Левин Н.Ф.,
краевед, Почетный гражданин г. Пскова
Кто сочинил «стихотворение Пушкина»?
Известный в своё время русский библиограф Григорий Николаевич Геннади (1826—1880) был редактором двух изданий Полного собрания сочинений А. С. Пушкина. К первому из них, вышедшему в 1859—1860 годах, он приложил «Библиографический список всех произведений А.С. Пушкина; дополнения, черновые отрывки, не вошедшие в текст, и примечания», в котором указал, где и когда было опубликовано каждое из них. Однако интересующие нас стихи о Пскове там ещё не упоминались.
В первый том второго издания, отпечатанный в 1870 году, Геннади включил лирические стихотворения Пушкина. Восемь страниц в конце тома заняло «Дополнение», сопровождающееся пояснением: «Здесь мы помещаем стихотворения, почему-либо пропущенные в сем издании или доставленные по отпечатании этого тома».
Именно там на 551-й странице наши земляки нашли такой текст:
Псков
(1825)
К сожалению, Геннади не указал, откуда он взял эти тяжеловесные риторические строчки, так не вяжущиеся с нашими представлениями о звонкой, изящной поэзии Пушкина. Непонятно также, как скалы могут быть песчаными, тем более что в Пскове — например, у Гремячей башни или по берегам Мирожки — они плитяные, известняковые. И всё же псковичи не усомнились в подлинности стихов и стали цитировать их то полностью, то отрывками.
Пожалуй, первым воспользовался ими известный краевед Константин Григорьевич Евлентьев, который вёл в «Псковских губернских ведомостях» городскую летопись. 21 января 1878 года он привёл три строчки из середины стихотворения, начинающиеся словами «С поникнутой главой стоит печальный Псков», сделал ссылку на издание Геннади и стал доказывать, что теперь в Пскове начинает пробуждаться любовь к историческим и археологическим изысканиям, горожане охотно посещают новый музей, появились частные коллекции, и в конце выразил надежду, что «недалеко то время, когда псковские древности получат право гражданства и будут дороги для всех, в ком бьётся русское сердце».
«Псковский городской листок», начиная своё издание в ноябре 1881 года, попытался дать очерк псковской истории. Во втором номере газета отметила, что с давнего времени «...наш город не преобразился и не оживился, — он отличался такою суровостью и мрачностью, каким охарактеризовал его великий поэт в своём незаконченном стихотворении ПСКОВ...» (причём газета привела стихотворение полностью). И через полтора года, 5 июня 1883-го, неизвестный автор в той же газете, говоря о трудных условиях жизни Пушкина, бывавшего в Пскове, в доказательство сослался на мрачные слова этого стихотворения.
Через три десятилетия после Геннади другой известный псковский краевед, Иван Иванович Василёв, использовал те же три строчки, что и Евлентьев, в качестве эпиграфа к брошюре «Следы пребывания Александра Сергеевича Пушкина в Псковской губернии», изданной в 1899 году к столетнему юбилею поэта. «Вестник Псковского губернского земства» тогда же, в седьмом номере, рассказывая о празднестве в Святых Горах, упомянул эту брошюру и её эпиграф, но подчеркнул, что «...таким Псков был во времена поэта. Великие реформы Александра II благодетельно отразились и на нашем древнем городе. Призвание к жизни всесословных местных учреждений вновь оживило Псков, и он уже в настоящее время не «являет вид страшный разрушенья».
Между тем после Геннади новые сборники произведений и собрания сочинений Пушкина больше не приводили стихотворение «Псков» даже в разделе сомнительных стихов, приписываемых поэту. Нет упоминания о нём и в 16-томном довоенном академическом издании, недавно переизданном заново. К тому же в послереволюционной краеведческой литературе эти стихи тоже не цитировались. Захотелось узнать, откуда взялся этот текст и почему он исчез.
В Пскове найти ответ на эту загадку не удалось, и пришлось обратиться в Институт русской литературы (Пушкинский Дом). По совету сотрудницы его рукописного отдела Татьяны Ивановны Краснобородько в Пушкинском кабинете Дома отыскали статью Петра Александровича Ефремова (редактора трёх дореволюционных изданий сочинений поэта) «Мнимый Пушкин в стихах, прозе и изображениях», опубликованную в газете «Новое время» 2 и 8 августа 1903 года.
