(1787 — 1855)
Русский живописец, представитель школы романтического пейзажа, родился в Пскове 6 августа 1787 года в семье солдата, потом унтер-офицера. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец вышел в отставку, семья перебралась в Санкт-Петербург, где он нашел работу в качестве вахтера Академии Художеств, но официально должность именовалась «смотритель материалов».
Максим Воробьёв становится воспитанником Академии, отец устраивает ему обучение в архитектурном класса Тома де Томона. Мастер классического искусства, прекрасный рисовальщик, обучал юношу законом перспективы. Специализацией Воробьёва стали архитектурно-пейзажные работы.
Следующим этапом обучения мастерству стал класс Фёдора Яковлевича Алексеева — выдающегося городского пейзажиста. Учитель, пейзажист декорационного направления взял ученика в экспедицию-пленэр по историческим местностям Средней России. Воробьев оказался полезным помощником, оживляя виды городов человеческими фигурами.
В 1809 году Максим Никифорович Воробьёв окончил Академию с Большой золотой медалью.
В период Отечественной войны 1812 года Воробьёв выполнял обязанности художника при квартире русской армии, присутствовал при вступлении русских войск в Париж.
На звание академика ему предложили написать картину «Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV в присутствии союзных войск» (Илл. ниже). В 1814 году художнику было присвоено это почетное звание.
Во время русско-турецкой войны, находясь во Второй армии на Дунае, он пишет «Берег моря близ Варны», «Русский лагерь под Шумлою».
Большое место в творчестве живописца занимают пейзажи Петербурга и его окрестностей. В них художник отобразил строгий облик Северной Пальмиры. Это и «Осенняя ночь в Петербурге», и «Восход солнца над Невой» и «Лунная ночь в Петербурге», «Набережная Невы у Академии Художеств». Художник был современником Пушкина. Не случайно все, что связано с пушкинским Петербургом иллюстрируется репродукциями с его картин.
Исаакиевский собор и памятник Петру I
Максим Никифорович был обласкан двором. Среди его заказчиков был Государь и другие высочайшие особы: великие князья, граф Бенкендорф, князь Воронцов и другие.
В 1817 году жил и работал в Москве. Московский кремль - он изображал с разных ракурсов и в разное время суток. Панорамные виды Московского Кремля вошли в культурный фонд истории России.
В 1820 году тогда еще великий князь Николай Павлович имел намерение привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова, в Новом Иерусалиме, в окрестностях Москвы для чего по поручению правительства было организовано путешествие Воробьева к Святым Местам. Художник-архитектор должен был создать чертежи и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Трудность этого предприятия заключалась в том, что все измерения и рисунки надо было делать тайком от надзора местных мусульманских властей. Из этой экспедиции он привез 90 листов рисунков видов Иерусалима и Мертвого моря, Константинополя, острова Родоса, Смирны, Яффы и других городов. За успешное выполнение «палестинского поручения» Воробьев был награжден пожизненной пенсией.
Вид Константинополя
С 1823 года Воробьев - профессор пейзажного класса перспективы Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В этой должности он служил сорок лет. Среди его учеников были Клодт, Айвазовский, Шишкин, Лагорио и Боголюбов.
Максим Никифорович стал одним из пионеров русского романтического пейзажа. Современники ценили его талант. Писатель Нестор Васильевич Кукольник отзывался о картине «Вид Константинополя»; «Это не картина, а ода из воды, земли, воздуха».
Новая характерная черта появилась в творчестве художника-псковича, когда посещал родные места. Она отобразилась на картинах: «Святогорский монастырь», «Уборка сена» и других, посвященных не путешествиям и экзотическим видам, а русской глубинке. .Именно в «псковской» серии его работ сформирован новый эстетический взгляд на русскую реальность. Воробьев не просто фиксирует или созерцает обыденную жизнь, он художественно переосмысливает и поэтизирует обычные бытовые сюжеты. Подобный взгляд искусствоведы и критики теперь называют «венециановским».
Уборка сена. Село Никольское, имение Львова.
В 1840 году умерла Клеопатра Логиновна — жена художника, что губительно сказалось на здоровье и состоянии духа художника. Свои чувства он выразил работой настолько страстной, что это шокировало современников. Подобной работой неприлично было украсить стены гостиной или столовой.
Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника.
Воробьев предпринимает путешествие по Италии и Швейцарии и его последние работы приобретают отстранено декоративное направление.
Умер художник 30 августа 1855 года. Был похоронен в Петербурге сначала на Смоленском кладбище рядом с супругой, затем его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Сын художника пошел по стопам отца. Сократ Максимович Воробьев — художник пейзажист, обладатель золотой медали Академии художеств, руководитель класса пейзажной живописи.
Лунная ночь в Петербурге
Работы Максима Никифоровича Воробьева находятся в Государственной Третьяковской Галерее, Русском музее, Эрмитаже и многих других. Его наследие - городские и морские пейзажи, эпизоды войны, но самая ценная часть наследия художника - петербургские пейзажи, созданные в 1820-30-е годы. Романтический образ Петербурга с его прохладной красотой с соединении с природой в живом и изменчивом состоянии атмосферы стал образцом для подражания для многих поколений художников.
Вид на Зимний дворец со стороны Невы