Епископ Нафанаил
Его день и год рождения впервые стали известны благодаря запросу Госархива Псковской области. Рязанские коллеги сообщили, что сын учителя Сапожковского духовного училища Ивана Сидоровича (по церковному – Иоанна Исидировича) Соборова родился 9 мая 1826 года и при крещении 11 мая получил имя Николай. В следующем году отец стал и священником Скорбященской церкви уездного города с оригинальным названием Сапожок. А дед будущего псковского епископа Нафанаила Исидор Яковлевич служил дьяконом Михаила-Архангельского собора уездного города Михайлова. Протоиереем того же храма до середины XVIII века состоял прадед Яков. Он, вероятно, и взял фамилию Соборов.
Николай был старшим сыном в многодетной семье священника Соборова. За последующие 20 лет в ней появились еще пять мальчиков и четыре девочки. Естественно, что сыновья учились в Сапожковском училище, где преподавал отец. Николай окончил его в 14 лет, 15 июля 1840 года, затем ещё семь лет занимался в Рязанской семинарии и четыре года – в Киевской духовной академии. В 25 лет, 29 сентября 1851 года, магистра богословия Николая Соборова назначили профессором Воронежской духовной семинарии по курсу священного писания. Через полгода, 15 марта, он постригся в монахи с именем Нафанаил, с 1853 года служил помощником ректора, а с 1859 года инспектором.
21 октября 1860 года его перевели на ту же должность в Орловскую семинарию, а 30 ноября 1862 года возвели в сан архимандрита. Одновременно ему поручили редактирование «Орловских епархиальных ведомостей». Новое повышение по службе – ректором Тверской семинарии и настоятелем древнего Тверского Успенского Отрочева монастыря последовало 8 марта 1866 года. В этой многолюдной семинарии он добился открытия параллельных классов, внимательно отбирал кандидатов для поступления в академии, а десяток талантливых и трудолюбивых, но малообеспеченных выпускников, ставших студентами, годами поддерживал материально.
15 августа 1872 года Нафанаила возвели в сан епископа Новомиргородского, викария Херсонской епархии, а 23 мая 1879 года ему поручили управление самостоятельной епархией, назначив епископом Архангельским и Холмогорским. Тогда в состав обширной Архангельской губернии входили современная Мурманская область, северная часть Карелии с Кемским уездом… В ней жили лопари, карелы. Просвещением их и обращением из язычества в православие епископ Нафанаил занимался со свойственной ему настойчивостью: строил храмы, открывал начальные школы и библиотеки. Но прежде всего он устроил епархиальный свечной завод, который стал главным источником благосостояния епархии. Трёхлетнее училище для девочек новый владыка преобразовал в шестиклассное, построил для него просторное здание, учредил седьмой дополнительный класс, в котором готовили будущих учительниц. По просьбе епископа Синод разрешил возобновление двух древних монастырей, упразднённых во времена екатерининских реформ: Никольского на берегу Пинеги (правого притока Северной Двины) с мощами праведного отрока Артемия Веркольского и Трифона Кольского на реке Печенги близ норвежской границы.
Неожиданно епископу Нафанаилу пришлось прервать свою кипучую деятельность в Архангельской епархии. Высочайшим повелением от 6 марта 1882 года он был назначен епископом Псковским и Порховским на место епископа Павла (Доброхотова), переведённого в Олонецкую епархию. Пароходы по Северной Двине пошли только с мая, так что в Псков он добрался только 6 июня. И с первых дней стал посещать городские храмы, лично участвовал в богослужении, что привлекало многих верующих. Первую ознакомительную поездку по епархии владыка совершил с 17 июля по 28 августа 1882 года, проехав за 43 дня 590 вёрст.
Опыт работы в Архангельской епархии пригодился и здесь. В корреспонденции «Псковского городского листка» от 27 марта 1883 года сообщалось, что епископ намерен учредить в Ильинской общине на Запсковье училище для девиц духовного звания, издавать Епархиальные ведомости и устроить свечной завод. Тогда в Пскове не было даже такой начальной школы. По призыву владыки, средства на Епархиальное женское училище собирались за счёт частной благотворительности. Среди пожертвований были и две крупные суммы по 5 тысяч рублей. Освящение закладки училищного дома епископ Нафанаил совершил 31 мая 1883 года. На постройку двухэтажного деревянного здания ушло 20382 рубля, на оборудование классов и спальни – ещё 3151 рубль. В октябре 1884 года по результатам вступительных экзаменов в 1-й класс приняли 45 девочек и в 5-й – 35 девиц, имевших начальное образование. А 5 ноября состоялось освящение открывшегося училища.
