Имя нашей реки нередко вызывает улыбку у гостей Пскова. Не настолько она большая, чтобы носить такое громкое название - Великая. Однако в истории города именно Великая играла главную, величайшую роль. Водный путь по реке, а затем по Псковскому, Чудскому озерам и Нарове соединял псковскую землю с западной Европой, превратил Псков в крупный центр зарубежной торговли допетровской Руси и в огромный средневековый город.
Тогда из дальнего зарубежья вверх по Великой, преодолевая ее спокойное течение шли к Пскову под парусами большие мелкосидящие крытые грузовые лодки (по-местному «будары») и открытые барки. Однако к началу прошлого века, когда Роберт Фултон на Сене и Гудзоне испытывал свои первые паровые корабли, Псков уже навсегда утратил былое торговое значение. Теперь сюда привозили в основном озерную рыбу и дрова, а не заморские товары. И не псковичи стали инициаторами пароходного сообщения по Великой.
26 декабря 1840 года (по старому стилю) император Николай I утвердил мнение Государственного совета о выдаче дерптскому купцу Федору Васильевичу Вегенеру семилетней привилегии на пароходство по озерам Чудскому, Псковскому. Вирцярве и рекам Нарове, Эмбаху (Эмайыги, древней Омовже) и другим, впадающим в эти озера. Более того, вскоре (19 ноября 1842 г.) последовало новое Высочайшее повеление о продлении привилегии еще на восемь лет, но при условии, если Вегенер до окончания первого срока очистит русло Наровы от подводных камней, что увеличило бы ее судоходную часть на 50 верст, почти до водопадов.
Весной 1843 года пароход из Дерпта (Юрьева, Тарту) должен был впервые прийти в Псков. Однако, его прибытие откладывалось с недели на неделю, пока не спадет полая вода в Эмбахе. Наконец, «Псковские губернские ведомости» пригласили псковичей встречать первый пароход 15 (27) мая. В этот субботний вечер, на левом берегу Великой у новенькой пристани собралась толпа горожан и оркестр Екатеринославского гренадерского полка. Однако на озере разыгралась буря с сильным встречным ветром. Чтобы засветло добраться до Пскова, пароход оставил буксируемую грузовую баржу в нескольких верстах от пристани. На первое плавание ушло 16 часов. Не зная о причинах задержки, публика уже стала расходиться, отпустили музыкантов. И вдруг донесся вестовой выстрел, затем еще три. Народ хлынул обратно, а когда увидел подходящую «Юлиану-Клементину» (Вегенер назвал пароход по имени своей жены), с обоих берегов Великой радостно закричали «Ура!».
Приехали семь десятков гостей, и среди них бургомистр, несколько чиновников, сам Вегенер и другие купцы, университетский учитель верховой езды со студентами, редактор газеты... На следующее утро псковское начальство во главе с вице-губернатором присутствовало па благодарственном молебне, завершившемся пальбой из четырех корабельных орудий. А вечером сотня псковичей совершила первую пароходную прогулку почти до Талабских островов: за четыре часа они полюбовались окрестностями, осмотрели обе каюты (мужскую и женскую) с кроватями для отдыха, воспользовались хорошим буфетом по умеренным ценам. В понедельник 17 мая «Юлиана-Клементина» отплыла обратно в Дерпт.
В следующую субботу пассажиров оказалось значительно меньше, но и они с трудом пробирались сквозь большую толпу, вновь собравшуюся встречать пароход. А на воскресную прогулку прибыл и губернатор, только что вернувшийся из столицы. Впрочем, псковичи приходили к пристани только из любопытства, и отсутствие пассажиров заставило пароход переключиться в основном на грузовые перевозки. И в последующие годы пассажирские рейсы на пароходе случались от случая к случаю, а заказы на доставку грузов принимались в любое время.
Произведя инженерные исследования, Вегенер убедился, что расчистить русло Наровы он не сможет. Поэтому с 1848 года его привилегия кончилась и всякому предпринимателю дозволялось устраивать здесь пароходное сообщение. Впрочем, Вегенер не дожил до этого срока один год, его пароход назначили к продаже и рейсы в Псков прекратились. К счастью, в Дерпте быстро создали новое акционерное общество. Его 50-рублевые акции продавались и в конторе псковского агента пароходства Карла Кипке на Великолуцкой улице. Уже в июне 1848 года он сообщил, что «Юлиана-Клементина» будет регулярно ходить раз в неделю, а также совершать экстренные и прогулочные рейсы но частному найму.
