22 тысячи пришлось именно на 3-ю Ленинградскую бригаду. Целые участки железных дорог были выключены из эксплуатации или заблокированы на длительное время.
Источники:
Виноградов Иван Васильевич. Герои и судьбы : [партизанское движение в Великой Отечественной войне] / Виноградов Иван Васильевич / И. В. Виноградов. - Ленинград : Лениздат, 1988. - 463 с. - Читать полный текст >>>
Виноградов И. В. Партизанская война на Псковщине (1941 - 1944 гг.). Псков. 1950; П. Шевердалкин. Ленинградские партизаны. Л. 1947. - Читать полный текст >>>
Ильщенко Т. А. История 3-й Ленинградской партизанской бригады (1941 - 1945). Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова. 1952.