Духовное училище для мальчиков существовало в Пскове при семинарии ещё с 1809 года. В 1870 году для него приобрели обширное домовладение на левом берегу реки Великой. Однако в его постройках не удалось разместить общежитие, и приезжим ученикам приходилось снимать угол у частников. По решению духовенства храмы более 10 лет делали отчисления на его устройство, но ко времени приезда Нафанаила нужной суммы не собрали. По его предложению съезд депутатов от духовенства, состоявшийся 13-14 февраля 1884 года, постановил отчислить единовременно 30 % остатка наличных денег. Благодаря этому позднее, уже после его отъезда, было построено новое здание училища с общежитием и домовой церковью. Сейчас там размещается индустриальный техникум.
Трудно сказать, почему здесь не удалось приступить к печатанию Епархиальных ведомостей, хотя «Псковский городской листок» ещё 27 июля 1883 года известил, что преосвященный Нафанаил разрешил их издание и уже идёт подготовка первого номера. Впрочем, в 1884-85-х годах не выходила и Памятная книжка Псковской губернии, а на 1886 год её издали только в сентябре. «Псковские епархиальные ведомости» появились лишь через 10 лет, в январе 1894 года, по настоянию нового епископа Антонина (Державина), прибывшего сюда 6 октября 1893 года.
Ещё во время поездки по епархии епископ Нафанаил увидел, как Псково-Печерский монастырь изготовляет свечи для собственных нужд. Он предложил духовной консистории разработать меры по расширению этого производства. Для приобретения всего необходимого владыка разрешил позаимствовать 22 тысячи рублей из запасного капитала монастыря. С 20 ноября 1883 года переоборудованный завод стал выпускать свечи для всей епархии. Оттуда их привозили в Псков на Печорское подворье, находившееся возле духовной семинарии и церкви Николы «со Усохи», а затем отпускали в церкви и монастыри епархии. В конце следующего года епископ решил перевести завод в Псков, 19 февраля 1885 года его имущество было передано созданному Комитету по управлению заводом, и 22 мая свечи стали выделывать здесь.
Свечной завод сыграл выдающуюся роль в жизни Псковской епархии. Ещё при его устройстве было решено, что открываемое Епархиальное женское училище будет существовать на доходы от него. Позднее, в 1897-99 годах, они позволили построить для училища огромное трёхэтажное кирпичное здание, сохранившееся до наших дней на углу улиц Детской и Калинина, а в 1904-5 годах – здание псаломщицкой школы при Пантелеймоновской церкви возле впадения Черёхи в Великую, открыть в 1898 году при заводе приют для бедных вдов и сирот духовного звания, выплачивать жалование епархиальному архитектору, содержать в Духовной семинарии дополнительные классы…
С благословения и при содействии владыки было восстановлено богослужение в некоторых старинных псковских храмах, находившихся в запустении. В 1883 году к престольному празднику (27 июля) отреставрировали упомянутую загородную Пантелеймоновскую церковь, в 1884 году организовали церковно-приходское попечительство при храме Нового Вознесения, которое обновило и приписную церковь Сергия «с Залужья», в 1885 году освятили возобновлённую приходскую церковь Георгия «со Взвоза»… Интересуясь местной стариной, епископ 31 октября 1882 года участвовал в годичном общем собрании членов Псковского археологического общества (ПАО), а 3 апреля 1883 года под его председательством была образована комиссия по подготовке к празднованию тысячелетия со дня рождения покровительницы Пскова святой Ольги Российской. Предложения комиссии были приняты на заседании ПАО 14 июня, а 11 июля состоялось торжественное заседание общества. На нём присутствовавшие, включая владыку, собрали по добровольной подписке 832 рубля на пристройку придела к Выбутской церкви, на месте предполагаемой родины святой Ольги. Позднее на эти деньги неподалёку поставили Ольгинскую часовню. «Псковский городской листок» отметил 4 января 1884 года, что епископ не разрешил в одном из монастырей сломать звонницу при древнем храме ради постройки колокольни.
