(1907-1993)
Михаил Ионович Ривкин родился 7 января 1907 года в городе Стародубе Брянской губернии в семье дирижёра военного оркестра. В то время гарнизонная капелла в жизни провинциального города: это было средоточие местной музыкальной жизни. Военный оркестр того времени – это вышколенный коллектив с высокопрофессиональным дирижёром во главе. Такова была среда, где маленький Михаил получил первые опыты высокого искусства. Он играл на – скрипке, трубе, кларнете и ударных. Аранжировки рождались на ходу. Каждый музыкант должен был знать десятки тем и уметь импровизировать. Это был настоящий джаз – по духу, требованиям к исполнителям и месту, которое эта музыка занимала в жизни. И это была великая школа.
Но отец решил, что нужно учиться дальше, получить настоящий профессиональный диплом, и Михаил поступает в Московский музыкальный техникум, а после его окончания – в Ленинградскую консерваторию, где совершенствуется в игре на скрипке у Аркадия Бессмертного (который, в свою очередь, вместе с Яковом Хейфецем был учеником великого Леопольда Ауэра) и симфоническом дирижировании у легендарного Ильи Мусина, основателя петербургской дирижёрской школы, будущего учителя Юрия Темирканова и Валерия Гергиева.
В то самое время завязалось его знакомство с молодым Дмитрием Шостаковичем, с которым они были почти ровесники.
После окончания консерватории началась серьёзная профессиональная деятельность – молодой дирижёр Михаил Ривкин получает приглашение в Минск. Он работает в Минской филармонии, возглавляет оркестр и, совместно с Иосифом Жиновичем принимает самое деятельное участие в создании первого оркестра белорусских народных инструментов. Это был фактически оркестр цимбал – вот когда пригодилась школа, полученная в «клезмербанде». Сейчас этому оркестру присвоен статус Национального и академического. Он носит имя Иосифа Жиновича. Роль Михаила Ривкина в его создании незаслуженно забыта.
…Когда началась война, Минск практически сразу же оказался на переднем крае обороны. В одной из первых бомбёжек погибла жена Михаила Ионовича, дети были эвакуированы и оказались в приюте. Отец смог найти и забрать их только после войны. Сам Ривкин был призван в армию, чудом избежал плена и гибели, участвовал в партизанском движении, после освобождения Белоруссии был зачислен в действующую армию, стал военным дирижёром и вместе со своим оркестром дошёл до Берлина.
После войны Ривкин вернулся в Минск, нашёл детей, снова начал работать. Так длилось до 1953 года, до начала «дела врачей». Когда «взяли» нескольких знакомых, друзья предупредили его, что он, как многие евреи, находится в опасности. Нужно было срочно что-то делать, желательно – уехать куда-то на новое место. Удалось срочно найти вакансию в Томске. …Получив новое назначение, Ривкин срочно помчался в Москву, откуда забрал поступившего в школу-десятилетку при консерватории сына и они вместе поехали в Сибирь. Томск и Новосибирск – и тогда, и сейчас - крупнейшие культурные центры, столицы русской науки, города с интенсивной художественной жизнью, охотно приняли музыканта. Потом началась «оттепель», опасность репрессий миновала, но работа с местными оркестрами была так увлекательна…
И тут в жизнь Ривкина входит Псков. И – наоборот – в жизнь Пскова входит Михаил Ионович. В 1960-м году открылось Псковское областное музыкальное училище. До этого профессионального музыкального образования в нашем городе никогда не было. В новое учебное заведение стали приглашать специалистов, которые могли бы организовать обучение – да, собственно, и музыкальную жизнь города – практически «с нуля».
Одним из таких людей и стал Михаил Ионович. Дирижёр и музыкант такого класса приезжает в город, в котором нет ни филармонии, ни концертного зала. Нет музыкантского сообщества. Едва-едва организовано музыкальное училище. Нет традиции концертов классической музыки. Нет ничего, к чему он привык за свою профессиональную жизнь.
Ривкин искал и находил учеников, подбирал для них инструменты. Следил за их судьбой, рекомендовал друзьям и коллегам в столицах, вникал в подробности судеб, мог помочь советом. Вообще, он был очень человечный. И обладал громадной харизмой и обаянием. Фактически на пустом месте он создал скрипичную и оркестровую школу, исключительно благодаря ему в Пскове появился свой симфонический оркестр, в репертуаре которого были «Рассвет на Москва-реке» и увертюра к «Сорочинской Ярмарке» Мусоргского, «Карнавал зверей» Сен-Санса и «Снегурочка» Чайковского. Для этого он привёз огромную нотную библиотеку. Переписывал оркестровые партии. С 1963 года в его классе профессиональное музыкальное образование получили свыше 100 студентов, большинство из которых продолжают дело своего педагога, работая в музыкальных школах, колледжах, ВУЗах.
Именно благодаря организаторскому таланту Михаила Ионовича стала возможной успешная концертная деятельность студенческого симфонического оркестра, камерного оркестра, ансамбля скрипачей, а слушателям из самых отдаленных уголков области стало доступно "живое" оркестровое звучание. Обширный репертуар оркестра - от Вивальди и Баха до Шостаковича, Прокофьева и Свиридова и активная концертная практика - до 40(!) выступлений за сезон - превратили учебный коллектив по существу в филармонический.
В 1993-м Ионыча не стало. Он похоронен на Мироносицком кладбище г. Пскова. Могила посещаема, его помнят.
Литература : |
|
|
|
Роор, А. |
|
|
|
Кухтинова, Л. |
|
|
|
Стрекаловский, Ю. |
|
|
|
Лаптева, Т. |
|
|
|
Петров, И. |