Еще пять летних сезонов псковичи пользовались услугами этого парохода. 22 сентября 1852 года «Юлиана-Клементина», зафрахтованная для экспедиции по выпуску в Чудское озеро молоди форели, потерпела крушение и затонула в устье реки Наровы. Правда, паровые машины в 34 силы и наиболее ценные части были затем извлечены. Но восемь лет они пролежали без пользы, пока для них не построили новый корпус под названием «Константин», оказавшийся очень неустойчивым. Как только несколько человек собирались у одного борта, капитан просил часть публики перейти на другую сторону, иначе пароход может опрокинуться. Так что «Константину» пришлось служить только буксирным пароходом.
Пароходное сообщение с Псковом отсутствовало девять лет, пока весной 1862 года пока нарвский Торговый дом Гевта не пустил небольшой пассажирский пароход «Нарова». Два раза в неделю, по средам и субботам, в шесть часов утра он отправлялся из Дерпта и добирался до Пскова за 12 часов. Следующее лето оказалось таким засушливым, что некоторое время рейсов опять не было. А затем на линию вышел и новый, железный, более комфортабельный пароход «Александр». Он преодолевал тот же путь на треть быстрее, но и за место брал на рубль дороже. Теперь уже два парохода, управляемые шведскими шкиперами Рисмуссеном и Свенсоном, совершали рейсы в обе стороны ежедневно, кроме воскресенья.
С 25 июня 1865 года готовое ведомство разрешило отправку с этими пароходами простой казенной и частной корреспонденции. Впрочем. «Нарова» вскоре перестала работать по этой линии, и немного позднее ее сменил другой небольшой деревянный буксирный пароходик «Пейпус».
Еще через пару лет, 9 июля 1869 года, несмотря на пасмурную погоду, в Выползовой слободе на берегу Великой собралось множество псковичей, привлеченных невиданным ранее зрелищем. По заказу экспортной льняной торговой фирмы «Ганс Дидрих Шмидт», к которой перешло Дерптское пароходство, имевшей представительство во Пскове, сюда из столицы доставили в разобранном виде товаро-пассажирский пароход «Дорпат» длиной 120 футов (около 37 м) с каютами трех классов, способный перевозить и две тысячи пудов (32 тонны) груза со скоростью 20 верст в час. Как и его предшественники, «Дорпат» был колесным пароходом (время гребных винтов тогда еще не пришло). Здесь, на берегу Великой, его собрали и спустили на воду.
Целых два десятилетия «Александр» и «Дорпат» каждое лето обеспечивали ежедневное регулярное пассажирское сообщение между Дерптом и Псковом. Но в 1869 году у пароходов появился сильный конкурент: с 6 июня началось движение на Псково-Рижской железной дороге, имевшей ветку из Валка до Дерпта. Уже на следующий год пароходству пришлось снизить цены на билеты, а также снять с пассажирской линии один из двух пароходов. Последние тридцать дореволюционных лет постоянные пассажирские рейсы, как правило, совершал только «Дорпат». Рано утром по понедельникам, средам и пятницам он выходил из Пскова; во вторник, четверг и субботу отправлялся из Дерпта в обратный путь, а по воскресеньям во Пскове выполнял заявки на увеселительные или грузовые рейсы. Даже летом 1918 года, когда Псков был оккупирован, он плавал почти так же, но уже под немецким флагом.
Нерегулярно, большей частью с грузами или по специальному заказу, появлялись во Пскове и другие суда Лифляндского пароходства: «София», «Ольга», «Александр», «Пейпус», а позднее (в 1911-15 годах) «Ганза», «Цесаревич Алексеи» и самый большой - «Император», бравший на борт до трехсот туристов. Казалось бы, они могли обеспечить нужды жителей прибрежной полосы Псковского озера. Однако местных рыбаков они не устраивали, так как не имели определенного расписания, были здесь случайными «гостями». А «Дорпат» официальных стоянок по пути не имел - мог пройти мимо без остановки. К тому же его палуба третьего класса, без укрытий от дождя и ветра, всегда была забита корзинами с рыбой, обложенной таящим льдом, другой кладью и даже перевозимым скотом. Рыботорговцы не раз жаловались на такую тесноту и сырость.
Неудивительно, что еще в конце 80-х годов прошлого века промысловики Талабских островов заговорили о своем собственном пароходе. Но только через двадцать лет их мечта стала осуществляться. Вместе с псковскими оптовиками в 1908 году они образовали паевое товарищество, чтобы собрать пятьдесят паев по пятьсот рублей каждый. 2 ноября уполномоченные товарищества — талабчанин Петр Григорьевич Соловьев и псковский купец Александр Иванович Чернов заказали в финском городе Або на заводе «Вулкан» буксиро-пассажирский пароход ледокольного типа со стосильной машиной «Компаунд».
Верфь выполнила заказ своевременно, к маю следующего года. Однако его приемка и особенно доставка через Нарву заняла все лето. Только 24 сентября 1909 года пароход под названием «Талабск» добрался до Александровского посада (так тогда именовалось селение на этих островах). И все же в этом сезоне, плавая до самой зимы и легко ломая тонкий лед, пароход успел заработать товариществу за перевозку пассажиров, грузов и за буксировку лодок 1515 рублей, что дало 780 рублей чистой прибыли и пять процентов дивиденда пайщикам.
В дальнейшем, начиная навигацию сразу после ледохода, «Талабск» за сезон приносил в кассу «Псковского пароходного общества» (так назвали товарищество) около десяти тысяч рублей. Сразу наладилось и четкое расписание: три раза в неделю, по понедельникам, средам и пятницам - «Талабск» в полдень отправлялся из Пскова, доставляя люден и грузы на Талабские острова, а также в Лисья, Лубовку, Изменку и даже Островицы Гдовского уезда, а на следующий день тем же маршрутом возвращался обратно.
Местное пароходство вниз по Великой и по восточному обозерью оказалось столь необходимым и прибыльным, что товарищество позднее заказало еще один пароход. В июле 1913 года А. И. Чернов получил его в Петербурге, но из-за крупных габаритов, не смог отправить но двухколейному пути Варшавской железной дороги. Пароход пришлось доставлять кружным путем по Балтийской и Рижской дорогам через Тапс, Дерпт и Валк на станцию Псков-II и здесь разгружать и собирать. Ему также дали местное имя - «Елеазаров» в честь ближайшего монастыря уезда.
Пароход вполне оправдал свое название, так как совершал рейсы из Пскова до устья речки Толбицы, куда из Елеазарова приходила речная лодка. По дороге он делал остановки на обоих берегах Великой в имениях Грузинское (ныне Писковичи), Щиглицы и Устье, а также на Верхнем и Талибском островах.
Таковы некоторые страницы история пароходства по Псковскому озеру. Нынешней весной 27 мая исполняется ровно полтора века со дня прихода во Псков первого парохода. Почти одновременно псковские речники могут отметить еще одну памятную дату: 110-летие со дня спуска на воду местного парохода «Ольга», совершавшего регулярные рейсы вверх по Великой. Об этом мы расскажем чуть позже, ближе к юбилею.
Левин, Н. Ф. Первые пароходы / Н. Ф. Левин // Псковская правда. – 1993. – 27 марта.
Дополнительная литература:
Губернский Псков в архивных документах : сборник документов Государственного архива Псковской области : 500-летию вхождения Пскова в состав русского централизованного государства посвящается / Гос. архив. упр. Псков. обл., Гос. архив Псков. обл. ; [сост.: В. П. Волкова и др.]. - Псков : АРТ-проспект, 2010. - 552 с. : ил.
См. док.: N 173. Статья о начале пароходного сообщения между г. Псковом и Дерптом, 12 мая 1843 г. ; N 174. Статья о первом рейсе парохода «Юлиана-Клементина» из г. Дерпта в г. Псков, 19 мая 1843 г. ; N 175. Объявление о пароходном сообщении между г. Дерптом и г. Псковом, 25 апреля 1862 г.
Левин, Н. Ф. Вверх по Великой : Псков на старых открытках / Н. Ф. Левин // Псковская правда. - 1993. - 8 мая.
О деятельности созданного в 1882 г. Общества легкого пароходства.
Пароходом из Дерпта в Псков / подгот. Е. Киселёва // Стерх (Псков). - 2003. - 30 мая (N 60). - С. 6 (Псковские хроники ; № 5).
По материалам газ. "Псковские губ. ведомости" за май 1843 года/
Пароходом от Корытова до Черехи / [подгот.] Т. Медникова // Псковские хроники: история края в документах и исследованиях. - Псков, [2002]. - Вып. 2. - С. 83-84.
Первый рейс "Юлианы Клементины" / [подгот. Н. Коломыцева] // Псковские хроники: история края в документах и исследованиях. - Псков, 2000. - Вып. 1. - С. 90-91.
Источник: "Прибавление к "Псковским губернским ведомостям", 1843 г.
Плоткин, К. М. Псковское судоходство и судостроение в XIX в. / К. М. Плоткин // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии : памяти В. Д. Белецкого. 1919-1997. - Т. II . - СПб. ; Псков, 1997. - С. 152-162. - Библиогр.: с. 161-162.
Соболев, П. Г. Пароходные рейсы : [расписание] / П. Г. Соболев // Соболев П. Г. Спутник по Пскову и окрестностям с фот. снимками О. И. Парли и планом. - С.-Пб., 1914. - С. 101-103.