Даже краткий обзор его деятельности свидетельствует, как много сделал для Псковской епархии этот энергичный, требовательный архипастырь за неполные три года. Вероятно, он решил, что масштабных проблем здесь не осталось, и неожиданно для псковичей подал прошение о переводе обратно, в Архангельскую епархию, где многие его начинания ещё не были осуществлены. 16 февраля 1885 года оно было удовлетворено, и 5 марта, попрощавшись с паствой, епископ выехал из Пскова.
В Архангельской епархии епископ, в частности, завершил возобновление Печенгского монастыря, построил Николаевскую церковь на Новой земле и основал при ней, а также на Югорском полуострове монашеские скиты, с разрешения Синода открыл в епархии второе духовное училище – в уездном городе Шенкурске, преобразовал Архангельские епархиальные известия, имевшие лишь официальную часть, в Ведомости с неофициальной частью, учредил Братство архангела Михаила для помощи сиротам и Епархиальный училищный совет с городскими отделениями, поддержал создание древлехранилища при духовной семинарии, при котором в 1890 году открылся Епархиальный церковно-археологический комитет… Много времени он посвятил составлению уникального Атласа Архангельской губернии, состоявшего из 30 карт и статистических сведений о городах, сёлах, деревнях и приходах епархии.
Указом Синода от 3 июня 1890 года 64-летнего епископа Нафанаила уволили «на покой» в Спасо-Суморинский монастырь уездного города Тотьма Вологодской губернии, а 14 ноября 1896 года перевели настоятелем московского Спасо-Андрониева монастыря. Там 29 сентября 1901 года широко отмечалось 50-летие его педагогической и пастырской службы, вызвавшее массу поздравлений и журнальных статей. Некрологи в связи с его кончиной 29 апреля 1907 года также появились во многих центральных и местных церковных изданиях.
Судьба Соломенцевых
Для нормальной, прибыльной работы свечного завода требовался опытный технический руководитель. И по заданию епископа Нафанаила иеромонах Псково-Печерского монастыря Аркадий (эстонец Чанк, состоявший позднее, в 1919-1920 годах, настоятелем обители) отыскал мастера в Воронежской губернии. Это был 30-летний уроженец села Аргомачей Пальны Ломской волости Елецкого уезда Орловской губернии Павел Тимофеевич Соломенцев, имевший казацкие корни и хорошо освоивший свечное дело. С самого начала, ещё в Печорах, он наладил массовое производство свечей хорошего качества, а затем вместе с заводом перебрался в Псков. Здесь для завода наняли небольшой церковный домик на Запсковье при той же Ильинской церкви, возле которой было построено здание Епархиального женского училища. Через шесть лет, в феврале 1891 года, доходы от завода позволили приобрести просторное место, выходившее на Образскую и Постникову (Школьную и Первомайскую) улицы, с необходимыми постройками. (Они не сохранились, и в послевоенные годы вместо них построили большое здание Облвоенкомата).
Там же, над мастерскими, находились квартиры рабочих и главного мастера П. Т. Соломенцева. В Пскове он женился на 17-летней девушке из деревни Юхново Федосии Максимовне Максимовой, помогавшей ему по хозяйству. Два их старших сына – Николай, 1894 года рождения, и Иван, 1896 года рождения, поступили в Губернскую мужскую гимназию, дочь Александра, 1899 года рождения, – в частную женскую гимназию М. И. Агаповой, а младший сын Дмитрий, родившийся в 1901 году, - сначала в духовное училище, а затем в семинарию. 6 ноября 1913 года, ровно в день своего 60-летия, скоропостижно скончался Павел Тимофеевич. Его похоронили на маленьком кладбище, находившемся в Мирожском монастыре между Преображенским собором и Стефаниевской церквью, что свидетельствовало о большом уважении церковных властей.