Ефремов отметил, что «...два издания под редакцией Геннади, и особенно 2-е, значительно увеличили число мнимых Пушкинских стихотворений, так как издатель без критики и без проверки вносил всё написанное в газетах и журналах с именем Пушкина, и притом так несчастливо, что например неуклюжие вирши «Псков», помещённые с именем Пушкина и с великою похвалою П. И. Бартенева в «Русском архиве», но через нумер уже указанные принадлежащими псковскому учителю Панкратьеву, несмотря на это были напечатаны Геннади даже два раза.
Поиски в журнале «Русский архив», пятьдесят лет издававшемся Петром Ивановичем Бартеневым с 1863 года, начатые, конечно, с номеров, предшествовавших изданию Геннади, быстро увенчались успехом. Уже в октябрьской тетради за 1869 год нашлась заметка с подписью «П.Б.» — «Неизданные стихи А.С. Пушкина». Вторым из них напечатано стихотворение «Псков» с таким комментарием: «Стихи эти могли быть написаны около 1825 года по поводу известного отзыва Рылеева, который писал Пушкину, что ему удивительно, как, живя близ Пскова, Пушкин ничего не напишет об этом городе, где якобы «задушены последние искры русской свободы». Пушкин сам конечно забыл это оброненное произведение своей вольнолюбивой молодости. Стихи получены нами от одного собирателя, некогда служившего в военной службе и стоявшего с полками в Псковской губернии».
Как видим, Бартенев верил, что стихи принадлежали Пушкину: ему хотелось думать, что ими поэт откликнулся на январское, 1825 года, письмо Кондратия Рылеева: «...ты около Пскова: там задушены последние вспышки русской свободы; настоящий край вдохновения — и неужели Пушкин оставит эту землю без поэмы».
Но уже на последнем листе декабрьской тетради «Русского архива» за тот же 1869 год Бартенев был вынужден дать поправки к своим публикациям и в первой из них так оправдывался перед читателями: «Стихотворение Псков приписано Пушкину на основании преданий. Ныне нам сообщено из источника вполне достоверного, что стихотворение это сочинил некто В. Панкратьев и что в первоначальном виде оно разнствует с напечатанным: например в первом стихе вместо песчаных скал надо кремнистых скал и в пятом стихе вместо честных благ — чистых благ».
Вероятно, Геннади не успел исключить из первого тома сочинений Пушкина, вышедшего в 1870 году, вирши псковского учителя либо вообще не заметил маленькую поправку в конце журнала. Не дошла эта поправка и до псковских краеведов. Ну а пушкинисты больше не ошибались и избавили сочинения Пушкина от таких стихов.
Остаётся добавить, что о других стихах учителя В. Панкратьева, как и о нём самом, пока сведений обнаружить не удалось. В брошюрах И. И. Василёва и П. А. Говорливого по истории Псковской мужской гимназии такой учитель не назван, а о преподавателях других учебных заведений того времени архивных и литературных источников маловато. Впрочем, трудно сказать, представит ли его личность большой интерес для историков Пскова. Главная цель этого рассказа — не только сообщить о курьёзном случае, но и избавить от поисков других исследователей, которым при изучении дореволюционной периодики тоже может встретиться и вызвать недоумение стихотворение «Псков», некогда приписанное А. С. Пушкину.
P.S. Казалось бы, после того как эта заметка была опубликована в газете «Вечерний Псков» (25 марта 1998 года), сомнений больше не должно было оставаться. И всё же в Пскове через три года нашёлся исследователь, который вступил в полемику по этому поводу и считает, что «анализ специалистов — историков, литературоведов, стилистов... может прояснить эту проблему». Газета «Псковская правда» 1—2 июня 2001 года, в дни проведения XXXV Пушкинского праздника поэзии, поместила заметку бывшего директора Псковского музея-заповедника Евгения Петровича Матвеева «Принадлежит ли Пушкину стихотворение о Пскове», причём в рубрике «На грани сенсации». Автор ещё не менее трёх раз публиковал эту «сенсацию», но специалистов, пожелавших заняться подобным анализом, пока не нашлось...
Источник: Михайловская Пушкиниана. Вып. 46 : Псковичи - во славу Пушкина / Н. Ф. Левин / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Федер. гос. учреждение культуры "Гос. мемор. ист.-лит. и природ.-ландшафт. музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушк. Заповедник)". - Сельцо Михайловское-Псков : Псковская областная типография, 2008. - 141, [2] с. : ил. - (Михайловская Пушкиниана).