Листок с выразительным названием «Юный пахарь» был адресован молодежи, выражаясь современным языком — юношеству. Выходил как приложение к крестьянской газете «Псковский пахарь».
«Взрослая» газета стоила дешево — 15 копеек в месяц по подписке и выпускалась два раза в неделю. Тираж достигал 10 000 экземпляров, вместо фамилии редактора – Редколлегия, а издателем выступал Псковский Губернский комитет Российской Коммунистической партии (большевиков).
Газета не столько информировала о текущих новостях, сколько учила как правильно понимать политические события, организовывать хозяйство, улучшать работу сельских советов и партийных ячеек. Она обеспечивала «широкую связь с читателем» и доказательством этого служила возникшая сеть «рабочих и крестьянских корреспондентов».
Приложение «Юный Пахарь», выходило меньшими тиражами и было рассчитано на «подростковые слои крестьянства» На конец 1924 года пришлось 9370 экземпляров. Особенностью приложения было большое количество назидательных, методических материалов. Газета воспитывала юных борцов за дело коммунистической партии.
Основная тема номера 25 декабря 1924 года борьба с религией. В ход идет все – насмешки, страшные истории, разоблачения, примеры формирования другого типа досуга.
Время рождественское и новогоднее, поэтому в номере много раз упоминается Рождество, но в очень непривычном контексте. Название редакционной статьи «говорящее» до двусмысленности «Старые игры переделать на новые».
Вот так буквально и предлагается: святки и игры ряженых наполнить новым социалистическим содержанием. Вместо гаданья «будет – не будет жених или невеста, откуда и какой» нужно ввести вопросы из земельного права, устава комсомола, прав женщин в семье и хорошо бы на местном материале. Для этого и нарядиться может быть полезно. Такие святки непременно сблизят комсомольцев и несознательную беспартийную молодежь.
Страницы приложения брызжут весьма амбициозными лозунгами: «Штурмуй, комса, все небеса и будь готов разбить богов!», «Батьки и матки учитесь от нас!», «У нас ответ на все готов, долой раввинов и попов».
Рассказывает газета и о полезных делах деревенских комсомольцев. Для этого выделен блок «На общественном пути».
В этом блоке - заметка о работе общества «Долой Неграмотность» в деревне Неклочь Псковского уезда. В него сразу записалось 13 человек, каждый из которых взял обязательство обучать одного неграмотного. В Пустошкинской школе организован кооператив «Помощь школе» для обеспечения всех учебными принадлежностями и кассу взаимопомощи для бедствующих учеников и сирот. В Славковской волости при Докатовском сельсовете комсомольцы организовали пожарную дружину и уже показали себя молодцами на пожаре. Старики довольны.
Полезные дела, описанные в газете должны служить примером для всех остальных.
Небольшой материал «С комсомольским рождеством» написан автором с псевдонимом «463» неровным по форме, но безупречным по содержанию белым стихом: «Вам, ребята, надо не зевать и отпор религии дать… И не забыть в газету отписать, удалось ли победу одержать».
Газета адресована юношеству, поэтому кроме положительных примеров и идеологически правильных лозунгов газета продвигает идею нового быта, за внедрение которого в новую жизнь отвечают комсомольцы. Автор статьи П. Ра-вский пишет: «Комсомольцы – это деревенские борцы за новый быт, за новую жизнь. Мы используем гулянки, внося туда свое комсомольское влияние». Пока, сетует автор, красные молодежные посиделки проходят не совсем гладко, мешают старые традиции, поэтому он просит другие ячейки поделиться своим опытом.
Вторая полоса газеты как раз отвечает на этот вопрос. Здесь опубликованы материалы для беседы «Как использовать рождественские праздники в деревенском отряде юных пионеров», разоблачение легенды об Иисусе Христе, примеры жадности и нечестности сельских священнослужителей. Заголовки кричащие: «Не давайте попу ездить на крестьянских детях», «Попа за волосья. Не в церковь, а в избу читальню», «Пашковка калечит детей».
Все это должно вооружить нужными сведениями юного полемиста, изменить отношение к религии, сформировать нового советского человека, который и будет жить в прекрасном коммунистическом будущем.
Источник: