В области печати
Газета „Псковский Набат"
В области печати за последний зимний период, благодаря принятым мерам, достигнуты большие для Псковской губернии успехи. Тираж ежедневной губернской газеты «Набат» за весь год вплоть до ноября месяца не превышал 2300 — 2400 экземпляров, при чем газета не имела массового читателя. Если проанализировать состав подписчиков, то это особенно станет очевидным. Одно время по постановлению Губисполкома обязательными подписчиками газеты были все торговцы и домовладельцы. Из общего числа 2300 экз. на этих нэпмановских подписчиков падало — 1200. Учреждения и организации выписывали — 700 экз., а на индивидуального подписчика падало всего около 300 экз. Из этих цифр видно, что газета «Набат» почти не имела массового читателя из среды рабочих и крестьян. По содержанию газета была чисто аппаратной, учрежденческой, ибо она помещала главным образом материалы ведомственного характера. Определенной линии, в смысле ориентации на рабочего читателя или на читателя крестьянского, газета не имела, несмотря на то, что она. пыталась (тщетно) удовлетворить одновременно рабочих и крестьян.
Такое положение продолжалось до осени. С осени начинается кампания за; коренную ломку в постановке всей нашей печати. Прежде всего добились передачи газете типографии. Это сразу укрепило материальное положение газет:». Началась работа по организации сети рабкоров, через которых начала устанавливаться связь с предприятиями. В составе подписчиков происходит полная перегруппировка. Обязательная подписка нэпманов отпадает, вследствие отмены обязательного постановления Губисполкомом; начинается первый прилив коллективной подписки на газету рабочих и служащих. Газета вводит целый ряд технических улучшений, постепенно отказывается от общих и длинных статей, берет курс на более широкое освещение местной жизни, более удачно начинает распределять газетный материал и т. д.
Но все эти мероприятия не могли все-таки разрешить вопрос о характере и физиономии газеты и подписка почти не увеличивалась. В декабре месяце состоялось совещание при Агитпропе Губкома по вопросу о положении газеты. Это совещание состоялось совместно с представителем Отдела печати Ц. К., который предлагал совсем закрыть ежедневную газету «Набат» и превратить ее в еженедельную крестьянскую газету. Но совещание решило избрать наиболее целесообразный и приемлемый выход: газету „Набат" оставить как ежедневную губернскую газету, обслуживающую городского рабочего читателя, а для обслуживания деревни приступить к изданию большой еженедельной крестьянской газеты. С этого момента начинается новый курс для газеты „Набат", ибо этим решением «Набат» был освобожден от бесполезной попытки обслуживать одновременно и город и деревню, получилась возможность более точно определить характер и физиономию газеты.
Приступлено было к активной работе — организации сети рабкоров, для которых были организованы специальные курсы по теории и практике газетного дела. На этих курсах выявился ряд рабочих корреспондентов, которые сейчас являются опорой для газеты. При участии рабкоров была проведена в течение середины декабря месяца и начала января широкая агитация за подписку на газету на всех предприятиях и собраниях Профсоюзов в г. Пскове. Тираж газеты довольно быстро начал подыматься и в марте месяце достиг 4250 экземпляров,— тираж, который газета „Набат" за последние годы ни разу не имела. Таким образом, тираж удалось увеличить почти вдвое. Состав подписчиков также коренным образом изменился. Так, напр., на 1-е марта на индивидуальную и коллективную подписку рабочих организаций приходится из 4250 экз. — 2507, на деревню — 307 экз., остальные падают на ведомственную подписку и розницу. Таким образом, на рабочего подписчика падает теперь 59 проц. всего тиража газеты, в то время как в ноябре, до реорганизации рабочие подписчики составляли всего - и проц. За 2—3 месяца, в абсолютных цифрах, рабочая подписка поднялась с 300 до 2500 экземпляров. Если принять еще во внимание, что подавляющая часть из тиража рабочих подписчиков (59 проц.) падает на коллективную подписку, то число рабочих читателей (2500) нужно увеличить в несколько раз.
Одновременно с этим газета изменила характер и взяла курс на массового рабочего читателя. Язык газеты стал более понятным и простым; для рабочей жизни, в связи с расширением сети рабкоров, уделяется уже целая страница. Для характеристики размещения материалов в газете можно привести следующие цифры. Из 550 статей и заметок, помещенных в газете за февраль месяц, на отдел рабочей жизни падает - 254. В значительной степени также усилилась связь газеты с читательской массой. Так, напр., в январе редакцией получено — 757 писем (использовано—458), в феврале—1036 писем (использовано—563).
В связи с изданием новой крестьянской газеты и с увеличением тиража „Набата", было также обращено внимание на техническую постановку вопроса. Улучшена постановка экспедиции, которая работала с большими перебоями, организована доставка газет подписчикам рано утром на дом, типография перешла на ночную работу. С рабкорами проводятся еженедельно регулярные беседы, при чем эти беседы ведутся не только по вопросам постановки газетного дела, но также обсуждаются и делаются доклады по вопросам текущей политики и очередных кампаний (напр., о кооперации, о денежной реформе и др.) На основе этих бесед рабкоры намечают план освещения текущих вопросов в газете. Редакция была укреплена партийными товарищами в связи с тем, что приходится обслуживать две газеты. В редакции „Набата" и в редакции «Пахаря» работают 4 коммуниста.
Большое влияние в оживлении газеты сыграло помещение в газете иллюстраций, приуроченных к центральным и местным сообщениям. Это делает газету более живой и привлекательной. При чем необходимо отметить, что число иллюстраций в газете с каждым месяцем увеличивается. В январе газета дала 30 клише, за февраль — 57, за март — 73. Большая часть клише изготовляется цинкографией газеты, часть получается из Московского Бюро клише.
За эти 3 месяца газета выпустила целый ряд специальных номеров: 6 номеров газеты были целиком посвящены тов. Ленину, затем были даны специальные номера в связи с партдискуссией, 5-тилетием Коминтерна и др.
В общем, газета „Набат" проделала большой путь к улучшению. Опыт перехода к изданию отдельной крестьянской газеты оказался жизненным и вполне себя оправдал. Газета не только выходит из кризиса, но начинает уже завоевывать прочные позиции. „Набат" уже не плетется в хвосте событий, а своевременно отражает все важнейшие моменты общей политики и местной жизни. Но впереди еще стоит большая работа. Надо еще более упростить язык газеты и сделать его более популярным, ближе еще связаться с массовым читателем, повести дальнейшую работу с рабкорами, добиться большей политической выдержки, расширить отделы партийной и рабочей жизни и т. д.
Источник:
Отчет Псковского Губкома РКП(б)к XV Губпартконференции. – Псков: Издание Псковского Губкома РКП(б), 1924. – 108 с.