В рапорте от 6 ноября на имя епископа Евсевия Комитет по управлению свечным заводом отметил: «Прослужив 30 лет заводу, он (Соломенцев) принёс большую для него пользу своею добросовестностью и умелой деятельностью». Подчеркнув, что его «дети всё ещё обучаются в учебных заведениях», Комитет просил «разрешить выдать семье умершего денежное пособие на погребение и в возмещение расходов на лечение 200 рублей». 12 декабря Комитет предоставил должность главного мастера Николаю Соломенцеву, поскольку тот, «как выросший в заводе и помогавший в последнее время своему отцу, уже довольно присмотрелся к заводскому делу». И 27 января 1914 года Николай выбыл из гимназии «по прошению матери по домашним обстоятельствам».
Его брат Иван продолжал учёбу в гимназии, в апреле 1915 года получил аттестат зрелости, и 28 июля его зачислили на медицинский факультет Московского университета. Там он активно участвовал в делах Псковского землячества студентов, на каникулах в Пскове играл на благотворительных вечерах, был избран председателем Московского отделения землячества. Из-за революционных событий занятия в университете прекратились, и ему пришлось вернуться в Псков. Здесь в ноябре 1918 года, после окончания немецкой оккупации, несколько красноармейцев пришли на завод с обыском, приняли братьев за белогвардейцев и держали их под прицелом. Только найденное в подвалах церковное вино и заступничество рабочих завода спасли их от расправы. Рабочий комитет избрал Николая председателем и делегатом в Городской Совет. Однажды, возвращаясь поздним вечером с собрания, Николай и Иван едва ушли от вооружённого нападения. Через два дня у слабого здоровьем Николая открылось желудочное кровотечение, остановить которое врачи не смогли. 15 декабря 1918 года он умер и был похоронен в Мирожском монастыре возле отца.
Делами завода с помощью родных стал руководить Иван Соломенцев. За три летних месяца 1919 года Пскову пришлось пережить ещё одну оккупацию. Перед новым приходом Красной Армии мать настояла, чтобы сыновья Иван и Дмитрий переждали ночь за городом. Они ушли, прихватив некоторые документы и тёплые носки, но из-за расставленной всюду охраны вернуться не решились, направились в Печоры и переправились через Псковское озеро. На другом берегу их задержали эстонские пограничники. Узнав, что в Тарту возобновляются занятия в университете, они уговорили отпустить их для поступления в него. Иван предъявил зачётную книжку Московского университета, а Дмитрий – свидетельство ученика Псковской духовной семинарии. Ивана приняли на 2-й курс медицинского факультета, так как 3-й ещё не открылся, а Дмитрия –на 1-й.
Для добывания средств на существование и на оплату обучения они брались за любую работу. Потом удалось устроить кустарное производство свечей. Для организации студенческой взаимопомощи братья участвовали в создании Общества русских студентов, причем Иван стал его председателем. Средства собирались на благотворительных вечерах, балах, научных чтениях… Иван закончил слушание лекций и практические занятия раньше Дмитрия, но отложил государственные экзамены на год, чтобы работой подкопить деньги на будущее. Они завершили их сдачу одновременно - весной 1925 года.
Предполагаемый отъезд для устройства на работу за рубежом братья отложили, так как к ним из Пскова приехала на лечение сестра Александра Павловна. За 8 месяцев она подлечилась в университетской клинике, отдохнула, но поспешила вернуться, получив сообщение о болезни матери. А братья в 1926 году отправились в Париж, набрались там опытом в лучших клиниках и нашли хорошо оплачиваемую работу в колониальной Африке. В конце 1927 года Дмитрий Соломенцев выехал врачом на строительство железной дороги Пуэнт Нуар – Браззавиль, а Иван в начале 1928 года в Чад в составе специальной миссии по борьбе с сонной болезнью. За время первой командировки они собрали коллекции идолов и других африканских раритетов, которые позднее передали в Эстонский этнографический музей в Тарту.
