Краевед и член Псковского археологического общества (ПАО) Николай Фомич Окулич-Казарин в 1911 году публикует записки Евгения Петровича Назимова со своими комментариями. Участник наполеоновских войн, пскович прославился храбростью. Евгений Петрович, побывал в 60 сражениях; в том числе: под Вилькомаром, Друей, Клястицами и Полоцком.
История появления этой публикации такова. В городе Евгения Петровича называли «сумасшедшим Назимовым» за эксцентричное поведение и для отличия от прочих членов обширного дворянского семейства.
Окулич – Казарин пишет: «Псковские старожилы живо помнят оригинальную фигуру коренастого старика, разгуливавшего по городу зимою и летом в одном и том же гусарском ментике, безо всякой верхней одежды...»
Род Назимовых – исконный, с XVI века известный на псковской земле, в частности, Евгений Петрович приходился двоюродным братом декабристу Михаилу Александровичу Назимову.
Внучатый племянник Евгения Петровича после его смерти передал в распоряжение Псковского археологического общества рукописную книгу, которая содержала «плоды досугов»: воспоминания, заметки, рассуждения и стихи.
Евгений Петрович писал их в возрасте 76 лет. Николай Фомич, секретарь общества, ознакомившись с рукописью сделал вывод, что это размышления, пусть иногда отрывочные принадлежат вполне разумному человеку и интересны для изучающих историю родного края. Он отмечает: «это был один из наиболее цельных представителей минувшей эпохи... нельзя подходить к нему с общепринятой меркой.. Герой наполеоновских войн, заметный и в ту героическую эпоху; человек, рожденный для боевого поля, лихих набегов, кровавых схваток и удалых подвигов…. Он должен был чувствовать себя в мирной глуши маленького городка как орел в клетке». «Большинство его чудачеств сводились к тому, что он, по природе человек страстный, шумливый и буйственный, громко, во всеуслышание выражал свое мнение о псковских обывателях, не стесняясь никакими чинами и положениями».
Евгений Петрович писал дерзкие письма губернатору, во время гулянья в парке мог наделать шума, появившись на коне, но члены семьи, и те, кто знали его ближе рассказывали о его доброте, щедрости и беспредельном хлебосольстве.
Окулич – Казарин подчеркивает, что записки Евгения Петровича представляют исторический интерес как показания очевидца и сожалеет, что автор подробно рассказывает о своем участии в шведских походах, а о войне 1812 года приводит лишь указ о своей отставке, в котором подробно перечислены заслуги доблестного полковника.
Герой войны 1812 года, «храбрейший из храбрых» рассуждает о крестьянской и военной реформе и многом другом.
Таковы «Мысли вслух старого инвалида насчет помещичьих крестьян, предполагаемых отпустить на волю», который содержит разумный план действий построения новых социальных отношений.
«Разсуждения 78-летнего инвалида 1812 года» содержат мысли о судьбе России и русской армии, религии и благотворительности.
Примечательна в бытовом плане и как иллюстрация взаимоотношений «Докладная записка, поданная Е.П. Назимовым в 1858 г. Псковскому губернатору, д.с.с. Валерьяну. Никол. Муравьеву», в которой «старый заслуженный инвалид» излагает «поступки ваши и прочих лиц, учиненные противу меня со времени прибытия вашего в Псков».
В качестве курьеза Николай Фомич Окулич – Казарин приводит из книги Назимова «рецепт, как составлять жизненный эликсир», который стал известен полковнику во время шведского похода от доктора, члены семьи которого жили гораздо доле 100 лет.
Неукротимый дух звучит в рассуждениях старого воина о своей жизни, и, конечно, о смерти: «Ожидаю смерти, не желая и страшась ее. Вся жизнь моя была плохая мелодрама с великолепным спектаклем, в котором я играл роли: героев, любовников и отца вне семейства… Вся жизнь моя была диковинная и бурная, причем явно Создатель от разных смертей меня охранял…».
На первой странице издания ПАО есть портретная фотография Евгения Петровича 1868 года в мундире и с конем выполненная фотографом Отто Парли. Фоновый лес на изображении пририсован собственноручно Назимовым: Окулич – Казарин предполагает, что он хотел воссоздать атмосферу своей боевой молодости. Умер Евгений Петрович в том же 1868 году.
Последняя страница брошюры посвящена поиску живописного портрета, который обнаружен был в Санкт-Петербурге у частного лица. Выкупить его не было возможности – владелец запросил слишком высокую цену.
Портрет Евгения Петровича Назимова в 1836 году написал художник Николай Дмитриевич Мыльников, автор серии портретов своих современников – участников Отечественной войны 1812 года. В настоящее время портрет, на котором как предполагают специалисты изображен Е.П. Назимов, находится в коллекции русской классической живописи Азербайджанского национального музея искусств имени Рустама Мустафаева.
Источник:
Окулич-Казарин Николай Фомич. Псковский ветеран Наполеоновских войн : [Евгений Петрович Назимов] / Окулич-Казарин Николай Фомич (1849-1923) // Труды Псковского Археологического общества, 1911-1912 г.. - Псков, 1912. - Вып. 8. - С. 43-76. - Приводятся записки Е. П. Назимова. С портр. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - nazim pao8.djvu; CD-2 . - Читать полный текст >>>
Биографический очерк о Е. П. Назимове:
Левин Н. Ф. В боях против наполеоновских войск : (полковник Е. П. Назимов) / Левин Н. Ф. // Псков. - 2012. - № 36. - С. 22-27. - Читать полный текст >>>