В 1930 году, во время отпуска, братья побывали в Эстонии, чтобы, в частности, наладить отправку посылок матери и сестре, о которых они постоянно заботились. Затем они вернулись на работу, заключив новые контракты: Иван во Французское, а Дмитрий – в Бельгийское Конго. В конце 1933 года, собираясь во второй отпуск, Иван Соломенцев расхворался и был вынужден срочно самолётами добираться до Парижа и лечь в клинику. Туда же поспешил и Дмитрий, который в феврале перевёз брата на юг Франции, в Ниццу. Там, несмотря на казавшееся улучшение, Иван неожиданно умер 28 марта 1934 года. Выполняя его желание быть похороненным в православном месте, Дмитрий сразу договорился об этом с настоятелем Псково-Печерского монастыря архиепископом Николаем (Лейсманом). После выполнения за 8 недель необходимых формальностей гроб в отдельном вагоне, сопровождаемом братом, был доставлен из Ниццы в Штеттин, затем пароходом в Таллин, а оттуда в Печерский монастырь. После вторичного отпевания гроб установили в пещерах. По совету братии усыпальницу с храмом было решено устроить там, где первоначально находилась пещерная монастырская церковь. На средства Дмитрия Павловича и под его общим руководством сначала был поставлен временный деревянный, а потом – мраморный иконостас. Во время Пасхальной недели 1940 года храм-усыпальницу освятили во имя Воскресения Христова и Сорокомучеников Севастийских.
На этом история усыпальницы не кончилась. Узнав, что кладбище в Мирожском монастыре упраздняется, Дмитрий Павлович договорился с наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием (Вороновым) о перенесении в усыпальницу останков Павла Тимофеевича и Николая Павловича Соломенцевых. Оно состоялось 26 ноября 1969 года. Дмитрий Соломенцев позаботился и об установке памятной плиты с пояснительным текстом на стене около иконостаса. А по завещанию о. Алипия, скончавшегося 12 марта 1975 года, там же захоронили и его останки.
В перенесении останков отца и брата в 1969 году принимала участие и Александра Павловна. До этого ей довелось пережить многое. В 1929 году она вышла замуж за агронома, уроженца Порховского уезда Василия Спиридоновича Филиппова (1888-1980). А 1 декабря 1930 года его арестовали по сфабрикованному делу членов Трудовой Крестьянской партии, обвинявшихся во вредительстве, и 17 сентября 1931 года приговорили к высылке в Северный край на 3 года, которые он отбывал в Архангельске. Затем 15 марта 1933 года при массовой чистке пограничного Пскова от «контрреволюционного элемента» арестовали и её. Впрочем, тогда в отношении пятерых, в том числе Александры Павловны, дело направили на доследование. Результаты этого доследования в архивном деле не отражены.
Через два десятилетия, 12 мая 1951 года, её арестовали по известной 58-ой статье, поскольку во время оккупации по направлению Биржи труда она работала в магазине, где продавалась фашистская литература. 23 ноября Военный трибунал МГБ по Псковской области приговорил Александру Филиппову к 25 годам лишения свободы. Только 29 января 1955 года из лагеря в Ярославской области она решилась подала жалобу, умоляя уменьшить этот «убийственный срок». Определением Военного трибунала Ленинградского военного округа от 15 апреля меру наказания снизили до 5 лет.
А Дмитрий Павлович не раз продлевал контракты на службу в Африке и окончательно покинул Бельгийское Конго только в сентябре 1945 года. Его полезная работа получила высокую оценку: ему вручили орден и предоставили бельгийское гражданство. В Брюсселе он вёл частную медицинскую практику. Широко отмечалось 50-летие его врачебной деятельности, появились статьи в печати, советское посольство вручило приветствие русскому врачу. Свою дочь Жанну, родившуюся в Африке от местной жительницы, он привёз в Брюссель, дал ей образование. Сейчас там живут его внучка и правнуки.
После войны Дмитрию Павловичу трижды удалось побывать в России. В 1951 году он туристом приезжал в Ленинград и встречался с сестрой. В 1969 году в Псково-Печерском монастыре вёл переговоры с архимандритом Алипием о перезахоронении отца и брата. И, наконец, в 1981 году, приезжал в родной Псков к сестре и познакомился с её потомками. А через пять лет скончался в Брюсселе.
Такова в кратком изложении уникальная история семьи Соломенцевых и их усыпальницы в пещерах Псково-Печерского монастыря.
Левин Н. Ф., краевед,
Почетный гражданин г. Пскова
Источник: Левин, Н. Ф. Не прервётся связь времён : материалы общества краеведов при Печорской районной библиотеке». - Печоры, 2011. Вып. 4. – С. 69-80. - Читать полный текст сборника>>>